Целью изучения учебного предмета “Технология” в начальной школе является формирование технологической грамотности младших школьников, как основы технологической культуры

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ (тезисы)

Лекция 1. Предмет методики преподавания технологии как учебной дисциплины. Цели обучения технологии в начальных классах. Содержание начального курса технологии. Задачи, содержание.

 

Трудовое обучение – учебный предмет в школе, компонент образовательной области «Технология», главной задачей которого является развитие технологического мышления учащихся, формирование у них общетрудовых, политехнических знаний, умений, основ технологической культуры, сенсомоторных, манипуляторных навыков, необходимых для трудового, экономического воспитания, профессионального и жизненного самоопределения.

Предмет “Технология” в начальной школе – компонент образовательной области «Технология», – это первоначальная ступень трудовой технологической подготовки учащихся, призванная стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции познавательной, созидательной и преобразовательной деятельности учащихся, что особенно важно в начальных классах. В осуществлении этой задачи особое место отводится урокам трудового обучения, основная особенность которых – преобладание практической деятельности, направленной на преобразование предметной реальности.

“Технология” в начальной школе предусматривает: формирование простейших технико-технологических знаний; овладение основными способами деятельности, направленными на социализацию личности; экономическое, эстетическое, экологическое, нравственное воспитание; интеллектуальное и физическое развитие; знакомство с основными сферами трудовой деятельности человека.

Отбор содержания учебного предмета осуществлен на основе принципов социально трудовой необходимости и личностной достаточности, культуросообразности, преемственности, пропедевтичности, технологической вариативности, а также эволюционного преобразования “Трудового обучения” с сохранением его лучших традиций.

· Основываясь на сложившихся традициях,  в содержании обучения труду сохранены традиционные разделы “Технология обработки материалов (бумаги, картона, текстиля, природных материалов)”,

· Реализация принципа культуросообразной деятельности осуществляется через все разделы, но основное внимание уделяется на “Технологии ремесел”.

· Опора на потребностно-мотивационную сферу, опыт личности, учет ее психофизиологических и социальных возможностей способствует достижению личностной достаточности содержания обучения. Оно структурировано в виде набора относительно самостоятельных, имеющих логическую завершенность, структурных единиц - разделов, содержание и количество которых определяется целями изучения учебного курса.

· Принцип технологической вариативности наиболее четко проявляется при изучении раздела “Технология ремесел” с учетом региональных, местных особенностей и профессиональной компетентности учителя.

Целью изучения учебного предмета “Технология” в начальной школе является формирование технологической грамотности младших школьников, как основы технологической культуры.

Основными задачами являются:

• удовлетворение потребностей детей в трудовой деятельности, в реализации творческих замыслов в процессе учебно-трудовой, преобразовательной и созидательной деятельности;

• формирование элементарных технико-технологических знаний как компонента мировоззрения – технической и технологической картины мира;

• формирование опыта созидательной и преобразовательной деятельности по созданию потребительных стоимостей, включающего овладение способами деятельности по выполнению основных технологических операций ручного труда в бытовой сфере как необходимое условие успешной социализации в современных социально-экономических условиях;

• формирование культуры труда и поведения в процессе трудовой деятельности и общения, развитие технических, интеллектуальных способностей, сенсорных, двигательных и манипуляционных навыков;

• формирование интереса к трудовой деятельности, первоначальное знакомство с основными сферами трудовой деятельности.

Программа по технологии в соответствии с требованиями Стан­дарта предусматривает решение следующих задач:

· развитие сенсорики и моторики рук, пространственного во­ображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;

· формирование представлений, раскрывающих роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, пер­воначальных представлений о мире профессий; овладение началь­ными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и обще­ственно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать ком­пьютерную технику для работы с информацией в учебной деятель­ности и повседневной жизни;

· воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуни­кативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;

·  развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план дей­ствий и применять его для решения практических задач.

С учетом специфики данного учебного предмета программный материал каждого года обучения представлен четырьмя разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культу­ры труда», «Технология ручной обработки материалов. Элемен­ты графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере (использование информацион­ных технологий)».

Первый раздел — «Общекультурные и общетрудовые компетен­ции. Основы культуры труда» — состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Перво­начальные умения проектной деятельности». В них на основе зна­комства с особенностями труда, быта, ремесел родного края рас­крывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура; содержится информа­ция о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности.

Освоение учащимися проектной деятельности по предметной области «Технология» следует начинать со 2 класса. Особенность ее содержания состоит в том, что проекты носят наглядный, прак­тический характер, ставят близкие и важные для ребенка цели (изготовление моделей для уроков по окружающему миру, мате­матики, для внеурочной игровой деятельности и т. п). Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самосто­ятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучше­ние, отбор материалов и экономное их расходование, продумыва­ние последовательности проведения работ.

Второй раздел — «Технология изготовления изделий из раз­личных материалов (опыт практической деятельности)» — состо­ит из следующих структурных единиц: «Природные материалы», «Искусственные материалы», «Полуфабрикаты», «Поиск и приме­нение информации для решения технических и технологических задач». Распределение материалов по классам осуществляется на основе принципа доступности, с постепенным увеличением сте­пени технологической сложности изготавливаемых изделий, учи­тывая при этом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Структурные единицы содержат информацию по применению материалов, наблюдение и опытное исследование некоторых их свойств как отдельно, так и в сравнении друг с другом, краткую характеристику технологических операций, описание практиче­ских работ, перечень объектов труда и творческие задания. В этом разделе учащиеся знакомятся с информацией, необходимой для решения технических, технологических и практических задач, что обеспечивает самостоятельную деятельность детей при конструи­ровании изделий из различных материалов.

Учитель вправе с учетом региональных особенностей, нацио­нальных традиций, возможностей школы вносить коррективы в перечень практических работ и объектов труда. На изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до четы­рех уроков.

Третий раздел — «Конструирование и моделирование» — пред­ставлен следующими структурными единицами: «Конструирова­ние. Сборка моделей из деталей конструктора», «Использование измерений для конструирования и решения практических задача, «Моделирование пособий для различных уроков».

В этом разделе происходит знакомство с понятиями «конструк­ция изделия», «модель»; формируются первоначальные представ­ления о видах конструкций и различных способах их сборки. В разделе «Конструирование и моделирование» представлены кон­струкции изделий (пособий), необходимых для других предметных областей. Естественным результатом изготовления этих пособий является проверка их в действии на других уроках (функциональ­ная составляющая изделия).

Четвертый раздел — «Практика работы на компьютере» — пред­усматривает обучение младших школьников использованию ком­пьютерных программ как средства учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников (работе с которыми целенаправленно обучаются дети).

Учебные материалы для 4 класса позволяют организовывать практическую работу детей с электронным справочником для формирования первоначальных умений, использовать электрон­ные справочники и энциклопедии для поиска информации.

Программа предполагает обучение младших школьников уме­нию организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с трена­жерами.

Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов про­граммы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиены, умению экономить материалы, бережно отно­ситься к инструментам, приспособлениям.

Программа предусматривает обязательное сочетание индивиду­альной работы, работы в малых группах и коллективной работы, что особенно актуально для малокомплектных или разновозраст­ных классов сельской школы. Готовые работы желательно исполь­зовать на уроках по другим предметам, при организации школь­ных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков.

 

 

Лекция 2. Особенности оснащения предмета технологии в начальной школе. Оснащение курса технологии в начальной школе. Приемы работы с колющими (циркуль, игла, шило) инструментами. Приемы работы с режущими (ножницы, нож) инструментами.

В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Обучение школьников технике безопасности в обращении с любыми инструментами также следует отнести к важнейшим вопросам культуры и организации работы. Учителю необходимо познакомить детей с соответствующими правилами и добиваться строгого и неукоснительного их соблюдения. Эту работу нужно проводить систематически и последовательно, по мере включения в деятельность тех или иных инструментов, наряду с освоением приёмов и культуры труда. Во время первого знакомства с инструментом учитель должен рассказать о правилах обращения с ним, продемонстрировать их и по возможности выполнить со- ответствующие упражнения с учениками. В дальнейшем придётся постоянно напоминать детям о правилах безопасности, следить за их соблюдением, а при необходимости специально отрабатывать в упражнениях.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.

Лекция 3 Формы организации обучения технологии. Урочная и внеурочная формытехнологической подготовки младших школьников. Виды внеклассной работы по технологии,требования к ним.   Планирование внеклассной работы потехнологии.   Схема конспекта внеурочного занятия

Формы внеклассной работы по обслуживающему труду

К внеклассным формам работы с учащимися относятся: экскурсии на предприятия сферы обслуживания, встречи с ветеранами труда, конкурсы по профессии.

Рассмотрим каждую из этих форм в отдельности.

Экскурсии. Программой трудового обучения предусматривается проведение производственных экскурсий в каждом классе. Основная цель экскурсии состоит в том, чтобы дать школьникам общее представление о современном производстве, познакомить их со структурой предприятий общественного питания, швейных фабрик или ателье, с условиями и спецификой работы на них, но главное — наглядно продемонстрировать производительный труд и рассказать о его сущности, о современной технике и технологии производства.

Экскурсии заранее планируются и являются органической составной частью учебно-воспитательной работы по трудовому обучению. Во время экскурсии учащиеся глубже осознают необходимость изучения курса трудового обучения, на конкретных примерах убеждаются в общественной значимости профессий сферы обслуживания.

Темы экскурсий, их цели и характер согласуют с требованиями программы. В начальных  классах обычно проводят только ознакомительные экскурсии, способствующие усвоению школьниками отдельных тем или разделов программы.

Методика проведения экскурсий. Методика проведения экскурсий предполагает подготовку к экскурсии, ее проведение и подведение итогов.

Подготовка к экскурсии начинается с составления плана ее проведения и выбора объекта, т.е. предприятия, которое учащиеся должны будут посетить. Исходя из цели экскурсии, учитель определяет вопросы, на которые школьникам следует обратить особое внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсий на предприятии или добивается разрешения того, чтобы провести ее самому. Намечая план маршрута, преподаватель продумывает, как обеспечить безопасное передвижение учащихся по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной.

Чтобы повысить активность учащихся во время экскурсии, необходимо дать им план проведения и вопросы, на которые нужно будет ответить по окончании экскурсии, а также индивидуальные задания.

Задание к экскурсии

Запишите в тетради название предприятия.

Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия?

Назовите современное оборудование, используемое в его цехах.

Расскажите, работники каких основных профессий работают на предприятии.

Что больше всего вам понравилось на предприятии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: