double arrow

Роберт Рождественский.

2

Популярный советский поэт, переводчик, лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной Премии СССР. Родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Троицкого района Алтайского края. Имя при рождении — Роберт Станиславович Петкевич. С 1934 года Роберт жил с родителями и бабушкой в Омске.

В 1950 году в журнале «На рубеже» (Петрозаводск) появляются первые взрослые публикации стихов Роберта Рождественского. В этом же году Рождественский пробует поступить в Литературный институт им. М. Горького — высшее учебное заведение гуманитарного профиля в Москве, но неудачно. Год учится на историко-филологическом отделении Петрозаводского государственного университета, и по- прежнему желая поступать в Литинститут, продолжает готовиться. В 1951 году со второй попытки поэту все же это удается, и он переезжает в Москву. Рождественский окончил Литературный институт им. М. Горького в 1956 году.

В 1955 году в Карелии издаётся книга молодого поэта «Флаги весны». Уже год спустя здесь же выходит поэма «Моя любовь». За время учебы в институте выпустил в свет сборники стихов «Флаги весны» (1955) и «Испытание» (1956), напечатал поэму «Моя любовь» (1955). В 1955 году Роберт во время практики на Алтае познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским, с которым была создана первая песня поэта Рождественского — «Твоё окно». В 1972 Роберт Рождественский получает премию Ленинского комсомола. В 1979 году удостоен Государственной премии СССР. Член КПСС с 1977 года.




В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.

19 августа 1994 года Роберт Иванович Рождественский умирает в Москве от инфаркта. Похоронен в Переделкино.

В том же году в Москве вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».

Многие стихи Рождественского напоминают оды и баллады, продолжая традиции Ломоносова и Державина и позднего Маяковского. Поздняя лирика заметно «тише», грустнее, исповедальнее.

 

Чтение стихотворений учащимися

1) На Земле

безжалостно маленькой

жил да был

человек маленький.

У него была служба

маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату

маленькую...

И однажды -

прекрасным утром -

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война...

Автомат ему выдали

маленький.

Сапоги ему выдали

маленькие.

Каску выдали

маленькую

и маленькую -

по размерам -

шинель.

...А когда он упал -

некрасиво,

неправильно,

в атакующем крике

вывернув рот,

то на всей земле

не хватило

мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

 

 

2) Филологов не понимает физтех,-

Молчит в темноте.

Эти

не понимают тех.



А этих —

те.

Не понимает дочки своей

нервная мать.

Не знает, как и ответить ей

и что понимать.

Отец считает, что сыну к лицу

вовсе не то.

А сын не может сказать отцу:

«Выкинь пальто!..»

Не понимает внуков своих

заслуженный дед...

Для разговора глухонемых

нужен свет.

 

Беседа-анализ стихотворений по вопросам:

 

- Можно ли назвать поэта оптимистом? Обоснуйте свое мнение.

- В чем сущность поэтической антитезы в стихотворении «На Земле безжалостно маленькой…»

- Как поэт подходит к освещению темы отцов и детей?

- Докажите, что Рождественский – мастер неожиданных рифм и ритмических рисунков, стройных композиций, удачных рефренов?

- Расскажите о чертах оды и баллады в стихах поэта.

3) «Горбуша в сентябре идет метать икру…»

Горбуша в сентябре

идет метать икру...

Трепещут плавники, как флаги на ветру.

Идет она, забыв о сне и о еде,

туда, где родилась.

К единственной воде.

Угаром,

табуном,

лавиною с горы!

И тяжелеют в ней

дробиночки икры...

- Что восхищает поэта в описанном природном явлении? В чем иносказательный смысл стихотворения?

- Найдите метафоры, сравнения, повторы, рефрены, объясните их смысловую роль.

- Какую функцию выполняет звукопись? Подтвердите свои мысли примерами.

- Докажите, что в композиции важную роль играет градация. В чем смысл кольцевой композиции текста?

4) Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест.

Я тащил на усталой спине свой единственный крест.



Было холодно так, что во рту замерзали слова.

И тогда я решил этот крест расколоть на дрова.

И разжёг я костёр на снегу.

И стоял.

И смотрел,

как мой крест одинокий удивлённо и тихо горел...

А потом зашагал я опять среди чёрных полей.

Нет креста за спиной...

Без него мне

ещё тяжелей.

Я верующим был.

Почти с рожденья

я верил с удивленным наслажденьем

в счастливый свет

домов многооконных...

Весь город был в портретах,

как в иконах.

И крестные ходы —

по-районно —

несли

свои хоругви и знамена...

А я писал, от радости шалея,

о том, как мудро смотрят с Мавзолея

на нас вожди «особого закала»

(Я мало знал.

И это помогало.)

Я усомниться в вере:

не пытался.

Стихи прошли.

А стыд за них

остался.

 

- В чем внутренний конфликт лирического «я» в следующем «исповедальном» стихотворении?

Что изменилось в его проблематике и поэтике?

Какими способами поэт достигает особой выразительности?

 Прослушивание песни «Мгновения» ( из фильма «Семнадцать мгновений весны»),

4.Заключительное слово учителя:

К концу “оттепели” поэзия шестидесятников стала переживать кризис. Всё лучшее осталось на рубеже 60-х гг. Но эффект, произведённый ею, был очень силён. Поэты – шестидесятники учили, просвещали своих читателей, старались раскрыть им глаза, помочь разобраться с эпохой. Они расширили состав поэтической аудитории. Они сделали поэзию масштабным общественным мнением. К середине 60-х гг. надежды на обновление, на возрождение ленинских норм угасли. Стало ясно, что сама система не способна быть человечной. Это стало ударом для шестидесятников. Перестал верить громким словам и призывам и читатель. Громкая поэзия, сыграв свою роль, сошла со сцены.

 Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский были кумирами «оттепели». У них, как и у многих других поэтов того времени, отчётливо проявилась установка на устное, произносимое слово. Они представляли собой группу актёров с разными амплуа, идеально дополнявших друг друга. Евтушенко был поэтом-трибуном, нацеленным на диалог с каждым из сидящих в зале. Вознесенский давал широкое видение мира, делая каждого слушателя причастным к глобальным проблемам. 

Идут годы… ушли из жизни все три поэта. Страна переживает ситуацию, во многом напоминающую времена «оттепели». Это сказывается в открытости и свободе в настроении людей, ищущих, как и в те годы, правду, справедливость. Сегодня, когда мы переживаем засилье вульгарности, пошлости, коммерциализации искусства, хочется слышать голос кумиров тех лет…

Рефлексия

- Каковы ваши впечатления от поэзии 50–60-х годов?

-Есть ли среди поэтов этой поры ваши любимые?

Сопоставьте культурную жизнь «оттепели» и сегодняшнюю.

Выставление оценок.

Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение любого поэта-«шестидесятника»

 

https://youtu.be/Ye7YTAnKuK8

 



2




Сейчас читают про: