Рекомендуемая литература

Громова М. И. Современная русская драматургия. - М., 1999. Иванова Н. Б. Точка зрения: О прозе последних лет. - М., 1988. История русской литературы XX века (20 - 90-е годы): Основные имена / Отв. ред. С. И. Кормилов. - М., 1998.

Кулаков Вл. Поэзия как факт: Статьи о стихах. - М., 1999. Немзер А. С. Литературное сегодня: О русской прозе: 1990-е. - М., 1998.

Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов XX века. - Минск, 1998.

Роднянская И. Б. Литературное семилетие. - М., 1995. Русская литература XX века: В 2 т. - Т. 2 (1940 - 1990-е) / Под ред. Л. П. Кременцов. - М., 2002.

Русские писатели 20 века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М., 2000.

Русская проза конца XX века / Сост. и вступ. статья С. И. Тиминой. М., 2002.

Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. - М., 1999. Эпштейн М. Н. Постмодерн в России: Литература и теория. - М., 2000.

Предметно-именной указатель

Абрамов Ф. 17-20, 63, 65, 203

абсурдизм 274, 489, 610 - 612, 667

авангард 288, 379, 425, 429, 523, 596, 642, 644, 668

автобиографизм 593, 599

Агеев А. 271, 627

Адамович А. 118, 192, 195 - 198, 418

Адмони В. 8

Айзенберг М. 429, 439, 451, 590

Айтматов Ч. 13, 30, 36, 39-42, 44, 45, 203, 417, 516, 522, 524

"Белый пароход" 44

"И дольше века длится день" ("Буранный полустанок") 39, 40, 44

"Плаха" 39, 41-45, 146, 522

"Прощай, Гульсары!" 39

"Ранние журавли" 44, 203

Аксенов В. 11, 137-139, 148, 150, 151, 153-155, 157-161, 383, 415, 419, 424, 478, 480, 508, 522

"Затоваренная бочкотара" 151, 153, 159, 288

"Звездный билет" 160, 480

"Коллеги" 160, 480

"Московская сага" 161, 522

"Ожог" 157-159, 415

"Остров Крым" 159, 160, 415, 478

"Победа" 148 - 150

"Поиски жанра" 150, 154 - 157

Акулов И. 17, 23-25

Алексеев М. 23, 25

Алешковский П. 137, 522

Алешковский Ю. 137 - 139, 162 - 167, 176, 415, 478, 516, 562, 571

аллегория 161, 165, 190, 194, 389, 468, 476

Амирэджиби Ч. 13, 203

андеграунд (литературный) 391, 419, 420, 425, 596, 598, 631, 638-640

Анненский И. 297, 320, 327, 646

Аннинский Л. 203, 412, 416, 533, 534, 629

Антонов С. 522

Арбузов А. 272

Арро В. 200, 272, 283

Архангельский А. 162, 446, 637

Астафьев В. 13, 63, 81, 84, 97-109, 112-134, 191, 219, 417, 524, 560, 610

"Жизнь прожить" 113, 115, 117, 131

"Звездопад" 98, 120

"Пастух и пастушка" 99, 119, 120, 122, 123, 125

"Печальный детектив" 113, 116-119, 133, 560

"Последний поклон" 98 - 108

"Прокляты и убиты" 119, 125, 130, 131, 133

"Царь-рыба" 99, 108, 109, 112, 113

"Ясным ли днем" 99

Ахмадулина Б. 297, 314 - 320, 626

Ахматова А. 140, 297-299, 319, 414, 498, 499, 584 - 586, 588, 642, 673

Бабель И. 259, 585

Багрицкий Э. 311, 347

Байтов Н. 423

Бакин Д. 590

Бакланов Г. 120, 200, 260, 522

барокко, барочность 201, 202, 423, 455, 457, 465, 644, 645, 650, 659-661, 669, 670

Барт Р. 482, 645

Бартон Джонсон Д. 402

Басинский П. 522, 529, 583, 635

Баткин Л. 661

Бахтин М. 19, 133, 135, 138, 162, 164, 167, 255, 276, 299, 378, 390, 391, 394, 401, 439, 501, 564, 585, 588, 622, 623

Безродный М. 424

Бек А. 414, 417

БекТ. 233

Беккет С. 274, 511, 611, 612

Белая Г. 64, 412

Белов В. 23-25, 63 - 68, 71-73, 81-83, 191, 220, 221, 417, 418

"Все впереди" 73, 83, 417

"Кануны" 23, 25

"Лад" 73, 82, 83, 113

"Плотницкие рассказы" 64 - 72

"Привычное дело" 64, 72, 73

Белый А. 135

Беляускас А. 13

Бераха Л. 171

Бетеа Д. 646, 656

Битов А. 162, 200, 202, 205, 375, 376, 380-382, 384, 385, 387-391, 394, 402-404, 406, 410, 415, 419, 422, 424, 474, 502, 626

Блаженный В. 590

Блок А. 49, 326, 327, 392, 519

Бобышев Д. 297

Богомолов В. 192, 200, 533, 537

Бодрийяр Ж. 376, 377, 383, 390

Бокарев Г. 15

Бондарев Ю. 27, 120, 260, 283

Борнхофен П. 646, 661, 670

Борхес Х. Л. 193, 376, 381

Бочаров А. 192, 412, 416

Бочаров С. 564

Брежнев Л. 22, 409, 488

Брехт Б. 135

бриколаж 450

Бродский И. 7, 8, 297, 320, 376, 415, 420, 422, 424, 425, 449, 454, 501, 570, 572, 599, 641-654, 656-667, 673

Буйда Ю. 478, 590, 595

Булатов Э. 427, 428, 490

Булгаков М. 135, 207, 347, 414, 521, 527, 586, 587

Бунин И. 300, 333, 344-346, 372, 414, 585, 671

Быков В. 13, 116, 192, 199, 219, 260-272, 524

Вагинов К. 587

Вайль П. 158, 176, 599

ВалеевР. 31, 83

Валтон А. 13

Вампилов А. 13, 15, 192, 199, 200, 272-284, 286, 287, 574, 671

"Провинциальные анекдоты" 273, 278-280, 574

"Прошлым летом в Чулимске" 273-275, 283

"Прощание в июне" 273 - 277

"Старший сын" 275, 277, 278

"Утиная охота" 273 - 276, 280-283

Ванеева Л. 563

Василенко С. 563

Бахтин Б. 8, 599

Верников А. 590, 595

Ветемаа Э. 13, 192, 200

Вигдорова Ф. 7

Виктюк Р. 611

Вилльямс Р. 524 - 527

Виппер Ю. 669, 670

Вишневецкая М. 565

Вишневский В. 426

Владимов Г. 193, 194, 415, 522, 533-542, 546-551, 555, 557-559

Вознесенский А. 315

Войнович В. 136-139, 166-176, 178, 415, 478, 516, 522, 559

"Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина" 167 - 173

"Иванькиада" 173, 174

"Москва 2042" 170, 175

"Шапка" 136, 173, 174

Володин А. 272

Волохов М. 515

Воробьев К. 120, 524

Вудворд Дж. 206, 214, 215

Вульф В. 525

Высоцкий В. 137-139, 143-147, 159, 319, 414, 448, 504

Габышев Л. 528, 560

Гаврилов А. 423

Гайсер-Шнитман С. 391, 393, 394

Галин А. 200, 272

Галич А. 137-143, 414

Галкин Ю. 38, 63

Галковский Д. 424, 593, 594

Гандельсман В. 590

Гандлевский С. 427, 447, 531, 590, 593

Гареев 3. 423

Гаспаров Б. 393

Гельман А. 15, 30, 36, 418

Генис А. 158, 176, 496, 499, 504, 507, 510, 599, 603, 685

герой 20, 21, 31, 32, 36-40, 42, 46, 55, 56, 59-62, 69, 78, 85-87, 91-94, 97, 99-101, 122, 143, 145-147, 150 - 152, 162, 165, 166, 176, 188, 200, 202, 214, 229-231, 244, 246, 254, 260-262, 271, 276, 277, 283, 294, 303, 310, 323, 329, 331, 339, 340, 343, 344, 346-348, 351, 353, 357, 359, 397, 408, 415, 436, 446, 464, 466, 491, 496, 503, 507, 508, 532, 544, 558, 565, 573, 578, 581, 595, 599, 603, 606, 609, 632, 634, 638, 646, 649, 652, 654

Гинзбург Лев 200-202

Гинзбург Л. Я. 202, 324

Гладилин А. 138, 233, 415

Гоготишвили Л. 564

Гончар О. 17, 531

Гордин Я. 643, 646, 650, 652

Горенштейн Ф. 415, 524, 527, 590-592, 594

Горин Г. 15, 192, 199

Горланова Н. 563

Горький М. 45, 105, 414

Гощило X. 467, 563, 564

Гранин Д. 30, 35, 118, 192, 196, 417, 418, 522

Грекова И. 219

Григорьев О. 139

Гроссман В. 125, 208, 309, 414, 417, 418, 521, 527

"Все течет" 414, 417

"Жизнь и судьба" 125, 414, 521

гротеск 98, 135-139, 141, 143, 148, 161-163, 173, 175, 177, 190, 240, 498, 517, 633, 666

Губерман И. 137, 139

Гущанская Е. 283

Давыдов Ю. 205, 522

Даниэль Ю. (Николай Аржак) 7, 136, 138, 376, 414

Дворецкий И. 15

Дедков И. 65, 412

деконструкция 161, 374, 376, 379, 387, 389, 390, 425, 450, 474, 486, 490, 493, 494, 496, 497, 499, 509, 527, 561, 643

Дементьев А. Г. 10

Деринг И. Р. 674

Деррида Ж. 376, 387, 390, 475, 643

Джеймсон Ф. 376

Джойс Д. 11, 135, 380, 501, 525

диссиденты 157, 166, 218, 329, 376, 409, 513, 626

Дмитриев А. 590, 594

Довженко А. 17

Довлатов С. 415, 526, 593-595, 598-601, 604, 606-609

"Записные книжки" 604, 609

"Заповедник" 599, 603

"Зона" 598, 600, 604

"Иностранка" 599, 603

"Компромисс" 599

"Наши" 598, 603, 604, 606, 608

"Невидимая газета" 599, 603

"Невидимая книга" 599

Долгополов Л. 146

Домбровский Ю. 192, 199, 204-215, 414, 524, 527, 671

Достоевский Ф. 28, 117, 196, 198, 206, 266, 378, 484, 498, 501, 523-525, 531, 549, 585, 645

Доценко В. 27, 528

Драгомирецкая Н. 585

Дрофенко С. 47

Дружников Ю. 218

Друк В. 426

Друце И. 45

Дудинцев В. 23, 27, 414, 417, 522

"Белые одежды" 27, 414, 417, 522

Думбадзе Н. 13, 45, 192, 203

Евдокимов Н. 200

Евтушенко Е. 315, 383, 418, 522, 618

Еременко А. 415, 424, 426, 427, 451, 452, 457, 459, 461-464, 466

Ермаков О. 522, 528, 560, 595

Ермолин Е. 583

Ерофеев Вен. 147, 375, 376, 380, 391, 393-398, 401, 406, 408, 410, 415, 419, 422, 424, 425, 432, 500, 502, 510, 511, 514, 515, 571, 642

"Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" 398, 510, 511, 515

"Москва - Петушки" 147, 391, 410, 419, 424, 425, 432, 452, 483, 500, 513, 640

Ерофеев Вик. 11, 381, 419, 420, 422, 424, 478, 481-483, 486

Есаулов И. 128

Есенин С. 47-49, 108, 151, 266, 347

Ефимов И. 600

Ефремов О. 14

Жванецкий М. 137, 139, 166, 566

Жданов И. 415, 424, 426, 427, 451-455, 457

женская проза 560, 563

Жигулин А. 47, 58 - 61

Жолковский А. 148, 149

Заболоцкий Н. 333

Закруткин В. 99

Залыгин С. 21, 23, 27-30, 36, 45, 203, 219

Замятин Е. 175, 414, 472, 526, 584, 585, 587

Захаров М. 611

Зверев А. 141, 207

Зиновьев А. 131, 139, 200-202, 415, 527

"Знамя" 417, 420, 427, 502, 534

Золотусский И. 64, 96, 412

Зорин А. 72, 391, 425, 430, 435, 561

Зощенко М. 140, 259, 324

Зубова Л. 450

Зульфикаров Т. 203

Ибрагимбеков М. 38

Иванов АН. 15, 21

Иванов Вяч. 586

Иванова Н. 176, 178, 185, 521, 533, 549, 583

Иванченко А. 424, 507, 560, 593, 595

Изельман Р. 259

Икрамов К. 175

Ионеско Э. 274, 611, 612

Иртеньев И. 426

Искандер Ф. 137 - 139, 166, 176-178, 180-183, 185, 187, 188, 190, 205, 219, 415, 418, 478, 596, 610

"Кролики и удавы" 188 - 190, 415

Рассказы о Чике 177

"Сандро из Чегема" 178, 414, 478

"Созвездие Козлотура" 177

Искренко Н. 426

"исповедальная" проза 138, 148, 150, 599, 626, 627

Кабаков А. 565, 567, 633

Кабаков И. 214, 427, 428, 490

Казак В. 511

Казаков В. 419

Казанцев А. 272

КалабрезеО. 424, 451

Каледин С. 560, 562, 563

Кальвино И. 376

Кальпиди В. 424, 426, 452, 457

Камю А. 199, 273

Капица П. 9

Карабчиевский Ю. 202, 218, 381

Кардин В. 533

карнавализация 162, 163, 166, 167, 391

Каррикер А. 402

Катаев В. 16, 333-342, 344 - 353, 356-360, 362, 363, 365-375, 422

"Алмазный мой венец" 343, 347-349, 351

"Маленькая железная дверь в стене" 334 - 337, 375 "Спящий" 351-353, 359-362

"Сухой лиман" 351, 362, 369, 371, 372

"Трава забвения" 343 - 346, 351, 353, 357, 358

"мовизм" 333, 334, 338, 351, 356, 372, 374, 422

Кафка Ф. 11, 135, 193, 525

Кедров К. 426, 465

Кенжеев Б. 590

Кибиров Т. 381, 424-427, 429, 444-450, 465, 467, 468

Ким А. 203, 589

Киреев Р. 83, 589

Кларк К. 491, 496

Климушкин В. 38

Коган П. С. 671

Кожинов В. 10, 48, 64

Коляда Н. 565, 566, 568-581

Комар В. 490

Комина Р. 12, 192

Кондратьев В. 418

Коновалов Г. 15

Кононов Н. 590

концептуализм 379, 419, 423, 425, 427-429, 446, 450, 451, 462, 490, 494, 499, 500, 642

Коняев Н. 48

Коркия В. 426

Королев А. 424, 565, 567, 568

Кривулин В. 297, 609, 644, 650, 661

Крон А. 196, 200

Крупин В. 63

Крымова Н. 144, 146, 347

Крячко Б. 560

Кузнецов А. 158

Кузнецов Ю. 61, 62

Кундера М. 448, 596

Куняев С. 10, 47, 61

Курбатов В. 583

Курчаткин А. 589, 633

Кутик И. 426

Кушнер А. 297, 298, 314, 315, 320-328

Лебедев А. 182, 602

Левин Ю. 297, 387-390

Левитанский Ю. 297, 315

Ленин В. 14, 15, 165, 175, 183, 184, 334-337, 357, 403, 417, 483, 484, 504, 508, 601, 602

изображение в период "застоя" 13

Леонов Л. 10, 527, 596, 597

"Пирамида" 596, 597

"Русский лес" 596 - 598

Лесков Н. 348, 524

"лианозовцы"-поэты 422, 427, 498, 642

Лимонов Э. 415

ЛиотарЖ. Ф. 376, 522

Липкин С. 297, 299-301, 309-315, 671

Лиснянская И. 11, 297, 315

Литвинов В. 565

Лихачев Д. 78, 322, 418, 487, 488, 561, 673

Личутин В. 63

Лобанов М. 10, 64

Лосев Л. 297, 645

Лотман М. 650, 655, 657, 661

Лотман Ю. 650, 655, 657, 661

Луговской В. 223, 347

Львов А. 17, 21, 22

Любимов Ю. 218

Маканин В. 526, 533, 589, 594, 595, 598, 626-635, 637, 638, 641

"Андеграунд, или Герой нашего времени" 627, 631, 637 - 641

"Антилидер" 627, 629

"Голоса" 627, 630, 631, 636

"Гражданин убегающий" 627, 628

"Кавказский пленный" 627, 635, 636

"Лаз" 631-634, 637

"Предтеча" 627, 628

"Прямая линия" 626

"Человек свиты" 627, 628, 630

Макаров А. 84, 98, 148

Македонов А. 54, 55, 146, 412

Максимов В. 27, 415, 527, 559

Мандельштам О. 140, 206, 297, 298, 304, 319, 333, 345, 347, 414, 464, 489, 498, 499, 526, 584, 586-588, 596, 642

Маравал Х. А. 645

Марамзин В. 138, 139, 599

Маринина А. 27, 528, 530

Маркес Г. 376

Марков Г. 15, 21, 529

Марков Д. 12

Маркович В. 524

Матевосян Г. 83, 112, 203

Маяковский В. 47, 49, 135, 206, 344-347, 349, 642

Меламид А. 490

метажанр 191

"МетрОполь" 10, 150, 218, 419

Микелинкас Й. 13

Миллер Л. 297, 314, 590

Милош Ч. 661

мифологизация 300, 306, 379, 499, 558, 598, 610

модернизм 11, 48, 135, 199, 259, 274, 287, 372, 374, 375, 379, 381, 382, 401, 405, 415, 425, 457, 471, 477, 497-500, 511, 523, 525, 526, 529, 549, 559, 583, 584, 596, 642-644, 668, 671

Можаев Б. 23, 24, 30, 37, 63, 136

монологизм 167

монументальный рассказ 98, 113, 178, 222

Мориц Ю. 297, 315

Москаленко В. 537, 560

Мухина О. 515

Набоков В. 322, 376, 401, 415, 425, 455, 471, 489, 498, 501, 599

Нагибин Ю. 112, 203

Найман А. 297

направление литературное 17, 287, 671

Нарбикова В. 424

Нарбут В. 328

народная эпопея 15, 17, 19 - 22

натурализм 98, 128, 129, 133, 140, 494, 526, 530, 559, 562, 564, 565, 568, 641

натуралистическая образность 116

натуралистический сентиментализм 99, 564, 565, 567

Неизвестный Э. 586

Некрасов Вик. 521

Некрасов Be. 415, 419, 420, 422

Немзер А. 472, 533

неоакмеизм 297 - 300, 313, 315, 322, 327

необарокко 423 - 425, 451, 477

неосентиментализм 451, 560, 565, 566

Непомнящая К. 205

Непомнящий В. 205

Неркаги А. 83

Никонов Н. 112, 203

Ницше Ф. 117

Новиков Вл. 144, 146, 274, 464, 465, 532, 533

"Новый мир" 107, 132, 219, 418, 421, 666

Носов Е. 203

Оболдуев Г. 297

ОБЭРИУ, обэриуты 429

"Октябрь" 113, 418, 419

Окуджава Б. 139, 418, 533, 673

Олеша Ю. 259, 347, 367, 368

Орлов В. 203

Оруэлл Д. 175, 188, 526

Островский Н. 31, 253

Павлов О. 86, 522, 528, 530

Палей М. 563 -566

Палиевский П. 10

Панченко А. 395, 397

Паперно И. 393

парадигма художественности 16, 584, 585, 670

пародия, пародийность 66, 123, 151, 152, 163, 181, 185, 277, 385, 392, 393, 398, 408, 480, 498, 499, 513, 597

Парщиков А. 415, 424, 426, 451, 452, 459, 465-467

Пастернак Б. 125. 140, 177, 207, 256, 316, 344, 345, 347, 356, 366, 414, 450, 473, 498, 501, 521, 526, 584, 587

Пелевин В. 380, 424, 425, 452, 477, 501-507, 509, 510, 531, 642

"Generation П" 502, 507, 509, 531

"Жизнь насекомых" 502, 504, 505

"Омон Pa" 502 - 504

"Принц Госплана" 504, 505-507

"Чапаев и Пустота" 424, 502, 505

Передреев А. 47

Петров С. 31

Петровых М. 297

Петрушевская Л. 272, 283, 526, 563, 565, 574, 593-595, 610-626

Пискунов В. 204, 206, 207

Пискунова С. 204, 206, 207

Платонов А. 259, 414, 415, 498, 501, 521, 526, 584 - 588

полифонизм 83, 501

Полонский Г. 31, 32, 49

Полухина В. 642, 656

Полянская И. 531, 563, 590, 595

Попов Вал. 138

Попов Евг. 11, 381, 397, 419, 423-425, 487, 488, 490, 610

Поспелов Г. 17

постмодернизм 16, 159, 164, 259, 260, 351, 358, 365, 368, 372, 374-380, 390, 391, 397, 402, 410, 415, 420, 422, 423, 426, 451, 474, 477, 483, 486, 490, 497, 499, 500, 502, 509-511, 531, 559, 565, 568, 583, 584, 594-596, 600, 642-645. 650, 667-669

постреализм 287, 313, 451, 487, 531, 559, 583, 585-590, 593-596, 598, 641, 666-668, 673

"правда жизни" 610

Прасолов В. 47

премии литературные 421, 427

Пригов Д. А. 381, 415, 419, 420, 422, 423, 426, 427, 429, 430, 432, 433, 435, 436, 438, 444, 488, 490. 502

притчевость 193, 202

Промет Л. 13

Пропп В. 154, 188

Проскурин П. 13, 20, 21, 529

"простой советский человек" 36-39, 45, 81, 84, 97, 142, 144

Пруст М. 11, 317, 525

Пулатов Т. 203

Путилов Б. 38, 83

Пушкин А. 124, 206, 213, 267. 303, 306-308, 317, 328, 365, 386-390, 392, 421, 433, 464, 576, 577

Пьецух В. 381, 424, 478-480. 483, 486

РадзинскийЭ. 15, 199

Разумовская Л. 272

Райен-Хайес К. 175

Распутин В. 13, 63, 73, 74, 77-81, 191, 203, 417

"Живи и помни" 78

"Пожар" 78 - 80, 417

"Последний срок" 73 - 77

"Прощание с Матерой" 78. 81, 203

Рассадин С. 178, 182, 311, 673

рассказы 93, 94, 98, 112, 138 148, 222, 258, 478, 484, 487, 501, 559, 590, 600, 604, 624

реализм классический 372, 522. 526, 549, 557, 585, 668

Рейн Е. 297, 673

Роднянская И. 315, 323, 329. 412, 426, 522, 629, 675

Розанов В. 256, 257

Розанова М. 7

Розов В. 19, 272

роман

воспитания 416, 531, 532, 595

идеологический 23, 26 - 28

исторический 15, 23, 25 - 28, 530, 536

панорамный 161

производственный 222 - 224, 496

хроника 19, 24, 125

эпический 19, 20

романизация 394

Ромашов А. 26

Рубинштейн Л. 415, 419, 422 - 424, 426, 427, 429, 442-445, 642

Рубцов Н. 47-62, 191

Русаков Г. 297

Рыбаков А. 414, 415, 417, 522

Рыбальченко Т. 200, 226

Садур Н. 415, 424, 452, 510, 515-520

Салимон В. 426

"самиздат" 8, 218, 381, 391, 425, 427

Самойлов Д. 297, 299, 300, 305-309, 313-315, 671

Сапгир Г. 8, 415, 420

Сарнов Б. 317, 318, 347

Сартр Ж. П. 199, 273

Сахаров А. 8, 9

Сегал Д. 297

Седакова О. 297, 392, 394, 396, 419, 644, 660

Семенов Ю. 15, 26, 27

Семин В. 26

сентиментализм 122, 128, 132, 133, 564, 568, 674

Сергеев А. 531, 533, 593

Сергеев Е. 144

Серман И. 599

Сидур В. 587

Симмонс К. 611

Симонов К. 125, 501

симулякр 358, 360, 362, 367, 368, 377, 378, 382, 385, 422, 428, 437, 450, 460, 505, 507, 509, 517, 520, 566, 600

симуляция 377, 380, 383, 384, 389, 390, 450, 488, 508, 517, 600

Синявский А. (Абрам Терц) 7, 138, 193, 376, 414, 596

сказ 22, 103, 232, 481, 482

сказочность 154, 288, 467, 468, 477

Скалой А. 38

Скобелев А. 143, 146

Скобликов Г. 63

Славкин В. 200, 272, 283

Слаповский А. 565, 593, 595

Слуцкие М. 13, 31 - 34

Случевский К. 327

СмеляковЯ. 125

Смирнов И. 659, 660, 669, 674

Соколов В. 47

Соколов Саша 375, 376, 380, 397, 401-403, 406-411, 415, 419, 422-424, 474, 498, 502

"Между собакой и волком" 402, 407, 410, 424

"Палисандрия" 402, 408 - 410, 419, 424, 622

"Школа для дураков" 401 - 407, 410, 424

Соколова А. 99, 272

Солженицын А. 9, 36, 63, 167, 175, 218, 307, 414, 415, 417, 421, 527, 559, 596, 601, 610

"Архипелаг ГУЛАГ" 37, 414, 417

"Красное колесо" 167

Сологуб Ф. 135, 327

"сорокалетние" 589, 627

Сорокин В. 329, 381, 423, 450, 490-500, 510, 515, 568, 610, 642

"Голубое сало" 497 - 501

"Норма" 494, 498

"Роман" 494

"Сердца четырех" 496

социалистический реализм 11, 12, 17, 45, 46, 600, 668

"соцреализм с человеческим лицом" 36, 45, 415, 420, 480, 522, 526

Сталин И. 28, 41, 126, 140, 164, 165, 168, 172, 184-186, 205, 206, 217, 221, 255, 383, 403, 416, 417, 484, 485, 499, 501, 539, 550, 556, 558

стиль 65, 66, 150, 159, 161, 165, 181, 201, 232, 287, 392, 408, 488, 498, 591, 607, 674

Степанян К. 522, 583

Стратановский С. 297

Стрихл С. 584

Стругацкие А. и Б. 144, 192, 199, 287, 288-296, 472

"Волны гасят ветер" 294, 295

"Жук в муравейнике" 294

"За миллиард лет до конца света" 293, 295

"Обитаемый остров" 291, 294

"Пикник на обочине" 292

"Понедельник начинается в субботу" 288

"Сказка о Тройке" 288

"Трудно быть богом" 289, 291

"Улитка на склоне" 291

субъектная организация повествования 247, 337, 343

Сурганов В. 66

Сэлинджер Д. 599

Тагер Е. 11, 12

"тамиздат" 205, 218, 402, 427

Тарковский Андрей 292, 671

Тарковский Арс. 297, 299-306, 308, 309, 313, 314, 455

Твардовский А. 99, 194, 220, 414

"По праву памяти" 414

Тендряков В. 27, 192, 200, 219, 414, 522

Терехов А. 528, 560

течение литературное 63, 451, 477, 565, 670

ТименчикР. 297, 615

Токер Л. 402

Толстая Т. 422, 424, 467-469, 471-477, 563, 565

Толстой А. Н. 259, 492, 527

Толстой Л. Н. 484, 498, 501, 524, 525, 531, 537, 538, 627

Топоров В. 297

Топоров Вик. 280, 599, 609

Трифонов Ю. 13, 192, 199-201, 218-224, 226, 227, 230-237, 239, 242-248, 252-254, 256, 258--260, 383, 414, 524, 526, 589, 610 671

"Время и место" 253 254 258, 289

"Долгое прощание" 229 230 242, 246, 253

"Дом на набережной" 218 237, 242-248

"Другая жизнь" 237, 242, 249

"московские (городские) повести" 200, 218, 227, 232, 242, 254

"Обмен" 226-229, 231, 233 237, 239, 242

"Опрокинутый дом" 253, 258 289, 671

"Отблеск костра" 225, 226, 252

"Предварительные итоги" 229, 231, 242

"Студенты" 219 - 221

"Утоление жажды" 219, 222, 224

Тряпкин Н. 47

Туровская М. 274, 276, 412, 613, 615

Тынянов Ю. 674

Уайльд О. 519

Улицкая Л. 522, 530, 533, 563, 565, 566

Умывакина Г. 297

Уфлянд В. 137, 139

Уханов И. 63

Фадеев А. 17

Фаулз Д. 376, 584

Федин К. 219, 255

Федоров Е. 593, 594

Филиппович А. 63, 83, 112

Фрейденберг О. 572

фронтовая лирическая повесть 120

Фуко М. 376, 486, 490

Фукуяма Ф. 376

Хазанов Б. 193-195, 415

Хандке П. 376

Хандусь О. 528, 560

Хансен-Лёве А. 446

хаос/хаотическое в литературе 374

Харитонов Е. 565

Харитонов М. 533, 590, 595

Хармс Д. 135, 140, 397, 425

Хемингуэй Э. 151, 193, 273

Хлебников В. 642

Ховелл И. 291, 293

Ходасевич В. 327, 415

Холин И. 415, 420, 422

хронотоп 90, 92, 322, 337, 373, 432, 470, 528, 564, 569, 586, 622, 671

Хрущев Н. 6, 22, 498, 537, 545, 546

Цветаева М. 319, 587, 638, 642, 673

Цивьян Т. 298

Чаковский А. 21

Чалмаев В. 10, 64, 82

Чередниченко Т. 444, 445, 451

Черниченко Ю. 418

"чернуха" 511, 560, 561, 564, 566, 568, 573, 579, 580, 594, 610

Чехов А. 327, 501, 525, 585, 627

Чиладзе О. 13, 203

Чуковская Л. 202, 414

Чупринин С. 304, 319, 412, 419

Чухонцев О. 297, 314, 315, 327-332

Шаламов В. 521, 524, 526, 600, 601

Шаров В. 381, 424, 478, 484-486, 593, 595

Шатров М. 14, 417

Шаулов С. 143, 146

Шварц Евг. 199, 415, 452

Шварц Елена 199, 415, 424, 426, 452, 455-459

Шипенко А. 424, 510, 515

Шитов А. 218, 224

Шишкин М. 533, 590

Шкловский В. 318

Шкловский Е. 590

Шкловский И. 9

Шолохов М. 23, 98

Штурман Д. 218, 219, 583

Шукшин В. 13, 63, 81, 84-97, 191, 219, 524, 610, 630, 671

Щербакова Г. 565, 566

Щербина Т. 426

Эдлис Ю. 15

экзистенциализм 95, 273, 527, 645

Эко У. 376, 477

Эпштейн М. 56, 377, 391, 392, 394, 419, 420, 428, 450, 451, 462, 465, 468, 490, 565, 568, 590, 641, 646, 648

Эрдман Н. 414

Эренбург И. 223

Эткинд Е. 8

этология 110

Эфроимсон В. 9

"Юность" 333, 418, 427, 599

Якобсон А. 381

Ямпольский Б. 414

Яркевич И. 423

Яшин А. 141

ОГЛАВЛЕНИЕ ТОМА 1

От автора

Введение

1. Методологические основы и теоретические принципы курса

2. Мирообразы Космоса и Хаоса в русской литературе XX в.

3. Предшествия и предпосылки современного этапа

Часть первая

Литература "оттепели" (1953 - 1968)

Глава I. Середина века - "предварительные итоги"

1. Послевоенное десятилетие - культурный контекст

2. Под маской соцреализма: "Русский лес" Леонида Леонова (1950 - 1953)

3. Кристаллизация новой художественной стратегии:

"Доктор Живаго" Бориса Пастернака (1946 - 1955)

4. Взгляд с другого берега: "Лолита" Владимира Набокова(1953)

Глава II. Соцреализм с человеческим лицом

1. Культурная атмосфера "оттепели"

2. "Правда жизни": от документализма к натурализму

3. Обновление соцреалистической концепции личности: рассказ Михаила Шолохова "Судьба человека"

4. Лирический "взрыв" и поэзия "шестидесятников"

5. Песенки Булата Окуджавы

6. Лирическая тенденция в драматургии и прозе 1960-х годов

7. Трансформация соцреалистических жанров

8. Александр Твардовский

Глава III. За пределами соцреализма

1. Александр Солженицын

2. Варлам Шаламов

3. Традиции классического реализма

4. "Фантастический реализм" Абрама Терца и Николая Аржака

5. Неоавангард

Рекомендуемая литература

Учебное издание

Лейдерман Наум Лазаревич и Липовецкий Марк Наумович

Современная русская литература 1950-1990-е годы. Т. 2

Учебное пособие

Редактор Т. И. Шеповалова

Ответственный редактор Т. В. Козьмина

Технический редактор Н. И. Горбачева

Компьютерная верстка: Р. Ю. Волкова

Корректоры Л. Л. Белкина, Е. Н. Зоткина

Качество печати соответствует качеству предоставленных издательством диапозитивов.

Изд. No A-851-I/1. Подписано в печать 15. 05. 2003. Формат 60 х 90/16. Гарнитура "Таймс". Бумага тип. No 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 43, 0. Тираж 30 000 экз. (1-й завод 1 - 10000 экз.). Заказ No 2926.

Лицензия ИД No 02025 от 13. 06. 2000. Издательский центр "Академия". Санитарно-эпидемиологическое заключение No 77. 99. 02. 953. Д. 002682. 05. 01 от 18. 05. 2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к, 223. Тел. /факс: (095)330-1092, 334-8337.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

Книги издательства в розницу можно приобрести в магазине по адресу:

Москва, ул Черняховского, 9 (в здании Института развития профессионального образования)

Часы работы понедельник - пятница с 10. 00 до 19. 00 Тел. (095)152-2271, факс 152-1878.

Отдел оптовой торговли

1. Москва, ул Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел/факс (095)330-1092, 334-8337. E-mail: academph@online. ru

2. Москва, ул. 2-я Фрезерная, 14, к. 402. Тел/факс (095)234-0855, 273-1608. E-mail: academia@rol. ru

Издательство имеет возможность отправлять заказанную литературу железнодорожными контейнерами, почтово-багажными вагонами и почтовыми отправлениями.

*1 В своем "Письме вождям Советского Союза" (1974) А. И. Солженицын писал: "Сегодня эта идеология уже только ослабляет и связывает вас. Она захламляет всю жизнь общества, мозги, речи, радио, печать - ложью, ложью, ложью. Ибо как же еще мертвому делать вид, что оно продолжает жить, если не пристройками лжи? Всё погрязло во лжи, и все это знают и в частных разговорах об этом говорят, и смеются, и нудятся, а в официальных выступлениях лицемерно твердят то, "что положено", и так же лицемерно, со скукой читают и слушают выступления других - сколько же уходит на это впустую энергии общества! И вы - открывая газеты или включая телевизор, вы сами разве верите сколько-нибудь в искренность этих выступлений? Да давно уже нет, я уверен" (Солженицын А. Публицистика: В 3 т. - Ярославль, 1995. - Т. 1: Статьи и речи. - С. 177).

*2 Первый выпуск "Хроники текущих событий" появился 30 апреля 1968 года, а к концу 1983 г. на Западе было опубликовано 64 выпуска. (См.: Алексеева Л. История инакомыслия в СССР // Самиздат века / Сост. А. Стреляный, Г. Сапгир, Б. Бахтин, Н. Ордынский. - Минск; М., 1998. - С. 25 - 26.) В разные годы "Хронику текущих событий" редактировали С. Ковалев, А. Якобсон, И. Габай. Каждый номер журнала представлял собой тетрадку из 10 - 15 страниц, отпечатанных на пишущей машинке. Только факты, только информация - о новых судебных процессах, обысках, арестах, увольнениях с работы, принудительных госпитализациях, условиях содержания заключенных. Власти скоро почувствовали особую опасность, исходящую из "Хроники", факты надо было либо опровергать, либо признавать. Вместе с тем, как вспоминает С. А. Ковалев, издание "Хроники" было сопряжено с особым типом ответственности: малейшая неточность в информации давала повод суду для обвинений в клевете. Сам Ковалев получил 7 лет лагерей плюс 3 года ссылки фактически на том основании, что из 2800 эпизодов, о которых сообщалось в семи номерах "Хроники", где он был редактором, следствию удалось опровергнуть только два эпизода. (См.: Ковалев С. Свобода приходит нагая // Известия. - 1998. - 30 апреля. - С. 2.)

*3 Сахаров А. Д. Горький, Москва, далее везде // Знамя. - 1991. - No 10. - С. 98.

*4 См.: Капица П. Л. Дом наш - планета Земля // Наука и современное общество. - М., 1998.

*5 Вопросы философии. - 1976. - No 9. Статья завершалась следующим заключением: "Нам представляется, что вывод о нашем одиночестве во Вселенной (если не абсолютном, то практическом) имеет большое морально-этическое значение для человечества. Неизмеримо возрастает ценность наших технологических и особенно гуманистических достижений. Знание того, что мы есть как бы "авангард" материи если не во всей, то в огромной части Вселенной, Должно быть могучим стимулом для творческой деятельности каждого индивидуума и всего человечества. В огромной степени вырастает ответственность человечества перед исключительностью стоящих перед ним задач. Предельно ясной становится недопустимость атавистических социальных институтов, бессмысленных и варварских войн, самоубийственного разрушения окружающей среды. Твердое сознание того, что никто нам не будет давать "ценных указаний", как овладевать Космосом и какой стратегии должна придерживаться наша уникальная цивилизация, должно воспитывать чувство ответственности за поступки отдельных личностей и всего человечества. Выбор должны делать только мы сами. Не подлежит сомнению, что диалектический возврат к весьма своеобразному варианту геоцентрической (вернее, антропоцентрической) концепции по-новому ставит старую проблему о месте человека во Вселенной" (с. 93).

*6 См.: Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. - СПб., 1995.

*7 См.: Чалмаев В. Великие искания // Молодая гвардия. - 1968. - No 3; Его же. Неизбежность // Молодая гвардия. - 1968. - No 9. Пройдет почти два десятка лет, успеют ярко расцвести и потускнеть "деревенская проза" и "тихая лирика", и Чалмаев напишет: "Крестьянин, говоря по-старинному мужик, не может быть объектом завышенных оценок, быть невероятным мессией, должным спасти и город, и прежде всего интеллигенцию, вечно виноватую перед ним. Ему навязывается роль не по силам" (Чалмаев В. "Воздушная воздвиглась арка... " // Вопросы литературы. - 1985. - No 6. - С. 116).

*8 См.: Дементьев А. Г. О традициях и народности: Литературные заметки // Новый мир. - 1969. - No 4.

*9 Защищая своих "фрондеров", власти не миловали даже видных функционеров. Стоило, например, А. Н. Яковлеву, в ту пору первому заместителю заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС, выступить с критикой современных "почвенников" (Яковлев А. Против антиисторизма // Лит. газета. - 1972. - 15 ноября. - С. 4, 5), как он тут же был смещен со своего поста и отправлен в почетную ссылку, послом в Канаду, где пробыл до начала "перестроечных" времен.

*10 История создания альманаха и последовавшей затем идеологической кампании вокруг него описана Виктором Ерофеевым в предисловии к переизданию книги. (См.: Ерофеев В. Десять лет спустя // МетрОполь: Литературный альманах / Сост. В. Аксенов, А. Битов, В. Ерофеев, Ф. Искандер, Е. Попов. М., 1991.) Но на этот раз литвластям не удалось сломить или согнуть инакомыслящих. Пощечиной руководству Союза писателей стал поступок старых поэтов Семена Липкина и Инны Лиснянской, которые в знак солидарности с молодыми авторами "МетрОполя", не допущенными в Союз, сами вышли из Союза.

*11 Тагер Е. Б. О границах социалистического реализма // Актуальные проблемы социалистического реализма. - М., 1969. - С. 550. (Далее страницы указаны в скобках.)

*12 Марков Д. Ф. Социалистический реализм - новая эстетическая система // Вопросы литературы. - 1975. - No 2.

*13 См., например: Егорова Л. П. Проблемы типологии социалистического реализма. - Ставрополь, 1971; Ген Н. К. Художественное богатство литературы социалистического реализма. - М., 1971; Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2 т. - М., 1971; Камина Р. В. Современная советская литература: Художественные тенденции и стилевое многообразие. М., 1984; Эльяшевич А. П. Единство цели - многообразие поисков: О стилевых течениях в советской литературе. - Л., 1980.

*14 Ефремов О. Слышать истории дыханье: (Заметки о пьесах Михаила Шатрова) // Комсомольская правда. - 1982. - 3 апреля.

*15 Не случайно такого рода произведения Г. Н. Поспелов предложил называть "героико-романическими эпопеями" (Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. - М., 1972. - С. 208).

*16 Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 456, 457.

*17 Цит. по: Баруздин С. Возвращение (Об Аркадии Львове) // Львов А. Двор. - М., 1992. - С. 7, 8.

* 18 Справедливости ради следует вспомнить, что новый взгляд на коллективизацию и на весь период 1930-х годов впервые был представлен в неоконченном романе Эм. Казакевича "Новая земля. (Картины советской жизни)", над которым писатель работал с 1958 года вплоть до своей смерти в 1962 году. Роман должен был охватить исторический отрезок с конца 1920-х до середины 1950-х годов. Казакевич успел написать только начальные главы, но они дают представление о масштабности замысла и глубине проникновения автора в драматическую судьбу отдельного человека и всего народа в эту эпоху. Именно здесь впервые были описаны трагические сцены "раскулачки", азарта дозволенного властью грабежа - когда на глазах молоденькой крестьянской девчушки Настеньки Ошкуркиной ее вчерашние закадычные подружки весело роются в сундуке с ее приданым. Здесь и мучительное состояние Настенькиного брата Феди, которого ждет исключение из вуза за сокрытие "кулацкого происхождения". Есть и совершенно неожиданные картины Москвы 1930-х годов: в приемной у "всесоюзного старосты" Калинина, который в окружении своей охраны сам выглядит арестантом, предчувствия апокалиптических времен, чисток и арестов наряду с упованиями на нового царя, каким видится старому нэпману Сталин, стоящий на Мавзолее... Эти главы были опубликованы в журнале "Урал" (1967. - No 3), отдельные фрагменты и наброски включены составителем Г. О. Казакевич в сборник Казакевича "Слушая время": Дневники. Записные книжки. Письма. (M., 1990).

*19 В русле этой тенденции располагаются разные по материалу и художественному облику произведения. Здесь и роман В. Семина "Нагрудный знак "Ост"" (1977), написанный на основе лично пережитого в германском арбайтслагере, и повесть А. Ромашова "Диофантовы уравнения" (1981), где воссоздается далекая эпоха религиозных распрей в Великой Римской империи.

*20 Обстоятельный анализ романа "Белые одежды" проведен в кандидатской диссертации Е. Н. Володиной "Романы В. Дудинцева: типология и эволюция жанра" (защищена в 1998 году). Частично материал главы об этом романе представлен в статье Е. Н. Володиной "Художественные притчи в романе В. Дудинцева "Белые одежды"" (в сб.: Русская литература XX века: Направления и течения. - Вып. 4. - Екатеринбург, 1998).

*21 Теракопян Л. Сергей Залыгин. - М., 1973. - С. 114.

*22 Впервые опубликован в журнале "Новый мир" (1979. - No 1).

*23 Вопросы литературы. - 1978. - No 5. - С. 148.

*24 Политическое объяснение того, что произошло с героем повести Залыгина, дал в "Архипелаге ГУЛАГ" А. И. Солженицын: "Нужно было освободиться от тех крестьян (иногда совсем небогатых), кто за свою удаль, силу, решимость, звонкость на сходках, любовь к справедливости были любимы односельчанами, а по своей независимости - опасны для колхозного руководства. (Этот крестьянский тип и судьба его бессмертно представлены Степаном Чаузовым в повести С. Залыгина.)" (Солженицын А. Малое собр. соч. - М., 1991. - Т. 5. - С. 49).

*25 Айтматов Ч. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1983. - Т. 2. - С. 196.

*26 Эта точка зрения абсолютно аксиоматична для литераторов круга "Нашего современника". В этом смысле весьма показательно сочинение Н. Коняева "Путник на краю поля: Книга о жизни, смерти и бессмертии поэта Николая Рубцова" (в кн.: Николай Рубцов: Вологодская трагедия. - М., 1997). Подобную позицию отстаивают В. Кожинов, Ф. Кузнецов, Л. Баранова-Гонченко, А. Казинцев и некоторые другие критики.

*27 См.: Новиков Вл. Придуманный поэт: Из цикла "Три стакана терцовки" // Заскок. - М., 1997.

*28 Македонов А. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930- 1970 годов. - Л., 1983. - С. 281, 282.

*29 Эпштейн М. После будущего: О новом сознании в литературе // Знамя. - 1991. -No1. -С. 225.

*30 Стихотворения А. Жигулина, за исключением специально оговоренных случаев, цитируются по изданию: Жигулин А. В надежде вечной: Стихи. - М., 1983.

*31 Солженицын А. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 года // Новый мир. - 2000. - No 5. - С. 186.

*32 Белая Г. А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления "нейтрального" стиля // Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии. - М., 1978. -С. 477.

*33 Там же. - С. 473.

*34 См. статьи и рецензии В. Кожинова, В. Чалмаева, П. Глинкина, Е. Клепиковой, Л. Фоменко, Т. Наполовой, И. Золотусского, М. Лобанова, посвященные В. Белову и его повести "Привычное дело".

*35 Дедков И. А. Страницы деревенской жизни: (Заметки) // Новый мир. 1969. - No 3. - С. 243.

*36 Там же. - С. 243, 245.

*37 О "пошехонстве", как одной из сторон жизни героев "Привычного дела", первым сказал В. А. Сурганов. Он заметил, что пошехонцы, "непутевые эти герои, порождение горьковатого народного юмора... совсем не случайно появились в повести. За лежащей на поверхности сказки иронической и наивной дидактикой есть еще и глубинный подтекст - невеселая усмешка над собственной нескладицей и, пожалуй, едва ли не над философией "привычного дела" (Сурганов В. А. Человек на земле: Историко-литературный очерк. - М., 1975. - С. 501).

*38 Это наблюдение принадлежит И. Шайтанову. См.: Шайтанов И. Реакция на перемены: (Точка зрения автора и героя в литературе о деревне) // Вопросы литературы. - 1981. -No5. -С. 50.

*39 Распутин В. Необходимость правды: (Выступление на теоретическом семинаре "Литература и нравственность") // Литературная учеба. - 1984. - No 3. - С. 131-132.

*40 Распутин В. "Я ценю порядочность в человеке" (Беседу вела Т. Земскова) // Неделя. - 1987. - No 9. - С. 15.

*41 Вопросы литературы. - 1985. - No 6. - С. 116.

*42 Жесткую оценку романа "Все впереди" дал В. Лакшин в статье "По правде говоря" (Известия. - 1986. - 3, 4 дек.). См. также обстоятельный анализ романа на страницах журнала "Вопросы литературы" (1987. - No 9) в статьях Д. Урнова и А. Мальгина.

*43 Макаров А. Критик и писатель. - М., 1974. - С. 255.

*44 Ярхо В. Образ человека в классической греческой литературе и история реализма // Вопросы литературы. - 1957. - No 5. - С. 73.

*45 О театральности рассказов Шукшина см.: Ваняшова М. Г. Жанровое своеобразие рассказов В. Шукшина // Проблемы эстетики и поэтики. Ярославль, 1976; Ее же: Шукшинские лицедеи // Литературная учеба. - 1979. No 4; Кузьмук В. А. Василий Шукшин и ранний Чехов (Опыт типологического анализа) // Русская литература. - 1977. - No 3.

*46 В наш анализ не вошел роман Шукшина "Я пришел дать вам волю... " (1974). Но центральный персонаж этого романа Степан Разин, при всей несоизмеримости масштабов деяний и их исторического резонанса с героями шукшинских рассказов, глубоко родствен им по типу характера - он тоже "чудик", которому никак не удается совместить святость намерений с безбожностью поступков.

*47 См.: Золотусский И. Час выбора. - М., 1976. - С. 79; Ваняшова М. Шукшинские лицедеи // Литературная учеба. - 1979. -No4.

*48 Шукшин В. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1975. - Т. 3. - С. 641 - 642.

*49 Астафьев В. Сюжеты и судьбы: (Монолог о времени и о себе) // Всему свой час. - М., 1985. - С. 7.

*50 Большую роль в судьбе Астафьева сыграл критик А. Н. Макаров, который написал о нем обстоятельную статью "Во глубине России", она увидела свет в столичном журнале "Знамя" (1964. - No 12).

*51 Астафьев В. Как начиналась книга // Всему свой час. - М., 1986. С. 117.

*52 Вопросы литературы. - 1974. - No 11. - С. 215 - 216.

*53 В 1988 году настоящий литературный скандал вызвал рассказ Астафьева "Ловля пескарей в Грузии", где автор позволил себе иронические высказывания о быте и нравах у грузин. Произошел обмен весьма резкими открытыми письмами между писателем-историком Н. Эйдельманом, который упрекал Астафьева в неуважении к нерусским народам, и автором. Конечно, слово повествователя в художественном тексте нельзя отождествлять с позицией автора. Но в крайне напряженной атмосфере первых лет "перестройки", когда выплеснулись наружу ранее загонявшиеся внутрь проблемы межнациональных отношений в "Союзе нерушимом республик свободных", любое экспрессивно окрашенное слово по поводу той или иной нации становилось детонатором бурных перепалок.

*54 Впоследствии, спустя многие годы, именно экзистенциальную проблематику Астафьев выставил на первое место в своей книге. "Вот в моей "Царь-рыбе" вдруг нащупали тему экологии. Да какая же она экологическая! Это книга об одиночестве человека, и большинство любой литературы - нашей и американской - она вся об одиночестве человека", - заявил он на страницах "Литературной газеты" (2 июля 1997 г.) в статье, которая вышла под заголовком "Человек к концу века стал еще более одиноким". Беря во внимание это высказывание, нельзя не учитывать того, что оно несет на себе печать позднейших реакций писателя.

*55 Свидетельством того, что с началом "семидесятых годов" цикл рассказов стал "формой времени", служит появление таких ярких произведений, как "Плотницкие рассказы" (1968) В. Белова, "Оранжевый табун" (1968) Г. Матевосяна, "Переулки моего детства" (1969) Ю. Нагибина, "Моя тихая родина" (1978) А. Филипповича, "След рыси" (1979) Н. Никонова.

*56 Астафьев В. Память сердца // Лит. газета. - 1978. - 15 ноября. С. 7.

*57 Новый мир. - 1994. - No 3.

*58 См.: Бахтин М. М. Записи 1971 - 1975 годов // Эстетика словесного творчества. - М., 1979. -С. 345-346.

*59 Манн Ю. В. О гротеске. - М., 1964. - С. 98

*60 Там же. - С. 132.

*61 Манн Ю. В. Поэтика Гоголя: Вариации к теме. - М., 1996. - С. 347 - 348.

*62 Там же. -С. 351.

*63 Там же. - С. 355.

*64 См.: Ruskin John. Stones of Venice (Chapter 3) // Selected Writings / Ed. by Philip Davis. - London, 1995.

*65 Harpham Geoffrey G. On the Grotesque. Strategies of Contradiction in Art and Mature. - Princeton, 1982. - P. 17.

*66 Зверев А. "... Это время в нас ввинчено штопором" // Галич А. Генеральная "Петиция. - М., 1991. - С. 16.

*67 Скобелев А. В., Шаулов С. М. Концепция человека и мира: Этика и эстетика Владимира Высоцкого // В. С. Высоцкий: Исследования и материалы. Воронеж, 1990. - С. 26 - 27. См. также: Федина Н. В. О соотношении ролевого и лирического героя в поэзии В. С. Высоцкого // Там же. - С. 105- 117.

*68 Скобелев А. В., Шаулов С. М. Концепция человека и мира: Этика и эстетика Владимира Высоцкого. - С. 45.

*69 См.: Макаров А. Н. Василий Аксенов и его герои // Поколения и судьбы: Книга статей. - М., 1967. - С. 366-370; Жолковский А. К. Победа Лужина, или Аксенов в 1965-м году // Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Мир автора и структура текста: Статьи о русской литературе. - Tenafly, 1986. С. 151-171; Meyer Priscilla. Basketball, God, and Ringo Kid: Philistinism and the Ideal in Aksenov s Short Stories // Vasiliy Pavlovich Aksenov: A Writer in Quest of Himself/ Ed. by E. Mozejko. - Slavica; Columbus, 1986. P. 119-130; Slobin Greta. Aksenov Beyond "Youth Prose": Subversion Through Popular Culture // Slavic and East European Journal. -1987. - Vol. 31. No. 1. - P. 50-64; Ефимова Н. А. Интертекст в религиозных и демонических мотивах В. П. Аксенова. - М., 1993. - С. 115- 120.

*70 А. Жолковский интерпретирует эту коллизию как отражение диссидентской логики не-делания, не-участия: "Победа должна была наступить легко, сама по себе, карьера должна была сделаться путем не-делания ее, путем упо-вания на всемогущество подлинных ценностей. Такова была атмосфера конца 1950-х - начала 1960-х годов и даже эпоха подписанства - уже после свержения Хрущева, когда горстка "лучших людей" полагала, что их подписей достаточно для противостояния режиму" (Жолковский А. К. Победа Лужина, или Аксенов в 1965-м году. - С. 169). Другие исследователи (Г. Злобин, П. Майер) видят зксеновском герое типичного русского интеллигента, несмотря на очевидное превосходство, не способного противостоять грубой агрессии хама. Н. Ефимова рассматривает аксеновского гроссмейстера как своего рода "христоподобную натуру", прощающую своего морального истязателя и демонстрирующего христианское отношение к своим врагам.

*71 Крайне показательно, что после "Бочкотары" Аксенов напишет две сказочные повести для детей "Мой дедушка - памятник" (1970) и "Сундучок, в котором что-то стучит" (1976), основанные на сказочно-авантюрном осмыслении стереотипов советского масскульта.

*72 Подробней о семантике сказочности и носителях "памяти жанра" волшебной сказки в литературе см.: Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки: (На материале русской литературы 1920 - 1980-х годов). Свердловск, 1992. - С. 11 - 40. 153-163.

*73 Нельзя, правда, сказать, что соблазн предложить аллегорическую интерпретацию "Бочкотары" не оставил следов в критике. Так, К. Кустанович достаточно осторожно расшифровал многочисленные политические намеки, скрытые в тексте аксеновской повести, и высказал предположение, что история боч-котары становится аллегорическим изображением судьбы литературы и искусства в советское время (см. Kustanovich Konstantin. The Artist and the Tyrant: Vassily Aksenov s Works in the Brezhnev Era. - Columbus: Slavica, 1992. - P. 81). Дальнейшее движение по пути поиска аллегорических прочтений в "Бочкотаре" приводит к откровенно комическим результатам. См., например: "Серафима отправляет Володю в дорогу с бочкотарой, как партийный руководитель, дающий указания молодым талантам. Серафиму мало интересует судьба бочкотары, она не в состоянии понять ее. <...> Нарушенная форма бочкотары представляет собой изуродованное социскусство. Раны и боль бочкотары от аварии, в которой она потеряла несколько составных частей, напоминают советское искусство, поврежденное цензурой" и т. п. (Ефимова Н. А. Интертекст в религиозных и демонических мотивах В. П. Аксенова. - С. 90).

*74 См.: Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1946.

*75 Вайль П., Генис А. Разгром: История эмиграции писателя Аксенова // Современная русская проза. - С. 89.

*76 Архангельский А. "Предисловие" // Дружба народов. - 1991. - No 7. С. 6.

*77 Подробный анализ этого мотива в творчестве Алешковского см.: Майер Присцилла. Сказ в творчестве Юза Алешковского // Русская литература XX века: Исследования американских ученых. - СПб., 1993. - С, 526 - 535.

*78 Об утопической природе карнавала, разыгрывающего "лучшее будущее, "золотой век" человеческой свободы", см.: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965. - С. 91 - 92.

*79 См.: Beraha Laura. The Fixed Fool: Raising and Resisting Picaresque Mobility in Vladimir Voinovich s Chonkin Novels // Slavic and East European Journal. - Vol. 40. - No. 3. - P. 475-493. Halimur Khan. Folklore and Fairy-Tale Elements in Vladimir Voinovich s Novel "The Life and Extraordinary Adventures of Private Ivan Chonkin" // Ibidem. -P. 494-518.

*80 Beraha Laura. The Fixed Fool: Raising and Resisting Picaresque Mobility in Vladimir Voinovich s Chonkin Novels // Slavic and East European Journal. - Vol. 40. - No. 3. - P. 484-485.

*81 Лупанова И. П. "Смеховой мир" русской волшебной сказки // Русский фольклор. -Л, 1979. -Т. 19. -С. 75.

*82 См.: Ryan-Hayes Karen. Distopia redux: Voinovich and Moscow 2042 // Contemporary Russian Satire. A Genre Study. - Cambridge, 1995. - P. 193-238.

*83 Иванова Н. Б. Смех против страха, или Фазиль Искандер. - М., 1990. - С. 236. Надо отметить, что впервые карнавальная доминанта в поэтике "Сандро" была отмечена и проанализирована П. Вайлем и А. Генисом в статье "Дядя Сандро и Иосиф Сталин" (см.: Вайль П., Генис А. Современная русская проза. - С. 19-34).

*84 В сущности, основа цикла исчерпывается первым томом "Сандро из Чегема" (М., 1989), куда включены наиболее известные рассказы о дяде Сандро плюс прежде запрещенные "Пиры Валтасара", "История молельного дерева", "Рассказ мула старого Хабуга". Эпилогом цикла служат новеллы "Большой день большого дома" и "Дерево детства", помещенные в третьем томе (с ними связана и лирическая тема). Рассказы "Пастух Махаз", "Колчерукий", "Умыкание, или Загадка эндурцев", "Бригадир Кязым", "Молния-мужчина, или Чегемский пушкинист", "Харлампо и Деспина", включенные во второй том, также входят в цикл, хотя и располагаются на его периферийной орбите как разнообразные версии эпических характеров, населяющих Чегем и вышедших из Чегема. Что же касается таких рассказов, как "Хранители гор, или Народ знает своих героев", "Дядя Сандро и раб Хазарат", "Чегемская Кармен", "Бармен Агдур", "Дороги", "Дудка старого Хасана", "Широколобый", "Утраты", "Кутеж трех князей в зеленом дворике", "Джамхух - сын оленя", то они соотносятся с центральным сюжетом цикла, так сказать, по касательной, и их присутствие в цикле явно необязательно, а иной раз и избыточно.

*85 Из одной критической статьи в другую кочует характеристика дяди Сандро как Дон Кихота и Санчо Пансы в одном лице. Однако такое сравнение скорее дезориентирует, поскольку дядя Сандро - классический плут, и его внешняя рыцарственность и медальный профиль напоминают не столько о бескорыстном Кихоте, сколько о практичных Остапе Бендере или Чичикове.

*86 "Это лицедеи жизни, их бытие совпадает с их ролью, и вне этой роли они вообще не существуют. <...> Маски эти не выдуманные... освященные привилегиями непричастности жизни самого шута и неприкосновенности шутовского слова.., " (Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. С. 309, 311).

*87 Лебедев А. И смех, и слезы, и любовь... // Искандер Ф. Избранное. - М., 1988. -С. 11, 12.

*88 Рассадин Ст. Древо сознания // Искандер Ф. Детство Чика. - М., 1994. - С. 43.

*89 Иванова Н. Смерть против страха, или Фазиль Искандер. - С. 254.

*90 В уже упоминавшемся рассказе "Летним днем" немецкий интеллигент, переживший фашизм, произносит следующую, думается, программную для Искандера, максиму: "История не предоставила нашему поколению права выбора, и требовать от нас большего, чем обыкновенная порядочность, было бы нереалистично. <...> В наших условиях, в условиях фашизма, требовать от человека, в частности от ученого, героического сопротивления режиму было бы неправильно и даже вредно. Ведь если вопрос стоит так - или героическое сопротивление фашизму, или ты сливаешься с ним - то, как заметил еще тогда мой друг, это морально обезоруживает человека" (Искандер Ф. Избранное. - С. 277, 278).

*91 Близость повести Искандера к классической сатире Оруэлла обсуждается в статье: Chappie Richard L. Rabbits and Boa Cosntrictors: A Soviet Version of George Orwell s Animal s Farm // Germano-Slavica. - 1985. -Vol. V, No. 1/2. -P. 33-48.

*92 Просветительски-рационалистическое течение, которое сложилось в 60-80-е годы XIX века, представляло собой систему жанров, образованных взаимодействием рационалистических, нормативных жанров, созревших в эпоху классицизма, с "романизацией" как конструктивным принципом (метажанром) реалистического направления. В результате этого взаимодействия возникли такие новые жанровые образования, как мемуарная эпопея Герцена "Былое и думы", философские романы Достоевского, социально-фантастические циклы Салтыкова-Щедрина, роман-поучение Чернышевского "Что делать?".

Черты этого течения характеризуются в коллективной монографии "Развитие Реализма в русской литературе" (Т. II. - Ч. 2. - М., 1973), а также в следующих работах: Пинаев М. Т. Направления, течения и школы в русской литературе 60-х гoдoв XIX века // Современная советская историко-литературная наука: Актуальные вопросы. - Л., 1975; Лищинер С. Д. Герцен и русская "интеллектуальная проза" // Вопросы литературы. - 1976. No 4; Зиновьева М. Д. О художественной системе революционно-просветительских романов 60 - 80-х годов века // Литературные течения и стили. - М., 1976.

*93 Бочаров А. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. - М., 1982; Комина Р. В. Современная советская литература: Художественные тенденции и стилевое многообразие. - М., 1978. - С. 115 - 124.

*94 Бочаров А. Там же. - С. 283.

*95 Аверинцев С. С. Притча // Краткая литературная энциклопедия. - Т. 6. - Стлбц. 20, 21

*96 Абрам Терц (Синявский). Люди и звери: По книге Г. Владимова "Верный Руслан (История караульной собаки)" // Вопросы литературы. - 1990. - No1. - С. 63, 69.

*97 Там же. - С. 65.

*98 Рыбальченко Т. Л. Повесть "предварительных итогов": Автореф. дис.... канд. филол. наук. - Томск, 1979.

*99 См.: Анисимов Г., Емцев М. Этот хранитель древностей // Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. - М., 1989. В дальнейшем все ссылки на роман Домбровского приводятся по этому изданию.

*100 С. Пискунова и В. Пискунов отмечают, что первый вариант "Хранителя" был написан еще в 1939 году (Пискунова С., Пискунов В. Эстетика свободы // Звезда. - 1990. - No 1. - С. 172).

*101 Единственную рецензию "Говорящая древность", написанную Игорем Золотусским, высоко оценившую роман и напечатанную в далеком от центра журнале "Сибирские огни" (1965. - No 10), можно также считать фактом историческим" (Непомнящий В. Homo Liber (Юрий Домбровский) // Домбровский Ю. Хранитель древностей: Роман. Новеллы. Эссе. - М., 1991. - С. 3).

*101 Пискунова С., Пискунов В. Эстетика свободы. - С. 180.

*102 Woodward James. The "Cosmic" Vision of Iurii Dombrovskii: His Novel "Fakul tet nenuzhnykh veshchei" // The Modern Language Review. Belfast. - Vol. 87. - No. 4. -" 1992, October. - P. 899.

*103 А. Зверев считает, что анализирующие новозаветную историю Куторга и Корнилов "пытаются найти оправдание тому, что сделали. Не об Иуде у них речь, а о самих себе" (Зверев А. "Глубокий колодец свободы... ": Над страницами Юрия Домбровского // Лит. обозрение. - 1989. - No 4. - С. 14). Однако, думается, правы С. Пискунова и В. Пискунов, оспаривающие эту точку зрения: "Совсем иное дело - Домбровский, не только не утративший связи с традициями русской полифонической прозы XIX - начала XX столетия, но и прошедший - в период работы над "Державиным" - отличную выучку у барочных авторов, которые прекрасно знали, что устами дьявола, случается, говорит и Бог. Для них был важен процесс рождения истины, открывающейся - по закону благодати - грешнику, который достиг самого дна своего падения. Таков и Куторга Домбровского, как никто знающий, что значит быть в шкуре "тайного осведомителя" (положение Иуды, с его точки зрения, было проще и определеннее!)" (Пискунова С., Пискунов В. Эстетика свободы. - С. 175).

*104 Предлагаемая Куторгой интерпретация христианства, по сути дела, антирелигиозна, так как строится на подчеркнутом отрицании божественного знания Христа: "... Даже бог не посмел - слышите, не посмел простить людей с неба. Потому что цена такому прощению была бы грош. Нет, ты сойди со своих синайских высот, влезь в подлую рабскую шкуру, проживи и проработай тридцать три года плотником в маленьком грязном городишке, испытай все, что жет только человек испытать от людей, и когда они, поизмывавшись над тобой вволю, исхлещут тебя бичами и скорпионами - а знаете, как били? Цепочками с шариками на концах! Били так, что обнажались внутренности. Так вот, когда тебя эдак изорвут бичами, а потом подтянут на канате да и приколотят - голого-голого! - к столбу на срам и потеху, вот тогда с этого проклятого дерева и спроси себя: а теперь любишь ты людей по-прежнему или нет? И если и тогда скажешь: "Да, люблю и сейчас! И таких! Все равно люблю!" - то тогда и прости!"

*105 Женскую параллель к характеру Зыбина образует в романе красавица Полина, в которую Зыбин влюблен и которая Зыбина не предает. Показательно такое описание: Нейман "ее сейчас по-настоящему ненавидел! За все: за то, что она сидела слишком вольно, что сейчас же воспользовалась разрешением курить и курила так, как в этом кабинете, кажется, еще никто до нее не курил - откинув легкий локоть и легко стряхивая пепел в панцирь черепахи его ей поднес прокурор, за взгляд, который она бросила на него, за прямую и открытую несовместимость с этой комнатой".

*106 Созданный Домбровским сюрреальный образ "системы" напрямую перекликается с постмодернистской мифологемой агрессивной пустоты: "Она [пустота] прилипла, срослась, сосет бытие, ее могучая, липкая тошнотворная антиэнергия взята из переведения в себя, подобно вампиризму, энергии, которая пустоту отнимает, вынимает из окружающего ее бытия" (Кабаков И. О пустоте // Кабаков Илья. Жизнь мух / Kabakov flya. Das Leben der Fliegen. Edition Cantz, 2- - S. 84). В сущности, постмодернистская мифология пустоты/смерти (см. далее главы о "Пушкинском доме" А. Битова, "Москве Петушках" Вен. Ерофеев, романах Саши Соколова, а также о Пригове, Пелевине, Сорокине, Садур) представляется прямым развитием сюрреализма террора, лишь освобожденным от чсторической конкретики.

*107 Близость нравственной философии Домбровского стоицизму Сенеки убедительно доказана Дж. Вудвордом в статье: Woodward James. A Russian S


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: