double arrow

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1

Выполненную работу прислать до 9.00 09.05.2020

На оценку «3»: выполнить 1 пункт плана (буквы а,б,в,г,д)

На оценку «4 и 5» выполнить оба пункта плана 1 (а,б,в,г,д) и 2 (таблица)

Изучить предложенный материал и составить КРАТКИЙ ОПОРНЫЙ конспект по плану:

1. Социальная экология:

А) Понятие «Социальная экология»

Б) Схема «Структура социальной экологии»

В) Задачи изучения социальной экологии

Г) Проблемы социальной экологии

Д) Законы социальной экологии (кратко)

2. Заполнить таблицу «Этапы развития взаимоотношений между обществом и природой в истории цивилизации» (по аналогии с приведенным примером «Охотничье-собирательская культура»), используя предложенный материал (приложение 1) и ресурсы Интернета (по желанию).

 

Этапы развития взаимоотношений между обществом и природой в истории цивилизации

№ п\п Этапы становления взаимоотношений общества и природы Классификация экологического кризиса Новые характерные экологические черты общества Экологические последствия деятельности человека  
  1 2 3 4  
1 Охотничье - собирательская культура Кризис перепромысла животных (кризис консументов) Численность населения: - 3 млн. человек. - Плотность населения – 0,05 – 0,1 чел/км2 - группы по 20-25 человек Орудия труда: - систематическое использование - примитивные - из естественных материалов Деятельность: - загонная охота - строительство хижин-шалашей - использование огня Болезни: - рахит, кариес, заболевания костей и т.д. Продолжительность жизни 23 – 26 лет. - охота приводила с гибели большого числа животных, которые не могли быть использованы в пищу - огонь: · дополнительный источник энергии, человек стал независим от климатических условий ·  пища стала безопаснее, это привело к росту населения · Неконтролируемые пожары, что приводило к смене растительности на обширных территориях, менялся состав, структура почвы, а так же климат. - отходы жизнедеятельности: не имели большой нагрузки, быстро распределялись и разлагались

2




Аграрная культура (традиционное общество)

Кризис примитивного поливного земледелия (кризис продуцентов)

 

 

3

Индустриальная культура

Глобальный кризис:

1. Кризис перепромысла (кризис продуцентов и консументов)

2. Кризис физического и химического загрязнения биосферы (кризис редуцентов)

 

 

4 Постиндустриальная культура      

 

Социальная экология

Эко­логия изу­ча­ет за­коно­мер­ности вза­имо­от­но­шений ор­га­низ­мов меж­ду со­бой и с ок­ру­жа­ющей сре­дой. Че­лове­чес­кое об­щес­тво соз­да­ет оп­ре­делен­ные ус­ло­вия су­щес­тво­вания че­лове­ка в об­щес­тве — со­ци­альные за­коны. Мож­но ли счи­тать со­ци­альные за­коны, при­нятые в об­щес­тве, од­ним из про­яв­ле­ний эко­логи­чес­ких за­коно­мер­ностей?



Со­ци­альная эко­логия. В хо­де сво­его раз­ви­тия эко­логия фор­ми­рова­лась как би­оло­гичес­кая дис­ципли­на, изу­чав­шая про­цес­сы и ре­зульта­ты вза­имо­действия ор­га­низ­ма и сре­ды, в ко­торой он оби­та­ет. Че­ловек яв­ля­ет­ся частью при­роды. Он, так же как и про­чие жи­вые ор­га­низ­мы, оби­та­ет в оп­ре­делен­ной сре­де и, с би­оло­гичес­кой точ­ки зре­ния, от­но­сит­ся к мле­копи­та­ющим жи­вот­ным.

Од­на­ко че­ловек не мо­жет жить в пол­ном оди­ночес­тве, что­бы ос­та­ваться че­лове­ком. Лишь об­ща­ясь с дру­гими людьми, он ощу­ща­ет се­бя пол­но­цен­ным. Ина­че го­воря, че­лове­ку не­об­хо­димо об­щес­тво. Оно соз­да­ет ус­ло­вия, в ко­торых лю­ди су­щес­тву­ют. Воз­ни­ка­ет со­ци­альная сре­да, по сво­им свойствам от­ли­ча­юща­яся от при­род­ной сре­ды, в ко­торой че­ловек оби­та­ет как жи­вой ор­га­низм.

Для вы­яс­не­ния осо­бен­ностей со­ци­альной сре­ды оби­тания че­лове­ка внут­ри эко­логии воз­никло спе­ци­альное нап­равле­ние — со­ци­альная эко­логия, в за­дачи ко­торой вхо­дит рас­смот­ре­ние со­ци­альных пот­ребнос­тей че­лове­ка, об­щес­тва и вза­имо­от­но­шений об­щес­тва и при­роды.

Со­ци­альная эко­логия — раз­дел эко­логии, изу­ча­ющий за­коно­мер­ности вза­имо­от­но­шений че­лове­чес­ко­го об­щес­тва и би­ос­фе­ры, спе­цифи­чес­кую роль че­лове­ка в би­оло­гичес­ких сис­те­мах раз­лично­го уров­ня, от­ли­чия со­ци­альной ро­ли че­лове­ка от ро­лей дру­гих жи­вых ор­га­низ­мов в би­ос­фе­ре, воз­можнос­ти оп­ти­миза­ции вза­имо­от­но­шений че­лове­ка и при­род­ной сре­ды.



Вза­имо­от­но­шения при­роды и об­щес­тва. В ре­зульта­те де­ятельнос­ти че­лове­ка в ок­ру­жа­ющей сре­де про­ис­хо­дят мно­гочис­ленные из­ме­нения. Бо́льшая часть этих из­ме­нений от­ри­цательно вли­яет на би­ос­фе­ру, по­это­му важ­ны по­ис­ки на­уч­но обос­но­ван­ных пу­тей и ме­тодов уменьше­ния пос­лед­ствий воз­действия че­лове­ка на при­роду, вплоть до его пол­ной нейтра­лиза­ции.

Важ­на ре­альная оцен­ка тех­ни­чес­ких, ор­га­низа­ци­он­ных, эко­номи­чес­ких, нравс­твен­ных средств, под­хо­дов и ме­тодов ре­шения эко­логи­чес­ких проб­лем. Сов­ре­мен­ный че­ловек, оби­та­ющий в ком­форта­бельной ис­кусс­твен­ной сре­де, пот­ребля­ет большое ко­личес­тво энер­гии, про­из­водс­тво ко­торой обес­пе­чива­ют це­лые от­расли (топ­ливная про­мыш­ленность, элек­тро­энер­ге­тика), соз­да­ющие ос­но­ву су­щес­тво­вания эко­номик мно­гих стран. Фун­кци­они­рова­ние этих от­раслей при­водит к по­яв­ле­нию раз­личных эко­логи­чес­ких проб­лем.

Пос­кольку зат­ра­ты энер­гии на под­держа­ние ком­фор­тной сре­ды оби­тания че­лове­ка воз­раста­ют, уро­вень эко­логи­чес­ких проб­лем пос­то­ян­но по­выша­ет­ся.

Социальная экология

 

 

 

 

Экология народонаселения

         

Популяционная экология

Экология социальной группы

       

Экология репродуктивной группы

Экология семьи

       

Экология индивида

Экология личности

Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам:

1. Планетарного масштаба — глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации;

2. Регионального масштаба — изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология);

3. Микромасштаба — изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города или социология города).

4.

ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ

6.

7. Социальную экологию, как и любую другую науку, нельзя изучать только с помощью сбора и описания явлений и факторов. Необходимо дать их объяснение через установление связей между элементами в отдельных явлениях и утвердить взаимосвязь этих явлений. Другими словами, социальная экология как наука должна устанавливать научные законы, признаками которых являются общий характер, постоянство и возможность предвидеть их действие.

8. В работе Барри Коммонера изложены четыре основных глобальных экологических закона, которые могут считаться законами социальной экологии.

9. 1-й закон. ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ – предостерегает человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям. Стремление человеческой среды возникает вследствие нарушения отношений в экологической системе в рамках ее причинно-следственных отношений.

10. 2-й закон. ВСЕ ДОЛЖНО КУДА-ТО ДЕВАТЬСЯ – позволяет по-новому рассматривать проблему отходов материального производства. Огромные количества веществ извлечены из Земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде без учета того факта, что «все должно куда-то деваться». И как результат – большие количества веществ зачастую накапливаются там, где в природе их не должно быть. Человек живет в замкнутом пространстве,поэтомувсе, что создается, и все, что берется от природы, ей же определенным способом снова возвращается.

11. 3-й закон ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ – исходит из того, что «структуры организмов нынешних живых существ или организмов современной природной экосистемы – наилучшие в том смысле, что они были тщательно отобраны из неудачных вариантов и что любой новый вариант, скорее всего, будет хуже существующего ныне». Этот закон призывает к тщательному изучению естественных био- и экосистем, сознательному отношению к преобразующей деятельности. Без точного знания последствий преобразования природы недопустимы никакие ее «улучшения». Указывает на связанность наших знаний о природе и нашего воздействия на нее. То есть если мы не будем знать, как переоформлять природу, мы не можем ее «улучшать» нашими действиями, значит, надо вернуться к тем формам жизни, которые представляют экологическую гармонию.

12. 4-й закон НИЧТО НЕ ДАЕТСЯ ДАРОМ – объединяет предшествующие 3 закона, потому что биосфера, как глобальная экосистема, представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения; все, что было извлечено из нее человеком, должно быть возмещено. Глобальные экологические системыпредставляют собой неделимое целое, и все, что человек из них извлекает, должно быть компенсировано. Поэтому потребление природных ресурсов не может быть безгранично.

13. В законах Б. Коммонера обращается внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе, и пока мы не имеем абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить.

14. Все экологические беды происходят от одного и того же: от нашего нежелания считаться с тем, что природные ресурсы и регионов, и планеты в целом конечны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Для того чтобы лучше понять современные проблемы взаимоотношения людей с окружающей средой, целесообразно оглянуться в прошлое и проследить, как складывались эти взаимоотношения на разных этапах развития общества.

В современной отечественной литературе по социальной экологии и экологии человека можно встретить несколько подходов к построению исторической периодизации процесса изменения взаимоотношений между природой и обществом. Все они отличаются тем, что, строясь по различным основаниям, высвечивают преимущественно какой-либо один (реже несколько) аспект развития этих отношений. Нам представляется наиболее обоснованным подход, предложенный Б.Б. Прохоровым, в соответствии с которым взаимодействия человека с природной средой должны рассматриваться через призму его хозяйственной деятельности. С этой точки зрения первостепенное значение для построения периодизации процесса становления взаимоотношений людей и природы имеет изучение хозяйственно-культурных типов человеческого общества.

 

Основываясь на представлении о хозяйственно-культурном типе как системообразующем факторе во взаимоотношениях природы и общества, выделяют четыре эпохи (этапа) становления отношений между ними.

1. Эпоха охотничье-собирательской культуры.

2. Эпоха аграрной культуры.

3. Эпоха индустриального общества.

4. Постиндустриальная эпоха.

 



1




Сейчас читают про: