Содержание и порядок выполнения работы

Материалы ПР №24. К занятию № 91

        Занятие №91 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 24.

Инструкционная карта.

ТЕМА. ЗАВИСИМЫЕ ПОДВЕСКИ.

ЦЕЛЬ. Закрепить, и углубить теоретические знания по устройству зависимых подвесок.

УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ. Фрагменты-рисунки агрегатов, узлов и деталей шасси автомобилей.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Приступив к работе, учащемуся необходимо:

Ознакомиться с темой работы записать в отчёт.

 

1. ПОВТОРИТЬ УСТРОЙСТВО ЗАВИСИМЫХ РЕССОРНЫХ ПОДВЕСОК (ВКЛЮЧАЯ БАЛАНСИРНУЮ ПОДВЕСКУ).

 

     Общие сведения.

    Подвеска служит для упругого соединения рамы или кузова с мостами или колесами автомобиля, снижая динамические нагрузки, обеспечивая затухание колебаний упругого элемента подвески, кузова, мостов, колес и др., определяет характер перемещения колес и мостов относительно несущей системы.

       Подвеска разделяет все массы автомобиля на две части – подрессоренные и неподрессоренные.

       Подрессоренные – части, опирающиеся на подвеску: кузов, рама и закрепленные на них механизмы.

       Неподрессоренные – части, опирающиеся на дорогу: мосты, колеса, тормозные механизмы.

       При движении по неровной дороге подрессоренные части автомобиля колеблются с низкой частотой, а неподрессоренные – с высокой частотой.
      Подвеска автомобиля в общем случае состоит из следующих основных элементов: упругого элемента, направляющих устройств, гасящего устройства и стабилизатора поперечной устойчивости.

    Направляющее устройство - стойка, поворотные кулаки на передней оси, рычаги, тяги, цилиндрические и шаровые шарниры (шаровые опоры) и др. - воспринимает действующие на колеса продольные и боковые силы и их моменты, а также определяет кинематику перемещения колес и мостов относительно рамы, оказывая влияние на устойчивость и управляемость автомобиля.

     Упругие элементы подвесок смягчают толчки, снижают вертикальные ускорения и динамические нагрузки, передаваемые на несущую конструкцию при движении автомобиля. В результате работы упругого элемента исключается «копирование» кузовом профиля дорожных неровностей и улучшается плавность хода автомобиля.

      Хорошей плавностью хода считается такая, при которой кузов совершает колебания частотой 1 — 1,3 Гц.

         Применяют следующие типы упругих элементов подвески:

− металлические: листовые рессоры, спиральные пружины, торсионы;

− неметаллические: пневматические, гидропневматические и резиновые.

    Гасящее устройство (амортизатор) вместе с трением в подвеске обеспечивает быстрое затухание вертикальных колебаний кузова и колес.

    Стабилизатор поперечной устойчивости служит для уменьшения бокового крена автомобиля.

    По характеру связи между колесами подвески делят на зависимые и независимые. У зависимой подвески перемещение одного колеса вызывает перемещение другого колеса. У независимой подвески каждое колесо перемещается самостоятельно.

    Зависимая подвеска может быть балансирной.

    Чаще колеса связаны между собой балкой моста и вместе с ней подвешены к несущей системе. В случае балансирной подвеска средний и задний мосты, расположенные близко один от другого, объединяют в тележку, которую подвешивают к раме автомобиля так, чтобы вертикальная нагрузка через балансирующую рессору распределялась равномерно по колесам тележки.

    По конструкции упругого элемента подвески подразделяют на подвески:

    а) с металлическим упругим элементом:

1) пружинные,

2) рессорные,

3) торсионные,  

4) торсионно-пружинные и др.       

    б) с пневматическим упругим элементом (с наиболее распространенными резинокордными баллонами и др.).

     в) с гидропневматическим упругим элементом;

     г) с комбинированным упругим элементом;      

         2. Рессорные подвески. Рессоры. Типичная листовая рессора состоит из набора скрепленных между собой листов различной длины, изготовленных из пружинной стали. Листовая рессора обычно имеет форму полуэллипса и называется «полуэллиптической».

       Кривизна листов не одинакова и зависит от их длины. Она увеличивается с уменьшением длины листов, что необходимо для плотного прилегания их друг к другу в собранной рессоре.

       Взаимное расположение листов в собранной рессоре обеспечивается стяжным центральным болтом или посредством специальных выдавок, сделанных в средней части листов.

       Кроме того, листы скреплены хомутами, которые исключают боковой сдвиг одного листа относительно другого и передают нагрузку от коренного (верхнего) листа на другие листы при обратном прогибе рессоры.

 Коренной лист имеет наибольшую длину. С помощью коренного листа концы рессоры крепятся к раме или кузову автомобиля. От способа крепления рессоры зависит форма концов коренного листа.

      Они могут быть плоскими, отогнутыми под углом 90°, загнутыми в форме ушков, со съемными коваными или литыми ушками.

      По форме рессора обычно полуэллиптическая.      

      Полуэллиптическая рессора способна воспринимать и передавать на несущую конструкцию автомобиля не только нормальные, но и продольные и боковые реакции дороги, а также моменты от тормозного механизма или главной передачи (при ведущем мосте), следовательно, не требует специального направляющего устройства.

      В целях уменьшения напряжений растяжения применяют профили листов специальной несимметричной формы — трапециевидного или Т-образного сечения. Рессорные профили со специальной формой сечения не только повышают долговечность листов, но и обеспечивают экономию металла.       

С помощью коренного листа рессора прикрепляется обоими концами к кузову или раме и может передавать усилия от колес автомобиля на раму или кузов. Форма концов коренного листа определяется способом крепления его к раме (кузову) и необходимостью обеспечения компенсации изменения длины листа. Один из концов рессоры должен иметь возможность поворачиваться, а другой и поворачиваться, и перемещаться в продольном направлении.

 

        

Ü Рис. 1. Способы крепления рессор: а — с витыми ушками; б — на резиновых подушках; в — с накладным ушком и скользящей опорой

 

      При деформации рессоры ее листы изгибаются и изменяют свою длину. При этом происходит трение листов друг о друга, и поэтому они требуют смазки, а между листами рессор легковых автомобилей устанавливают специальные антифрикционные прокладки. В то же время наличие трения в рессоре позволяет гасить колебания кузова и в некоторых случаях дает возможность обойтись без применения в подвеске амортизаторов.

      Рессорная подвеска имеет простую конструкцию, но большую массу, что и определяет наибольшее ее распространение в подвесках грузовых автомобилей и некоторых легковых автомобилях повышенной проходимости и др. Для уменьшения массы рессорных подвесок и улучшения плавности хода иногда применяются малолистовые и однолистовые рессоры с листом переменного по длине сечения. 

      Довольно редко в подвесках применяются рессоры, изготовленные из армированной пластмассы.
      Наиболее часто рессорные подвески применяются на грузовых автомобилях. В качестве примера приведена подвеска автомобилей УралАЗ (рис.2)

       

      Рис. 2. Передняя подвеска автомобилей УралАЗ: 1. Палец ушка передней рессоры. 2. Ушко передней рессоры. 3. Левый передний кронштейн.4. Кронштейн буфера. 5. Задний кронштейн передней рессоры. 6 Кронштейн дополнительного буфера. 7. Обойма дополнительного буфера.8. Буфер. 9. Передняя рессора.10. Верхний кронштейн амортизатора. 11. Гидравлический амортизатор. 12. Накладка передней рессоры. 13. Нижний кронштейн амортизатора. 14. Подушка передней рессоры. 15. Стремянка рессоры. 16. Передний мост 17. Хомут крепления. 18. Стремянка ушка рессоры. 19. Втулка. 20. Стяжка задних кронштейнов. 21. Пластина. 22. Вкладыши. 23. Верхний вкладыш. 24. Распорная втулка. 25. Болт. 26. Корпус клапана.

     Передняя подвеска состоит из двух продольных полуэллиптических рессор 9 и двух телескопических амортизаторов 11. Каждая рессора средней частью прикреплена двумя стремянками 15 к балке переднего моста. Передние концы рессор 9 с помощью отъемных ушков 2 и пальцев 1 закреплены в кронштейнах 3 рамы. Ушко 2 крепится к рессоре 9 двумя болтами и стремянкой 18; от продольных смещений рессора удерживается выдавками на коренном листе и подкладке 12. Задние концы передних рессор опираются во вкладыши 22 и 23 и закрепляются стяжными болтами 25. На стяжной болт 25 установлена распорная втулка 24. На скользящем конце коренного листа прикреплена двумя заклепками накладка, предохраняющая его от износов. Передняя подвеска снабжена двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами 11 двухстороннего действия. Амортизатор верхней проушиной прикреплен к кронштейну рамы, а нижней – к передней оси. Амортизаторы гасят колебания, возникающие при движении автомобиля по неровностям дороги.

  Подвески, применяемые на автомобилях КамАЗ.
  Передняя подвеска, применяемая на самосвалах КамАЗ-65115 (см. рис.3) может быть выполнена на двух продольных полуэллиптических рессорах, гидравлических телескопических амортизаторах, с резиновыми буферами ограничения хода, задние концы рессор - скользящие.
  Подвеска автомобилей КамАЗ-65115 может быть снабжена стабилизатором поперечной устойчивости (см. рис.3), который увеличивает угловую жесткость подвески, уменьшая угол крена подрессоренной части автомобиля при действии поперечной (боковой) силы, повышает устойчивость автомобиля.
      На отдельных комплектациях КамАЗ-65115 возможна установка подвески с длиннолистовыми рессорами (см. рис.4).


Рис.3. Передняя подвеска КамАЗ-65115

Рис.4. Стабилизатор передней подвески КамАЗ-65115


       Рис.5. Подвеска передняя автомобиля КамАЗ-65115

 

     Передняя подвеска КамАЗ-4308. Для обеспечения большей плавности хода и повышения устойчивости при движении в его передней подвеске установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия и стабилизатор поперечной устойчивости.

 

      Передняя подвеска КамАЗ-4308 (рис.6) состоит из двух продольных полуэллиптических рессор 1, работающих совместно с двумя гидравлическими, телескопическими амортизаторами 48 и двумя полыми резиновыми буферами 17 сжатия.
        В средней части рессоры прикреплены двумя стремянками 12 к площадке балки передней оси. Между рессорами и балкой установлены кронштейны 6 крепления амортизаторов 48.

    Рис. 6. Передняя подвеска КамАЗ-4308: 1 - рессора; 2 - ушко со втулкой и манжетами; 3 - проставка; 4 - втулка буфера; 6 - кронштейн амортизатора; 7 - передний кронштейн рессоры; 8 - верхний кронштейн амортизатора; 9 - задний кронштейн рессоры; 10 - накладка ушка; 12 - стремянка передней рессоры; 13 - накладка передней рессоры; 14 - упругий элемент; 15 -палец ушка; 16 - опора рессоры; 17 - буфер передней рессоры; 18 - чашка буфера; 20 - палец крепления амортизатора; 21 - втулка крепления амортизатора; 22, 23 - шайба упорная; 25 - гайка стремянки рессоры; 30, 31 - гайка; 33. 35, 36, 38, 43 - болт; 40, 41 - шайба пружинная; 44 - масленка; 48 - амортизатор.
      Передние концы рессор с помощью отъемных ушков 2 и пальцев 15 прикреплены к кронштейнам 7. Внутри отъемных ушков установлены бронзовые втулки, повышающие износостойкость соединений с пальцами рессор. Задние концы передних рессор опираются на задний кронштейн 9 рессоры.
Два листа рессор прямоугольного сечения. Пальцы 15 рессор смазываются через масленки 44.
     Амортизаторы передней подвески КамАЗ-4308 соединены с рамой автомобиля КамАЗ-4308 и передней осью при помощи пальцев 20 и резиновых втулок 21. Втулки компенсируют перекосы и смягчают ударные нагрузки, передаваемые от оси автомобиля КамАЗ-4308 на раму.
    Для ограничения хода передней подвески служат резиновые полые буферы 17, закрепленные на лонжеронах рамы.

Задняя подвеска КамАЗ-4308 (рис. 7) состоит из двух продольных полуэллиптических рессор 1 и дополнительных рессор 6.


   Задняя подвеска КамАЗ-4308 имеет амортизаторы 66 и стабилизатор поперечной устойчивости, который увеличивает угловую жесткость подвески, уменьшая угол крена подрессоренной части при действии поперечной (боковой) силы, повышает устойчивость.
   Передние концы основной рессоры прикреплены к кронштейнам 3 рамы с помощью отъемных ушков 2, пальцев 12. В ушко запрессована втулка. Палец смазывают через пресс-масленки 63.
   Задние концы рессор скользят по поверхности кронштейна 9.
   Для ограничения хода моста вверх и смягчения его ударов о раму на лонжеронах установлены буферы 1.
   Дополнительная рессора состоит из прямоугольных листов переменного сечения.
    Концы рессор скользящие. В средней части дополнительная рессора крепится к основной рессоре стремянками 22 через проставку 30.
      Рис. 7. Задняя подвеска КамАЗ-4308: 1 - рессора передняя; 2 - ушко с втулкой и манжетами; 3 - кронштейн передний; 4 - буфер задней рессоры; 5,8 - кронштейн дополнительной рессоры; 6 - рессора дополнительная; 7 - кронштейн амортизатора верхний; 9 - кронштейн задний; 10 - накладка ушка; 11 - подушка задней рессоры; 12 - палец ушка; 13 - вкладыш; 15 - палец крепления амортизатора; 16 - втулка крепления амортизатора; 17, 18 - шайба упорная; 20 - втулка стабилизатора; 22 - стремянка задней рессоры; 23 - накладка задней рессоры; 25 - прокладка стремянки задней рессоры; 27, 28 - накладка стремянок; 30 - проставка дополнительной рессоры; 32 - штанга стабилизатора; 33 - подушка стабилизатора; 34 - стойка стабилизатора; 35 - ось стабилизатора; 42 - кольцо В75; 44, 45, 48,62, 64 - гайка; 50, 51, 53, 54 - болт; 57, 58, 59 - шайба пружинная; 63 - масленка; 66 - амортизатор.

  Рис. 8 Амортизатор передней подвески автомобилей УралАЗ: 26. Корпус клапана. 27, 34, 36. Диски клапанные. 28. Диск дроссельный сжатия. 29. Диск нажимной. 30, 52. Пружины. 31. Крышка. 32. Гайка поршня. 33,37. Шайбы упорные. 35. Поршень. 38. Корпус сальника. 39, 47, 53. Кольца уплотнительные. 40, 43, 51. Шайбы. 41. Втулка крышки. 42. Сальник штока. 44, 46. Гайки корпуса. 45. Верхняя головка с кожухом. 48, 50. Манжеты. 49. Корпус манжет. 54. Крышка цилиндра с втулкой в сборе. 55. Рабочий цилиндр. 56. Шток поршня. 57. Корпус с нижней головкой в сборе. а — зазор (1…2,5мм)

 

        Подвеска автомобилей ГАЗель.

Описание конструкции.

        Рис. 9 Задняя подвеска автомобилей ГАЗель с дополнительной рессорой (без стабилизатора поперечной устойчивости): 1 – ушко рессоры; 2 – резиновая втулка; 3 – кронштейн; 4 – втулка; 5 – болт; 6 – шайба; 7 – палец; 8 – резиновые втулки; 9 – шайба пружинная; 10 – гайка; 11 – кронштейн; 1 – втулка резиновая; 13 – втулка; 14 – пластина серьги; 15 – болт; 16 – хомут; 17 – коренной лист; 18 – листы рессоры; 19 – дополнительная рессора; 20 – стремянка; 21 – накладка; 22 – задний мост; 23 – амортизатор; 24 – резиновая подушка; 25 – лонжерон рамы.


       Задняя подвеска выполнена на двух продольных листовых рессорах с двумя гидравлическими амортизаторами. В подвеске автомобилей ГАЗель могут применяться малолистовые или многолистовые рессоры. Малолистовая рессора состоит из трех листов. Листы многолистовой рессоры собраны в пакет по пять штук, плоской стороной вверх. Три верхних листа стянуты хомутами, а весь пакет соединен центровым болтом.

        Рессора крепится к кронштейнам лонжеронов рамы через два верхних листа, концы которых загнуты и образуют ушки. Заднее ушко, образованное только верхним листом, крепится к кронштейну через серьгу, компенсирующую изменение расстояния между концами рессоры при работе подвески. Все подвижные соединения: передние и задние крепления рессоры, крепление серьги, верхнее и нижнее крепления амортизатора собраны на резиновых втулках. Рессоры крепятся к заднему мосту стремянками через накладки, прокладки и подушки.

        На грузовых автомобилях и фургонах поверх основной рессоры располагают дополнительную, состоящую из одного или трех листов.

Ее концы не имеют ушков и опираются при загруженном автомобиле на резиновые подушки, установленные в кронштейнах рамы.

       У автобусов на шасси ГАЗель вместо дополнительной рессоры может быть установлен резиновый буфер.
        Амортизаторы — телескопические, двухтрубные, разборные. Нижним концом (резервуаром) они крепятся к подушке рессоры, а верхним (штоком) к лонжеронам рамы.
         На автомобилях может быть установлен стабилизатор задней подвески, состоящий из штанги, кронштейнов, серег, резиновых втулок и болтов крепления. Благодаря его установке повышается поперечная устойчивость автомобиля.

 

Рис.10 Задняя подвеска автомобилей ГАЗельсо стабилизатором поперечной устойчивости: 1 — проушина рессоры; 2 — резиновая втулка; 3 — кронштейн; 4 — втулка; 5 — болт; 6 — шайбы; 7 — палец; 8 — резиновые втулки; 9 — пружинная шайба; 10 — гайка; 11 — кронштейн; 12 — втулка резиновая; 13 — втулка; 14 — пластина серьги; 15 — болт; 16 — штанга стабилизатора; 17 — коренной лист; 18 — листы рессоры; 19 — резиновый буфер хода сжатия; 20 — стремянки; 21 — накладка; 22 — балка заднего моста; 23 — амортизатор; 24 — хомут; 25 — лонжерон рамы; 26 — кронштейн стабилизатора; 27 — серьга стабилизатора

 

 

    Задние рессоры полуэллиптические, одноушковые. Крепление основной рессоры аналогично креплению передней.

    Для увеличения жесткости задних рессор при значительных нагрузках на автомобиль имеются дополнительные рессоры. Они расположены над основными рессорами и вместе с ними прикреплены к балкам моста стремянками. Концы дополнительной рессоры скользящие, при повышенных нагрузках упираются в кронштейны на раме.

      Переменная жесткость передних рессор достигается применением резинового буфера, уменьшающего рабочую длину рессоры.

    Кроме крепления рессоры к раме с помощью ушка и гладкого металлического пальца (передний конец рессор МАЗ-5335, ЗИЛ-4З1410, КАМАЗ-5320) и свободной установки заднего конца рессоры в кронштейнах 11 и 32, существуют другие способы крепления рессор к раме: рессоры соединяются с рамой при помощи резиновых подушек и кронштейнов с крышками. Такие крепления повышают упругие свойства подвески, повышают бесшумность ее работы, не требуют смазки.

    На автомобилях ГАЗ задний конец рессоры соединяется с рамой с помощью качающейся в продольной плоскости серьги 8 с двумя пальцами рис. 18.2.3.

    Передний конец рессоры 2 соединен с кронштейном 1рамы при помощи пальца 20. Ушко рессор на этих автомобилях несъемное. Кроме того, шарнирные соединения рессоры с рамой выполнены на резиновых втулках. Резиновые шарниры не требуют смазки и уменьшают передачу на кузов вибраций и шумов.

    Для повышения надежности и долговечности рессор применяют легированные пружинные стали, у которых предел пропорциональности упругих деформаций близок к пределу прочности (кремнистые и марганцовистые стали 50ХГ, 50Г2, 55С2), а для торсионов применяют стали 45ХН2МФА, 60С2А,70С3А. Для повышения сопротивления усталости деталей необходимо, чтобы в поверхностном слое имелись остаточные сжимающие напряжения. С этой целью иногда применяют «заневоливание» пружин и торсионных валов, обкатку роликами, пластическую осадку и дробеструйную обработку рессор.

    Для снижения межлистового трения в рессорах предусматривают смазку листов, устанавливают прокладки и др.

    Применяют малолистовые рессоры, имеющие по сравнению с многолистовыми меньшую на 25-50 % массу и в 1,2 – 1,5 раза большую долговечность.

    Долговечность рессор повышается при улучшении чистоты поверхности листов и точности проката. Введение дробеструйной обработки листов, применение биметаллических листов позволяет упрочнить рессоры и повысить их надежность и долговечность. Изностойкость листов иногда повышают при применение покрытий из порошков самофлюсующихся сплавов на основе никеля. При использовании листов несимметричного профиля также увеличивается долговечность и снижается их масса. Прочность и долговечность рессор повышается при использовании листов с трапециевидным, Т-образным или трапециевидно- ступенчатым поперечным сечением.


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: