Доклад
«Взаимодействие семьи и школы – как фактор повышения воспитанности учащихся»
заместитель директора по ВР
1. Воспитанность, уровень воспитанности.
2. Работа с семьями учащихся.
3. Взаимодействие семьи и школы.
4. Формы работы с семьями
1. Воспитанность, уровень воспитанности.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
· конкретизировать цели воспитательной работы;
· дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
· обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
· обосновать выбор содержания и методов воспитания;
· соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
· видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
ВОСПИТАННОСТЬ – ЭТО СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СОВОКУПНОСТЬЮ ДОСТАТОЧНО СФОРМИРОВАННЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ, В ОБОБЩЕННОЙ ФОРМЕ ОТРАЖАЮЩИХ СИСТЕМУ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ, К ЛЮДЯМ, САМОМУ СЕБЕ.
Общий уровень воспитанности школьника определяется на основе выделения среднего оценочного балла, складывающегося из:
· Самооценки школьника;
· Оценке классного руководителя;
· Оценки родителей;
· Взаимооценки школьников (одноклассников) по всем критериям отслеживания.
РЕЖИМ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ:
1. Начало года – 1-я половина сентября.
2. Конец года – 2-я половина апреля.
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Предлагается выделить при диагностических процедурах три уровня воспитанности:
· Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности. Школьник осознает свои учебные, общественные, трудовые и другие обязанности как долг перед обществом, коллективом, переживает свою сопричастность к делам коллектива, общества есть интерес, волевое стремление к учению, общественным и другим деятельностям, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Учащиеся самостоятельны, активно участвуют в трудовых делах, умело ведут патриотическую, экологическую, культурно образовательную и другую работу.
· Средний уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьники положительно относятся к учению, труду и другим видам деятельности, но самостоятельность, творчество проявляют в отдельных ситуациях, когда работа им «по душе». В ситуациях требующих напряжения воли, часто не доводят дело до конца. Некоторые из них больше любят труд, чем учение. Глубина знаний в значительной степени зависит от интереса к предмету. Поэтому степень системных знаний не высока, за исключением предметов, которые нравятся. Умения сформированы главным образом в тех видах деятельности, в которых школьники более заинтересованы. Самовоспитанием занимаются не систематически, хотя и считают его необходимым.
· Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию, склонная к асоциальному поведению. Школьники равнодушны к жизни страны, не испытывают сопричастности к делам коллектива, общества, и не видят социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Необходимости в среднем образовании не осознают, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление лишь к развлечениям, удовольствиям, праздному образу жизни. Знания по большинству предметов отрывочные, не связанные с жизненным опытом. Умения учебной, трудовой и других деятельности не сформированы, носят локальный характер.
В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:
· Доброжелательные отношения со сверстниками;
· Доброжелательные отношения со взрослыми;
· Отношение к учебе;
· Отношение к труду;
· Ответственность;
· Доброжелательность;
· Конфликтность.
Показатели воспитанности
Признаки проявления воспитанности
ярко проявляются 5 баллов
проявляются
4 балла
слабо проявляются 3 балла
не проявляются
2 балла
Доброжелательные отношения со сверстниками
· знание норм нравственности, этики взаимоотношений и общения;
· осознание необходимости единства внутренней потребности следовать нравственным нормам и привычкам, выполнять их в повседневной жизни
· мотивы поведения, определяющие действия и поступки школьников
· уровень выработанных привычек культуры поведения
· доброжелательность, вежливость, деликатность;
· умение оценить свое поведение, принести извинения за бестактность, некорректное отношение с собеседником
· умение сдерживать себя, не показывая плохое настроение, неуважительное отношение к личности по каким-либо причинам
· умение выслушать, способность уважать мнение собеседника
Доброжелательные отношения со взрослыми
· умение добросовестно и качественно исполнять решения коллективных органов. Правила внутреннего распорядка школы, учителей, родителей.
· способность выполнять трудные, но посильные задания, как и любые другие своевременно.
· Умение сочетать исполнительность с самостоятельностью и инициативой
Отношение к труду
· умение немедленно включаться в работу
· способность рационально использовать рабочее время
· наличие необходимых учебных принадлежностей для данного урока
· пунктуальность, собранность, умение владеть своим вниманием
· умение планировать свой день, основные дела на неделю, месяц
· способность выделить главное в своей деятельности и жизни, ставить цели и достигать их
· стремление ежедневно реализовывать не только свои цели, но и сочетать их с выполнением целей коллектива
· осознание обязанностей, отраженных в Уставе школы
· умение сознательно выполнять правила и требования
· добросовестное отношение к выполнению общественно-полезного труда, всякого рода поручений и просьб
· помощь окружающим по личной инициативе
Отношение к учебе
· осознанная потребность в знаниях
· добросовестное отношение к учебным обязанностям
· повышение культуры умственного труда в процессе самообразования
· помощь школьникам по личной инициативе
Ответственность
· оперативное включение по принятию решений в вопросах организации школьной жизни, формирования коллектива
· проявление на выдумки, изобретательности и творческой активности в разноплановых делах школьного и классного коллективов
· активное участие в общественной жизни класса и школы, а также за пределами школьной жизни
Доброжелательность
· верен своему слову
· правдив со всеми
· добровольно признается в своих поступках
· прост и скромен
· одобряет эти качества у других
· добрый, заботливый
· охотно помогает другим
· побуждает на добрые дела товарищей
Конфликтность
· Уклоняется от общественных поручений, безответственен
· И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия
· Необщительный, эгоистичный
· Недоброжелателен, груб с товарищами
· Часто неискренен, обманывает учителей, старших
· Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам
Оценивание общего уровня воспитанности школьника:
Оценки для 1-6 показателей:
+5 – ярко проявляются;
+4 - проявляются;
+3 - слабо проявляются;
+2 – не проявляются;
П.7 (конфликтность) оценивается в отрицательных баллах;
22-28 высокий;
15-21 средний;
7-14 низкий;
Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.
Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.
Цитаты о воспитанности:
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
Белинский В. Г.
Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.
Аристотель
Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, - нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.
М. Монтень
2. Работа с семьями учащихся.
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней формируются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Перефразируя известную пословицу «Сколько людей – столько мнений», можно с уверенностью сказать: сколько семей – столько и стилей воспитания. Семья, как зеркало общества, отражает в себе все его проблемы, кризисы, несовершенство и неустроенность.
Основной задачей в работе с семьями есть и остаётся тесное сотрудничество и взаимопомощь. Необходимо чётко расставить приоритеты в работе с каждой семьёй, создать свою программу оздоровления и укрепления социального статуса семьи. Редко встречаются совсем беспомощные, равнодушные родители. Чаще всего ситуация выходит из-под контроля из-за слабых знаний родителями возрастной психологии ребёнка, низкого культурного уровня общения в семье, зачастую пьянства, что порождает у родителей затруднения в воспитании и обучении своих детей.
Цель работы с семьями, имеющими проблемы в воспитании и обучении детей: оказание психолого-педагогической помощи.
Каждая семья требует особого подхода. Не все родители согласны взаимодействовать и сотрудничать с педагогом. Вторжение в личные взаимоотношения в семье, проблемы вызывают у обоих родителей настороженность и протест. За привычным бытом, делами, работой многие родители не замечают или не хотят замечать боль и страдания своих несовершеннолетних детей. Поведение детей, их образ жизни кажутся обычными и нормальными. Общение со своими детьми во многих семьях сводится до указов и приказов, взросление и становление ребёнка как личности их зачастую не интересует. Незаметно для взрослых появляются проблемы во взаимоотношениях с детьми: грубость, непослушание, уход из дома, мелкие шалости и хулиганство, бродяжничество, злоупотребления и правонарушения – всё это последствия неправильного воспитания либо попустительства со стороны взрослых. Исправлять ошибки взрослых куда сложнее, чем предвидеть и не допускать их.






