Популярный советский поэт, переводчик, лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной Премии СССР. Родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Троицкого района Алтайского края. Имя при рождении — Роберт Станиславович Петкевич. С 1934 года Роберт жил с родителями и бабушкой в Омске.
В 1950 году в журнале «На рубеже» (Петрозаводск) появляются первые взрослые публикации стихов Роберта Рождественского. В этом же году Рождественский пробует поступить в Литературный институт им. М. Горького — высшее учебное заведение гуманитарного профиля в Москве, но неудачно. Год учится на историко-филологическом отделении Петрозаводского государственного университета, и по- прежнему желая поступать в Литинститут, продолжает готовиться. В 1951 году со второй попытки поэту все же это удается, и он переезжает в Москву. Рождественский окончил Литературный институт им. М. Горького в 1956 году.
В 1955 году в Карелии издаётся книга молодого поэта «Флаги весны». Уже год спустя здесь же выходит поэма «Моя любовь». За время учебы в институте выпустил в свет сборники стихов «Флаги весны» (1955) и «Испытание» (1956), напечатал поэму «Моя любовь» (1955). В 1955 году Роберт во время практики на Алтае познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским, с которым была создана первая песня поэта Рождественского — «Твоё окно». В 1972 Роберт Рождественский получает премию Ленинского комсомола. В 1979 году удостоен Государственной премии СССР. Член КПСС с 1977 года.
|
|
В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.
19 августа 1994 года Роберт Иванович Рождественский умирает в Москве от инфаркта. Похоронен в Переделкино.
В том же году в Москве вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».
Многие стихи Рождественского напоминают оды и баллады, продолжая традиции Ломоносова и Державина и позднего Маяковского. Поздняя лирика заметно «тише», грустнее, исповедальнее.
Чтение стихотворений учащимися
1) На Земле
безжалостно маленькой
жил да был
человек маленький.
У него была служба
маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату
маленькую...
И однажды -
прекрасным утром -
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война...
Автомат ему выдали
маленький.
Сапоги ему выдали
маленькие.
Каску выдали
маленькую
и маленькую -
по размерам -
шинель.
...А когда он упал -
некрасиво,
неправильно,
в атакующем крике
вывернув рот,
то на всей земле
не хватило
мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!
2) Филологов не понимает физтех,-
|
|
Молчит в темноте.
Эти
не понимают тех.
А этих —
те.
Не понимает дочки своей
нервная мать.
Не знает, как и ответить ей
и что понимать.
Отец считает, что сыну к лицу
вовсе не то.
А сын не может сказать отцу:
«Выкинь пальто!..»
Не понимает внуков своих
заслуженный дед...
Для разговора глухонемых
нужен свет.
Беседа-анализ стихотворений по вопросам:
- Можно ли назвать поэта оптимистом? Обоснуйте свое мнение.
- В чем сущность поэтической антитезы в стихотворении «На Земле безжалостно маленькой…»
- Как поэт подходит к освещению темы отцов и детей?
- Докажите, что Рождественский – мастер неожиданных рифм и ритмических рисунков, стройных композиций, удачных рефренов?
- Расскажите о чертах оды и баллады в стихах поэта.
3) «Горбуша в сентябре идет метать икру…»
Горбуша в сентябре
идет метать икру...
Трепещут плавники, как флаги на ветру.
Идет она, забыв о сне и о еде,
туда, где родилась.
К единственной воде.
Угаром,
табуном,
лавиною с горы!
И тяжелеют в ней
дробиночки икры...
- Что восхищает поэта в описанном природном явлении? В чем иносказательный смысл стихотворения?
- Найдите метафоры, сравнения, повторы, рефрены, объясните их смысловую роль.
- Какую функцию выполняет звукопись? Подтвердите свои мысли примерами.
- Докажите, что в композиции важную роль играет градация. В чем смысл кольцевой композиции текста?
4) Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест.
Я тащил на усталой спине свой единственный крест.
Было холодно так, что во рту замерзали слова.
И тогда я решил этот крест расколоть на дрова.
И разжёг я костёр на снегу.
И стоял.
И смотрел,
как мой крест одинокий удивлённо и тихо горел...
А потом зашагал я опять среди чёрных полей.
Нет креста за спиной...
Без него мне
ещё тяжелей.
Я верующим был.
Почти с рожденья
я верил с удивленным наслажденьем
в счастливый свет
домов многооконных...
Весь город был в портретах,
как в иконах.
И крестные ходы —
по-районно —
несли
свои хоругви и знамена...
А я писал, от радости шалея,
о том, как мудро смотрят с Мавзолея
на нас вожди «особого закала»
(Я мало знал.
И это помогало.)
Я усомниться в вере:
не пытался.
Стихи прошли.
А стыд за них
остался.
- В чем внутренний конфликт лирического «я» в следующем «исповедальном» стихотворении?
Что изменилось в его проблематике и поэтике?
Какими способами поэт достигает особой выразительности?
Прослушивание песни «Мгновения» (из фильма «Семнадцать мгновений весны»),
4.Заключительное слово учителя:
К концу “оттепели” поэзия шестидесятников стала переживать кризис. Всё лучшее осталось на рубеже 60-х гг. Но эффект, произведённый ею, был очень силён. Поэты – шестидесятники учили, просвещали своих читателей, старались раскрыть им глаза, помочь разобраться с эпохой. Они расширили состав поэтической аудитории. Они сделали поэзию масштабным общественным мнением. К середине 60-х гг. надежды на обновление, на возрождение ленинских норм угасли. Стало ясно, что сама система не способна быть человечной. Это стало ударом для шестидесятников. Перестал верить громким словам и призывам и читатель. Громкая поэзия, сыграв свою роль, сошла со сцены.
Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский были кумирами «оттепели». У них, как и у многих других поэтов того времени, отчётливо проявилась установка на устное, произносимое слово. Они представляли собой группу актёров с разными амплуа, идеально дополнявших друг друга. Евтушенко был поэтом-трибуном, нацеленным на диалог с каждым из сидящих в зале. Вознесенский давал широкое видение мира, делая каждого слушателя причастным к глобальным проблемам.
Идут годы… ушли из жизни все три поэта. Страна переживает ситуацию, во многом напоминающую времена «оттепели». Это сказывается в открытости и свободе в настроении людей, ищущих, как и в те годы, правду, справедливость. Сегодня, когда мы переживаем засилье вульгарности, пошлости, коммерциализации искусства, хочется слышать голос кумиров тех лет…
|
|
Рефлексия
- Каковы ваши впечатления от поэзии 50–60-х годов?
-Есть ли среди поэтов этой поры ваши любимые?
Сопоставьте культурную жизнь «оттепели» и сегодняшнюю.
Выставление оценок.
Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение любого поэта-«шестидесятника»
https://youtu.be/Ye7YTAnKuK8