Биологические ритмы − это периодическое, регулярное повторение жизненных процессов, их характера и интенсивности во времени. Биоритмы характерны в той или иной степени для всех живых организмов. Для них характерны период, амплитуда, фаза, средний уровень, профиль. Биоритмы делятся на экзогенные, которые вызваны изменениями в окружающей среде, и эндогенные, т.е., обусловленные внутренними процессами в организме.
В зависимости от выполняемых функций выделяют физиологические биоритмы, т.е., циклы, которые связаны с деятельностью отдельных систем органов (дыхательной, сердечно-сосудистой) и адаптивные или экологические, которые служат для адаптации организма к периодичным процессам окружающей среды (смена времен года).
В настоящее время приобретают особое значение социальные ритмы. В плену некоторых из них люди находятся постоянно: укорочение сна и отдыха, нерегулярный прием пищи, ночной образ жизни и т.д.
Социальные ритмы все больше оказывают влияние на биологические ритмы, ставя их в зависимость, при этом, не учитывая естественных потребностей организма. Для студентов характерна большая социальная активность и высокий эмоциональный тонус, очевидно, поэтому им свойственна гипертоническая болезнь в большей мере, чем для их сверстников из других социальных групп.
|
|
При учете биоритмов, можно добиться более высоких результатов при меньших физиологических затратах.
Гипокинезия и гиподинамия
Гипокинезия – это состояние организма, которое обусловлено недостатком двигательной активности. В отдельных случаях гипокинезия может привести к гиподинамии.
Гиподинамией называется система отрицательных морфологических и функциональных изменений в организме, возникающих в результате продолжительной гипокинезии, например, атрофические изменения мышц, детренированность сердечно-сосудистой системы, общая физическая детренированность, изменение системы крови, водно-солевого баланса, и т.д. В результате происходит снижение функциональной активности органов и систем, нарушение деятельности механизмов регуляции, которые обеспечивают их взаимосвязь, ухудшение устойчивости к неблагоприятным факторам среды; уменьшение интенсивности и объема информации, связанной с сокращением мышц, нарушение координация движений, снижение тонуса мышц, падение выносливости и силовых показателей. Наиболее устойчивыми к развитию гиподинамии являются мышцы шеи и спины. Мышцы живота, напротив, атрофируются очень быстро, что сказывается неблагоприятно на функции органов дыхания, пищеварения, кровообращения.
При гиподинамии происходит снижение силы сердечных сокращений, сокращение минутного объема, массы сердца и его энергетического потенциала, ослабление сердечной мышцы, снижение количества циркулирующей крови ввиду ее застаивания в капиллярах и депо. Наблюдается ослабление тонуса сосудов, падение кровяного давления, ухудшение снабжения тканей кислородом и интенсивности процессов обмена веществ.
|
|
Гиподинамия сопровождается уменьшением жизненной емкости легких и легочной вентиляции, интенсивности газообмена. В результате, гиподинамия создает ситуацию, чреватую серьезными отрицательными последствиями для жизнедеятельности организма.
Средства физкультуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Основным средством физической культуры являются физические упражнения. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды весьма подвижна. Ее можно тренировать средствами физических нагрузок и внешними воздействиями, например, недостатком кислорода, колебаниями температур.
Физические упражнения приводят к совершенствованию физиологических механизмов в организме, способствуют повышению устойчивости к переохлаждению, перегреванию, недостатку кислорода, повышают физическую и умственную работоспособность.
Люди, активно и систематически занимающиеся физическими упражнениями, имеют повышенную психическую, умственную и эмоциональную устойчивость.
Кроме физических упражнений к средствам физической культуры относятся оздоровительные силы природы: солнце, воздух и вода, а также гигиенические факторы: санитарно-гигиенические условия, режим питания, труда, сна. Использование человеком оздоровительных сил природы приводит к стимуляции и укреплению защитных сил организма, активизирует процессы обмена веществ и функционирование органов и физиологических систем. Для повышения уровня умственной и физической работоспособности необходимо победить вредные привычки, чаще находиться на свежем воздухе, заниматься закаливающими процедурами, быть физически активными. Регулярные занятия разными формами физических упражнений в условиях интенсивной учебной деятельности понижают нервные и психические напряжения. Систематическая двигательная деятельность способствует повышению психической, умственной и эмоциональной устойчивости организма при напряженной умственной учебной работе.
Выводы
1. Человеческий организм представляет собой сложную биологическую систему, в которой все органы, системы органов связаны друг с другом и взаимодействуют между собой.
2. Исследователи выделяют 2 вида трудовой человеческой деятельности – умственный и физический труд.
3. Активный отдых, основанный на смене видов деятельности, является залогом хорошей физической и умственной работоспособности.
4. Для профилактики и отдаления умственного утомления необходимо мобилизовать стороны двигательной деятельности и психической активности, не связанные с теми, которые способствовали возникновению утомления.
5. Особенности восстановительных процессов необходимо учитывать при планировании физических нагрузок для самостоятельных тренировок.
6. При учете биоритмов, можно добиться более высоких результатов при меньших физиологических затратах.