Взаимодействие семьи и школы

 

 

Актуальность проблемы взаимодействия семьи и школы обусловлена объективной необходимостью формирования единой воспитательной среды. Изменения, произошедшие в жизни нашего общества, повлекли за собой нарушение взаимосвязей в сложившейся системе «школа - семья - общественность - производство». Новые организации помощи семье (центры помощи семье, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа. Многолетние пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.
Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка со как школы, так и семьи.
Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания.
Несмотря на теоретическую разработанность проблемы взаимодействия школы и семьи на практике зачастую результаты теоретических исследований используются весьма ограниченно. Формализация процесса взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся негативные стереотипы в данной сфере обуславливают кризис существующей системы взаимодействия «школа-семья». Несмотря на это и школа и родители осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда социальная активность ребенка возрастает, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный заряд.
Сложившееся противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике породило кризис имеющейся системы взаимодействия школы и семьи.

Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.

К факторам семейного воспитания относятся материальные условия жизни семьи, ее структура, образовательный уровень, интересы, духовные потребности, уровень культуры. По характеру взаимоотношений родителей семьи разделяются на три группы: живут дружно, иногда ссорятся, конфликтуют. В большинстве семей, где существует понимание между отцом и матерью, дети растут добрыми и отзывчивыми. Иное положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты детей. В таких семьях дети в лучшем случае воспитаны удовлетворительно, но чаще плохо.

Факторы, которые снижают воспитательное влияние семьи: ее нестабильность, наличие одного ребенка, недостаток рабочего времени у родителей для воспитания детей, отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений.

Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность

Необходим тесный союз семьи и школы.

Но в этом таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Надо учесть, что серьёзной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения детей. Дети, как правило, особенно в младших и средних классах, рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, дают оценку поступкам учителей. В этих случаях исходящая от детей информация не всегда объективная (ведь перед нами ребенок). Ученик не сознательно навязывает свою точку зрения родителям, а тем подчас просто некогда разобраться. Все это мешает установлению взаимопонимания семьи и школы.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Успешное решение задач воспитания возможно при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.

Роль семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребёнка огромна.

Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных имеющих одного ребёнка семей – всё это приводит к отдалению детей от родителей. К тому же у родителей, которые имеют время и желание заниматься детьми, налицо психолого-педагогическая безграмотность. Только взаимодействуя между собой, мы сможем добиться положительных результатов в развитии личности детей.

В свою очередь, социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Во многих семьях просматриваются характерные проблемы:

· необходимость экономического, а порой и физического выживания;

· разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;

· дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;

· дестабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;

· резкое сокращение межличностных внутрисемейных и межсемейных отношений; обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени;

· психолого-педагогическая неграмотность родителей.

Родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей порой, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешне, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу ребенка из влияния семьи”. Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам. Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий родителей, социального статуса семьи. Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности.

В данной ситуации, необходимо использовать все возможные формы и методы продуктивного взаимодействия семьи и школы, повысить педагогическую культуру родителей, найти механизмы совместного воздействия и сотрудничества, учитывая интересы и специфику жизни современных детей.

Партнёрские отношения между учителями и родителями должны быть прочными и всесторонними, особенно, что касается семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и её главные нравственные качества. Проблема взаимоотношений школы с родителями учеников, наверно, существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. Безусловно, школы накопили громадный опыт сотрудничества с семьями, во многих школах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями.

При организации работы с родителями нужно установить между родителями и учителями доверительные, взаимообогащающие контакты, затрагивающие разные стороны воспитания и обучения детей, способствующие повышению педагогической культуры родителей. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Родители учащихся школы на первом и втором году обучения ещё принимают активное участие в школьной жизни своих детей, но к старшим классам их активность постепенно угасает, они считают ребёнка самостоятельным, не требующим родительского внимания и поддержки. Поэтому первоочередной задачей нашей школы является необходимость активизации родительского участия, нахождение различных путей привлечения интереса родителей к школьной жизни своих детей. Работу педагогов нужно строить на следующих принципах сотрудничества педагогов и родителей, поддерживаемых и проводимых администрацией:

· отношения педагогов и родителей должны строиться на принципах равенства, уважения мнения друг друга;

· одна из важнейших сторон взаимоотношений учителей и родителей этичность;

· все общение педагога с родителями должно быть пронизано принципом взаимопомощи;

· одна из важнейших составляющих успеха во взаимодействии учителя и родителей – это информированность, причем должен быть налажен регулярный обмен информацией.

· высокая психологическая просвещенность учителя.

Педагог всегда должен точно знать, о чем информировать и как информировать родителей. Если успешно соблюдаются предыдущие правила, то есть большая вероятность привлекать многих родителей к сотрудничеству в ведении собственно школьного, общественного воспитания, и это очень полезно. Так появляются у учащихся общие интересы с родителями, общие темы для бесед, общие позитивные впечатления о школе.

· важность и необходимость организации работы по пропаганде педагогических психологических знаний.

Но работа эта не столь проста, потому что многие из них уверены, что и сами хорошо разбираются в том, как надо воспитывать собственных детей. Мы считаем, что родителей можно и нужно просвещать и обучать независимо от их образования и социального статуса, так как даже родителю с самым высоким образованием, порой не всегда под силу, правильно принять, понять и разобраться в существующих инновациях учебно-воспитательного процесса.

Работу с родителями можно строить в разнообразных направлениях и формах:

1. Составление характеристик семей учащихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень; социальные паспорта на каждого учащегося школы; личные дела учащихся).

2. Организация диагностической работы по изучению семей (тестирование будущих первоклассников; беседы специалистов; диагностика, в различных формах, эмоциональной сферы учащихся, показателей здоровья, уровня развития познавательной активности и эффективности воспитательной работы; работа социального педагога; индивидуальные и групповые консультации родителей специалистов школы; сотрудничество с базовыми дошкольными учреждениями).

3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей (тематические общешкольные собрания; система родительских лекториев; тематические классные собрания; работа психологической службы школы; психологические тренинги и занятия для родителей; советы и рекомендации психолога, логопеда, социального педагога, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, директора, завучей; психологическая, педагогическая и социальная поддержка, просвещение; дни открытых уроков в классах; дни открытых дверей школы).

4. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся

5. Использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета

6. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса, помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (работа родительских комитетов в классах; общешкольные и классные родительские собрания; работа общешкольного родительского комитета; участие родителей в работе педагогического совета, совета профилактики и малого педсовета; свободные консультации директора, завучей, социального педагога, психолога).

7. Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, библиотекаря, педагога-организатора, воспитателей ГПД (индивидуальные и групповые консультации специалистами - тематические и по требованию родителей; контроль и поддержка жизнедеятельности социально неблагополучных семей; обеспечение родителей методической литературой; психологические тренинги; анкетирование; изучение родительского мнения для определения приоритетных направлений работы).

8. Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг (функционирование группы продлённого дня; организация горячего питания и подвоза детей; расширение спектра услуг дополнительного образования: предметные кружки (информатика, математика, русский язык, иностранный язык); кружки эстетического цикла (вокальный, театральный, хореографический, изостудия), оздоровительная работа. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования города: занятия экологического направления, художественное моделирование для девочек и мальчиков, декоративное творчество, спортивные секции. Разнообразие образовательных услуг, преподавание по различным программам).

9. Психологический всеобуч педагогов школы. (Психологические тренинги. Оказание методической помощи педагогам. Наличие в библиотеке специальной литературы. Обмен положительным опытом.)

Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: