Громова М. И. Современная русская драматургия. - М., 1999. Иванова Н. Б. Точка зрения: О прозе последних лет. - М., 1988. История русской литературы XX века (20 - 90-е годы): Основные имена / Отв. ред. С. И. Кормилов. - М., 1998.
Кулаков Вл. Поэзия как факт: Статьи о стихах. - М., 1999. Немзер А. С. Литературное сегодня: О русской прозе: 1990-е. - М., 1998.
Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов XX века. - Минск, 1998.
Роднянская И. Б. Литературное семилетие. - М., 1995. Русская литература XX века: В 2 т. - Т. 2 (1940 - 1990-е) / Под ред. Л. П. Кременцов. - М., 2002.
Русские писатели 20 века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М., 2000.
Русская проза конца XX века / Сост. и вступ. статья С. И. Тиминой. М., 2002.
Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. - М., 1999. Эпштейн М. Н. Постмодерн в России: Литература и теория. - М., 2000.
Предметно-именной указатель
Абрамов Ф. 17-20, 63, 65, 203
абсурдизм 274, 489, 610 - 612, 667
авангард 288, 379, 425, 429, 523, 596, 642, 644, 668
автобиографизм 593, 599
Агеев А. 271, 627
Адамович А. 118, 192, 195 - 198, 418
Адмони В. 8
Айзенберг М. 429, 439, 451, 590
Айтматов Ч. 13, 30, 36, 39-42, 44, 45, 203, 417, 516, 522, 524
"Белый пароход" 44
"И дольше века длится день" ("Буранный полустанок") 39, 40, 44
"Плаха" 39, 41-45, 146, 522
"Прощай, Гульсары!" 39
"Ранние журавли" 44, 203
Аксенов В. 11, 137-139, 148, 150, 151, 153-155, 157-161, 383, 415, 419, 424, 478, 480, 508, 522
"Затоваренная бочкотара" 151, 153, 159, 288
"Звездный билет" 160, 480
"Коллеги" 160, 480
"Московская сага" 161, 522
"Ожог" 157-159, 415
"Остров Крым" 159, 160, 415, 478
"Победа" 148 - 150
"Поиски жанра" 150, 154 - 157
Акулов И. 17, 23-25
Алексеев М. 23, 25
Алешковский П. 137, 522
Алешковский Ю. 137 - 139, 162 - 167, 176, 415, 478, 516, 562, 571
аллегория 161, 165, 190, 194, 389, 468, 476
Амирэджиби Ч. 13, 203
андеграунд (литературный) 391, 419, 420, 425, 596, 598, 631, 638-640
Анненский И. 297, 320, 327, 646
Аннинский Л. 203, 412, 416, 533, 534, 629
Антонов С. 522
Арбузов А. 272
Арро В. 200, 272, 283
Архангельский А. 162, 446, 637
Астафьев В. 13, 63, 81, 84, 97-109, 112-134, 191, 219, 417, 524, 560, 610
"Жизнь прожить" 113, 115, 117, 131
"Звездопад" 98, 120
"Пастух и пастушка" 99, 119, 120, 122, 123, 125
"Печальный детектив" 113, 116-119, 133, 560
"Последний поклон" 98 - 108
"Прокляты и убиты" 119, 125, 130, 131, 133
"Царь-рыба" 99, 108, 109, 112, 113
"Ясным ли днем" 99
Ахмадулина Б. 297, 314 - 320, 626
Ахматова А. 140, 297-299, 319, 414, 498, 499, 584 - 586, 588, 642, 673
Бабель И. 259, 585
Багрицкий Э. 311, 347
Байтов Н. 423
Бакин Д. 590
Бакланов Г. 120, 200, 260, 522
барокко, барочность 201, 202, 423, 455, 457, 465, 644, 645, 650, 659-661, 669, 670
Барт Р. 482, 645
Бартон Джонсон Д. 402
Басинский П. 522, 529, 583, 635
Баткин Л. 661
Бахтин М. 19, 133, 135, 138, 162, 164, 167, 255, 276, 299, 378, 390, 391, 394, 401, 439, 501, 564, 585, 588, 622, 623
Безродный М. 424
Бек А. 414, 417
БекТ. 233
Беккет С. 274, 511, 611, 612
Белая Г. 64, 412
Белов В. 23-25, 63 - 68, 71-73, 81-83, 191, 220, 221, 417, 418
"Все впереди" 73, 83, 417
"Кануны" 23, 25
"Лад" 73, 82, 83, 113
"Плотницкие рассказы" 64 - 72
"Привычное дело" 64, 72, 73
Белый А. 135
Беляускас А. 13
Бераха Л. 171
Бетеа Д. 646, 656
Битов А. 162, 200, 202, 205, 375, 376, 380-382, 384, 385, 387-391, 394, 402-404, 406, 410, 415, 419, 422, 424, 474, 502, 626
Блаженный В. 590
Блок А. 49, 326, 327, 392, 519
Бобышев Д. 297
Богомолов В. 192, 200, 533, 537
Бодрийяр Ж. 376, 377, 383, 390
Бокарев Г. 15
Бондарев Ю. 27, 120, 260, 283
Борнхофен П. 646, 661, 670
Борхес Х. Л. 193, 376, 381
Бочаров А. 192, 412, 416
Бочаров С. 564
Брежнев Л. 22, 409, 488
Брехт Б. 135
бриколаж 450
Бродский И. 7, 8, 297, 320, 376, 415, 420, 422, 424, 425, 449, 454, 501, 570, 572, 599, 641-654, 656-667, 673
Буйда Ю. 478, 590, 595
Булатов Э. 427, 428, 490
Булгаков М. 135, 207, 347, 414, 521, 527, 586, 587
Бунин И. 300, 333, 344-346, 372, 414, 585, 671
Быков В. 13, 116, 192, 199, 219, 260-272, 524
Вагинов К. 587
Вайль П. 158, 176, 599
ВалеевР. 31, 83
Валтон А. 13
Вампилов А. 13, 15, 192, 199, 200, 272-284, 286, 287, 574, 671
"Провинциальные анекдоты" 273, 278-280, 574
"Прошлым летом в Чулимске" 273-275, 283
"Прощание в июне" 273 - 277
"Старший сын" 275, 277, 278
"Утиная охота" 273 - 276, 280-283
Ванеева Л. 563
Василенко С. 563
Бахтин Б. 8, 599
Верников А. 590, 595
Ветемаа Э. 13, 192, 200
Вигдорова Ф. 7
Виктюк Р. 611
Вилльямс Р. 524 - 527
Виппер Ю. 669, 670
Вишневецкая М. 565
Вишневский В. 426
Владимов Г. 193, 194, 415, 522, 533-542, 546-551, 555, 557-559
Вознесенский А. 315
Войнович В. 136-139, 166-176, 178, 415, 478, 516, 522, 559
"Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина" 167 - 173
"Иванькиада" 173, 174
"Москва 2042" 170, 175
"Шапка" 136, 173, 174
Володин А. 272
Волохов М. 515
Воробьев К. 120, 524
Вудворд Дж. 206, 214, 215
Вульф В. 525
Высоцкий В. 137-139, 143-147, 159, 319, 414, 448, 504
Габышев Л. 528, 560
Гаврилов А. 423
Гайсер-Шнитман С. 391, 393, 394
Галин А. 200, 272
Галич А. 137-143, 414
Галкин Ю. 38, 63
Галковский Д. 424, 593, 594
Гандельсман В. 590
Гандлевский С. 427, 447, 531, 590, 593
Гареев 3. 423
Гаспаров Б. 393
Гельман А. 15, 30, 36, 418
Генис А. 158, 176, 496, 499, 504, 507, 510, 599, 603, 685
герой 20, 21, 31, 32, 36-40, 42, 46, 55, 56, 59-62, 69, 78, 85-87, 91-94, 97, 99-101, 122, 143, 145-147, 150 - 152, 162, 165, 166, 176, 188, 200, 202, 214, 229-231, 244, 246, 254, 260-262, 271, 276, 277, 283, 294, 303, 310, 323, 329, 331, 339, 340, 343, 344, 346-348, 351, 353, 357, 359, 397, 408, 415, 436, 446, 464, 466, 491, 496, 503, 507, 508, 532, 544, 558, 565, 573, 578, 581, 595, 599, 603, 606, 609, 632, 634, 638, 646, 649, 652, 654
Гинзбург Лев 200-202
Гинзбург Л. Я. 202, 324
Гладилин А. 138, 233, 415
Гоготишвили Л. 564
Гончар О. 17, 531
Гордин Я. 643, 646, 650, 652
Горенштейн Ф. 415, 524, 527, 590-592, 594
Горин Г. 15, 192, 199
Горланова Н. 563
Горький М. 45, 105, 414
Гощило X. 467, 563, 564
Гранин Д. 30, 35, 118, 192, 196, 417, 418, 522
Грекова И. 219
Григорьев О. 139
Гроссман В. 125, 208, 309, 414, 417, 418, 521, 527
"Все течет" 414, 417
"Жизнь и судьба" 125, 414, 521
гротеск 98, 135-139, 141, 143, 148, 161-163, 173, 175, 177, 190, 240, 498, 517, 633, 666
Губерман И. 137, 139
Гущанская Е. 283
Давыдов Ю. 205, 522
Даниэль Ю. (Николай Аржак) 7, 136, 138, 376, 414
Дворецкий И. 15
Дедков И. 65, 412
деконструкция 161, 374, 376, 379, 387, 389, 390, 425, 450, 474, 486, 490, 493, 494, 496, 497, 499, 509, 527, 561, 643
Дементьев А. Г. 10
Деринг И. Р. 674
Деррида Ж. 376, 387, 390, 475, 643
Джеймсон Ф. 376
Джойс Д. 11, 135, 380, 501, 525
диссиденты 157, 166, 218, 329, 376, 409, 513, 626
Дмитриев А. 590, 594
Довженко А. 17
Довлатов С. 415, 526, 593-595, 598-601, 604, 606-609
"Записные книжки" 604, 609
"Заповедник" 599, 603
"Зона" 598, 600, 604
"Иностранка" 599, 603
"Компромисс" 599
"Наши" 598, 603, 604, 606, 608
"Невидимая газета" 599, 603
"Невидимая книга" 599
Долгополов Л. 146
Домбровский Ю. 192, 199, 204-215, 414, 524, 527, 671
Достоевский Ф. 28, 117, 196, 198, 206, 266, 378, 484, 498, 501, 523-525, 531, 549, 585, 645
Доценко В. 27, 528
Драгомирецкая Н. 585
Дрофенко С. 47
Дружников Ю. 218
Друк В. 426
Друце И. 45
Дудинцев В. 23, 27, 414, 417, 522
"Белые одежды" 27, 414, 417, 522
Думбадзе Н. 13, 45, 192, 203
Евдокимов Н. 200
Евтушенко Е. 315, 383, 418, 522, 618
Еременко А. 415, 424, 426, 427, 451, 452, 457, 459, 461-464, 466
Ермаков О. 522, 528, 560, 595
Ермолин Е. 583
Ерофеев Вен. 147, 375, 376, 380, 391, 393-398, 401, 406, 408, 410, 415, 419, 422, 424, 425, 432, 500, 502, 510, 511, 514, 515, 571, 642
"Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" 398, 510, 511, 515
"Москва - Петушки" 147, 391, 410, 419, 424, 425, 432, 452, 483, 500, 513, 640
Ерофеев Вик. 11, 381, 419, 420, 422, 424, 478, 481-483, 486
Есаулов И. 128
Есенин С. 47-49, 108, 151, 266, 347
Ефимов И. 600
Ефремов О. 14
Жванецкий М. 137, 139, 166, 566
Жданов И. 415, 424, 426, 427, 451-455, 457
женская проза 560, 563
Жигулин А. 47, 58 - 61
Жолковский А. 148, 149
Заболоцкий Н. 333
Закруткин В. 99
Залыгин С. 21, 23, 27-30, 36, 45, 203, 219
Замятин Е. 175, 414, 472, 526, 584, 585, 587
Захаров М. 611
Зверев А. 141, 207
Зиновьев А. 131, 139, 200-202, 415, 527
"Знамя" 417, 420, 427, 502, 534
Золотусский И. 64, 96, 412
Зорин А. 72, 391, 425, 430, 435, 561
Зощенко М. 140, 259, 324
Зубова Л. 450
Зульфикаров Т. 203
Ибрагимбеков М. 38
Иванов АН. 15, 21
Иванов Вяч. 586
Иванова Н. 176, 178, 185, 521, 533, 549, 583
Иванченко А. 424, 507, 560, 593, 595
Изельман Р. 259
Икрамов К. 175
Ионеско Э. 274, 611, 612
Иртеньев И. 426
Искандер Ф. 137 - 139, 166, 176-178, 180-183, 185, 187, 188, 190, 205, 219, 415, 418, 478, 596, 610
"Кролики и удавы" 188 - 190, 415
Рассказы о Чике 177
"Сандро из Чегема" 178, 414, 478
"Созвездие Козлотура" 177
Искренко Н. 426
"исповедальная" проза 138, 148, 150, 599, 626, 627
Кабаков А. 565, 567, 633
Кабаков И. 214, 427, 428, 490
Казак В. 511
Казаков В. 419
Казанцев А. 272
КалабрезеО. 424, 451
Каледин С. 560, 562, 563
Кальвино И. 376
Кальпиди В. 424, 426, 452, 457
Камю А. 199, 273
Капица П. 9
Карабчиевский Ю. 202, 218, 381
Кардин В. 533
карнавализация 162, 163, 166, 167, 391
Каррикер А. 402
Катаев В. 16, 333-342, 344 - 353, 356-360, 362, 363, 365-375, 422
"Алмазный мой венец" 343, 347-349, 351
"Маленькая железная дверь в стене" 334 - 337, 375 "Спящий" 351-353, 359-362
"Сухой лиман" 351, 362, 369, 371, 372
"Трава забвения" 343 - 346, 351, 353, 357, 358
"мовизм" 333, 334, 338, 351, 356, 372, 374, 422
Кафка Ф. 11, 135, 193, 525
Кедров К. 426, 465
Кенжеев Б. 590
Кибиров Т. 381, 424-427, 429, 444-450, 465, 467, 468
Ким А. 203, 589
Киреев Р. 83, 589
Кларк К. 491, 496
Климушкин В. 38
Коган П. С. 671
Кожинов В. 10, 48, 64
Коляда Н. 565, 566, 568-581
Комар В. 490
Комина Р. 12, 192
Кондратьев В. 418
Коновалов Г. 15
Кононов Н. 590
концептуализм 379, 419, 423, 425, 427-429, 446, 450, 451, 462, 490, 494, 499, 500, 642
Коняев Н. 48
Коркия В. 426
Королев А. 424, 565, 567, 568
Кривулин В. 297, 609, 644, 650, 661
Крон А. 196, 200
Крупин В. 63
Крымова Н. 144, 146, 347
Крячко Б. 560
Кузнецов А. 158
Кузнецов Ю. 61, 62
Кундера М. 448, 596
Куняев С. 10, 47, 61
Курбатов В. 583
Курчаткин А. 589, 633
Кутик И. 426
Кушнер А. 297, 298, 314, 315, 320-328
Лебедев А. 182, 602
Левин Ю. 297, 387-390
Левитанский Ю. 297, 315
Ленин В. 14, 15, 165, 175, 183, 184, 334-337, 357, 403, 417, 483, 484, 504, 508, 601, 602
изображение в период "застоя" 13
Леонов Л. 10, 527, 596, 597
"Пирамида" 596, 597
"Русский лес" 596 - 598
Лесков Н. 348, 524
"лианозовцы"-поэты 422, 427, 498, 642
Лимонов Э. 415
ЛиотарЖ. Ф. 376, 522
Липкин С. 297, 299-301, 309-315, 671
Лиснянская И. 11, 297, 315
Литвинов В. 565
Лихачев Д. 78, 322, 418, 487, 488, 561, 673
Личутин В. 63
Лобанов М. 10, 64
Лосев Л. 297, 645
Лотман М. 650, 655, 657, 661
Лотман Ю. 650, 655, 657, 661
Луговской В. 223, 347
Львов А. 17, 21, 22
Любимов Ю. 218
Маканин В. 526, 533, 589, 594, 595, 598, 626-635, 637, 638, 641
"Андеграунд, или Герой нашего времени" 627, 631, 637 - 641
"Антилидер" 627, 629
"Голоса" 627, 630, 631, 636
"Гражданин убегающий" 627, 628
"Кавказский пленный" 627, 635, 636
"Лаз" 631-634, 637
"Предтеча" 627, 628
"Прямая линия" 626
"Человек свиты" 627, 628, 630
Макаров А. 84, 98, 148
Македонов А. 54, 55, 146, 412
Максимов В. 27, 415, 527, 559
Мандельштам О. 140, 206, 297, 298, 304, 319, 333, 345, 347, 414, 464, 489, 498, 499, 526, 584, 586-588, 596, 642
Маравал Х. А. 645
Марамзин В. 138, 139, 599
Маринина А. 27, 528, 530
Маркес Г. 376
Марков Г. 15, 21, 529
Марков Д. 12
Маркович В. 524
Матевосян Г. 83, 112, 203
Маяковский В. 47, 49, 135, 206, 344-347, 349, 642
Меламид А. 490
метажанр 191
"МетрОполь" 10, 150, 218, 419
Микелинкас Й. 13
Миллер Л. 297, 314, 590
Милош Ч. 661
мифологизация 300, 306, 379, 499, 558, 598, 610
модернизм 11, 48, 135, 199, 259, 274, 287, 372, 374, 375, 379, 381, 382, 401, 405, 415, 425, 457, 471, 477, 497-500, 511, 523, 525, 526, 529, 549, 559, 583, 584, 596, 642-644, 668, 671
Можаев Б. 23, 24, 30, 37, 63, 136
монологизм 167
монументальный рассказ 98, 113, 178, 222
Мориц Ю. 297, 315
Москаленко В. 537, 560
Мухина О. 515
Набоков В. 322, 376, 401, 415, 425, 455, 471, 489, 498, 501, 599
Нагибин Ю. 112, 203
Найман А. 297
направление литературное 17, 287, 671
Нарбикова В. 424
Нарбут В. 328
народная эпопея 15, 17, 19 - 22
натурализм 98, 128, 129, 133, 140, 494, 526, 530, 559, 562, 564, 565, 568, 641
натуралистическая образность 116
натуралистический сентиментализм 99, 564, 565, 567
Неизвестный Э. 586
Некрасов Вик. 521
Некрасов Be. 415, 419, 420, 422
Немзер А. 472, 533
неоакмеизм 297 - 300, 313, 315, 322, 327
необарокко 423 - 425, 451, 477
неосентиментализм 451, 560, 565, 566
Непомнящая К. 205
Непомнящий В. 205
Неркаги А. 83
Никонов Н. 112, 203
Ницше Ф. 117
Новиков Вл. 144, 146, 274, 464, 465, 532, 533
"Новый мир" 107, 132, 219, 418, 421, 666
Носов Е. 203
Оболдуев Г. 297
ОБЭРИУ, обэриуты 429
"Октябрь" 113, 418, 419
Окуджава Б. 139, 418, 533, 673
Олеша Ю. 259, 347, 367, 368
Орлов В. 203
Оруэлл Д. 175, 188, 526
Островский Н. 31, 253
Павлов О. 86, 522, 528, 530
Палей М. 563 -566
Палиевский П. 10
Панченко А. 395, 397
Паперно И. 393
парадигма художественности 16, 584, 585, 670
пародия, пародийность 66, 123, 151, 152, 163, 181, 185, 277, 385, 392, 393, 398, 408, 480, 498, 499, 513, 597
Парщиков А. 415, 424, 426, 451, 452, 459, 465-467
Пастернак Б. 125. 140, 177, 207, 256, 316, 344, 345, 347, 356, 366, 414, 450, 473, 498, 501, 521, 526, 584, 587
Пелевин В. 380, 424, 425, 452, 477, 501-507, 509, 510, 531, 642
"Generation П" 502, 507, 509, 531
"Жизнь насекомых" 502, 504, 505
"Омон Pa" 502 - 504
"Принц Госплана" 504, 505-507
"Чапаев и Пустота" 424, 502, 505
Передреев А. 47
Петров С. 31
Петровых М. 297
Петрушевская Л. 272, 283, 526, 563, 565, 574, 593-595, 610-626
Пискунов В. 204, 206, 207
Пискунова С. 204, 206, 207
Платонов А. 259, 414, 415, 498, 501, 521, 526, 584 - 588
полифонизм 83, 501
Полонский Г. 31, 32, 49
Полухина В. 642, 656
Полянская И. 531, 563, 590, 595
Попов Вал. 138
Попов Евг. 11, 381, 397, 419, 423-425, 487, 488, 490, 610
Поспелов Г. 17
постмодернизм 16, 159, 164, 259, 260, 351, 358, 365, 368, 372, 374-380, 390, 391, 397, 402, 410, 415, 420, 422, 423, 426, 451, 474, 477, 483, 486, 490, 497, 499, 500, 502, 509-511, 531, 559, 565, 568, 583, 584, 594-596, 600, 642-645. 650, 667-669
постреализм 287, 313, 451, 487, 531, 559, 583, 585-590, 593-596, 598, 641, 666-668, 673
"правда жизни" 610
Прасолов В. 47
премии литературные 421, 427
Пригов Д. А. 381, 415, 419, 420, 422, 423, 426, 427, 429, 430, 432, 433, 435, 436, 438, 444, 488, 490. 502
притчевость 193, 202
Промет Л. 13
Пропп В. 154, 188
Проскурин П. 13, 20, 21, 529
"простой советский человек" 36-39, 45, 81, 84, 97, 142, 144
Пруст М. 11, 317, 525
Пулатов Т. 203
Путилов Б. 38, 83
Пушкин А. 124, 206, 213, 267. 303, 306-308, 317, 328, 365, 386-390, 392, 421, 433, 464, 576, 577
Пьецух В. 381, 424, 478-480. 483, 486
РадзинскийЭ. 15, 199
Разумовская Л. 272
Райен-Хайес К. 175
Распутин В. 13, 63, 73, 74, 77-81, 191, 203, 417
"Живи и помни" 78
"Пожар" 78 - 80, 417
"Последний срок" 73 - 77
"Прощание с Матерой" 78. 81, 203
Рассадин С. 178, 182, 311, 673
рассказы 93, 94, 98, 112, 138 148, 222, 258, 478, 484, 487, 501, 559, 590, 600, 604, 624
реализм классический 372, 522. 526, 549, 557, 585, 668
Рейн Е. 297, 673
Роднянская И. 315, 323, 329. 412, 426, 522, 629, 675
Розанов В. 256, 257
Розанова М. 7
Розов В. 19, 272
роман
воспитания 416, 531, 532, 595
идеологический 23, 26 - 28
исторический 15, 23, 25 - 28, 530, 536
панорамный 161
производственный 222 - 224, 496
хроника 19, 24, 125
эпический 19, 20
романизация 394
Ромашов А. 26
Рубинштейн Л. 415, 419, 422 - 424, 426, 427, 429, 442-445, 642
Рубцов Н. 47-62, 191
Русаков Г. 297
Рыбаков А. 414, 415, 417, 522
Рыбальченко Т. 200, 226
Садур Н. 415, 424, 452, 510, 515-520
Салимон В. 426
"самиздат" 8, 218, 381, 391, 425, 427
Самойлов Д. 297, 299, 300, 305-309, 313-315, 671
Сапгир Г. 8, 415, 420
Сарнов Б. 317, 318, 347
Сартр Ж. П. 199, 273
Сахаров А. 8, 9
Сегал Д. 297
Седакова О. 297, 392, 394, 396, 419, 644, 660
Семенов Ю. 15, 26, 27
Семин В. 26
сентиментализм 122, 128, 132, 133, 564, 568, 674
Сергеев А. 531, 533, 593
Сергеев Е. 144
Серман И. 599
Сидур В. 587
Симмонс К. 611
Симонов К. 125, 501
симулякр 358, 360, 362, 367, 368, 377, 378, 382, 385, 422, 428, 437, 450, 460, 505, 507, 509, 517, 520, 566, 600
симуляция 377, 380, 383, 384, 389, 390, 450, 488, 508, 517, 600
Синявский А. (Абрам Терц) 7, 138, 193, 376, 414, 596
сказ 22, 103, 232, 481, 482
сказочность 154, 288, 467, 468, 477
Скалой А. 38
Скобелев А. 143, 146
Скобликов Г. 63
Славкин В. 200, 272, 283
Слаповский А. 565, 593, 595
Слуцкие М. 13, 31 - 34
Случевский К. 327
СмеляковЯ. 125
Смирнов И. 659, 660, 669, 674
Соколов В. 47
Соколов Саша 375, 376, 380, 397, 401-403, 406-411, 415, 419, 422-424, 474, 498, 502
"Между собакой и волком" 402, 407, 410, 424
"Палисандрия" 402, 408 - 410, 419, 424, 622
"Школа для дураков" 401 - 407, 410, 424
Соколова А. 99, 272
Солженицын А. 9, 36, 63, 167, 175, 218, 307, 414, 415, 417, 421, 527, 559, 596, 601, 610
"Архипелаг ГУЛАГ" 37, 414, 417
"Красное колесо" 167
Сологуб Ф. 135, 327
"сорокалетние" 589, 627
Сорокин В. 329, 381, 423, 450, 490-500, 510, 515, 568, 610, 642
"Голубое сало" 497 - 501
"Норма" 494, 498
"Роман" 494
"Сердца четырех" 496
социалистический реализм 11, 12, 17, 45, 46, 600, 668
"соцреализм с человеческим лицом" 36, 45, 415, 420, 480, 522, 526
Сталин И. 28, 41, 126, 140, 164, 165, 168, 172, 184-186, 205, 206, 217, 221, 255, 383, 403, 416, 417, 484, 485, 499, 501, 539, 550, 556, 558
стиль 65, 66, 150, 159, 161, 165, 181, 201, 232, 287, 392, 408, 488, 498, 591, 607, 674
Степанян К. 522, 583
Стратановский С. 297
Стрихл С. 584
Стругацкие А. и Б. 144, 192, 199, 287, 288-296, 472
"Волны гасят ветер" 294, 295
"Жук в муравейнике" 294
"За миллиард лет до конца света" 293, 295
"Обитаемый остров" 291, 294
"Пикник на обочине" 292
"Понедельник начинается в субботу" 288
"Сказка о Тройке" 288
"Трудно быть богом" 289, 291
"Улитка на склоне" 291
субъектная организация повествования 247, 337, 343
Сурганов В. 66
Сэлинджер Д. 599
Тагер Е. 11, 12
"тамиздат" 205, 218, 402, 427
Тарковский Андрей 292, 671
Тарковский Арс. 297, 299-306, 308, 309, 313, 314, 455
Твардовский А. 99, 194, 220, 414
"По праву памяти" 414
Тендряков В. 27, 192, 200, 219, 414, 522
Терехов А. 528, 560
течение литературное 63, 451, 477, 565, 670
ТименчикР. 297, 615
Токер Л. 402
Толстая Т. 422, 424, 467-469, 471-477, 563, 565
Толстой А. Н. 259, 492, 527
Толстой Л. Н. 484, 498, 501, 524, 525, 531, 537, 538, 627
Топоров В. 297
Топоров Вик. 280, 599, 609
Трифонов Ю. 13, 192, 199-201, 218-224, 226, 227, 230-237, 239, 242-248, 252-254, 256, 258--260, 383, 414, 524, 526, 589, 610 671
"Время и место" 253 254 258, 289
"Долгое прощание" 229 230 242, 246, 253
"Дом на набережной" 218 237, 242-248
"Другая жизнь" 237, 242, 249
"московские (городские) повести" 200, 218, 227, 232, 242, 254
"Обмен" 226-229, 231, 233 237, 239, 242
"Опрокинутый дом" 253, 258 289, 671
"Отблеск костра" 225, 226, 252
"Предварительные итоги" 229, 231, 242
"Студенты" 219 - 221
"Утоление жажды" 219, 222, 224
Тряпкин Н. 47
Туровская М. 274, 276, 412, 613, 615
Тынянов Ю. 674
Уайльд О. 519
Улицкая Л. 522, 530, 533, 563, 565, 566
Умывакина Г. 297
Уфлянд В. 137, 139
Уханов И. 63
Фадеев А. 17
Фаулз Д. 376, 584
Федин К. 219, 255
Федоров Е. 593, 594
Филиппович А. 63, 83, 112
Фрейденберг О. 572
фронтовая лирическая повесть 120
Фуко М. 376, 486, 490
Фукуяма Ф. 376
Хазанов Б. 193-195, 415
Хандке П. 376
Хандусь О. 528, 560
Хансен-Лёве А. 446
хаос/хаотическое в литературе 374
Харитонов Е. 565
Харитонов М. 533, 590, 595
Хармс Д. 135, 140, 397, 425
Хемингуэй Э. 151, 193, 273
Хлебников В. 642
Ховелл И. 291, 293
Ходасевич В. 327, 415
Холин И. 415, 420, 422
хронотоп 90, 92, 322, 337, 373, 432, 470, 528, 564, 569, 586, 622, 671
Хрущев Н. 6, 22, 498, 537, 545, 546
Цветаева М. 319, 587, 638, 642, 673
Цивьян Т. 298
Чаковский А. 21
Чалмаев В. 10, 64, 82
Чередниченко Т. 444, 445, 451
Черниченко Ю. 418
"чернуха" 511, 560, 561, 564, 566, 568, 573, 579, 580, 594, 610
Чехов А. 327, 501, 525, 585, 627
Чиладзе О. 13, 203
Чуковская Л. 202, 414
Чупринин С. 304, 319, 412, 419
Чухонцев О. 297, 314, 315, 327-332
Шаламов В. 521, 524, 526, 600, 601
Шаров В. 381, 424, 478, 484-486, 593, 595
Шатров М. 14, 417
Шаулов С. 143, 146
Шварц Евг. 199, 415, 452
Шварц Елена 199, 415, 424, 426, 452, 455-459
Шипенко А. 424, 510, 515
Шитов А. 218, 224
Шишкин М. 533, 590
Шкловский В. 318
Шкловский Е. 590
Шкловский И. 9
Шолохов М. 23, 98
Штурман Д. 218, 219, 583
Шукшин В. 13, 63, 81, 84-97, 191, 219, 524, 610, 630, 671
Щербакова Г. 565, 566
Щербина Т. 426
Эдлис Ю. 15
экзистенциализм 95, 273, 527, 645
Эко У. 376, 477
Эпштейн М. 56, 377, 391, 392, 394, 419, 420, 428, 450, 451, 462, 465, 468, 490, 565, 568, 590, 641, 646, 648
Эрдман Н. 414
Эренбург И. 223
Эткинд Е. 8
этология 110
Эфроимсон В. 9
"Юность" 333, 418, 427, 599
Якобсон А. 381
Ямпольский Б. 414
Яркевич И. 423
Яшин А. 141
ОГЛАВЛЕНИЕ ТОМА 1
От автора
Введение
1. Методологические основы и теоретические принципы курса
2. Мирообразы Космоса и Хаоса в русской литературе XX в.
3. Предшествия и предпосылки современного этапа
Часть первая
Литература "оттепели" (1953 - 1968)
Глава I. Середина века - "предварительные итоги"
1. Послевоенное десятилетие - культурный контекст
2. Под маской соцреализма: "Русский лес" Леонида Леонова (1950 - 1953)
3. Кристаллизация новой художественной стратегии:
"Доктор Живаго" Бориса Пастернака (1946 - 1955)
4. Взгляд с другого берега: "Лолита" Владимира Набокова(1953)
Глава II. Соцреализм с человеческим лицом
1. Культурная атмосфера "оттепели"
2. "Правда жизни": от документализма к натурализму
3. Обновление соцреалистической концепции личности: рассказ Михаила Шолохова "Судьба человека"
4. Лирический "взрыв" и поэзия "шестидесятников"
5. Песенки Булата Окуджавы
6. Лирическая тенденция в драматургии и прозе 1960-х годов
7. Трансформация соцреалистических жанров
8. Александр Твардовский
Глава III. За пределами соцреализма
1. Александр Солженицын
2. Варлам Шаламов
3. Традиции классического реализма
4. "Фантастический реализм" Абрама Терца и Николая Аржака
5. Неоавангард
Рекомендуемая литература
Учебное издание
Лейдерман Наум Лазаревич и Липовецкий Марк Наумович
Современная русская литература 1950-1990-е годы. Т. 2
Учебное пособие
Редактор Т. И. Шеповалова
Ответственный редактор Т. В. Козьмина
Технический редактор Н. И. Горбачева
Компьютерная верстка: Р. Ю. Волкова
Корректоры Л. Л. Белкина, Е. Н. Зоткина
Качество печати соответствует качеству предоставленных издательством диапозитивов.
Изд. No A-851-I/1. Подписано в печать 15. 05. 2003. Формат 60 х 90/16. Гарнитура "Таймс". Бумага тип. No 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 43, 0. Тираж 30 000 экз. (1-й завод 1 - 10000 экз.). Заказ No 2926.
Лицензия ИД No 02025 от 13. 06. 2000. Издательский центр "Академия". Санитарно-эпидемиологическое заключение No 77. 99. 02. 953. Д. 002682. 05. 01 от 18. 05. 2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к, 223. Тел. /факс: (095)330-1092, 334-8337.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
Книги издательства в розницу можно приобрести в магазине по адресу:
Москва, ул Черняховского, 9 (в здании Института развития профессионального образования)
Часы работы понедельник - пятница с 10. 00 до 19. 00 Тел. (095)152-2271, факс 152-1878.
Отдел оптовой торговли
1. Москва, ул Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел/факс (095)330-1092, 334-8337. E-mail: academph@online. ru
2. Москва, ул. 2-я Фрезерная, 14, к. 402. Тел/факс (095)234-0855, 273-1608. E-mail: academia@rol. ru
Издательство имеет возможность отправлять заказанную литературу железнодорожными контейнерами, почтово-багажными вагонами и почтовыми отправлениями.
*1 В своем "Письме вождям Советского Союза" (1974) А. И. Солженицын писал: "Сегодня эта идеология уже только ослабляет и связывает вас. Она захламляет всю жизнь общества, мозги, речи, радио, печать - ложью, ложью, ложью. Ибо как же еще мертвому делать вид, что оно продолжает жить, если не пристройками лжи? Всё погрязло во лжи, и все это знают и в частных разговорах об этом говорят, и смеются, и нудятся, а в официальных выступлениях лицемерно твердят то, "что положено", и так же лицемерно, со скукой читают и слушают выступления других - сколько же уходит на это впустую энергии общества! И вы - открывая газеты или включая телевизор, вы сами разве верите сколько-нибудь в искренность этих выступлений? Да давно уже нет, я уверен" (Солженицын А. Публицистика: В 3 т. - Ярославль, 1995. - Т. 1: Статьи и речи. - С. 177).
*2 Первый выпуск "Хроники текущих событий" появился 30 апреля 1968 года, а к концу 1983 г. на Западе было опубликовано 64 выпуска. (См.: Алексеева Л. История инакомыслия в СССР // Самиздат века / Сост. А. Стреляный, Г. Сапгир, Б. Бахтин, Н. Ордынский. - Минск; М., 1998. - С. 25 - 26.) В разные годы "Хронику текущих событий" редактировали С. Ковалев, А. Якобсон, И. Габай. Каждый номер журнала представлял собой тетрадку из 10 - 15 страниц, отпечатанных на пишущей машинке. Только факты, только информация - о новых судебных процессах, обысках, арестах, увольнениях с работы, принудительных госпитализациях, условиях содержания заключенных. Власти скоро почувствовали особую опасность, исходящую из "Хроники", факты надо было либо опровергать, либо признавать. Вместе с тем, как вспоминает С. А. Ковалев, издание "Хроники" было сопряжено с особым типом ответственности: малейшая неточность в информации давала повод суду для обвинений в клевете. Сам Ковалев получил 7 лет лагерей плюс 3 года ссылки фактически на том основании, что из 2800 эпизодов, о которых сообщалось в семи номерах "Хроники", где он был редактором, следствию удалось опровергнуть только два эпизода. (См.: Ковалев С. Свобода приходит нагая // Известия. - 1998. - 30 апреля. - С. 2.)
*3 Сахаров А. Д. Горький, Москва, далее везде // Знамя. - 1991. - No 10. - С. 98.
*4 См.: Капица П. Л. Дом наш - планета Земля // Наука и современное общество. - М., 1998.
*5 Вопросы философии. - 1976. - No 9. Статья завершалась следующим заключением: "Нам представляется, что вывод о нашем одиночестве во Вселенной (если не абсолютном, то практическом) имеет большое морально-этическое значение для человечества. Неизмеримо возрастает ценность наших технологических и особенно гуманистических достижений. Знание того, что мы есть как бы "авангард" материи если не во всей, то в огромной части Вселенной, Должно быть могучим стимулом для творческой деятельности каждого индивидуума и всего человечества. В огромной степени вырастает ответственность человечества перед исключительностью стоящих перед ним задач. Предельно ясной становится недопустимость атавистических социальных институтов, бессмысленных и варварских войн, самоубийственного разрушения окружающей среды. Твердое сознание того, что никто нам не будет давать "ценных указаний", как овладевать Космосом и какой стратегии должна придерживаться наша уникальная цивилизация, должно воспитывать чувство ответственности за поступки отдельных личностей и всего человечества. Выбор должны делать только мы сами. Не подлежит сомнению, что диалектический возврат к весьма своеобразному варианту геоцентрической (вернее, антропоцентрической) концепции по-новому ставит старую проблему о месте человека во Вселенной" (с. 93).
*6 См.: Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. - СПб., 1995.
*7 См.: Чалмаев В. Великие искания // Молодая гвардия. - 1968. - No 3; Его же. Неизбежность // Молодая гвардия. - 1968. - No 9. Пройдет почти два десятка лет, успеют ярко расцвести и потускнеть "деревенская проза" и "тихая лирика", и Чалмаев напишет: "Крестьянин, говоря по-старинному мужик, не может быть объектом завышенных оценок, быть невероятным мессией, должным спасти и город, и прежде всего интеллигенцию, вечно виноватую перед ним. Ему навязывается роль не по силам" (Чалмаев В. "Воздушная воздвиглась арка... " // Вопросы литературы. - 1985. - No 6. - С. 116).
*8 См.: Дементьев А. Г. О традициях и народности: Литературные заметки // Новый мир. - 1969. - No 4.
*9 Защищая своих "фрондеров", власти не миловали даже видных функционеров. Стоило, например, А. Н. Яковлеву, в ту пору первому заместителю заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС, выступить с критикой современных "почвенников" (Яковлев А. Против антиисторизма // Лит. газета. - 1972. - 15 ноября. - С. 4, 5), как он тут же был смещен со своего поста и отправлен в почетную ссылку, послом в Канаду, где пробыл до начала "перестроечных" времен.
*10 История создания альманаха и последовавшей затем идеологической кампании вокруг него описана Виктором Ерофеевым в предисловии к переизданию книги. (См.: Ерофеев В. Десять лет спустя // МетрОполь: Литературный альманах / Сост. В. Аксенов, А. Битов, В. Ерофеев, Ф. Искандер, Е. Попов. М., 1991.) Но на этот раз литвластям не удалось сломить или согнуть инакомыслящих. Пощечиной руководству Союза писателей стал поступок старых поэтов Семена Липкина и Инны Лиснянской, которые в знак солидарности с молодыми авторами "МетрОполя", не допущенными в Союз, сами вышли из Союза.
*11 Тагер Е. Б. О границах социалистического реализма // Актуальные проблемы социалистического реализма. - М., 1969. - С. 550. (Далее страницы указаны в скобках.)
*12 Марков Д. Ф. Социалистический реализм - новая эстетическая система // Вопросы литературы. - 1975. - No 2.
*13 См., например: Егорова Л. П. Проблемы типологии социалистического реализма. - Ставрополь, 1971; Ген Н. К. Художественное богатство литературы социалистического реализма. - М., 1971; Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2 т. - М., 1971; Камина Р. В. Современная советская литература: Художественные тенденции и стилевое многообразие. М., 1984; Эльяшевич А. П. Единство цели - многообразие поисков: О стилевых течениях в советской литературе. - Л., 1980.
*14 Ефремов О. Слышать истории дыханье: (Заметки о пьесах Михаила Шатрова) // Комсомольская правда. - 1982. - 3 апреля.
*15 Не случайно такого рода произведения Г. Н. Поспелов предложил называть "героико-романическими эпопеями" (Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. - М., 1972. - С. 208).
*16 Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 456, 457.
*17 Цит. по: Баруздин С. Возвращение (Об Аркадии Львове) // Львов А. Двор. - М., 1992. - С. 7, 8.
* 18 Справедливости ради следует вспомнить, что новый взгляд на коллективизацию и на весь период 1930-х годов впервые был представлен в неоконченном романе Эм. Казакевича "Новая земля. (Картины советской жизни)", над которым писатель работал с 1958 года вплоть до своей смерти в 1962 году. Роман должен был охватить исторический отрезок с конца 1920-х до середины 1950-х годов. Казакевич успел написать только начальные главы, но они дают представление о масштабности замысла и глубине проникновения автора в драматическую судьбу отдельного человека и всего народа в эту эпоху. Именно здесь впервые были описаны трагические сцены "раскулачки", азарта дозволенного властью грабежа - когда на глазах молоденькой крестьянской девчушки Настеньки Ошкуркиной ее вчерашние закадычные подружки весело роются в сундуке с ее приданым. Здесь и мучительное состояние Настенькиного брата Феди, которого ждет исключение из вуза за сокрытие "кулацкого происхождения". Есть и совершенно неожиданные картины Москвы 1930-х годов: в приемной у "всесоюзного старосты" Калинина, который в окружении своей охраны сам выглядит арестантом, предчувствия апокалиптических времен, чисток и арестов наряду с упованиями на нового царя, каким видится старому нэпману Сталин, стоящий на Мавзолее... Эти главы были опубликованы в журнале "Урал" (1967. - No 3), отдельные фрагменты и наброски включены составителем Г. О. Казакевич в сборник Казакевича "Слушая время": Дневники. Записные книжки. Письма. (M., 1990).
*19 В русле этой тенденции располагаются разные по материалу и художественному облику произведения. Здесь и роман В. Семина "Нагрудный знак "Ост"" (1977), написанный на основе лично пережитого в германском арбайтслагере, и повесть А. Ромашова "Диофантовы уравнения" (1981), где воссоздается далекая эпоха религиозных распрей в Великой Римской империи.
*20 Обстоятельный анализ романа "Белые одежды" проведен в кандидатской диссертации Е. Н. Володиной "Романы В. Дудинцева: типология и эволюция жанра" (защищена в 1998 году). Частично материал главы об этом романе представлен в статье Е. Н. Володиной "Художественные притчи в романе В. Дудинцева "Белые одежды"" (в сб.: Русская литература XX века: Направления и течения. - Вып. 4. - Екатеринбург, 1998).
*21 Теракопян Л. Сергей Залыгин. - М., 1973. - С. 114.
*22 Впервые опубликован в журнале "Новый мир" (1979. - No 1).
*23 Вопросы литературы. - 1978. - No 5. - С. 148.
*24 Политическое объяснение того, что произошло с героем повести Залыгина, дал в "Архипелаге ГУЛАГ" А. И. Солженицын: "Нужно было освободиться от тех крестьян (иногда совсем небогатых), кто за свою удаль, силу, решимость, звонкость на сходках, любовь к справедливости были любимы односельчанами, а по своей независимости - опасны для колхозного руководства. (Этот крестьянский тип и судьба его бессмертно представлены Степаном Чаузовым в повести С. Залыгина.)" (Солженицын А. Малое собр. соч. - М., 1991. - Т. 5. - С. 49).
*25 Айтматов Ч. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1983. - Т. 2. - С. 196.
*26 Эта точка зрения абсолютно аксиоматична для литераторов круга "Нашего современника". В этом смысле весьма показательно сочинение Н. Коняева "Путник на краю поля: Книга о жизни, смерти и бессмертии поэта Николая Рубцова" (в кн.: Николай Рубцов: Вологодская трагедия. - М., 1997). Подобную позицию отстаивают В. Кожинов, Ф. Кузнецов, Л. Баранова-Гонченко, А. Казинцев и некоторые другие критики.
*27 См.: Новиков Вл. Придуманный поэт: Из цикла "Три стакана терцовки" // Заскок. - М., 1997.
*28 Македонов А. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930- 1970 годов. - Л., 1983. - С. 281, 282.
*29 Эпштейн М. После будущего: О новом сознании в литературе // Знамя. - 1991. -No1. -С. 225.
*30 Стихотворения А. Жигулина, за исключением специально оговоренных случаев, цитируются по изданию: Жигулин А. В надежде вечной: Стихи. - М., 1983.
*31 Солженицын А. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 года // Новый мир. - 2000. - No 5. - С. 186.
*32 Белая Г. А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления "нейтрального" стиля // Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии. - М., 1978. -С. 477.
*33 Там же. - С. 473.
*34 См. статьи и рецензии В. Кожинова, В. Чалмаева, П. Глинкина, Е. Клепиковой, Л. Фоменко, Т. Наполовой, И. Золотусского, М. Лобанова, посвященные В. Белову и его повести "Привычное дело".
*35 Дедков И. А. Страницы деревенской жизни: (Заметки) // Новый мир. 1969. - No 3. - С. 243.
*36 Там же. - С. 243, 245.
*37 О "пошехонстве", как одной из сторон жизни героев "Привычного дела", первым сказал В. А. Сурганов. Он заметил, что пошехонцы, "непутевые эти герои, порождение горьковатого народного юмора... совсем не случайно появились в повести. За лежащей на поверхности сказки иронической и наивной дидактикой есть еще и глубинный подтекст - невеселая усмешка над собственной нескладицей и, пожалуй, едва ли не над философией "привычного дела" (Сурганов В. А. Человек на земле: Историко-литературный очерк. - М., 1975. - С. 501).
*38 Это наблюдение принадлежит И. Шайтанову. См.: Шайтанов И. Реакция на перемены: (Точка зрения автора и героя в литературе о деревне) // Вопросы литературы. - 1981. -No5. -С. 50.
*39 Распутин В. Необходимость правды: (Выступление на теоретическом семинаре "Литература и нравственность") // Литературная учеба. - 1984. - No 3. - С. 131-132.
*40 Распутин В. "Я ценю порядочность в человеке" (Беседу вела Т. Земскова) // Неделя. - 1987. - No 9. - С. 15.
*41 Вопросы литературы. - 1985. - No 6. - С. 116.
*42 Жесткую оценку романа "Все впереди" дал В. Лакшин в статье "По правде говоря" (Известия. - 1986. - 3, 4 дек.). См. также обстоятельный анализ романа на страницах журнала "Вопросы литературы" (1987. - No 9) в статьях Д. Урнова и А. Мальгина.
*43 Макаров А. Критик и писатель. - М., 1974. - С. 255.
*44 Ярхо В. Образ человека в классической греческой литературе и история реализма // Вопросы литературы. - 1957. - No 5. - С. 73.
*45 О театральности рассказов Шукшина см.: Ваняшова М. Г. Жанровое своеобразие рассказов В. Шукшина // Проблемы эстетики и поэтики. Ярославль, 1976; Ее же: Шукшинские лицедеи // Литературная учеба. - 1979. No 4; Кузьмук В. А. Василий Шукшин и ранний Чехов (Опыт типологического анализа) // Русская литература. - 1977. - No 3.
*46 В наш анализ не вошел роман Шукшина "Я пришел дать вам волю... " (1974). Но центральный персонаж этого романа Степан Разин, при всей несоизмеримости масштабов деяний и их исторического резонанса с героями шукшинских рассказов, глубоко родствен им по типу характера - он тоже "чудик", которому никак не удается совместить святость намерений с безбожностью поступков.
*47 См.: Золотусский И. Час выбора. - М., 1976. - С. 79; Ваняшова М. Шукшинские лицедеи // Литературная учеба. - 1979. -No4.
*48 Шукшин В. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1975. - Т. 3. - С. 641 - 642.
*49 Астафьев В. Сюжеты и судьбы: (Монолог о времени и о себе) // Всему свой час. - М., 1985. - С. 7.
*50 Большую роль в судьбе Астафьева сыграл критик А. Н. Макаров, который написал о нем обстоятельную статью "Во глубине России", она увидела свет в столичном журнале "Знамя" (1964. - No 12).
*51 Астафьев В. Как начиналась книга // Всему свой час. - М., 1986. С. 117.
*52 Вопросы литературы. - 1974. - No 11. - С. 215 - 216.
*53 В 1988 году настоящий литературный скандал вызвал рассказ Астафьева "Ловля пескарей в Грузии", где автор позволил себе иронические высказывания о быте и нравах у грузин. Произошел обмен весьма резкими открытыми письмами между писателем-историком Н. Эйдельманом, который упрекал Астафьева в неуважении к нерусским народам, и автором. Конечно, слово повествователя в художественном тексте нельзя отождествлять с позицией автора. Но в крайне напряженной атмосфере первых лет "перестройки", когда выплеснулись наружу ранее загонявшиеся внутрь проблемы межнациональных отношений в "Союзе нерушимом республик свободных", любое экспрессивно окрашенное слово по поводу той или иной нации становилось детонатором бурных перепалок.
*54 Впоследствии, спустя многие годы, именно экзистенциальную проблематику Астафьев выставил на первое место в своей книге. "Вот в моей "Царь-рыбе" вдруг нащупали тему экологии. Да какая же она экологическая! Это книга об одиночестве человека, и большинство любой литературы - нашей и американской - она вся об одиночестве человека", - заявил он на страницах "Литературной газеты" (2 июля 1997 г.) в статье, которая вышла под заголовком "Человек к концу века стал еще более одиноким". Беря во внимание это высказывание, нельзя не учитывать того, что оно несет на себе печать позднейших реакций писателя.
*55 Свидетельством того, что с началом "семидесятых годов" цикл рассказов стал "формой времени", служит появление таких ярких произведений, как "Плотницкие рассказы" (1968) В. Белова, "Оранжевый табун" (1968) Г. Матевосяна, "Переулки моего детства" (1969) Ю. Нагибина, "Моя тихая родина" (1978) А. Филипповича, "След рыси" (1979) Н. Никонова.
*56 Астафьев В. Память сердца // Лит. газета. - 1978. - 15 ноября. С. 7.
*57 Новый мир. - 1994. - No 3.
*58 См.: Бахтин М. М. Записи 1971 - 1975 годов // Эстетика словесного творчества. - М., 1979. -С. 345-346.
*59 Манн Ю. В. О гротеске. - М., 1964. - С. 98
*60 Там же. - С. 132.
*61 Манн Ю. В. Поэтика Гоголя: Вариации к теме. - М., 1996. - С. 347 - 348.
*62 Там же. -С. 351.
*63 Там же. - С. 355.
*64 См.: Ruskin John. Stones of Venice (Chapter 3) // Selected Writings / Ed. by Philip Davis. - London, 1995.
*65 Harpham Geoffrey G. On the Grotesque. Strategies of Contradiction in Art and Mature. - Princeton, 1982. - P. 17.
*66 Зверев А. "... Это время в нас ввинчено штопором" // Галич А. Генеральная "Петиция. - М., 1991. - С. 16.
*67 Скобелев А. В., Шаулов С. М. Концепция человека и мира: Этика и эстетика Владимира Высоцкого // В. С. Высоцкий: Исследования и материалы. Воронеж, 1990. - С. 26 - 27. См. также: Федина Н. В. О соотношении ролевого и лирического героя в поэзии В. С. Высоцкого // Там же. - С. 105- 117.
*68 Скобелев А. В., Шаулов С. М. Концепция человека и мира: Этика и эстетика Владимира Высоцкого. - С. 45.
*69 См.: Макаров А. Н. Василий Аксенов и его герои // Поколения и судьбы: Книга статей. - М., 1967. - С. 366-370; Жолковский А. К. Победа Лужина, или Аксенов в 1965-м году // Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Мир автора и структура текста: Статьи о русской литературе. - Tenafly, 1986. С. 151-171; Meyer Priscilla. Basketball, God, and Ringo Kid: Philistinism and the Ideal in Aksenov s Short Stories // Vasiliy Pavlovich Aksenov: A Writer in Quest of Himself/ Ed. by E. Mozejko. - Slavica; Columbus, 1986. P. 119-130; Slobin Greta. Aksenov Beyond "Youth Prose": Subversion Through Popular Culture // Slavic and East European Journal. -1987. - Vol. 31. No. 1. - P. 50-64; Ефимова Н. А. Интертекст в религиозных и демонических мотивах В. П. Аксенова. - М., 1993. - С. 115- 120.
*70 А. Жолковский интерпретирует эту коллизию как отражение диссидентской логики не-делания, не-участия: "Победа должна была наступить легко, сама по себе, карьера должна была сделаться путем не-делания ее, путем упо-вания на всемогущество подлинных ценностей. Такова была атмосфера конца 1950-х - начала 1960-х годов и даже эпоха подписанства - уже после свержения Хрущева, когда горстка "лучших людей" полагала, что их подписей достаточно для противостояния режиму" (Жолковский А. К. Победа Лужина, или Аксенов в 1965-м году. - С. 169). Другие исследователи (Г. Злобин, П. Майер) видят зксеновском герое типичного русского интеллигента, несмотря на очевидное превосходство, не способного противостоять грубой агрессии хама. Н. Ефимова рассматривает аксеновского гроссмейстера как своего рода "христоподобную натуру", прощающую своего морального истязателя и демонстрирующего христианское отношение к своим врагам.
*71 Крайне показательно, что после "Бочкотары" Аксенов напишет две сказочные повести для детей "Мой дедушка - памятник" (1970) и "Сундучок, в котором что-то стучит" (1976), основанные на сказочно-авантюрном осмыслении стереотипов советского масскульта.
*72 Подробней о семантике сказочности и носителях "памяти жанра" волшебной сказки в литературе см.: Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки: (На материале русской литературы 1920 - 1980-х годов). Свердловск, 1992. - С. 11 - 40. 153-163.
*73 Нельзя, правда, сказать, что соблазн предложить аллегорическую интерпретацию "Бочкотары" не оставил следов в критике. Так, К. Кустанович достаточно осторожно расшифровал многочисленные политические намеки, скрытые в тексте аксеновской повести, и высказал предположение, что история боч-котары становится аллегорическим изображением судьбы литературы и искусства в советское время (см. Kustanovich Konstantin. The Artist and the Tyrant: Vassily Aksenov s Works in the Brezhnev Era. - Columbus: Slavica, 1992. - P. 81). Дальнейшее движение по пути поиска аллегорических прочтений в "Бочкотаре" приводит к откровенно комическим результатам. См., например: "Серафима отправляет Володю в дорогу с бочкотарой, как партийный руководитель, дающий указания молодым талантам. Серафиму мало интересует судьба бочкотары, она не в состоянии понять ее. <...> Нарушенная форма бочкотары представляет собой изуродованное социскусство. Раны и боль бочкотары от аварии, в которой она потеряла несколько составных частей, напоминают советское искусство, поврежденное цензурой" и т. п. (Ефимова Н. А. Интертекст в религиозных и демонических мотивах В. П. Аксенова. - С. 90).
*74 См.: Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1946.
*75 Вайль П., Генис А. Разгром: История эмиграции писателя Аксенова // Современная русская проза. - С. 89.
*76 Архангельский А. "Предисловие" // Дружба народов. - 1991. - No 7. С. 6.
*77 Подробный анализ этого мотива в творчестве Алешковского см.: Майер Присцилла. Сказ в творчестве Юза Алешковского // Русская литература XX века: Исследования американских ученых. - СПб., 1993. - С, 526 - 535.
*78 Об утопической природе карнавала, разыгрывающего "лучшее будущее, "золотой век" человеческой свободы", см.: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965. - С. 91 - 92.
*79 См.: Beraha Laura. The Fixed Fool: Raising and Resisting Picaresque Mobility in Vladimir Voinovich s Chonkin Novels // Slavic and East European Journal. - Vol. 40. - No. 3. - P. 475-493. Halimur Khan. Folklore and Fairy-Tale Elements in Vladimir Voinovich s Novel "The Life and Extraordinary Adventures of Private Ivan Chonkin" // Ibidem. -P. 494-518.
*80 Beraha Laura. The Fixed Fool: Raising and Resisting Picaresque Mobility in Vladimir Voinovich s Chonkin Novels // Slavic and East European Journal. - Vol. 40. - No. 3. - P. 484-485.
*81 Лупанова И. П. "Смеховой мир" русской волшебной сказки // Русский фольклор. -Л, 1979. -Т. 19. -С. 75.
*82 См.: Ryan-Hayes Karen. Distopia redux: Voinovich and Moscow 2042 // Contemporary Russian Satire. A Genre Study. - Cambridge, 1995. - P. 193-238.
*83 Иванова Н. Б. Смех против страха, или Фазиль Искандер. - М., 1990. - С. 236. Надо отметить, что впервые карнавальная доминанта в поэтике "Сандро" была отмечена и проанализирована П. Вайлем и А. Генисом в статье "Дядя Сандро и Иосиф Сталин" (см.: Вайль П., Генис А. Современная русская проза. - С. 19-34).
*84 В сущности, основа цикла исчерпывается первым томом "Сандро из Чегема" (М., 1989), куда включены наиболее известные рассказы о дяде Сандро плюс прежде запрещенные "Пиры Валтасара", "История молельного дерева", "Рассказ мула старого Хабуга". Эпилогом цикла служат новеллы "Большой день большого дома" и "Дерево детства", помещенные в третьем томе (с ними связана и лирическая тема). Рассказы "Пастух Махаз", "Колчерукий", "Умыкание, или Загадка эндурцев", "Бригадир Кязым", "Молния-мужчина, или Чегемский пушкинист", "Харлампо и Деспина", включенные во второй том, также входят в цикл, хотя и располагаются на его периферийной орбите как разнообразные версии эпических характеров, населяющих Чегем и вышедших из Чегема. Что же касается таких рассказов, как "Хранители гор, или Народ знает своих героев", "Дядя Сандро и раб Хазарат", "Чегемская Кармен", "Бармен Агдур", "Дороги", "Дудка старого Хасана", "Широколобый", "Утраты", "Кутеж трех князей в зеленом дворике", "Джамхух - сын оленя", то они соотносятся с центральным сюжетом цикла, так сказать, по касательной, и их присутствие в цикле явно необязательно, а иной раз и избыточно.
*85 Из одной критической статьи в другую кочует характеристика дяди Сандро как Дон Кихота и Санчо Пансы в одном лице. Однако такое сравнение скорее дезориентирует, поскольку дядя Сандро - классический плут, и его внешняя рыцарственность и медальный профиль напоминают не столько о бескорыстном Кихоте, сколько о практичных Остапе Бендере или Чичикове.
*86 "Это лицедеи жизни, их бытие совпадает с их ролью, и вне этой роли они вообще не существуют. <...> Маски эти не выдуманные... освященные привилегиями непричастности жизни самого шута и неприкосновенности шутовского слова.., " (Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. С. 309, 311).
*87 Лебедев А. И смех, и слезы, и любовь... // Искандер Ф. Избранное. - М., 1988. -С. 11, 12.
*88 Рассадин Ст. Древо сознания // Искандер Ф. Детство Чика. - М., 1994. - С. 43.
*89 Иванова Н. Смерть против страха, или Фазиль Искандер. - С. 254.
*90 В уже упоминавшемся рассказе "Летним днем" немецкий интеллигент, переживший фашизм, произносит следующую, думается, программную для Искандера, максиму: "История не предоставила нашему поколению права выбора, и требовать от нас большего, чем обыкновенная порядочность, было бы нереалистично. <...> В наших условиях, в условиях фашизма, требовать от человека, в частности от ученого, героического сопротивления режиму было бы неправильно и даже вредно. Ведь если вопрос стоит так - или героическое сопротивление фашизму, или ты сливаешься с ним - то, как заметил еще тогда мой друг, это морально обезоруживает человека" (Искандер Ф. Избранное. - С. 277, 278).
*91 Близость повести Искандера к классической сатире Оруэлла обсуждается в статье: Chappie Richard L. Rabbits and Boa Cosntrictors: A Soviet Version of George Orwell s Animal s Farm // Germano-Slavica. - 1985. -Vol. V, No. 1/2. -P. 33-48.
*92 Просветительски-рационалистическое течение, которое сложилось в 60-80-е годы XIX века, представляло собой систему жанров, образованных взаимодействием рационалистических, нормативных жанров, созревших в эпоху классицизма, с "романизацией" как конструктивным принципом (метажанром) реалистического направления. В результате этого взаимодействия возникли такие новые жанровые образования, как мемуарная эпопея Герцена "Былое и думы", философские романы Достоевского, социально-фантастические циклы Салтыкова-Щедрина, роман-поучение Чернышевского "Что делать?".
Черты этого течения характеризуются в коллективной монографии "Развитие Реализма в русской литературе" (Т. II. - Ч. 2. - М., 1973), а также в следующих работах: Пинаев М. Т. Направления, течения и школы в русской литературе 60-х гoдoв XIX века // Современная советская историко-литературная наука: Актуальные вопросы. - Л., 1975; Лищинер С. Д. Герцен и русская "интеллектуальная проза" // Вопросы литературы. - 1976. No 4; Зиновьева М. Д. О художественной системе революционно-просветительских романов 60 - 80-х годов века // Литературные течения и стили. - М., 1976.
*93 Бочаров А. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. - М., 1982; Комина Р. В. Современная советская литература: Художественные тенденции и стилевое многообразие. - М., 1978. - С. 115 - 124.
*94 Бочаров А. Там же. - С. 283.
*95 Аверинцев С. С. Притча // Краткая литературная энциклопедия. - Т. 6. - Стлбц. 20, 21
*96 Абрам Терц (Синявский). Люди и звери: По книге Г. Владимова "Верный Руслан (История караульной собаки)" // Вопросы литературы. - 1990. - No1. - С. 63, 69.
*97 Там же. - С. 65.
*98 Рыбальченко Т. Л. Повесть "предварительных итогов": Автореф. дис.... канд. филол. наук. - Томск, 1979.
*99 См.: Анисимов Г., Емцев М. Этот хранитель древностей // Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. - М., 1989. В дальнейшем все ссылки на роман Домбровского приводятся по этому изданию.
*100 С. Пискунова и В. Пискунов отмечают, что первый вариант "Хранителя" был написан еще в 1939 году (Пискунова С., Пискунов В. Эстетика свободы // Звезда. - 1990. - No 1. - С. 172).
*101 Единственную рецензию "Говорящая древность", написанную Игорем Золотусским, высоко оценившую роман и напечатанную в далеком от центра журнале "Сибирские огни" (1965. - No 10), можно также считать фактом историческим" (Непомнящий В. Homo Liber (Юрий Домбровский) // Домбровский Ю. Хранитель древностей: Роман. Новеллы. Эссе. - М., 1991. - С. 3).
*101 Пискунова С., Пискунов В. Эстетика свободы. - С. 180.
*102 Woodward James. The "Cosmic" Vision of Iurii Dombrovskii: His Novel "Fakul tet nenuzhnykh veshchei" // The Modern Language Review. Belfast. - Vol. 87. - No. 4. -" 1992, October. - P. 899.
*103 А. Зверев считает, что анализирующие новозаветную историю Куторга и Корнилов "пытаются найти оправдание тому, что сделали. Не об Иуде у них речь, а о самих себе" (Зверев А. "Глубокий колодец свободы... ": Над страницами Юрия Домбровского // Лит. обозрение. - 1989. - No 4. - С. 14). Однако, думается, правы С. Пискунова и В. Пискунов, оспаривающие эту точку зрения: "Совсем иное дело - Домбровский, не только не утративший связи с традициями русской полифонической прозы XIX - начала XX столетия, но и прошедший - в период работы над "Державиным" - отличную выучку у барочных авторов, которые прекрасно знали, что устами дьявола, случается, говорит и Бог. Для них был важен процесс рождения истины, открывающейся - по закону благодати - грешнику, который достиг самого дна своего падения. Таков и Куторга Домбровского, как никто знающий, что значит быть в шкуре "тайного осведомителя" (положение Иуды, с его точки зрения, было проще и определеннее!)" (Пискунова С., Пискунов В. Эстетика свободы. - С. 175).
*104 Предлагаемая Куторгой интерпретация христианства, по сути дела, антирелигиозна, так как строится на подчеркнутом отрицании божественного знания Христа: "... Даже бог не посмел - слышите, не посмел простить людей с неба. Потому что цена такому прощению была бы грош. Нет, ты сойди со своих синайских высот, влезь в подлую рабскую шкуру, проживи и проработай тридцать три года плотником в маленьком грязном городишке, испытай все, что жет только человек испытать от людей, и когда они, поизмывавшись над тобой вволю, исхлещут тебя бичами и скорпионами - а знаете, как били? Цепочками с шариками на концах! Били так, что обнажались внутренности. Так вот, когда тебя эдак изорвут бичами, а потом подтянут на канате да и приколотят - голого-голого! - к столбу на срам и потеху, вот тогда с этого проклятого дерева и спроси себя: а теперь любишь ты людей по-прежнему или нет? И если и тогда скажешь: "Да, люблю и сейчас! И таких! Все равно люблю!" - то тогда и прости!"
*105 Женскую параллель к характеру Зыбина образует в романе красавица Полина, в которую Зыбин влюблен и которая Зыбина не предает. Показательно такое описание: Нейман "ее сейчас по-настоящему ненавидел! За все: за то, что она сидела слишком вольно, что сейчас же воспользовалась разрешением курить и курила так, как в этом кабинете, кажется, еще никто до нее не курил - откинув легкий локоть и легко стряхивая пепел в панцирь черепахи его ей поднес прокурор, за взгляд, который она бросила на него, за прямую и открытую несовместимость с этой комнатой".
*106 Созданный Домбровским сюрреальный образ "системы" напрямую перекликается с постмодернистской мифологемой агрессивной пустоты: "Она [пустота] прилипла, срослась, сосет бытие, ее могучая, липкая тошнотворная антиэнергия взята из переведения в себя, подобно вампиризму, энергии, которая пустоту отнимает, вынимает из окружающего ее бытия" (Кабаков И. О пустоте // Кабаков Илья. Жизнь мух / Kabakov flya. Das Leben der Fliegen. Edition Cantz, 2- - S. 84). В сущности, постмодернистская мифология пустоты/смерти (см. далее главы о "Пушкинском доме" А. Битова, "Москве Петушках" Вен. Ерофеев, романах Саши Соколова, а также о Пригове, Пелевине, Сорокине, Садур) представляется прямым развитием сюрреализма террора, лишь освобожденным от чсторической конкретики.
*107 Близость нравственной философии Домбровского стоицизму Сенеки убедительно доказана Дж. Вудвордом в статье: Woodward James. A Russian S