Формирование дела - группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел и систематизация документов внутри дела.
Делом называют совокупность документов (в отдельных случаях - документ), относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку.
Правильное формирование дел способствует:
• оперативному поиску необходимых документов;
• обеспечивает их сохранность;
• устанавливает порядок в организации делопроизводства.
При формировании дел необходимо придерживаться следующего порядка:
• в дело помещаются документы, работа по которым завершена;
• документы, подшитые в дело, являются подлинниками или заверенными копиями;
• документы разных сроков хранения формируются в разные дела;
• документы, касающиеся одного вопроса, помещаются в одно дело;
• в дело включается, как правило, один экземпляр документа;
• каждый документ, помещенный в дело, должен быть правильно оформлен (иметь дату, подпись, отметку об исполнении и т. д.);
• в дело формируются, как правило, документы одного года;
• в дело не должны подшиваться проекты, варианты документов, неподписанные или не утвержденные руководителем;
• документы внутри дела чаще всего располагаются в обратной хронологической последовательности т. е. только что исполненные документы будут подшиты в папке сверху.
Устав предприятия и другие учредительные документы формируются в самостоятельное дело;
• протоколы общих собраний акционеров формируются отдельно от протоколов заседаний совета директоров, приложения и другие дополнительные документы подшиваются к тем протоколам, к которым они относятся;
• приказы по основной (производственной) деятельности формируются отдельно от приказов по личному составу;
• документы по личному составу предприятия (личные дела, личные карточки) формируются по алфавиту фамилий сотрудников;
• документы ограниченного доступа с грифом "Коммерческая тайна"
или "Для служебного пользования" формируют отдельно от остальных документов предприятия;
• переписку предприятия делят на две папки: с полученной (входящие документы) и отправленной (исходящие документы) корреспонденцией;
• если в деятельности предприятия составляются или поступают единичные документы, которые не подходят ни в одно из дел, заводят специальную папку для подобных документов с заголовком "Документы по различным вопросам за 2004 г." и составляют внутреннюю опись дела.
При выдаче документа, подшитого в дело, на его место закладывается лист-заместитель, в котором указано когда, кому и на какой срой выдан документ. При необходимости дело может быть выдано во временное пользование. На его место помещается карта-заместитель с указанием номера дела, даты выдачи, лица, которому выдано, даты возвращения, росписи в получении и приеме дела.
Оформление дел
Уточнив сроки хранения документов и разделив их на дела постоянного, долговременного и временного хранения, приступают к их оформлению.
Дела временного характера (до 10 лет включительно) обрабатываются упрощенно. Они остаются в скоросшивателях, не нумеруются и сдаются в архив по номенклатуре дел. Основное внимание обращается на материалы постоянного и долговременного хранения. Их обработка производится в соответствии с требованиями, изложенными в Основных положениях ЕГСД.
Дела постоянного хранения и материалы по личному составу подшиваются прочной ниткой в твердую обложку (папку) по 3-4 протокола или переплетаются. Металлические скрепления (булавки, скрепки) из дел должны быть удалены. Дела нумеруются, и в конце дела на отдельном листе ставится заверительная подпись.
Закончив подшивку и нумерацию, оформляют обложку дела по единой установленной форме.
На обложке указываются:
- полное общепринятое название учреждения, его непосредственная подведомственность;
- название структурного подразделения;
- индекс дела, состоящий из индекса структурного подразделения и порядкового номера дела по номенклатуре дел, а также номер тома (если дело имеет несколько томов);
- заголовок (название) дела;
- дата (год) завершения дела или крайние даты (начало и окончание дела) для некоторых категорий документов;
- срок хранения (для дел долговременного хранения) или надпись "Хранить постоянно" (для дел постоянного хранения);
- количество листов в деле;
- номер фонда, описи и дела по описи.
Ряд сведений выносится на обложку в момент заведения дела по номенклатуре, а при сдаче в архив лишь уточняется.
Название учреждения пишется полностью с указанием подчиненности в именительном падеже в верхней части обложки дела. Поскольку вышестоящее ведомство часто имеет принятое сокращенное наименование, это наименование может употребляться при описании.
После названия учреждения с новой строки пишется название структурного подразделения.
Если название учреждения или структурного подразделения менялось в течение периода, охватываемого документами дела, то на обложке приводится последнее название. Под названием структурного подразделения в середине обложки указывается индекс дела.
Заголовок на обложку дела обычно переносится из номенклатуры дел, согласованной с местным архивным учреждением. При подготовке дела к сдаче в архив заголовок может быть уточнен в ходе полистного просмотра документов.
Если дело состоит из нескольких томов (чаще всего переписка), то заголовок каждого тома уточняется путем указания корреспондентов, место нахождения адресата и т.д. Для каждого тома указываются даты (число, месяц, год) его начало и окончание.
На обложке дела пишется дата (год) его заведения в делопроизводстве. Если в деле имеются документы-приложения за более ранние годы, тогда на обложке под датой с новой строки делается оговорка: “Имеются документы за такие-то годы".
Для годовых планов, отчетов, смет и других видов документов, составленных сразу на год, дата указывается в заголовке дела и отдельно на обложку не выносится. Например: “Отчетность о работе за…….. год".
Если дело формировалось несколько лет, на обложке указываются годы начала и окончания его в делопроизводстве. Данные заверительной надписи о количестве листов в деле цифрами выносятся на обложку. Обложка оформляется четко, светостойкими чернилами и тушью.
Оформив и описав дела на обложках, проводят их систематизацию, которая заключается в расположении их в строго определенном порядке. Систематизация обеспечит быстрый поиск и использование документов в научных и практических целях. Если учреждение имеет номенклатуру дел, согласованную с архивным учреждением, то для систематизации можно пользоваться ею. Дела надо расположить в соответствии с номенклатурой в порядке возрастания их индекса. Если номенклатуры нет, то дела сначала нужно разложить по годам, а в пределах года по структурным подразделениям в той последовательности, которая указана в штатном расписании или положении об учреждении.
На дела, систематизированные и подготовленные к постоянному и долговременному хранению, составляются описи. Описи представляют собой систематизированные перечни заголовков и других необходимых сведений о составе и содержании дел. Они служат учетным и справочным пособием как в делопроизводстве, так и в архиве. Описи составляются раздельно на дела постоянного, долговременного хранения и дела по личному составу