Изучение народной музыки

Народная музыка всех континентов

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.»
Платон

Есть одна знаменитая фраза: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто дворянином был тогда?» Ее сказал английский священник Джон Болл, выступая против крепостного права во время восстания Уота Тайлера. Не протестуя и не восставая против чего-либо в музыке, можно задать схожий вопрос: когда не было профессиональных исполнителей и в школах музыке не учили, кто музыкантом был тогда? А заодно и узнать, а что есть народная музыка, что дала она современному миру?


Фолк. Возвращение к истокам?

Музыка сопровождает человека тысячи лет. И мы выше говорили о том, что еще на заре человечества пение и ритуальные племенные танцы у костра уже были музыкой. Этих людей никто не учил специально, никто не вел нотных записей и никто не называл себя музыкантом. Просто в пустынях Африки, на островах Полинезии, на Дальнем Востоке, в туманном Альбионе и на огромных просторах Евразии танцевали и пели обладающие волшебными голосами и вовсе безголосые, повторявшие точь-в-точь за своими предками и привносившие новое в древние напевы, великие и бездарные самоучки. И век за веком складывалась та народная музыка, из которой выросло всё великое многообразие музыки современной.

Однако следует для начала определиться, какую же музыку принято — и на законных основаниях — считать народной. В современном музыкальном мире существует два определения, которые обозначают две музыкальные ветви, близкородственные, но все-таки разные явления.

Если пользоваться англоязычными терминами, то речь идет о folk music (фольклорной музыке) и world music или ethnic music (музыке народов мира или этнической музыке). На первый взгляд разница между этими терминами не особо и видна. Ну в самом деле, не всё ли равно, этническая или фольклорная? А вот и нет.

Фолк (англ. folk), или фолк-музыка (англ. folk music) — это сокращение от более широкого и более общего понятия «фольклор». Термин этот подразумевает под собой огромное количество поджанров, в том числе и имеющих между собой мало общего. Но все они имеют нечто, их объединяющее,— народные корни, специфический вокал и исполнение на народных акустических инструментах. Этот термин возник только в конце XIX века, но фолк-музыкой принято называть и ту, что сочинили и задолго до этого.

Музыка народов мира, или этническая музыка (англ. world music, ethnic music) — жанр, в основе которого лежит фольклор (folk). Но если фолк исполняется коренными жителями того или иного региона, то этническую музыку исполняют музыканты, которые далеко не всегда имеют ту же национальную принадлежность. Кроме того, при исполнении этнической музыки в одном оркестре зачастую используются инструменты различных стран, объединяются различные культурные традиции. Ну и, наконец, этническая музыка, в отличие от фолка, подразумевает современную обработку мелодий и высококачественную атмосферную аранжировку.

Итак, говоря о народной музыке, мы имеем в виду именно фольклор, музыкальную ветвь, развивающуюся параллельно с музыкой популярной и классической. Ее не сочиняет какой-либо композитор, ей обучаются по памяти, слушая и подражая другим музыкантам, а исполняется она не профессионалами, а самоучками.

Правда, такое определение было полным лишь до ХХ века. Сейчас следует учитывать технический прогресс, СМИ, наличие Интернета и так далее. Кому придет в голову удивляться высокому профессионализму музыкальных коллективов, исполняющих фолк? Или тому, что народные мотивы звучат в городе, к примеру для развлечения туристов, гуляющих по историческому центру? Или тому, что народная музыка записывается нотами и распространяется на дисках в магазинах? В нашем стремительно меняющемся мире фолк отличается от классики и попа скорее функциональным назначением, а не средствами выражения.

«Волынку ирландцы дали шотландцам в шутку, но шотландцы до сих пор не поняли шутки» (Оливер Херфорд)

Изучение народной музыки

Теоретическим изучением народной музыки специалисты начали заниматься лишь в начале XIX века. И одним из первых ее систематизаторов стал Иоганн Готфрид Гердер, немецкий поэт, философ и историк. Вслед за своим соотечественником-фольклористом Якобом Гриммом Гердер отмечал неразрывную связь народной музыки и природы, именно он ввел термин Volkslied (народная песня). Но, читая его труды, следует помнить, что первоначально все теории касались лишь понятия народной музыки, а не ее самой. Проще говоря, теория так и оставалась лишь теорией.

Более поздние работы, касавшиеся народной музыки, поднимали самые разные вопросы, но два из них оставались главными: есть ли связь между народной и классической музыкой и можно ли обнаружить следы народной музыки в языке или движении? Высказывалось мнение, что народная музыка — это «сниженная» классическая, подслушанная необразованными музыкантами из народа при феодальных дворах и в церквях и скопированная ими. И напротив, что классическая музыка — это наивысшая форма народной, а профессиональные композиторы использовали и обрабатывали народные мотивы. Но современным исследователям ближе третья версия: музыка — и классическая, и с определенного момента народная — развивалась во взаимодействии и взаимовлиянии.

Во второй половине XIX века ученые перешли от теории к практике и начали серьезное изучение народной музыки, собирая и записывая ее, сначала нотной, а позже и фонографической и магнитофонной записью. Особенный интерес из исследований того времени представляют музыкально-этнографические работы американского филолога Френсиса Джеймса Чайлда в Великобритании и венгерского композитора и фольклориста Белы Бартока в Восточной Европе. Чайлдом было собрано 305 английских и шотландских баллад.

Однако Чайлд был уверен, что музыка не столь существенна, как тексты, а музыкальные записи стали вести и исследовать, когда появилась звукозаписывающая аппаратура. Бела Барток и Золтан Кодай, отправившиеся изучать фольклор Восточной Европы, уже были вооружены фонографами. После изучения собранных материалов они пришли к выводу, что музыка является не просто явлением из сферы искусства. Их научный и методический подход и положил начало серьезным исследованиям своеобразного отображения национальной истории стран в их народной музыке.

Баллада (фр. ballade, от позднелат. ballo — танцую) в музыке — объединяет несколько значений: средневековая одноголосная танцевальная песня у романских народов; лирический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV – XVI веков; поэтический и музыкальный жанр, возрожденный в эпоху романтизма.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. Основной особенностью фольклора является устный способ передачи информации. Сам термин введен в 1846 году английским археологом У. Дж. Томсом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: