Тема лекции № 7 Планирование в культуре

                                 Вопросы.

1. Основные виды планов предприятий организаций в сфере культуры.        

2.  Принципы планирования.                                                                            

3.  Классификация плановых показателей предприятий культуры.                 

4.  Методы и этапы планирования на предприятиях культуры.

5. Социокультурное проектирование.

                                                           

 

Краткое содержание темы:

Основные определения: Виды планов. Принципы планирования. Классификация плановых показателей предприятий культуры. Методы и этапы планирования на предприятиях культуры. Программы культурного развития и социокультурные проекты. Их роль, виды и основные характеристики. Проектная деятельность учреждения культуры.

Планирование - важнейшая составная часть системы хозяйствования, состоящая из разработки, реализации планов и контроля за их выполнением.

По уровню принятия плановых решений выделяют планы федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.), территориальные (районные, городские и др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы.

По срокам планирования различают перспективные (долгосрочные и среднесрочные; в сфере культуры такие планы разрабатываются на республиканском и региональном уровне (план развития сферы культуры, долгосрочные программы) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы.

Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, среднесрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, краткосрочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месячные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день.

Текущеепланирование осуществляется на тех же уровнях что и перспективное планирование, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений. Наиболее полно деятельность учреждений выражается в годовых планах работы.

По содержанию планируемой деятельности различают планы творческого, экономического, социального развития и др.

По содержанию планируемой деятельности различаются планы: культурно досуговой деятельности, планы финансирования, повышения квалификации и т.д

Планы культурно - досуговой деятельности могут быть посвящены какому-то одному виду деятельности- в этом случае это будет тематический план, или ряду направления работы - комплексный план или программа.

По степени директивности,то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению). В директивных планах содержится четкого определения заданий в цифровых показателях с указателем точных сроков выполнения. Директивным образом планируются ассигнования средств из государственного бюджета, договорные обязательства, задания, связанные со строительством, и другие задания, связанные с использованием материальных, стоимостных и трудовых ресурсов деятельности учреждений культуры.

Рекомендательные планы носят контрольный характер, это означает, что социально-культурные учреждения должны построить свою работу так чтобы обеспечить показатели не ниже контрольных. Таким образом обычно планируются объемы культурно-досуговой деятельности.

Различают также стратегические и тактические планы. К выработке стратегии относится формулировка миссии, определение стратегических целей и задач организации на планируемый период. Таким образом, стратегия определяет содержание конкретных планов и организацию обеспечения их выполнения.

Дифференциация принципов планирования зависит от вида плана, цели развития предприятия, а также от конкретных условий деятельности предприятия, к которым можно отнести:

· формы организации материальных потоков как внутри предприятия, так и вовне его (покупки и продажи товаров и услуг);

· способы формирования денежных потоков с учетом принятой на предприятии учетной политики;

· динамику цен и ее влияние на объект планирования (все показатели плана приводятся в сопоставимый вид с учетом индекса изменения цен и коэффициента дисконтирования);

· характер конкуренции и долю предприятия на рынке (сегменте рынка);

· ресурсный потенциал предприятия и возможность привлечения дополнительных ресурсов.

Плановый показатель – краткая характеристика планируемого процесса или явления. Плановые показатели состоят из ряда групп, отражающие различные аспекты развития сферы и организации культуры.

Плановые показатели подразделяются:

· По способу определения – на утверждаемые вышестоящим органом, нормативные и расчётные (определяемые самостоятельно).

· По содержанию – на показатели ресурсного обеспечения, характеризующие материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы и показатели деятельности, характеризующие предложение и потребление культурных благ и услуг;

· По характеру выражения - абсолютные (например, количество посетителей) и относительные (например, количество посетителей в расчёте на одно мероприятие).

Абсолютные показатели по единицам измерения могут быть стоимостными (объём услуг, стоимость основных фондов и т.д.) и натуральными (количество организаций, число мест, численность работников и др.). Относительные показатели выражаются в долях, процентах, индексах, коэффициентах и т.д.

В практике планирования в сфере культуры могут применяться количественные показатели (характеризующие развитие сети организаций и объёмную сторону их деятельности) и качественные (определяющие эффективность работы, её качественный уровень). Показатели могут отражать статику (состояние на определённый момент времени) и динамику (изменение на определённый период времени).

План работы составляется с учетом функционального значения учреждениякультуры:

- Развивающая функция.

- Информационно-просветительная функция.

- Культурно - творческая функция.

- Рекреативно - оздоровительная (и т.д.).

Метод планирования - это способ проведения плановых расчетов, порядок и алгоритм обоснования показателей плана.

Основные методы планирования на предприятиях:

1.  Балансовый метод, в основе которого лежит принцип равенства направлений и объемов использования ресурсов с источниками их поступления. Этот метод наиболее прост, доступен и нагляден, что позволяет широко использовать его в текущих и оперативных планах. Так, этим методом ведется расчет и взаимоувязка показателей планов в финансовом планировании предприятия (плана доходов и расходов, плана источников получения и направления использования инвестиционных ресурсов, плана денежных поступлений и выплат и др.). На практике этот метод реализуется путем разработки системы балансов, которая включает материальные, трудовые и финансовые балансы.

2. Нормативный метод планирования предполагает использование в плановых расчетах абсолютных и относительных норм и нормативов. Эти нормы могут быть заданы для предприятия извне (нормативы отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, использования трудовых ресурсов, санитарные нормы и правила, нормативы эксплуатации оборудования и др.) или разработаны и утверждены на предприятии (нормы выработки работниками, нормативы распределения чистой прибыли по направлениям, численности работников и др.). Различают текущие нормативы, используемые для обоснования текущих и оперативных планов и фиксирующие достигнутый уровень рационального использования ресурсов или распределения доходов и прибыли, и целевые (стратегические), в которых отражается идеальное будущее состояние предприятия, региона, страны (используются для обоснования долгосрочных планов). Нормативы могут быть абсолютные (нормативы численности работников по категориям, недельная норма рабочего времени и др.) и относительные (доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, процент выплат в бюджет и внебюджетные фонды от показателей налогообложения).

Нормативы различают также по степени их обязательности при проведении плановых расчетов:

- директивные, которые в обязательном порядке присутствуют в плановых расчетах (налоговые выплаты, обязательные отчисления во внебюджетные фонды и др.);

- рекомендательные или ориентировочные, могут быть использованы для обоснования оптимальных путей развития.

3. Метод экстраполяции (обоснование показателей "от достигнутого") предполагает определение будущего состояния предприятия на основе сложившихся в прошлом и настоящем темпов и пропорций. Этот метод предполагает перенос закономерностей и тенденций прошлого на будущее, что предопределяет использование этого метода при стабильном и предсказуемом изменении показателей в перспективе.             

 4. Метод технико-экономических расчетов предполагает проводить обоснование плановых показателей на основе утвержденного (принятого) алгоритма. Этот метод используется, если показатели имеют определенную стабильность во времени и формируют базовые условия функционирования предприятия. Например, этим методом ведется расчет условно-постоянных затрат при текущем планировании (на 1 год или квартал). В частности, расчет размера арендной платы, коммунальных платежей, амортизационных отчислений и других затрат проводится на основе договоров или схемы расчета.

5. Программно-целевой метод используется при обосновании комплексных целевых программ, а также в стратегическом планировании. Этот метод предполагает структурирование цели до комплекса целевых показателей и нормативов, количественно описывающих идеальное (с учетом современного представления) состояние (развитие) объекта планирования в будущем.

6. Метод экспертной оценки базируется на рациональных доводах экспертов при высоком уровне неопределенности внешней среды и использовании косвенных данных о развитии объекта планирования. Применяется для определения спроса на те или иные услуги, товары; изменения цен на сырье, услуги сторонних организаций, при прогнозировании конкурентной ситуации на рынке и т. д

7. Экономико-математическое моделирование экономических процессов, с помощью которых возможно получить информацию о будущем состоянии объекта планирования и путях достижения этого состояния. Экономико-математические модели подразделяются: на описательные (не содержащие управляемых переменных) и оптимизационные (на основе заданного критерия осуществляется поиск оптимального пути и средств достижения этого критерия); статические и динамические, в зависимости от используемого ряда данных и получаемых результатов; открытые, учитывающие воздействие внешней среды, и закрытые.

8. Индикативный метод планирования предполагает использование нормативов-индикаторов, на основе которых определяются качественные характеристики развития предприятия и его положение во внешней среде. Нормативы-индикаторы носят характер границ устойчивого, экономически безопасного и надежного развития предприятия. Поэтому они определяются или в виде верхней границы (максимально допустимые потери рабочего времени или другие показатели), или нижней (минимальная загрузка гостиницы для обеспечения ее безубыточности, расчет порога рентабельности и т. д.).

Организация плановой деятельности.

      1. Организационно-подготовительный этап

   На этом этапе создаются организационные условия успешной плановой деятельности. Их создание предполагает решение следующих задач:

· определение круга исполнителей. Разработка плана обычно поручается наиболее квалифицированным работникам, поскольку планирование предполагает достаточно широкий горизонт рассмотрения перспектив работы;

· определение сроков разработки. Важно определиться со сроками разработки проекта плана, представления его на согласование и утверждение. Разработка плана на следующий год не должна начинаться позже ноября текущего года;

· информационное обеспечение. Информационное обеспечение планирования заключается в сборе, систематизации и анализе предплановой информации, на основе которой может приниматься плановое решение.

· методическое обеспечение (инструктаж). Менеджер, организующий разработку программы, должен быть уверен, что все участники разработки правильно понимают свои задачи, технологию разработки требуемого плана.

2.Этап разработки плана проекта

    Этот этап также складывается из нескольких частей, связанных с решением соответствющих задач:

· определение целей и задач на планируемый период. Целеполагание - центральная проблема планирования. Цели деятельности могут задаваться в организационных (уставы, положения, инструкции), распорядительных и директивных (приказы, распоряжения) документах, они могут определяться нормами и нормативами, формулироваться в результате маркетинговых исследований и других методов анализа;

· характеристика целей и задач в конкретных показателях. Показатель - краткая характеристика планируемого процесса или явления, поэтому именно в показателях выражается целенаправленный характер планирования;                 

· определение количественных значений планируемых показателей. Это может быть достигнуто двумя путями: с помощью аналитического или нормативного методов;

· обоснование реализации плана. Возможность достижения поставленных целей, решения поставленных задач, т.е. выполнения программы планируемых действий должна быть обоснована;

· оформление проекта плана. Оформление зависит от вида конкретного плана (комплексный или тематический, перспективный или текущий, содержания планируемой деятельности), его назначения и т.д. Может быть выдвинут следующий тезис: план должен быть оформлен таким образом, чтобы в нем могли найти ответ на интересующие их вопросы исполнители, заказчики и инстанции, с которыми данный план согласуется.

3. Этап согласования и утверждения плана

План согласовывается со всеми инстанциями (организациями и должностными лицами), от которых зависит его реализация.

После утверждения план становится документом, т.е. элементом административной, финансовой, хозяйственной, трудовой дисциплины.

4.  Этап информирования и организации контроля выполнения плана

Успех реализации плана во многом зависит от того, насколько его позиции доведены до конкретных исполнителей, насколько персоналу понятны и близки цели и задачи, содержание конкретной деятельности. Для этого необходимо предусмотреть специальную разъяснительную работу: совещания, семинары, беседы, наглядные материалы и т.п. Не менее важно доведение содержания планов до партнеров, инвесторов и доноров, клиентов и потребителей. В сфере культуры решение этой задачи - широкое информирование общественности о содержании планов - является необходимой предпосылкой успеха дела и поэтому особенно важно. В такой информативной работе могут использоваться СМИ и многообразные формы и виды технологии public relations.

Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть:

1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их реализацией.

2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т. п.).

Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух стратегических целей культурной политики, которые представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.

Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых:

· для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отношениях между людьми поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере - хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого).

· освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т. д.).

Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает: 

· выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);

· освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости новых форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов эффективного межличностного взаимодействия;

· оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными знаниями из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.

В процессе разработки проекта важно найти оптимальное соотношение двух целевых установок, определяемых двумя подходами к культуре. С одной стороны, культуру необходимо рассматривать как материальную и духовную среду обитания человека, условие его развития и самореализации. Проектное мышление в данном случае предполагает понимание культуры как целостного объекта, подлежащего сохранению и воспроизводству и ориентируется на заполнение недостающих мест внутри культурного целого посредством создания систем поддержки и реставрации (например, программы музеефикации и консервации культурных норм и способов их трансляции). Ведущей целевой установкой проектов и программ в таком случае будет создание оптимальных условий, способствующих естественному развитию культуры как самоценного явления.

С другой стороны, культура является условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т. д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Например, создание условий для возрождения и развития народных ремесел и промыслов может частично решить проблему занятости. Художественное объединение может стать средством решения социально-психологических проблем личности. Проекты, формирующие соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств, будут способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности.

Приоритетные области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется путем анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.

Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, т. е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями. В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры, характеризующие специфику рассматриваемой общности:

· проблемы, носителем которых является данная общность;

· социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;

· знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;

· ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.

Вопросы к семинару

 1. Назовите и охарактеризуйте этапы социокультурного проектирования   

 2. Расскажите об основных направлениях социокультурного проектирования.

3.Каковы условия получения средств, необходимых для реализации проекта.

4. Опишите требования к программе в случае ее конкурсного финансирования.

5. Назовите условия получения средств от коммерческих структур (стратегия и тактика взаимодействия с контрагентами.).

Вопросы к дискуссии

 

1. Что такое социокультурное проектирование –отличается ли оно от планирования

2. Может ли оно решить все проблемы развития сферы культуры страны.

3. Какие существуют виды социокультурных проектов.

4. В чем Вы видите преимущества и недостатки социокультурных  

  проектов.

5. Каковы принципы организации и поддержки социокультурных проектов на региональном и федеральном уровне. Есть ли между ними различия.

 задание: Изучите документ «Государственное задание государственному бюджетному учреждению культуры …. на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие виды деятельности учреждения подпадают в разряд государственные услуги а какие - в разряд «государственные работы»

2. Какие показатели характеризуют качество государственной услуги

3. Какие показатели характеризуют объем государственной услуги

4. Какие документы определяют порядок оказания государственной услуги

5. Какие способы информирования потенциальных потребителей государственной услуги предписывает учреждению данное государственное задание.

6. В каких случаях допускается прекращение исполнения государственного задания

7. Какие бесплатные услуги обязано предоставлять учреждение

8. Кто устанавливает цены на билеты для платных услуг учреждения

9. Какие услуги учреждения самые дорогие. Почему?

10. Какие услуги учреждения самые дешевые. Почему?

11. Какой порядок контроля за исполнением государственного задания предусмотрен настоящим документом

12. Какие органы государственной власти осуществляют этот контроль

      

Литература:

1. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие, 3-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», «Издательство Планета Музыки», 2013.

2. Артемьева Т. В. Тульчинский. Г. Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и.программы в сфере культуры и образования: Учебное пособие СПб 2010.

3.  Коленько. Менеджмент в сфере культуры и искусства. Учебник и практикум М.2016.

4. Зеленцова Е Гладких Н Творческие индустрии: теории и практики. М. 2013.

5.  Зеленцова Е.В. Мельвиль Е Культурная политика и экономика культуры. Тезисы для сборки региональных стратегий. М. 2013.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: