double arrow

Новый материал с использованием презентации

Занятие 49

Тема: «Положат люди на весы дела мои…». Поэзия периода оттепели.

Цели: показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны. дать краткий обзор – характеристику поэзии “шестидесятников”- Евгении Евтушенко, Андрее Вознесенском, Роберте Рождественском.

Задачи:  

 1) образовательные: продолжить работу над формированием читательского вкуса старшеклассников.

2) воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающему миру

3) развивающие: развивать исследовательские, коммуникативные компетентности учащихся.

  Тип занятия:  интегрированный урок литературы и истории знакомства с новым материалом

Формы работы: беседа, сообщения учащихся, анализ стихотворений, творческая работа.

Оборудование: портреты поэтов, толковые словари,  тексты на столах учащихся, компьютер и экран. 

                                                                          

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется
1. Проблемная ситуация Этап 1
2 Технология интегрированного обучения Этап,2
2 Технология личностно-ориентированного обучения Этап 3, 4, 5,
3 Информационно-коммуникационная технология Этап 2.3,4,

 

                                     

                                          Технологическая карта

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1.Мотивация.   Начинает урок с проблемного вопроса, касающегося эпиграфа, Дают ответы-размышления, включаются в мыслительную деятельность. Коммуникативные: сотрудничество в поиске ответа на вопрос. регулятивные: определять и формулировать цель деятельности учителя
2.Актуализация знаний. Задает вопросы, перемежая историю и литературу. Отвечают на вопросы, иллюстрируя ответы слайдами заранее подготовленной презентации. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; личностные: возможность проявить себя, выполнив задание; коммуникативные: слушать и понимать других,сотрудничество.
3.Формирование новых знаний  Способствует ситуации успеха при зачитывании подготовленных сообщений, задает вопросы, помогающие анализировать тексты. Выступают с сообщениями о поэтах, отвечают на поставленные вопросы, анализируют стихотворения, высказывают свои суждения. Регулятивные: учатся высказывать свою версию на основе работы с материалом; познавательные: делают выводы на основе совместной работы учителя и класса; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме.
4.Выводы по уроку Обобщает сказанное. Сопоставляет с событиями сегодняшнего времени. Приводят примеры из современной действительности. Пытаются дать им оценку. Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения учебной мотивации. коммуникативные: умение осуществить сотрудничество с учителем.   познавательные:. структурирование знаний    
5.Рефлексия Организует рефлексию.   Благодарит за работу, оценивает ответы. Отвечают, как поняли тему и цели урока. Регулятивные: учатся высказывать свою версию на основе работы с материалом; познавательные: умение делать выводы; коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи.
6.Домашнее задание Выучить любое понравившееся стихотворение. Записывают задание в дневники.  

 

 

                                                                                          

 

 

                                                 Ход занятия:

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух

гражданства,

кому уюта нет, покоя нет…

1.Вступительное слово учителя:

 Мы сегодня на уроке будем говорить о необычном всплеске поэзии, который
произошел в 60-е годы XX века, когда Евтушенко, Рождественский, Вознесенский  собирали стадионы, их книги издавались стотысячными и даже миллионными тиражами. Не думаю, что это было увлечение именно поэзией: просто время дыхнуло свободой, а поэты это дыхание перенесли в свои стихи. Ведь искусство особенно чувствительно к переломным периодам в эволюции общества. Обратите внимание на эпиграф к уроку.

- Какой вывод напрашивается?

Учитель:

 В середине 50-х годов XX века начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго – около 10 лет, но принес значительные, коренные изменения в сознании народа. Название “оттепель” этот период получил с легкой руки И. Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть с одноименным названием.

А какие события в стране повлияли на развитие литературного процесса, какие из них стали знаковыми для этой эпохи, вам и предстоит выяснить.


Новый материал с использованием презентации.

Учитель:

- С какими общественно-политическими событиями в России связан период оттепели»?

Ответы учащихся:

 «Поэтический бум» 1960-х годов был обусловлен общественно-политической ситуацией в России после смерти Сталина и ΧΧ съезда КПСС, на котором Н.С.Хрущев осудил культ личности «вождя народа». Период «оттепели», получивший свое название по одноименной повести И.Эренбурга, продолжался более 10 лет (1953-1964)


Учитель:

-Почему правление Хрущева называется «оттепелью»?
-Как менялась духовная жизнь страны в эпоху Хрущева?
Ответы учащихся:
 - Были напечатаны повесть И. Эренбурга «Оттепель» (именно после ее появления слово стало общественно значимым), роман М. Дудинцева «Не хлебом единым».
- Возникали новые литературно-художественные журналы: «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник», «Советский экран», и др. Возобновилось издание журнала «Иностранная литература», и советские читатели получили возможность шире знакомиться с Э.М. Ремарком и Э. Хэмингуэем.
 - В числе лучших художественных произведений разных жанров той поры были: стихи Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, песни Окуджавы и Галича, повести Аксенова, первая часть трилогии Симонова «Живые и мертвые», фильмы «Летят журавли» (Калатозова), «Баллада о солдате» (Чухрая), «Весна на Заречной улице» (Хуциева).
- В Москве открылись новые театры «Современник» (главный режиссер Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (главный режиссер Любимов). В быт людей входило телевидение.
- Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой ясно было показано, что наиболее пострадал от сталинщины «простой советский человек».
 -Мировое признание получили труды ряда советских ученых. В 1956 г. Нобелевскую премию получил Н.Н. Семенов за теорию химических цепных реакций. В 1962 г. эта же премия была присуждена Л.Д. Ландау за изучение теории жидкого гелия. В СССР был создан первый молекулярный генератор – лазер, открыта цветная голография. В 1957 г. был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц – синхрофазотрон.
 - В 1957 г. в Москве прошел международный фестиваль молодежи и студентов.
 

Учитель:

 - Поэзия - предмет труднейший для восприятия. В величие классиков, воспринимаемое безусловно, поверить легче, чем в достоинства так называемых поэтов “второго ряда”. Особенно, если они наши современники или если и есть дистанция, то она мала. Это и помогает и мешает. Помогает, ибо их слово - наше слово, оно кажется доступным, понятным. Однако в этом слове предстоит расслышать поэзию и доказать, что она действительно есть. Поэтические кумиры потому так быстро и сходят со сцены, что, оказывается, они были понятны тем, кто говорил с ними на одном языке, согласно с ними думал и чувствовал. Чуть сместилось восприятие, изменилась речь – и они уже никому не интересны. Нужно, чтобы разговорное слово обрело поэтическое достоинство, открыло в речи высоты и глубины. Сегодня мы будем с вами говорить о поэзии второй половины 20 века.

- Как относились к поэтическому движению второй половины 20 века?

Ответы учащихся:

- Считали, что поэтическое движение второй половины 20 века не дало великих поэтов. Правда, одни делают, другие оспаривают. Значение поэта определяется тем, в какой мере он изменил характер поэтической традиции, дал возможность говорить и чувствовать так, как до него никто не делал.

- Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии, внимание к ней в нашей стране врождённые. Всплески интереса к поэзии совпадают с особенно острыми историческими периодами. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, даёт им эмоциональную оценку ещё до того, как происходит осмысление нового. Так было на рубеже 19 и 20 веков, в годы революции, в годы Великой Отечественной войны. Так было и в 60-ые годы 20 века.

Учитель

- Во второй половине 20в. читательское сознание было открыто для поэтического слова, благодарно прислушивалось к голосу своих поэтов. Давайте посмотрим, какие цели ставило перед собой поэтическое слово, чем стремилось овладеть в 50- 60-е годы 20 в. Мы говорим, что это время “оттепели” в стране. - В 50- е годы девизом жизни стала искренность.

-Что понимали под искренностью в жизни и литературе, какими были поэтические и нравственные последствия стремления быть искренним?

Ответы учащихся:

- В 1956г. вышел в свет альманах “День поэзии”. В его заглавии – название поэтического праздника, ставшего ежегодным: в этот день по всей стране читались стихи, поэты выходили на импровизированные сцены площадей и стадионов. Страна жила поэзией. А поэзия спешила доказать, что прозаической серой повседневности не существует, что ежедневный мир прекрасен, если в него всмотреться с доверием и полюбить. Поэтическое эхо раскатилось по стране. Искренность стала девизом и призывом того поэтического момента. Слово расковалось в мысль, в образ и звучало громко. После глухих сталинских десятилетий поэзия отражала обновление исторического порядка как возвращение к законам природы, прозрачным и ясным. Но поэзия не стала в оппозицию тогдашней идеологии. Поэты военного времени считали слова Ольги Бергольц “Ничто не забыто, никто не забыт” клятвой: сказать не только о тех, кто умирал, но и о тех, кто бездарно посылал на смерть. И они говорили об этом.

Учитель:

 -Почему первые годы “оттепели” стали настоящим “поэтическим бумом”?

Ответы учащихся:

 - Первые несколько лет “оттепели” действительно стали настоящим “поэтическим бумом”. Открытие памятника В. В. Маяковскому в Москве летом 1958г. превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. Такие собрания тех, кто хотел читать и слушать стихи, стали регулярными.

- Другим поэтическим центром стал зал Политехнического музея. Зал не вмещал всех желающих, и поэтические вечера переместились в Лужники, на стадионы. В десятки, в сотни раз увеличились тиражи поэтических книг. Всё это было выражением бурной активизации духовной жизни, стремлением услышать новое и быть услышанным, духовным раскрепощением.












Учитель:  

- Поэтов по стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились трое:  Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский. Они стали лидерами поэтической группы, которую позже назовут “шестидесятниками”.

Организованных границ эта группа не имела, общим был дух неофициальности, ощущение свободы, ощущение ответственности за преобразования в стране, ощущение необходимости моральной перестройки общества. Идеалы социализма остались незыблемы, их хотели обновить, вернуть к их первоначальной чистоте. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос, их эстрадность – направленность на большую аудиторию.

Отсюда и надежды на скорое освобождение от пороков прошлого, которые понимались как искажение прекрасной идеи. Соответствовала “оттепельному” настроению времени жажда свежести, новизны, надежд, которой была пропитана поэзия. Давайте посмотрим, кто же они поэты -“шестидесятники”?

 

Закрепление знаний

1)Сообщение учащегося:
                                                                      Е.Евтушенко.

                                              (автобиография)

Родился 18 июля 1933 года на станции Зима в Иркутской области.

Войну я встретил в Москве, и моя мама, певица театра Немировича-Данченко, часто выступавшая в те годы на фронте, отправила меня к бабушкам на станцию Зима. Там я начал писать и стихи и прозу. В 1948 году я с волчьим билетом был исключен из 607-й московской школы по ложному обвинению в поджоге всех классных журналов. Поехал в Казахстан экспедиционным рабочим к отцу-геологу, который еще до войны научил меня любить поэзию. В 1949-м напечатал первые стихи в газете "Советский спорт", в 1952 - первую книгу стихов, очень плохую, был принят в Союз писателей и без аттестата зрелости - в Литинститут. Из Литинститута меня, впрочем, на четвертый год исключили за защиту первого антибюрократического романа Дудинцева "Не хлебом единым", а заодно и из комсомола. Однако с тех пор я напечатал более пятидесяти книг стихов, два романа, несколько повестей и рассказов, две книги фотографий, три книги литературной эссеистики, поставил два фильма как режиссер. Побывал в 94 странах и во всех республиках бывшего СССР. Меня очень часто незаслуженно подозревали и оскорбляли, как когда-то в школе, но мне и доверяли и меня любили, и я тоже любил. Мне не на что жаловаться. Я был облагодетельствован расположением и надеждами и многих прекрасных читателей, и многих прекрасных поэтов, писавших гораздо лучше меня. Я самым искренним образом написал и, к сожалению, напечатал очень много плохих стихов, и моя профессиональная жизнь не может быть примером сосредоточенности и разборчивости. Но, положа руку на сердце, как любил говорить Пастернак, кое-что я все-таки сделал. Я надеюсь, что хотя бы часть моих грехов мне простится.

Чтение стихотворений:

1) Свадьбы

А.Межирову

О, свадьбы в дни военные!

Обманчивый уют,

слова неоткровенные

о том, что не убьют...

Дорогой зимней, снежною,

сквозь ветер, бьющий зло,

лечу на свадьбу спешную

в соседнее село.

Походочкой расслабленной,

с челочкой на лбу

вхожу,

плясун прославленный,

в гудящую избу.

Наряженный,

взволнованный,

среди друзей,

родных,

сидит мобилизованный

растерянный жених.

Сидит

с невестой - Верою.

А через пару дней

шинель наденет серую,

на фронт поедет в ней…

(1955)

2) Два города

Я, как поезд,

что мечется столько уж лет

между городом Да

и городом Нет.

Мои нервы натянуты,

как провода,

между городом Нет

и городом Да!...

 

Беседа-анализ стихотворений:

- Какие проблемы, волнующие автора, отразились в этих стихотворениях?

- Каковы его мысли о людях, «о времени и о себе»?

- Каким пафосом проникнуто его отношение к войне? В чем его новизна?

-Почему лирический герой предпочитает вечно метаться между городом Да и Нет?

- В чем символический смысл этого стихотворения?

- Расскажите о некрасовских традициях в стихотворениях Евтушенко?

- Какие мысли Евтушенко о поэте и поэзии вы считаете актуальными и сегодня?

- Найдите метафоры, сравнения, повторы. Прокомментируйте их роль в тексте. Какие рифмы и неологизмы кажутся вам неожиданными, новаторскими? Почему?

В 1996 году Е.Евтушенко опубликовал книгу-альбом «Дай Бог…» со стихами последних лет, куда вошло и одноименное стихотворение.

 

3) Дай Бог

Дай бог слепцам глаза вернуть

и спины выпрямить горбатым.

Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,

но быть нельзя чуть-чуть распятым…

- Какие новые темы, проблемы и поэтические интонации вы заметили в этом стихотворении?

- Какие вечные истины провозглашаются в нем?

- Что особенно волнует поэта?

- Изменилась ли его стилистическая манера?

4) Прослушивание песни «Хотят ли русские войны?»,

 - Что изменилось в стихах с музыкой?

2) Сообщение учащегося:


Андрей Вознесенский

 

Андрей Андреевич Вознесенский (1933 – 2010) родился в Москве 12 мая 1933 года. В 1957 году окончил Московский архитектурный институт, поняв к этому времени, что его призвание – поэзия.

Следуя традициям В.Маяковского, ранний А. Вознесенский не был чужд эпатажу, ошеломляя публику неожиданными, ранее запретными темами и новыми выразительными средствами стиха.

«Он не вошел в поэзию, - пишет Е.Евтушенко, - а взорвался в ней, как салютная гроздь, рассыпаясь разноцветными метафорами. Если я начинал печататься с очень плохих стихов, лишь постепенно вырабатывая свою поэтику, то Вознесенский появился с поэтикой, уже сконструированной. Попав в море русской поэзии, он сразу поплыл баттерфляем, а его ученические барахтанья остались читателям неизвестны. В ранней юности он ходил на дачу к Пастернаку, показывал ему свои стихи. Поэт начал печататься с 1958 года, а в 1960 году были опубликованы его первые книги – «Мозаика» (во Владимире) и «Парабола» (в Москве). Читатели 1960-х годов оценили его творчество неоднозначно.

«В 1963 г. на встрече с интеллигенцией в Кремле Н.С.Хрущёв подверг Вознесенского всяческим оскорблениям, крича ему: «Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!»

Но, несмотря на временные опалы, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи книг его доросли до 200 тысяч»

По его стихам были поставлены спектакли "Антимиры" в 1964-м Театром на Таганке и "Авось" в театре Ленинского комсомола Перу Вознесенского принадлежат многие эссе, где он рассказывает о своих встречах с Генри Муром, Пикассо, Сартром и другими крупными художниками XX века. Вознесенский - почетный член американской Академии искусств.

 

1)Я — Гойя!

Глазницы воронок мне выклевал ворог,

слетая на поле нагое.

Я — Горе.

Я — голос

Войны, городов головни

на снегу сорок первого года.

Я — голод.

Я — горло

Повешенной бабы, чье тело, как колокол,

било над площадью голой…

Я — Гойя!

О, грозди

Возмездья! Взвил залпом на Запад —

я пепел незваного гостя!

И в мемориальное небо вбил крепкие

звезды —

Как гвозди.

Я — Гойя.

 

2) Рублёвское шоссе

Мимо санатория

реют мотороллеры.

За рулем влюбленные —

как ангелы рублевские.

Фреской Благовещенья,

резкой белизной

за ними блещут женщины,

как крылья за спиной!

Их одежда плещет,

рвется от руля,

вонзайтесь в мои плечи,

белые крыла.

Улечу ли?

Кану ль?

Соколом ли?

Камнем?

Осень. Небеса.

Красные леса.

 

Беседа-анализ:
- Какова проблематика, образная система и особенности стиля стихотворения «Гойя»? Найдите основания для его сопоставления с ранней лирикой В.Маяковского («Мама и убитый немцами вечер», «Нате»). Каков пафос отношения поэта к войне?

- Какие звуковые, лексические, синтаксические средства создания образов наиболее выразительны?

- Прочитайте стихотворение А.Вознесенского «Ностальгия по-настоящему»

Я не знаю, как остальные,

но я чувствую жесточайшую

не по прошлому ностальгию —

ностальгию по настоящему…

- Найдите в словарях толкование слов «ностальгия» и «настоящее». В каком значении употребляет поэт их: в прямом или в субъективно-авторском? - В чем парадоксальность словосочетания «ностальгия по-настоящему»? О чем сожалеет лирический герой и на что надеется в будущем?

- Какие образы и картины являются символами настоящего? Символами будущего? Символами вечного? Как решается поэтом проблема смерти и бессмертия?

- Какие метафоры и сравнения стали внутренним стержнем текста?

- Какие новые проблемы поднимает А.Вознесенский в поздней лирике? Почему ключевым словом в ней становится слово «стыд»? Что изменилось в поэтике автора?

 

Нам, как аппендицит,

поудаляли стыд.

Бесстыдство — наш удел.

Мы попираем смерть.

Ну, кто из нас краснел?

Забыли, как краснеть…

Прослушивание песни на стихи А.Вознесенского «Ты меня на рассвете разбудишь»

- Как музыка подчеркивает смысл стихотворения?

3) Сообщение учащегося:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: