Леший - воплощение леса

Тема «Духи»

Анимизм (от лат. anima – душа) – вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы. В метафизическом смысле анимизм представляет собой мировоззрение, согласно которому душа является основным принципом жизни. Встречается у Аристотеля и у стоиков; особенное развитие получило в эпоху Возрождения в учении о мировой душе. Родоначальник греческой натурфилософии Фалес Милетский полагал, что все тела, приводимые в движение присущей им внутренней силой, одарены душою – «все полно богов». Свойством души является движение и притяжение (поэтому у магнита есть душа, ведь он притягивает железо). Этот разум или душу Фалес представлял как нечто вещественное, существующее отдельно от видимого мира. (Слайд 2)

Духи у славян

У славян все природные пространства имели мифических хозяев. В лесу хозяйничал леший, в реках и озерах — водяной и русалки, в болоте — болотник, в поле — полевой. Обжитое человеком пространство также было заселено духами. В доме тайно жил домовой, в бане — банник, в овине — овинник. А если в доме появлялась кикимора, то его обитатели ждали беды. (Слайд 3)

Домашние духи

Славяне всегда верили в духов! В хороших и плохих, злых и безобидных. На деле, домашних духов гораздо больше, чем многие привыкли думать. Всем хорошо известны такие духи домашнего очага, как Домовой и Домаха. А вот все ли знают, что у хозяина дома есть помощник – Клетник? Всего в доме может находиться с десяток духов. Кто-то из них главней, а кто-то почти незаметен и, тем не менее, выполняет свою важную задачу. (Слайд 4)

Добрые домашние духи

Задачей некоторых домашних духов является защита дома и его хозяев. Они всячески помогают людям и берегут их от потустороннего зла.
Домовой – самый главный в доме. Хранит дом, следит за порядком в нём и покровительствует другим домашним сущностям.
Домаха – жена Домового и хозяйка дома. Она оберегает семью, сохраняет очаг.
Люб – хранитель брачного ложа. Он присматривает за комнатой супругов и отгоняет злого Нелюба и прочую нечисть, которая может навредить отношениям мужа и жены.
Запечник – славянский дух очага, дух тепла. Он охраняет тепло и уют в доме. Это веселый, любящий пошутить домашний дух, живущий за печкою.
Клетник – живет в клети, кладовой. Он верный помощник Домового, которому отведена роль хранителя вещей и ценностей. (Слайд 5)








Домовой

https://www.youtube.com/watch?time_continue=68&v=dE4XmmwOvCA&feature=emb_logo (Видеоролик о домовом)

В каждом доме, по поверьям славян, живет невидимый дух — домовой. Он покровительствует хозяйству, защищает дом и, как правило, не делает зла хозяевам. Зимой он живет в доме близ печки, а летом, если в хозяйстве есть лошади, помещается на конюшне. Домовой «скотину водит», он любит лошадей, холит их и кормит, заплетает им хвост и гриву в косички. Но если домовой невзлюбит скотину, то может ее замучить. Хозяева стремились держать лошадей той масти, которая «ко двору», то есть любима домовым. Если домовой рассердится на хозяев, то он может ночью ущипнуть человека до синяков, может и напроказить — напугать, спрятать что-нибудь в доме. (Слайд 6)

Славянские духи-шалуны

Есть у славян духи не злые, но иногда очень даже пакостливые. Это персонажи славянской мифологии, которые вреда причинить не должны, но своими мелкими шалостями могут здорово напугать.
Жировик – обитает на кухне. Он не злой, но ему б только блинчик стянуть, да тарелку немытую лизнуть. Ночью шумит посудой и крадёт со стола.
Кикимора
– скрюченная старушонка. Может появляться в местах захоронения неупокоенных душ. Пугающее, но почти безобидное существо. По ночам прядёт, если хозяйка не убрала нити и веретёна, да всё только портит пряжу.
Мокруха
– по ночам прядёт шерсть. Обнаружить сложно. Разве что можно увидеть мокрые следы присутствия в доме.
Барабашка
– мелкий, шкодливый, шумит по ночам и днём. Живёт в домах, где часто скандалят или происходит что-то неладное. Барабашка приходит, когда худо, и уходит, если лад в доме восстановился. (Слайд 7)





Кикимора

Русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж, преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям. Согласно народным представлениям, кикиморы обитают в жилых домах, реже — в хозяйственных постройках, в бане, в пустых домах. Появление кикиморы считалось признаком того, что в доме «нечисто», неблагополучно. В большинстве регионов активность кикиморы не привязывалась к определённому времени года, лишь в некоторых местах её причисляли к святочной нечисти. Днём кикимора скрывается от людей в укромных местах строения. Ночью она выходит из укрытия и занимается любимыми делами, на первом месте среди которых прядение и подобные женские работы. Однако работу эту кикимора делала некачественно, так что после неё хозяйкам приходилось всё переделывать. (Слайд 8)



Злые духи древних славян

Разделы о недобрых духах потустороннего мира:

  • Чёрт (бес)
  • Виды бесов
  • Другая нечисть
  • Другая нежить

(Слайд 9)

Чёрт (бес)

https://www.youtube.com/watch?v=sYZw5d15pYk&feature=emb_logo (Видеоролик о чертях)

Человекоподобное существо, его образ как образ потустороннего враждебного человеку духа зародился в дохристианское время. После принятия христианства его черты естественно перешли к дьяволу, антагонисту всего доброго и светлого. Чертей изображали покрытыми черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Иногда изображается остроголовым или с волосами, стоящими дыбом-шишом (отсюда словообразования типа шиш, шишига), нередко его наделяют крыльями за спиной. Понятие «черт» объединяет и включает в себя всю нечисть и нежить: водяных, леших, домовых, банников, овинников и др. (включая их жён - кикимор, шишиг, чертих...). (Слайд 10)

Виды чертей

Анчутка (беспалый, беспятый, роговой) - злой дух, одно из древних русских названий черта. Анчутка связан с водой и вместе с тем иногда летает; его часто считают водяным и даже болотным. Ему сопутствуют эпитеты «беспалый», «беспятый», «роговой». Упоминать его не рекомендуется, так как он тут же отзывается на упоминание своего имени.
Злыдни - злые духи, крошечные существа, которые, украдкой поселившись за печкой, приносят этому дому всяческие несчастья.
Многие народные пословицы и изречения упоминают злыдней, чтобы наслать на кого-то несчастье и неудачу: «Бо вас злыдни побили». (Белорусск.) И богатство уходит из дома, и счастье покидает того, у кого прижились злыдни, а вывести их из дома почти невозможно.
Переруг - божество древних славян, недобрый дух, подобный злыдням, в которых и теперь некоторые люди верят. Недобрая природа Переруга явствовала из самого его имени: всех он норовил перессорить, во всякую семью или компанию раздор вносил. Жертвенник его никогда не пустовал, ибо каждый стремился задобрить сего сварливого бога: кому же охота, чтобы внезапные ссоры разрушали все начинания и замыслы?
Говорят, в святилище Переруга всегда не хватало жрецов: они беспрестанно ссорились между собою, даже дрались, а потому уходили служить другим богам. Наконец остался один старый-престарый старик класть требы Переругу, но и он той дело норовил сцепиться с приходившими в храм. А когда никого не было, сей старик или бранился с самим божеством, или щипал себе руку, чтобы себя же как можно сильнее разозлить и с собою же покрепче поссориться.

Встречник - вихрь, который несется по дорогам. Считается, что в нем черт и ведьма празднуют свадьбу. Их можно заставить служить себе, если, не испугавшись, бросить в вихрь нож. Тогда нечистая сила обретет плоть и будет служить победителю.
Встречник ищет души убийц и преступников, но может утащить и неосторожного прохожего, поэтому этот дух считается злым.

Матохи [бесенята] - духи, производящие всякого рода беспокойства, беспорядки в домашней жизни, в семейных делах, всевозможные мелкие неприятности. Их нельзя увидеть, уследить за ними очень трудно. Имя их звучит до сих пор в словах «суматоха», «помехи», «промахи». Хотя больших бед матохи причинить не могут, но по мелочам покуражиться очень любят. (Слайд 11)






Другая нечисть

Здесь перечислим других существ потустороннего мира ("нечистой силы"), которые не всегда обязательно враждебны человеку. Другой термин для нечистой силы, более политкорректный - нелёгкая
Живые существа, волей или не волей связанных с потусторонним миром, в т.ч. перешедшие на сторону зла, перечислены на странице волхвов.
Часто все эти злые и не очень злые духи являются воплощениями каких-то территорий (леса, водоемов, дворов...), являясь их "хозяевами". В то же время нередко их считают покойниками - например, домового, лешего. С этой стороны их как-то логичнее называть не нечистью, а нежитью.



Леший - воплощение леса

Леший — злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства. Лес придает ему особую силу: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами. Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки.
Связь с волками объединяет его со святым Юрием и волчьим пастырем Егорием русских духовных стихов и преданий.
Наделён отрицательными атрибутами, связью с левым: у него левая сторона одежды запахнута на правую, левый лапоть, надет на правую ногу и т. п. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли. Кровь у него синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево.
В устном народном творчестве леший — проклятый человек или заложный (вредоносный) покойник. Леший может пугать людей своим смехом, увести ребёнка, сбить с пути. Для защиты от лешего уведённый им человек ничего не должен есть или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева). (Слайд 12)




Другая нежить

Мифологами считается, что нежить - синоним нечисти (нечистой силы). Так называли всякую черную, тустороннюю силу, вредоносную человеку: домовых, русалок, водяных, чертей, а в языческую пору — и всех недобрых духов и божеств.
Однако, здесь будем делать некоторое различие, чтобы отсортировать эту чертовщину по разным кучам: нежитью будем называть умерших людей, которые все равно могут являться в мир живых, в том числе, превратившись в каких-то уродцев. Также это могут быть их бестелесные, но видимые духи. В отличие от этих, перешедших на сторону зла покойников, другие злые духи, возможно, существовали изначально, т.е., были сотворены Верховным Богом просто как ангелы (джинны) со свободной волей, но потом переставшие подчиняться Всевышнему. Возможно, с точки зрения демонологии, и те и другие - просто злые души (а все души - с начала времен).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: