Перспектива синтеза идей социально-демократического либерализма

 

Определяя основу социальной политики либерализма, П. Кругман отмечал: "Либералы — это те, кто верит в институты, ограничивающие неравенство и несправедливость". Для украинского сообщества важным является осознание того, что отмеченная позиция отражает влияние на развитие либеральных идей социал-демократизма, имевшего место еще в середине 30-х годов и в послевоенные годы. Дж. Кейнс никогда не был социалистом, сторонником социалистической идеи. Он был стопроцентным либералом, верил в капиталистические идеалы и всей своей деятельностью способствовал воплощению их в практику общественной жизни. Однако именно Дж. Кейнс совершил едва ли не больше других для того, чтобы направить капитализм на путь социализации, обеспечить на этой основе достижение важного компромисса между социал-либеральной и социал-демократической идеями. То же самое можно сказать и о Й. Шумпетере, Дж. Гэлбрейте и других известных ученых-экономистах.

Процессы послевоенного развития стран Запада доказали историческую конструктивность соответствующего синтеза. Поставим вопрос: чем отличаются модели социально-экономического развития Швеции от, скажем, Бельгии или Канады, где в разные периоды при власти были партии различных направлений? Мы не найдем принципиальных отличий, если не принимать во внимание конкретно-исторические обстоятельства, и между политикой правительств В. Брандта, Г. Коля, Г. Шредера в том, кто из них сделал больше для социализации экономических отношений Германии. Поэтому проблема большого синтеза идей социал-демократизма и социал-либерализма - это не только теоретическая конструкция, но и конструктивная (толерантная в своей основе) практика, получившая в условиях современных глобальных цивилизационных преобразований доминирующую значимость. Исторический опыт такой практики для Украины очень важен. Именно идеи синтеза социал-демократизма и либерализма могли бы стать реальной идеологической платформой консолидации политических сил нашего государства.

Однако либерализм и социал-демократия - это не только родственные, но и во многих аспектах отличные друг от друга по своим функциональным механизмам теоретические конструкции социальной политики. В социальной политике либерализма отсутствует неоправданный государственный патернализм. Его основные акценты направлены на определенную в качестве наивысшей ценности, к которой стремится человек, экономическую свободу, на реализацию конструктивной функции рынка в проведении социальной политики с опорой на активные слои населения, на средний класс, на тех, кто нашел свое место в экономике и способствует ее развитию. Отсюда два базовых принципа социальной политики, отстаиваемые либерализмом.

Государство, во-первых,должно исходить из того, что социальная справедливость, которую оно должно гарантировать своим гражданам, предполагает равенство шансов на старте,однако это вовсе не означает равенство конечных результатов. Нужно не элиминировать, а наоборот, поддерживать принцип соревновательности в сфере социальных отношений. Соревновательность — это неотъемлемая составляющая свободы. Она позволяет обществу выяснить, кто является наиболее действенным в решении той или иной задачи, какие методы и механизмы наиболее оптимальны для реализации соответствующих целей; она, наконец, заставляет человека максимально мобилизовать свои силы, способности и творческую энергию, чтобы быть среди первых. Ущемление принципа соревновательности в социальной сфере — прямое ограничение свободы личности, ее свободного развития. Поэтому корректной социальной политикой может быть лишь такая, которая усиливает позиции индивида как на старте, так и в процессе соревнования.

Во-вторых,объектом социальной благотворительности государства и его социальной опеки должны быть лишь неимущие слои населения, нуждающиеся в общественной поддержке и не имеющие возможности самостоятельно обеспечить себе прожиточный минимум. Средние и состоятельные слои должны автоматически лишаться права на соответствующую поддержку. Для них должен действовать принцип индивидуальной ответственности за самого себя. В то же время государство должно применять инструменты и механизмы социального выравнивания, поскольку слишком большой разрыв в распределении доходов и имущества порождает социальные, экономические и политические проблемы. Нужно учитывать и другой базовый принцип эффективной организации сферы социальных отношений. Он сводится к простой и понятной формуле: чем богаче общество, тем ниже в нем по объективным предпосылкам социальная дифференциация и тем меньше лиц, нуждающихся в социальной опеке государства. Отсюда обязанность получивших власть политиков не "подпевать" социальному популизму — общество не может "проедать" больше, чем оно создает.

В этой системе координат ключевой для государства является политика доходов, которая рассматривается в качестве одного из наиболее действенных инструментов социальных преобразований. Эта проблема глубоко исследована выдающимся американским социологом российского происхождения П. Сорокиным. Рассматривая процессы критической дифференциации доходов в странах Запада, социолог указывал на существование "точки насыщения ", дальше которой общество не может продвигаться без риска крупной катастрофы. Когда же такой предел достигается, социальное здание падает, а его верхние слои рушатся. Как это происходит - либо путем революции или реформ, либо путем налогообложения, сути дела не меняет. По мнению П. Сорокина, соотношение в доходах в пропорции от 1 до 10 раз именно та "точка насыщения", за которой начинают формироваться не только социально, но и политически опасные риски. Конечно, речь идет о довольно условном критерии, который должен применяться дифференцированно по отношению к разным странам. Однако его использование может быть полезным, в частности, при анализе процессов, происходящих в нашем обществе, где уровень дифференциации существенно превышает соответствующие параметры.

В то же время необходимо уберечь себя и от противоположного: в политике доходов не должно быть места реанимации уравниловки. Кстати, П. Сорокин выступал против не только критической дифференциации доходов, но и их чрезмерного "выравнивания", которое в такой же мере "сопровождается катастрофическим развалом экономической жизни населения. Те, кто стремится к такому "выравниванию", — отмечал мэтр социологии, - должны быть готовы к его последствиям. Третьего не дано. Или плоское экономическое общество, сопровождающееся нищенством и голодом, или относительно успешное общество с непременным социально-экономическим неравенством".

Важные уточнения в эти обобщения вносит П. Кругман. На примере экономической истории США прошлого века он обосновывает "природные циклы неравенства". Речь идет о периоде с середины 30-х годов, который определялся ученым как "позолоченный век" с критическим уровнем дифференциации. В дальнейшем на основе "нового курса" Ф. Рузвельта сформировалась политика ''большого сжатия", осуществлявшаяся до середины 1970-х годов и сопровождавшаяся умеренной дифференциацией и укреплением позиций среднего класса. Последующий период, который продолжается и в наши дни, — это период "опасного цикла дифференциации", следствием которого стали ощутимое ослабление роли среднего класса, его стабилизирующей функции и соответствующее структурное разбалансирование экономики. В настоящее время на повестке дня, как об этом уже говорилось, ренессанс политики государства благосостояния (State Wealfare), призванной исправить данную ситуацию.

Что является принципиально значимым в либеральной модели политики State Wealfare, в частности в политике доходов, имеющей прикладное значение для реализации либерального проекта и в Украине? По нашему мнению, определяющими в этом являются не просто паритетность государства и бизнеса в решении задач социальной стратегии, но и введение государством активных экономических, в том числе фискальных, рычагов, стимулирующих частные структуры к социальным инвестициям. По данным официальной статистики США, социальные инвестиции частных компаний достигают 40% их общего объема. В1975 г. они составляли 7,8% ВВП, в 1980 - 8,9%, в 1985 -10,7%, 1987 -12,0%. Вот лишь один пример: в 2006 г. социальные выплаты "Дженерал Моторс" в расчете на один выпущенный автомобиль составляли 1600 дол. Их общая сумма достигла 8,7 млрд. дол.. Соответствующие инвестиции — это не только результат стимулирующей политики государства, но и следствие влияния либеральной среды, предполагающей жесткую конкуренцию в отношении эффективного использования квалифицированной рабочей силы.

Когда речь идет о социальной функции частного предпринимательства, на которой акцентирует внимание либерализм, важно учитывать также новые процессы в отношениях между трудом и капиталом, начавшие формироваться в последние десятилетия. Имеется в виду система постфордизма, охватывающая не только новые характеристики трудовых отношений и накопление капитала, но и принципиально новые мировоззренческие представления, прежде всего относительно характера и целей производственных процессов, их очеловечения и гуманизации. Американский экономист Ф. Уэбстер вводит даже понятие "постфордистское общество".

С точки зрения предмета нашего анализа целесообразно выделить в соответствующей системе отношений прежде всего процессы преодоления товарности рабочей силы. Важно подняться до осознания и такого уровня обобщения. Речь идет о ряде аспектов, характеризующих тенденции, связанные в первую очередь с преодолением антагонизма в отношениях рабочего и капиталиста, присущего ранним этапам развития западного общества. В настоящее время эти отношения наполняются иным содержанием: они приобретают признаки партнерства и сотрудничества, экономической симметрии. С одной стороны, на смену отношениям купли-продажи рабочей силы пришли отношения ее коллективно-договорной аренды, с другой — коллективы работников выступают, по существу, в роли арендаторов капитала и воплощенных в нем средств производства. То есть в новых условиях труд способен таким же образом играть роль нанимателя капитала, как и капитал — нанимателя труда.

Такие отношения "труд - капитал" предполагают коренные изменения и в системе управления. Происходит интеграция непосредственного производителя (лично или через свое представительство) в структуру управления производственным процессом, обменом и распределением произведенного продукта. На практике это проявляется в самых разнообразных системах, содействующих преодолению отчуждения производителя от личного участия в управлении. Основная цель современного менеджмента — сделать каждого производственника соучастником принятия управленческих решений. Не субординация, а ассоциация участников производственного процесса — таков определяющий принцип утверждающейся системы управления. В итоге, отмечал П. Друкер, "все меньше работников становится просто "подчиненными"; они во все большей мере становятся "партнерами ". Речь идет о конце управленческой иерархической вертикали, когда "сила перестает быть основой организации ". Главные акценты управления производственным процессом переносятся с вопроса "Какделать?" на проблему "Что нужно сделать?" Уровень квалификационной подготовки работника настолько высок, что при определении производственного задания проблему " Как сделать? " решает непосредственный исполнитель. Речь идет о качественно новых стимулах результативности производства с акцентами не только на размере заработной платы, но и на высоком уровне доверия, престижности труда, его интеллектуализации, творческом поиске, на оценке каждого работающего как ценнейшего капитала и наиболее дефицитного, незаменимого производственного ресурса.

Рассмотренные вопросы весьма важны для определения стратегии социальных преобразований в нашем государстве. Они свидетельствуют о наличии самого широкого пласта социальных проблем, решение которых не связано с фискальными расходами.Первоочередной заботой в этой стратегии должны стать формирование дееспособной сети негосударственных социальных институций, углубление, как уже отмечалось, рыночного типа воспроизводства рабочей силы, расширение на этой основе слоя экономически активных и материально обеспеченных людей, свободных от иждивенческих настроений, осознающих личную ответственность за собственную судьбу и в то же время способных быть локомотивом экономического прогресса.

На Западе соответствующая политика воплощается в опережающих темпах роста производительности труда по сравнению с его оплатой. В Украине эта фундаментальная закономерность расширенного воспроизводства в последние годы вообще не упоминается. Между тем статистика западных стран свидетельствует о ее практической значимости: с 1990 по 2003 г. производительность труда в промышленности США возросла на 180,4%, а его оплата - 159,6%. Соответствующие показатели в Канаде составляли 134,5 и 130,7%, в Японии — 154,3 и 123,8%, во Франции - 158,9 и 139,1%, Швеции - 201,5 и 152,2%. Это данные официальной статистики США В Украине показатель производительности труда вообще не рассчитывается.

Стержнем социальной политики новой власти определена проблема преодоления бедности прежде всего инструментами фискальной политики. Однако это обманчивая позиция, популистская риторика. В мировой экономической истории нет примеров решения соответствующей проблемы через механизмы бюджетных назначений. На опасность политики "преодоление бедности через механизмы перераспределения национального дохода" в свое время обращал внимание Нобелевский лауреат Ф. Хайек. Бедность преодолевается, подчеркивал он, путем проведения политики стимулирования продуктивного производительного труда, наращивания национального дохода и укрепления на этой основе позиций среднего класса. Это принципиально иная модель преодоления бедности. Такой политики придерживаются страны Запада, этим путем пошел и Китай, который достиг ощутимого прогресса. Аналогичные процессы происходят и в Индии. Все это — вопросы либеральной парадигмы экономических реформ в Украине, которые при их последовательной реализации могут оказаться наиболее результативными с точки зрения экономического прогресса.

Вместе с тем важно осознавать и то, что не существует и не может существовать "унифицированная матрица" либеральных реформ. Это противоречит природе либерализма. "Сама природа принципов либерализма, — отмечал Ф. Хайек, — не позволяет превратить его в догматическую систему. Здесь отсутствуют однозначные, раз и навсегда установленные нормы и правила"25. Украина, как и весь постсоветский, а возможно, и постсоциалистический мир, была бы сегодня намного привлекательнее, если бы отмеченные реформы осуществлялись с учетом национальной специфики, а не "в жестком соответствии" с довольно примитивными по своему содержанию "требованиями МВФ", логикой "Вашингтонского консенсуса". В дискуссии о перспективе либерализма в Украине это нужно обязательно признать. В мире существует множество функциональных моделей либерализма, в том числе либерализм "с китайским лицом", что уже само по себе достаточно знаково.

В этом необходимо избежать искушения копировать и российские реформы. Предыдущая практика неоспоримо доказывает системную противоречивость соответствующих попыток, их несоответствие не только структуре нашей экономики, но и более фундаментальным факторам - специфике украинской этнопсихологии, духовности и морали, что для либеральной модели развития крайне важно. В данном случае следует акцентировать внимание прежде всего на украинском индивидуализме, который, с одной стороны, противопоставляется российскому общинному коммунизму, а с другой - связывает нас с европейской ментальностью, в которой, как уже отмечалось, принципы индивидуализма и личной свободы рассматриваются как системообразующий признак.



Вывод

 

Хотелось бы, чтобы в наших научных проектах в отношении либеральных перспектив украинских реформ всегда присутствовало понимание и того, что затронутые вопросы отражают не просто логику нашего нынешнего дня, но и принципы современного глобального цивилизационного развития. Уходит в прошлое эпоха экономического детерминизма. Экономика все больше подчиняет свои определения социальным, психологическим и сугубо духовным приоритетам. Ренессанс мировоззренческих позиций либерализма, его новая история отражают соответствующие трансформации. В этом смысле либеральная альтернатива развития украинской экономики должна оцениваться не только с позиций отдельных либеральных реформ (такие реформы осуществлялись и раньше), а как системная перспектива украинского общества (включая и экономику) в целом. Затронутые в этой статье вопросы корреспондируют именно с таким видением автором содержания проблемы, вынесенной на страницы журнала в качестве предмета дискуссии.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: