Граждане России имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам.
Должностные лица в пределах своей компетенции обязаны:
• рассмотреть обращения;
• принять решения;
• произвести необходимые действия;
• дать мотивированный ответ в установленный срок.
Руководители организаций несут персональную ответственность заработу по рассмотрению обращений граждан.
Обращения бывают трех видов:
• жалоба;
• заявление;
• предложение.
Обращения могут быть:
• индивидуальными (поданные одним лицом);
• коллективными (поданные от имени двух и более лиц).
Жалоба — документ, в котором указываются нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан. Жалоба может содержать:
• просьбу о восстановлении нарушенных прав и интересов;
• критику в адрес должностных лиц или граждан, в результате необоснованных действий которых произошло нарушение.
Заявление — документ, в котором указываются просьбы личного или общественного характера, направленные на реализацию предоставленных законом прав и интересов граждан. Заявление может содержать информацию о недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, общественных организаций.
Предложение - документ, в котором указывается необходимость совершенствования работы государственных органов, предприятий, общественных организаций и рекомендуются пути и способы решения поставленных задач.
Порядок работы с обращениями граждан может быть установлен нормативными документами:
• федеральными;
• региональными;
• отраслевыми;
• муниципальными.
Запрещается направлять обращения граждан в те органы или тем должностным лицам, действия которых обжалуются.
Обращения решаются:
• не требующие специального изучения и дополнительных проверок – в течение 15 дней;
• требующие специального изучения и дополнительных проверок – в течение 1 месяца.
Если для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения могут быть в порядке исключения продлены руководством организации, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом заявителю.
Делопроизводство по обращениям граждан в государственных организациях должно вестись отдельно от обработки других видов документов.
Все обращения регистрируются в день их поступления в учетных формах:
• в журналах регистрации;
• на ПК;
• в картотеках.
На обращении ставится:
• дата поступления;
• входящий номер, состоящий из начальной буквы фамилии автора (например, Леонов) и порядкового номера поступившего документа (например № Л-17).
Штамп с регистрационным номером проставляется на нижнем поле первой страницы-обращения (справа). При повторном получении обращения:
• присваивается очередной порядковый номер;
• указывается номер первого обращения;
• ставится отметка "Повторно" (в учетной форме и на обращении).
При поступлении повторного обращения работник, ведущий делопроизводство, обязан передать его на рассмотрение руководству организации вместе с предыдущими обращениями.
Обращения граждан могут быть поставлены на контроль.
В этих случаях в учетных формах и на самом обращении проставляется знак контроля - буква "К" или слово "КОНТРОЛЬ".
Работа по контролю за обращениями граждан возлагается на должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями по контролю.
Лица, осуществляющие контроль, имеют право:
• запрашивать у исполнителей необходимые сведения о ходе исполнения обращения;
• знакомиться с документами, отражающими состояние исполнения обращения;
• требовать от исполнителей объяснения причин задержки исполнения;
• вносить предложения соответствующим руководителям по устранению выявленных нарушений в исполнении обращения.
Контроль завершается только после вынесения решения и принятия мер по разрешению предложений, заявлений и жалоб.
Состояние работы с обращениями граждан анализируется, а итоги работы периодически (ежемесячно, ежеквартально) докладываются руководству организации.
О ходе выполнения наиболее важных и сложных обращений, сроки исполнения которых могут быть нарушены, незамедлительно докладывается контролирующим лицом руководителю организации.
Обращения граждан считаются разрешенными:
• если рассмотрены поставленные в них вопросы;
• по ним приняты необходимые меры;
• даны ответы, соответствующие действующему законодательству и другим нормативным актам.
В этом случае проставляется отметка об исполнении в учетных формах, содержащая:
• краткое указание вида исполнения;
• номер и дату ответного документа.
Руководители организаций должны сообщать гражданам о решениях, принятых по их обращениям. Ответ может быть дан:
• в письменной форме;
• в устной форме.
В случае устного ответа делается соответствующая запись на обращении и в учетной форме.
На каждом обращении после его исполнения ставится:
• запись "В дело №...";
• проставляется личная подпись исполнителя;
• дата.
Обращения граждан после их разрешения со всеми относящимися к ним документами направляются в отдельное дело в соответствии с утвержденной номенклатурой организации.
III. Варианты контрольной работы
Контрольная работа включает в себя большую часть теоретического курса, т.к. по учебному плану для этого отведено небольшое количество часов. Последний вопрос в контрольной работе практического плана: нужно составить на ваше усмотрение по предлагаемым вариантам тексты документов.
Вариант № 1.
1. Роль документа в жизни человека, общества, в сфере управления.
2. Документ, основные понятия, способы документирования.
3. Составьте письмо - просьбу
Вариант № 2.
1. Классификация документов. Принципы классификации. Содержание и назначение отдельных документов. Виды правовых документов.
2. Документирование управленческой деятельности. Общие требования к составлению и оформлению документов.
3. Составьте протокол совещания
Вариант № 3.
1. Правила выдачи копий документов.
2. Служба документационного обеспечения управления: функции, структура, должностной состав.
3. Составьте акт приемки
Вариант № 4.
1. Регистрация документов как процесс создания банка данных о документах организации, ее основные формы.
2. Контроль исполнения документов
3. Составьте приказ о приеме на работу
Вариант № 5.
1. Понятие и значение формуляра - образца для единообразного построения документов.
2. Характеристика и состав организационных документов.
3. Составьте доверенность
Вариант № 6.
1. Информационно-справочная работа по документам учреждения.
2. Первоначальная обработка документов в учреждении.
3. Составьте письмо - приглашение
Вариант № 7.
1. Основные требования к организации хранения исполненных документов.
2. Общие принципы организации документооборота. Основные этапы технологии работы с документами.
3. Составьте выписку из приказа
Вариант № 8.
1. Виды номенклатуры дел. Порядок составления, оформления, утверждения и применения конкретной номенклатуры дел.
2. Характеристика и состав распорядительных документов.
3. Составьте объяснительную записку
Вариант № 9.
1. Экспертиза ценности документов. Этапы и порядок ее проведения. Экспертные комиссии.
2. Контроль исполнения документов.
3. Составьте распоряжение
Вариант № 10.
1. Технология рассмотрения документов в учреждении.
2. Организация отправки документов.
3. Составьте справку






