По заданию преподавателя отбирают навеску карбоната кальция определенной крупности, засыпают ее в керамическую лодочку. Разогревают печьдо заданной температуры.
Лодочку толкателем помещают в реактор из кварца, закрывают реактор резиновой пробкой со вставленной в нее стеклянной трубкой и таким образом соединяют реактор с реометром. Отмечают, на какую глубину нужно поместить реактор в печь, чтобы лодочка находилась в средней зоне печи и соединительная пробка была достаточно удалена от нагревателя. При достижении заданной температуры в печи реактор вводят в печь до отметки и включают секундомер.
Скорость разложения карбоната кальция определяют по скорости выделения двуокиси углерода. Для этого через каждые 20 с записывают время и показания уровня жидкости в реометре (∆ h, мм вод. ст.). По окончании опыта реактор открывают и частично вытаскивают из печи. Берут в одну руку "толкатель", в другую керамическую плитку, подставленную под самый конец реактора, и извлекают толкателем лодочку из реактора на эту плитку.
Результаты опытов заносят в таблицу и строят график
, (
– скорость выделения CO2). На графикевыбирают во всем диапазоне 6 – 8 точек и рассчитывают степень превращения карбоната (α) за различные промежутки времени как отношение
(St – площадь под кривой
, ограниченная координатой t). Строят график зависимости
.
Рассчитывают ln (–ln (1 – α)), строят график зависимости ln (–ln (1 – α)) = f (t), находят константы в уравнении Б.В.Ерофеева.
Проводят опыт при другой температуре (согласно п. 1 – 3). Рассчитывают энергию активации.
Для оценки влияния размера зерна CaCO3 на скорость его разложения проводят аналогичные опыты с образцами другой крупности (по заданию преподавателя).
Рекомендуемый вид таблицы
Температура опыта =
Фракция CaCO3 –
Навеска CaCO3 =
| Время t, c | ∆ h, мм | ,
Па
|
моль
| ω, л∙с–1 | α | ln (–ln (1 – α)) | ln t | r | ln k |

,
Па
моль






