Биологические ритмы и работоспособность

Биологические ритмы − это периодическое, регулярное повторение жизненных процессов, их характера и интенсивности во времени. Биоритмы характерны в той или иной степени для всех живых организмов. Для них характерны период, амплитуда, фаза, средний уровень, профиль. Биоритмы делятся на экзогенные, которые вызваны изменениями в окружающей среде, и эндогенные, т.е., обусловленные внутренними процессами в организме.

В зависимости от выполняемых функций выделяют физиологические биоритмы, т.е., циклы, которые связаны с деятельностью отдельных систем органов (дыхательной, сердечно-сосудистой) и адаптивные или экологические, которые служат для адаптации организма к периодичным процессам окружающей среды (смена времен года).

В настоящее время приобретают особое значение социальные ритмы. В плену некоторых из них люди находятся постоянно: укорочение сна и отдыха, нерегулярный прием пищи, ночной образ жизни и т.д.

Социальные ритмы все больше оказывают влияние на биологические ритмы, ставя их в зависимость, при этом, не учитывая естественных потребностей организма. Для студентов характерна большая социальная активность и высокий эмоциональный тонус, очевидно, поэтому им свойственна гипертоническая болезнь в большей мере, чем для их сверстников из других социальных групп.

При учете биоритмов, можно добиться более высоких результатов при меньших физиологических затратах.

Гипокинезия и гиподинамия

Гипокинезия – это состояние организма, которое обусловлено недостатком двигательной активности. В отдельных случаях гипокинезия может привести к гиподинамии.

Гиподинамией называется система отрицательных морфологических и функциональных изменений в организме, возникающих в результате продолжительной гипокинезии, например, атрофические изменения мышц, детренированность сердечно-сосудистой системы, общая физическая детренированность, изменение системы крови, водно-солевого баланса, и т.д. В результате происходит снижение функциональной активности органов и систем, нарушение деятельности механизмов регуляции, которые обеспечивают их взаимосвязь, ухудшение устойчивости к неблагоприятным факторам среды; уменьшение интенсивности и объема информации, связанной с сокращением мышц, нарушение координация движений, снижение тонуса мышц, падение выносливости и силовых показателей. Наиболее устойчивыми к развитию гиподинамии являются мышцы шеи и спины. Мышцы живота, напротив, атрофируются очень быстро, что сказывается неблагоприятно на функции органов дыхания, пищеварения, кровообращения.

При гиподинамии происходит снижение силы сердечных сокращений, сокращение минутного объема, массы сердца и его энергетического потенциала, ослабление сердечной мышцы, снижение количества циркулирующей крови ввиду ее застаивания в капиллярах и депо. Наблюдается ослабление тонуса сосудов, падение кровяного давления, ухудшение снабжения тканей кислородом и интенсивности процессов обмена веществ.

Гиподинамия сопровождается уменьшением жизненной емкости легких и легочной вентиляции, интенсивности газообмена. В результате, гиподинамия создает ситуацию, чреватую серьезными отрицательными последствиями для жизнедеятельности организма.

Средства физкультуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

Основным средством физической культуры являются физические упражнения. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды весьма подвижна. Ее можно тренировать средствами физических нагрузок и внешними воздействиями, например, недостатком кислорода, колебаниями температур.

Физические упражнения приводят к совершенствованию физиологических механизмов в организме, способствуют повышению устойчивости к переохлаждению, перегреванию, недостатку кислорода, повышают физическую и умственную работоспособность.

Люди, активно и систематически занимающиеся физическими упражнениями, имеют повышенную психическую, умственную и эмоциональную устойчивость.

Кроме физических упражнений к средствам физической культуры относятся оздоровительные силы природы: солнце, воздух и вода, а также гигиенические факторы: санитарно-гигиенические условия, режим питания, труда, сна. Использование человеком оздоровительных сил природы приводит к стимуляции и укреплению защитных сил организма, активизирует процессы обмена веществ и функционирование органов и физиологических систем. Для повышения уровня умственной и физической работоспособности необходимо победить вредные привычки, чаще находиться на свежем воздухе, заниматься закаливающими процедурами, быть физически активными. Регулярные занятия разными формами физических упражнений в условиях интенсивной учебной деятельности понижают нервные и психические напряжения. Систематическая двигательная деятельность способствует повышению психической, умственной и эмоциональной устойчивости организма при напряженной умственной учебной работе.

Выводы

1. Человеческий организм представляет собой сложную биологическую систему, в которой все органы, системы органов связаны друг с другом и взаимодействуют между собой.

2. Исследователи выделяют 2 вида трудовой человеческой деятельности – умственный и физический труд.

3. Активный отдых, основанный на смене видов деятельности, является залогом хорошей физической и умственной работоспособности.

4. Для профилактики и отдаления умственного утомления необходимо мобилизовать стороны двигательной деятельности и психической активности, не связанные с теми, которые способствовали возникновению утомления.

5. Особенности восстановительных процессов необходимо учитывать при планировании физических нагрузок для самостоятельных тренировок.

6. При учете биоритмов, можно добиться более высоких результатов при меньших физиологических затратах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: