Пересказ отрывка «Побег из плена»

План-конспект урока литературы

В 9 классе

 

Тема: М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя.

Цели и задачи:

· совершенствовать различные виды речевой деятельности;

· формировать навыки беглого, правильного, осознанного чтения;

· обогащать словарный запас;

· развивать мыслительные операции: анализ и синтез, обобщение, сравнение;

· развивать внимание, память, мышление, воображение;

· формировать умение сравнивать внешний вид, поступки и характеры героев;

· воспитывать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.

· развивать положительные личностные качества;

· формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма.

 

Оборудование: текст рассказа «Судьба человека», фрагменты кинофильма «Судьба человека» (режиссер С.Ф. Бондарчук, 1959), иллюстрации.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

o Как называется рассказ, который мы изучаем? («Судьба человека»)

o Кто автор рассказа? (Михаил Шолохов)

o Как зовут главного героя рассказа? (Андрей Соколов)

o Какому историческому событию в жизни страны посвящен рассказ М. Шолохова «Судьба человека»? (Великой Отечественной войне)

o Назовите годы Великой Отечественной войны. (1941 – 1945)

o Сколько лет длилась война? (4 года)

o Назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово «война» (ужас, боль, смерть, страх, кровь, сражение, танки, взрывы, бомбёжка и т. д.)

o Все это пришлось пережить нашему народу, такая у него была судьба. Объясните, как вы понимаете значение слова «судьба» (то, что произойдет в будущем)

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Вставал вопрос в любые времена –

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале, -

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить –

Раз есть она, то как ее прожить?

(Н.М. Грибачев)

 

Наверное, такими вопросами задавался М. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них – рассказ «Судьба человека».

«И воевать научился по-настоящему, и ненавидеть, и любить…»

 

 

IV. Работа над темой урока.

Определите особенности композиции рассказа «Судьба человека».

2. Словарная работа

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого – чего - нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

Лагерфюрер – комендант лагеря

«Оппель - адмирал» - марка легкового автомобиля

Определите жанр произведения.

4.Проанализируйте эпизод «Побег из плена»:

· О чем эпизод рассказа, который мы изучали? (о том, как попал в плен Андрей Соколов, его жизни в концлагере, побеге)

· Как жилось нашим солдатам в фашистском плену? (тяжело жилось солдатам в плену, многие умирали от голода, холода и непосильной работы)

· Чего хотели добиться фашисты таким жестоким обращением с пленными? (фашисты хотели покорить русский народ, сломить его дух)

· Почему был вызван Андрей Соколов к лагерфюреру? (Андрей громко возмутился требованиями фашистов копать окопы по несколько кубометров в день, сказав, что ему для могилы и одного за глаза хватит)

· Как вел он себя во время разговора с фашистом? (Андрей смело разговаривал с лагерфюрером, показывая, что не боится)

· Было ли опасным такое поведение? (да, его могли расстрелять на месте)

· Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? (Андрей Соколов, лагерфюрер признал его смелым солдатом)

· Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? (необходимо выбрать: стойкость, лживость, уверенность в себе, честность, мужество, верность, трусость, доброта, злоба, патриотизм, сострадание, самоотверженность) (стойкость, уверенность в себе, честность, мужество, верность, доброта, патриотизм, сострадание, самоотверженность)

· Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что вы выбрали? (да, он ими обладал)

· Как вы считаете, а у вас есть эти черты характера?                                                    Прочитайте разговор лагерфюрера и Андрея Соколова.

·  Остался ли в плену Андрей Соколов? (нет, сбежал из плена)

 

 

Пересказ отрывка «Побег из плена»

Просмотр фрагмента из кинофильма «Судьба человека» (режиссер С.Ф. Бондарчук, 1959).

 

· Что же произошло с семьей Андрея во время войны? (в его дом попала бомба и вся семья погибла, а старший сын Анатолий был убит в последний день войны)

· Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

·                                                                                                              Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (может озлобиться, стать черствым)

· Произошло ли это с Андреем Соколовым? (нет, в его сердце осталась доброта, любовь к ближним)

· Кого он нашёл? (маленького мальчика – сироту и взял его к себе на воспитание)

· Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Это и есть лучшие черты русского характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

· Как вы, думаете, а смогли бы вы в таких тяжелых испытаниях сохранить свои лучшие черты характера?

·                                                                             «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса:

Существует мнение, что судьба человека принадлежит к той традции русской прозы, которую представляют такие произведения, как «Станционный смотритель», «Шинель». Можно ли назвать Андрея Соколова, обделенного счастьем, «маленьким человеком»?

 

V. Рефлексия. Подведение итогов урока:

· О чем это произведение?

· В каких строчках выражена основная мысль?

· Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?

· Подумайте, почему М. Шолохов назвал рассказ «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»? (потому что, на примере Андрея была показана судьба многих людей)

· На примере Андрея Соколова, и его участи, и стечении обстоятельств жизни Шолохов описал русского человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа всего народа.

· Если бы русский народ не был такой сильный духом, смогли бы мы победить в войне? (нет, не смогли, русский народ выстоял в тяжёлой войне только благодаря силе духа).

 

 

VI. Домашнее задание.

Выписать из текста рассказа «Судьба человека» цитаты, характеризующие Андрея Соколова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: