Социометрические индексы

Социометрические данные можно представить в виде индексов. Простейшим индексом является среднее число выборов или отклонений, полученных индивидом в группе.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений;  6) взаимных отклонений.

Социометрические индексы  различают:

А) Персональные (П.С.И.) -характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы.

Основными П.С.И. являются:

- индекс социометрического статуса i-члена -  свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами;

- эмоциональной экспансивности j-члена - характеризует потребность личности в общении;

- объема интенсивности;

- концентрации взаимодействия ij-члена.

Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; iвыбираемый, j – он же выбирающий, ijсовмещение ролей.

Б) Групповые (Г.С.И.) -дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе, описывают свойства групповых структур общения.

Из Г.С.И. наиболее важными являются:

- индекс эмоциональной экспансивности группы;

- индекс психологической взаимности.

Достоинства социометрической методики:

- проводится групповым методом и не требует временных затрат (до 15 мин.)

-позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах;

- она весьма полезна в работах по совершенствованию отношений в коллективе.

Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем.

   РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ

-   методика, разработаная для определения круга лиц, чье мнение важно для данного индивида и группы в целом.

Члены группы производят взаимооценки друг друга по определенному набору качеств, например: умный, добрый, веселый, честный, смелый, общительный, эрудированный, физически сильный, выдержанный, внешне привлекательный, скромный, энергичный, трудолюбивый, уверенный в себе, отзывчивый и т.п.

При обработке результатов подсчитывается количество полученных выборов, определяется референтометрический статус по формуле (1): 3K1i + 2K2i + 3K3i Сi = 3 (M – 1), где:

Сiреферентометрический статус 1-го члена группы;

K1iколичество первых выборов, полученных 1-м членом;

K2iколичество вторых выборов, полученных 1-м членом;

K3iколичество третьих выборов, полученных 1-м членом;

Мколичество членов в исследованной группе.

По данным эксперимента рисуется карта референтометрической дифференциации с выделением «звезд», «предпочитаемых», «пренебрегаемых» и т.п.

 

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ЯДРА МЕЖЛИЧНОСТН. ВЫБОРОВ

Для уточнения мотивации, критериев выбора предпочитаемых товарищей могут использоваться результаты первого этапа референтометрической методики.

На следующем этапе анализа экспериментальных данных возможно применение двух подходов:

1) Вычисляется среднеарифметическое значение проявления оцениваемых качеств (Mi) в группе «выбранных» для дальнейшего взаимодействия и в группе «отверженных» (mi). Затем рассчитываются коэффициенты К «силы» мотива (качества), определяющие выбор предпочтения: Mi – mi Ki = Mi + mi Чем больше значение коэффициента Ki, тем более важно, значимо соответствующее качество, тем более сильно оно влияет на положение человека в данном коллективе.

2) Производится ранжировка членов группы в порядке предпочтительности от наиболее желательных до наименее желательных (с учетом их социометрического статуса), затем осуществляется многократное ранжирование членов группы по оцениваемым качествам с точки зрения степени выраженности у них соответствующих качеств.

После процедуры ранжирования производится парная корреляция рядов, упорядоченных по отдельным оцениваемым качествам, с тем исходным рядом, который получен при анализе предпочтительности дальнейшего взаимодействия. Набор качеств, которым соответствуют наиболее высокие коэффициенты корреляции, и представляет собой мотивационное ядро межличностного выбора. Рассмотренная методика может быть применена как для анализа групповых критериев предпочтительности, определяющих в зависимости от наличия или отсутствия каких качеств человек занимает благоприятное либо неблагоприятное положение в коллективе, имеет высокий или низкий статус, так и для анализа критериев индивидуальной предпочтительности, определяющей, почему такой-то член группы предпочитает или отвергает конкретного другого.

[Сборник  психологических  тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: