С воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.»

Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую»

- Начинаем урок литературного чтения. На уроке мы постараемся:

 

1. Подвести итог работы над разделом.
2. Вспомнить пройденные произведения и их авторов.
3. Продолжить практиковаться выразительно читать.
4. Проверить свои знания полученные при изучении темы.

1. Читательская разминка:

- Прочитайте строчки сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!

 – Итак, сегодня на уроке мы обобщаем раздел, в котором будем говорить… А о чем - вы догадаетесь сами.







Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко красном

Шагает по земле … весна

- Наш урок мы посвятим Весне.

2. Прочитайте стихотворение:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

- Это стихотворение А.С. Пушкина.

- Какую картину вы представили себе, слушая стихотворение?

- Здесь нет слова «Весна». Каким образным выражением заменил Пушкин это слово?

- Какие изменения происходят в природе весной?

– Посмотрите на иллюстрации. Как вы узнали весну?

Будем читать отрывок рассказа А.П. Чехова «Весной».

- Постарайтесь увидеть нарисованные А.П. Чеховым картины.

«С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо!

Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края.

Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе

с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат...»

- Какие картины нарисовало ваше воображение?

- Запишите в тетрадь, какие предметы и явления описывает Чехов.

- Какие слова употреблены для того, чтобы нарисовать эти предметы живыми?

 

- Это литературный прием – олицетворение.

Вспомните:

Олицетворение - присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

4. А теперь проверим наши знания, проведем тест, в тетради запишите букву и цифру, например А2, Б1….

 

А. Найди лишнее слово.
1) снег
2) солнце
3) сосулька
4) листопад

Б. Кто написал стихотворение «В бурю»?
1) С. Маршак
2) Ф. Тютчев
3) А. Плещеев
4) Е. Благинина

В. О чём говорится в стихотворении Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»?
1) о борьбе зимы с весной
2) о борьбе весны с летом
3) о борьбе зимы с осенью
4) о борьбе весны с осенью

Г. О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка»?
1) об отлёте птиц
2) о прилёте птиц
3) о разливе рек
4) о таянии снега


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: