Тестовые задания к БЛОКУ № 5

Часть А

(выберите один правильный вариант ответа)

А1.  Какое из названных событий произошло раньше других?

1. объявление России республикой

2. создание Петроградского Совета рабочих депутатов

3. отречение Николая II

4. выступление генерала Л.Г. Корнилова

А2.  В Ноте Милюкова выражалась готовность Временного правительства к

1. немедленному заключению мира с Германией

2. одностороннему прекращению военных действий

3. продолжению войны до победного конца

4. объявлению перемирия между Антантой и Тройственным Союзом

А3.  Какой из документов был принят на II Всероссийском съезде Советов?

1. Брест-Литовский мирный договор с Германией

2. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

3. «Декрет о мире»

4. «Декларация прав народов России»

А4. В период Февральской революции фабрично-заводские комитеты на предприятиях создавались как органы

1. местного самоуправления 2. исполнительной власти

3. рабочего контроля             4. правосудия и охраны порядка

А5.  Что из названного относится к причинам созыва Учредительного собрания большевиками?

1. победа большевиков на выборах в этот орган власти

2. стремление к созданию многопартийной системы в стране

3. готовность передать власть партиям, победившим на выборах

4. желание доказать, что представленные в Учредительном собрании партии враждебны Советской власти

А6.  Прочтите фрагмент из обращения министра земледелия А.И. Шингарева и укажите, какой государственный орган занимал охарактеризованную позицию весной 1917 г.:

«Лишь [Учредительное собрание] разрешит великий земельный вопрос, сейчас же надо сохранить все в полной неприкосновенности, тем более, что распоряжения новой правительственной власти дают полную возможность разрешения всех недоразумений и споров по земельному делу… Самовольный захват чужих земель и имущества будет рассматриваться как нарушение прав других граждан свободной России и будет караться по всей строгости закона».

1. Земский Собор                  2. Государственная Дума

3. Временное правительство 4. Всероссийский съезд Советов

А7.  Выборный представительный орган, разогнанный большевиками в январе 1918 г., назывался

1. Государственной Думой   2. ВЦИКом

3. III съездом Советов           4. Учредительным собранием

А8.  Когда Россия была провозглашена республикой?

1. 3 марта 1917 г.                    2. 1 сентября 1917 г.

3. 25 октября 1917 г.               4. 5 января 1918 г.

А9.  Какой из названных вопросов лидеры белого движения считали необходимым решить после Гражданской войны?

1. о ликвидации помещичьего землевладения

2. о свержении советской власти

3. о принятии рабочего законодательства

4. о введении новой экономической политики

А10.  Мятеж чехословацкого корпуса в мае 1918 г. охватил территорию

1. Юга России

2. Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока

3. черноземных губерний Центральной России

4. Украины, Белоруссии, западных губерний России

А11.  Добровольческая армия – это

1. гвардейские части русской армии в годы Первой мировой войны

2. первые части Красной армии, созданные весной 1918 г.

3. части, созданные в балтийских государствах после их включения в СССР

4. часть белогвардейских войск на юге России в 1918-1919 гг.

А12.  Что было характерно для белогвардейского движения?

А. отсутствие единого командования

Б. опора на державы Антанты

В. опора на Германию и ее союзников

Г. выдвижение лозунга «единой и неделимой России»

Д. согласие лидеров на сохранение советской власти без большевиков

Е. приглашение на престол английского монарха

1. АБГ 2. АГЕ 3. БВД 4. ВДЕ

А13.  Первые органы советской власти, сформированные на II съезде Советов – это

1. ВЧК, Совнарком                2. ВЦИК, продотряды

3. Совнарком, комбеды         4. Совнарком, ВЦИК

А14.  В результате проведения политики «военного коммунизма» Советской республике удалось

1. обеспечить рост промышленного производства

2. полностью обеспечить города продовольствием

3. сконцентрировать все ресурсы для победы в Гражданской войне

4. стабилизировать денежную систему страны

А15.  Переход от «военного коммунизма» к НЭПу произошел в

1. 1917 г. 2. 1920 г. 3. 1921 г. 4. 1924 г.

А16.  Какое из положений относится к позиции «левых коммунистов»?

1. сепаратный мир с Германией отвечает интересам мировой революции

2. необходимо любой ценой спасти Советскую власть в России

3. мир с Германией – предательство интересов мирового пролетариата

4. война с Германией в условиях краха армии невозможна

А17.  Прочтите отрывок из книги историка и укажите фамилию государственного деятеля, позиция которого в нем охарактеризована:

«Отстаивая план автономизации, он предполагал вхождение советских республик в состав РСФСР как единственный способ их объединения».

1. В.И. Ленин                          2. Г.В. Плеханов

3. М.С. Горбачев                     4. И.В. Сталин

А18.  Что из указанного относится к проявлениям кризиса 1920–1921 гг.? 

1. восстание моряков в Кронштадте

2. мятеж левых эсеров в Москве

3. роспуск Учредительного собрания

4. волнения в Новочеркасске в связи с ростом цен

А19.  Первым шагом при переходе к НЭПу стала

1. отмена продразверстки     2. ликвидация комбедов

3. денежная реформа             4. национализация промышленности

А20.  К предпосылкам создания СССР относятся

1. близость политических систем в советских республиках

2. общность религии у народов советских республик

3. международная поддержка процесса объединения

4. единство позиций руководителей республик по вопросу о путях и формах объединения

А21.  Что не являлось частью политики «военного коммунизма»?

1. создание ударных бригад

2. свертывание товарно-денежных отношений

3. введение всеобщей трудовой повинности

4. натурализация заработной платы

А22.  Что такое «концессии»?

1. предприятия с участием иностранного капитала

2. государственные тресты

3. акции, выпускавшиеся частными торговыми предприятиями

4. суммы, полученные в долг от иностранных банков

А23.  К принципам создания союзного государства, закрепленным в Конституции СССР 1924 г. относятся

1. республиканские коммунистические партии распускаются

2. центральным органам власти передаются вопросы образования и здравоохранения

3. республики не имеют права на выход из союзного государства

4. республики сохраняют свой суверенитет

А24.  Когда был подписан Рапалльский договор?

1. в 1921 г. 2. в 1922 г. 3. в 1923 г. 4. в 1924 г.

А25.  Что из названного относится к причинам победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе?

утверждение внутрипартийной демократии

критика со стороны руководства ленинского наследия

раскол партии на большевиков и меньшевиков

установление в партии и стране культа личности

А26.  Каковы были основные задачи индустриализации?

1. обеспечение экономической независимости СССР

2. создание условий для приоритетного развития легкой промышленности

3. восстановление довоенного уровня промышленного производства

4. формирование основ рыночной экономики

А27.  В чем причины кризиса хлебозаготовок 1927-1928 гг.?

1. неблагоприятные погодные условия, неурожай

2. низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

3. переход к политике «сплошной» коллективизации

4. восстановление продразверстки

А28.  Какая группа событий относится к 1930-м гг.?

1. внутрипартийная борьба, осуждение «правого уклона»

2. вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР, ликвидация отраслевых министерств

3. массовые репрессии, стахановское движение

4. введение всеобщей трудовой повинности, роспуск комбедов

А29.  «Культурная революция» 1920-1930-х гг. характеризуется

1. введением обязательного десятилетнего образования

2. ликвидацией цензурных ограничений

3. борьбой за ликвидацию неграмотности

4. отказом от государственного и партийного руководства культурой

А30.  Как называется процесс создания крупного машинного производства, лежащий в основе экономической и политической модернизации?

1. коллективизация                2. электрификация

3. индустриализация              4. национализация

А31.  Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите год, к которому относится описанное событие:

«Стремительный визит Риббентропа в Москву завершился подписанием Советско-германского пакта о ненападении. Руководство СССР полагало, что угрозу войны удалось отвести и выиграть мирную передышку».

1. 1922 г. 2. 1924 г. 3. 1935 г. 4. 1939 г.

А32.  Какое из описанных событий произошло в период советско-финляндской войны 1939-1940 гг.?

1. бои на «линии Маннергейма»

2. сражение в районе озера Хасан

3. конфликт на КВЖД

4. военные действия на реке Халхин-Гол

Часть В

В1.  Расположите лозунги в хронологической последовательности:

А. «Вся власть Учредительному собранию!»

Б. «За Советы без коммунистов!»

В. «Пятилетку в 4 года!»

Г. «Руки прочь от Советской России!»

 

1 2 3 4
А Г Б В

В2.  Установите соответствие между именами руководителей партии и их деятельностью:

1. Ф.Э. Дзержинский

А. руководство Реввоенсоветом в годы Гражданской войны

2. И.В. Сталин

Б. лидерство среди «левых коммунистов», предложение превращения войны с Германией в революционный поход в Европу

3. Л.Д. Троцкий

В. предложение плана вхождения советских республик в состав РСФСР в качестве автономий

4. Н.И. Бухарин

Г. руководство Всероссийской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем

 

Д. выступление против роспуска Учредительного собрания

1

2

3 4
Г

В

Д Б
         

В3.  Прочтите отрывок из статьи В.И. Ленина и напишите название явления, которое характеризует автор:

  «Рядом с Временным правительством, правительством буржуазии, сложилось еще слабое, зачаточное, но все-таки несомненно существующее на деле и растущее другое правительство: Советы рабочих и солдатских депутатов».

Ответ: _______РЕВОЛЮЦИЯ___________________

В4.  Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры 1920-1930 гг. и сферами их деятельности:

1. А.А. Дейнека

А. театр

2. А.Ф. Иоффе

Б. наука

3. О.Э. Мандельштам

В. литература

4. И.О. Дунаевский

Г. музыка

 

Д. живопись

1 2 3 4
Д Б В Г

В5.  Прочитайте фрагмент резолюции и укажите, на каком съезде ВКП(б) она была принята:

  «Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами… разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом».

Ответ: ______10 СЪЕЗД________________

В6.  Прочитайте текст и определите, о какой экономической программе идет речь:

  «Для того, чтобы провести ускоренную индустриализацию, способную сразу превратить Советский Союз в могучую промышленную державу, в 1929 г. был принят _________________________ развития экономики. Разрабатывали его председатель Совнаркома А.И. Рыков, председатель Госплана Г.М. Кржижановский и председатель ВСНХ В.В. Куйбышев».

Ответ: _______ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА_________________

В7.  Установите соответствие между политическими партиями и фамилиями их лидеров:

1. кадеты

А. В.М. Чернов

2. октябристы

Б. Г.В. Плеханов

3. эсеры

В. П.Н. Милюков

4. черносотенцы

Г. А.И. Гучков

 

Д. В.М. Пуришкевич

1 2 3 4
В Г А Д

В8.  Установите соответствие между политическими событиями и годами, в которые они произошли:

1. процесс над М.Н. Тухачевским

А. 1922 г.

2. высылка Л.Д. Троцкого из СССР

Б. 1929 г.

3. открытый судебный процесс над партией эсеров

В. 1934 г.

4. убийство С.М. Кирова

Г. 1937 г.

 

Д. 1940 г.

1 2

3

4
Г Б

А

В
         

В9.  Прочитайте отрывок из записок П.И. Старжинского и напишите название описанного процесса:

  «Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придет и заберет все, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»… В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребенка».

Ответ: ___КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ_____________________

В10.  Распределите перечисленные ниже мероприятия 20-30-х гг.: проведенные при В.И. Ленине – в группу А, проведенные при И.В. Сталине - в группу В. Цифры в порядке возрастания запишите в таблицу:

1. Октябрьский политический переворот

2. индустриализация

3. образование СССР

4. коллективизация

5. «военный коммунизм»

6. переход к НЭПу

Группа А Группа В
135 246

В11.  Расположите внешнеполитические события в хронологической последовательности:

А. заключение советско-германского пакта о ненападении

Б. подписание СССР и Францией договора о взаимопомощи

В. заключение Антикомминтерновского пакта

Г. подписание Мюнхенского соглашения

1 2 3 4
Б   Г Д

 

Часть С

Прочитайте текст источника и кратко ответьте на вопросы заданий С1-С3:

Из Постановления ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».

«В последние месяцы коллективное движение сделало новый шаг вперед, охватив не только отдельные группы индивидуальных хозяйств, но и целые районы, округа и даже области и края. В основе движения лежит коллективизация средств производства бедняцких и середняцких крестьянских хозяйств.

Таким образом, мы имеем материальную базу для замены крупного кулацкого производства крупным производством колхозов, мощного продвижения вперед по созданию социалистического земледелия, не говоря уже о совхозах, рост которых значительно обгоняет все плановые предложения.

Это обстоятельство, имеющее решающее значение для всего народного хозяйства СССР, дало партии полное основание перейти к своей практической работе от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса…».

С1.  В каком году вышло данное Постановление? Какой новый шаг в кооперировании деревни оно предусматривало?

С2.  Какие задачи были выдвинуты в Постановлении? Какие методы использовала Советская власть для их решения? (Укажите всего не менее 3 положений).

С3.  Как сельское население восприняло это Постановление? Какие факты свидетельствовали об отношении крестьян к проводившимся в соответствии с Постановлением мерам? Для ответа используйте текст документа и знания по истории. (Укажите всего не менее 3 положений).

С4.  Назовите не менее 3 причин Февральской революции 1917 г. Укажите фамилии не менее 2 партийных и общественных деятелей, сыгравших важную роль в первые дни этой революции.

С5.  Ниже приведены две точки зрения на политику индустриализации:

1. Социалистическая индустриализация явилась величайшим завоеванием советского народа.

2. Реальной пользы стране индустриализация в ее «сталинском варианте» не принесла.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее 3 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

С6.  Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

После смерти В.И. Ленина в партии оживилась фракционная борьба, стали возникать различные группировки, возникла возможность демократизации внутрипартийной жизни.

По какому пути пошло дальнейшее развитие внутрипартийной жизни? Приведите не менее 4 причин выбора данного пути развития.

 

С1.

1930 год. Раскулачивание

 

С2.

К концу первой пятилетки закончить коллективизацию в масштабах страны

Методы:

Уклонение от коллективизации трактовалось как преступление

Конфискации

Мобилизация 25 тысяч рабочих из городов для выполнения установок государтсва

 

С3. Отрицательно

Крестьяне зарезали скот

Часть зажиточных крестьян открыто выступала против местных властей

Сопротивление крестьян при вступлении в колхозы, первые колхозы быстро распались

 

С4.

Поражение на фронте в борьбе с Германией

Экономический кризис

Продовольвенный кризис

Активизация либеральной оппозиции

 

Керенский, Родзянко

 

С5. Первая точка зрения

Огромное количество новых предприятий

Стахановское движение

Рост показателей в ряде областей

 

С6.

Путь: концентрация власти в руках одного человека в, в дальнейшем появление культа личности:

 

Еще при жизни Ленина появился пост Генерального секретаря ЦК РКП(б) (назначен Сталин)

Внутрипартийная централизация

В центре и на местах были преданные Сталину карды

«лозунг» Сталина как продолжателя дела Ленина

 


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К БЛОКУ № 6:


Часть А

(выберите один правильный вариант ответа)

А1.  Председателем Государственного Комитета Обороны в годы Великой Отечественной войны был

1. Г.К. Жуков                          2. А.М. Василевский

3. И.В. Сталин                         4. Б.М. Шапошников

А2.  Какое из перечисленных событий Великой Отечественной войны относится к 1941 г.?

1. Московская битва              2. танковое сражение под Прохоровкой

3. Берлинская операция         4. прорыв блокады Ленинграда

А3.  Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите год, к которому они относятся:

«Фактически битва за Днепр была завершена и увенчалась она нашей большой победой. Форсирование, практически с ходу, на огромном фронте такой широкой и глубокой реки, как Днепр, и захват плацдармов на противоположном его берегу при яростном сопротивлении фашистов стали возможны только благодаря высоким моральным качествам Красной Армии, массовому героизму ее воинов и мастерству военачальников».

1. 1942 г. 2. 1943 г. 3. 1944 г. 4. 1945 г.

А4.  Как назывался процесс переселения людей и перемещения промышленности в восточные районы страны?

1. миграция                             2. депортация

3. эвакуация                            4. репатриация

А5.  Что явилось следствием коренного перелома в ходе войны?

1. выход Японии и из войны

2. переход стратегической инициативы к Красной Армии

3. распад антигитлеровской коалиции

4. расстрел всех немецких солдат, находившихся в советском плену

А6.  Какие изменения произошли в Красной Армии в ходе войны?

А. были введены погоны

Б. была введена должность полкового священника

В. была создана специальная служба для выкупа пленных у противника

Г. появились гвардейские части

Д. появились заградительные отряды

Е. особо отличившихся солдат награждали Георгиевским крестом

1. АГД 2. АГЕ 3. БГД 4. БГЕ

А7.  Что не относится к решениям Тегеранской конференции?

1. создание коммунистических правительств в Восточной Европе

2. открытие второго фронта в Европе

3. создание ООН

4. обязательство СССР вступить в войну против Японии

А8.  Какое из событий произошло в 1940-е гг.?

1. упразднение Государственного Комитета Обороны

2. организация дела «врачей-убийц»

3. арест Л.П. Берии                4. ХХ съезд КПСС

А9.  Что было одним из итогов экономического, научно-технического развития СССР в первые годы после Великой Отечественной войны?

1. создание крупнейшей в мире термоядерной установки

2. запуск первых космических аппаратов

3. начало процесса индустриализации

4. создание ядерного щита страны

А10.  Кто из партийно-государственных деятелей СССР были репрессированы во второй половине 1940-х гг. по «ленинградскому делу?

1. Н.А. Вознесенский, А.А. Кузнецов

2. А.И. Микоян, Л.М. Каганович

3. Г.М. Маленков, А.Н. Косыгин

4. М.И. Калинин, А.А.Жданов

А11.  Прочтите отрывок из воспоминаний К.М. Симонова и укажите, какое событие в советско-югославских отношениях вызвало такую позицию Сталина:

«Сталин, обращаясь… к сидевшим за столом членам Политбюро, сказал: «Я думаю, нам все-таки следует объяснить товарищам, почему сняли с обсуждения вопрос о книге товарища Тихонова «Югославская тетрадь»… Товарищ Тихонов тут не при чем, у нас нет претензий к нему на его стихи, но мы не можем дать ему за них премию, потому что в последнее время Тито плохо себя ведет».

1. подписание Югославией политического соглашения с США

2. конфликт между руководством СССР и Югославии

3. вступление Югославии в НАТО

4. выход Югославии из Совета Экономической Взаимопомощи

А12.  План восстановления народного хозяйства в СССР был принят в

1. 1943 г. 2. 1945 г. 3. 1946 г. 4. 1948 г.

А13.  Какие из названных мер относились к социальной политике Н.С. Хрущева?

А. повышение зарплаты рабочим

Б. увеличение продолжительности рабочей недели

В. выдача паспортов колхозникам

Г. увеличение пенсионного возраста

Д. установление государственных пенсий колхозникам

Е. проведение антиалкогольной кампании

 1. АБЕ 2. АВД 3. БВГ 4. ГДЕ

А14.  При каком руководителе в СССР было начато массовое строительство жилых домов с отдельными квартирами для семей?

1. И.В. Сталине                      2. Н.С. Хрущеве

3. Л.И. Брежневе                    4. М.С. Горбачеве

А15.  Выступление рабочих в Новочеркасске в 1962 году было направлено против

1. повышения цен на продукты питания

2. политического курса партии

3. основ социалистического строя

4. административной лихорадки Н.С. Хрущева

А16.  Какое из названных событий произошло СССР в период «оттепели»?

1. завершение восстановления Днепрогэса

2. освоение целинных и залежных земель

3. завершение строительства Байкало-Амурской магистрали

4. принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

А17.  В какой период в СССР существовали территориальные советы народного хозяйства – совнархозы?

1. 1950 – 1956 гг.                      2. 1957 – 1965 гг.

3. 1970 – 1975 гг.                    4. 1975 – 1985 гг.

А18.  Прочтите отрывок из записи в дневнике писателя А. Злобина и укажите, после какого события это могло произойти:

«Он освободил не только 10 миллионов людей, сидевших в лагерях, но и всех нас. И меня он освободил, хотя я и был как бы на свободе».

1. после смерти И.В. Сталина

2. после окончания Великой Отечественной войны

3. после ХХ съезда КПСС

4. после ареста Л.П. Берии

А19.  События Карибского кризиса связаны с именами

1. И. Сталина, У. Черчилля   2. Ф. Рузвельта, А. Громыко

3. Дж. Кеннеди, Н. Хрущева 4. Р. Никсона, Л. Брежнева

А20.  Что не относится к чертам «оттепели» в духовной жизни советского общества?

1. расширение культурных контактов с западными странами

2. открытие ранее закрытых и вновь построенных церквей

3. публикация произведений, в которых сталинский режим подвергался критике

4. начало проведения международных кинофестивалей в Москве

А21.  Что было одной из причин развития диссидентского движения в СССР с середины 1960-х гг.?

1. принятие концепции «нового политического мышления»

2. принятие новой Конституции СССР

3. ввод советских войск в Венгрию

4. переход советского руководства к консервативному политическому курсу

А22.  Что из названного характеризовало духовную жизнь советского общества в 1965-1985 гг.?

1. растущая идеологическая солидарность власти и общества

2. широкое общественное обсуждение «белых пятен» советского периода истории

3. формирование и развитие движения инакомыслящих

4. раскрепощение сознания многих людей под влиянием критики культа личности

А23.  Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, какую экономическую меру имеет в виду автор:

«…Задуманные меры дали определенные результаты. Показатели, достигнутые сельском хозяйством в 1966-1970 гг., были намного выше, чем в предшествующий период. Производительность труда в среднем в год росла в этот период на 6,5 процента, что было в 2 раза больше, чем в 1961-1965 гг. Экономисты называют восьмую пятилетку «золотой».

1. радикальную переориентацию хозяйства страны на рыночную экономику

2. допущение частной собственности

3. экономическую реформу А.Н. Косыгина

4. сокращение финансирования военно-промышленного комплекса

А24.  Как называлось «потепление» международных отношений в 1970 гг.?

1. «разрядка»                              2. «перемирие»

3. «вечный мир»                     4. «передышка»

А25.  Какое событие явилось причиной обострения международной обстановки в конце 1970 гг.?

1. военная помощь Советского Союза Анголе

2. размещение советских ракет в Никарагуа

3. ввод советских войск в Афганистан

4. заявление МИД СССР о возможном нанесении ядерного удара по США

А26.  Что явилось характерной чертой правления Л.И. Брежнева?

1. массовые чистки в КПСС

2. увольнение на пенсию руководящих работников, достигших 70-летнего возраста

3. коррупция в государственном аппарате

4. организация государством «декоративных» оппозиционных партий

А27.  Какие из перечисленных мер относятся к реформе политической системы СССР в период перестройки?

А. полная ликвидация цензуры

Б. судебное преследование противников перестройки

В. провозглашение курса на «гласность»

Г. образование новых политических партий и движений

Д.   учреждение постоянно действующего Съезда народных депутатов СССР

Е. принятие новой Конституции СССР

1. ВГД 2. АБВ 3. ГДЕ 4. БДЕ

А28.  Кто из государственных руководителей не принимал участия в подписании Беловежских соглашений?

1. Б.Н. Ельцин                         2. Л.М. Кравчук

3. Н.А. Назарбаев                    4. С.С. Шушкевич

А29.  Что из названного относилось к негативным последствиям перестройки в СССР?

1. обострение межнациональных отношений

2. милитаризация страны

3. ухудшение советско-американских отношений

4. укрепление центральной власти

А30.  Когда была принята новая российская Конституция?

1. в 1990 г. 2. в 1991 г. 3. в 1992 г. 4. в 1993 г.

А31.  В начале октября 1993 г. в Москве было объявлено чрезвычайное положение в связи с

1. образованием Государственного комитета по чрезвычайному положению

2. отменой 6-й статьи Конституции СССР

3. обострением конфликта в ходе противостояния законодательной и исполнительной властей

4. подписанием нового союзного договора

А32.  Какое событие не связано с войной в Чечне?

1. подписание соглашения в Хасавюрте

2. выпуск банком России специальных денежных знаков для Чечни

3. провозглашение сепаратистами независимости Чечни

4. создание лагерей беженцев в пограничных с Чечней районах

Часть В

В1.  Расположите фамилии глав правительств в хронологической последовательности:

  А. С.В. Степашин                  Б. Е.Т. Гайдар

  В. Е.М. Примаков                  Г. С.В. Кириенко

1 2 3 4
Б Г В А

В2.  Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и названиями периодов, когда они находились у власти:

1.  И.В. Сталин

А. перестройка

2. Н.С. Хрущев

Б. эпоха застоя

3. Л.И. Брежнев

В. оттепель

4. М.С. Горбачев

Г. апогей режима личной власти

 

Д. Россия суверенная

1 2 3 4
Г В Б А

В3.  Прочтите отрывок из биографии военачальника и определите, о ком говорится в тексте:

«В мае 1942 г. он возглавил Генштаб. Планировал и координировал действия фронтов в ходе контрнаступления под Сталинградом. В 1943 г. он стал маршалом Советского Союза и как представитель Ставки Верховного Главнокомандования основное время проводил на фронтах. В феврале 1945 г. его назначили командующим 3-м Белорусским фронтом в Восточной Пруссии».

Ответ: ___ВАСИЛЕВСКИЙ______________________

В4.  Соотнесите имена режиссеров и названия театров:

1. М.А. Захаров

А. Малый театр

2. Г.Б. Волчек

Б. Театр на Таганке

3. Ю.П. Любимов

В. «Ленком»

4. Ю.Н. Григорович

Г. «Современник»

 

Д. Большой театр

1 2 3 4
В Г Б Д

В5.  Прочитайте отрывок из воспоминаний и назовите мероприятие, о котором говорится в тексте:

«В действительности же все было не так радужно. Отмена карточек сопровождалась ________________________, в ходе которой 10 старых рублей обменивались на 1 новый. Правда, вклады в сберкассах пересчитывали по льготному курсу, но они составляли лишь 15% денежных накоплений населения. А новые единые цены в государственной и кооперативной розничной торговле были установлены на уровне, близком к прежним коммерческим».

Ответ: _____ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА (ДЕНОМИНАЦИЯ)___________________

В6.  Прочитайте фрагмент текста и впишите пропущенные год и номер партийного съезда:

«25 февраля _________ года – последний день работы ____ съезда партии, впоследствии войдет в историю. Именно тогда, неожиданно для абсолютного большинства присутствовавших на съезде делегатов, Хрущев вышел на трибуну с докладом «О культе личности и его последствиях».

Ответ: ______XX 1956 год

В7.  Установите соответствие между событиями в СССР и годами, когда они происходили:

1. принятие Конституции «развитого социализма»

А. 1982 г.

2. подписание Заключительного акта совещания по безо-                                         пасности и сотрудничеству в Европе в г. Хельсинки

  Б. 1977 г.

3. ввод войск стран-членов ОВД в Чехословакию

 В. 1975 г.

4. принятие «Продовольственной программы» в СССР

 Г. 1968 г.

 

Д. 1965 г.
1 2 3

4

Б В Г

а

         

В8.  Установимте соответствие между современными политическими партиями РФ и их лидерами:

1. КПРФ

А. В.В. Путин

2. Единая Россия

Б. Г.А. Зюганов

3. ЛДПР

В. С.М. Миронов

4. «Справедливая Россия»

Г. В.В. Жириновский

 

Д. С.С. Митрохин

1 2 3 4
Б А Г В

В9.  Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 г. и напишите его фамилию:

«В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность… Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…».

Ответ: _____ГОРБАЧЕВ____________________

В10.  Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали развитие экономики СССР в 1945-1953 гг.? Выпишите цифры в порядке возрастания:

1. наиболее крупные инвестиции в развитие тяжелой промышленности

2. сдача в аренду части промышленных предприятий

3. высокие темпы развития промышленности

4. низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

5. ликвидация ряда отраслевых министерств

6. передача части колхозных земель в личные подсобные хозяйства колхозников

 

136

В11.  Расположите следующие события в хронологической последовательности:

А. Тегеранская конференция

Б. освобождение советскими войсками Праги

В. контрнаступление Красной армии под Москвой 

Г. героическая оборона Брестской крепости

 

ГВАБ

Часть С

Прочитайте текст источника и кратко ответьте на вопросы заданий С1-С3: 

Из статьи Г.М. Корниенко «Холодная война: истоки, причины и последствия».

«Провозглашенное М.С. Горбачевым «новое мышление» во внешних делах скоро стало превращаться в концептуальном плане в нечто лишенное логики. Увлекшись велеречивыми рассуждениями о примате общечеловеческих ценностей и интересов, руководители Советского государства перестали видеть и принимать в расчет все другие интересы – национальные, классовые и т.д. Выдавая желаемое за действительное, они повели себя так, будто весь мир, за исключением нас, живет по общечеловеческим заповедям.

В практическом плане это проявилось в том, как решались вопросы разоружения, как произошло объединение Германии, и какой карт-бланш был дан Соединенным Штатам для действия в «третьем мире».

С1.  Какому периоду отечественной истории посвящен приведенный текст? Обозначьте его хронологические рамки.

С2.  Каковы были основные результаты проведения политики «нового мышления»? Используйте для ответа текст документа и знание истории. (Приведите не менее 3 положений).

С3.  Каково отношение автора статьи к политике «нового мышления»? В каких положениях оно выражено? Согласны ли вы с ним и почему? (Укажите всего не менее 4 положений).

С4.  Назовите причины быстрого восстановления во второй половине 1940-х гг. разрушенного войной хозяйства СССР. (Укажите не менее 3 причин). Приведите не менее 3 примеров основных восстановленных и вновь построенных объектов.

С5.  Ниже приведены две точки зрения на период 1964-1982 гг.:

1. Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений.

2. Период 1964-1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее 3 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

С6.  Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

На начальном этапе Великой Отечественной войны в 1941 г. советское военное руководство и войска Красной Армии преследовали военные неудачи, и только к концу 1941 г. удалось одержать первую крупную победу в битве под Москвой.

Чем были вызваны военные неудачи Красной Армии в начале войны? (Укажите не менее 3 причин). Какие факторы повлияли на перелом в ходе войны в пользу СССР? (Приведите не менее 3 положений).

 

 

С1.

Холодная война, 1947-1991

 

С2.

Улучшения отношений СССР и стран Западной Европы

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей давности

Падение коммунистических режимов в Европе

Объединение Германии

Завершение Холодной войны

 

С3.

Автор считает, что политики, проводимая М.С. Горбачевым шла в разрез с национальными интересами. Полностью согласиться с автором нельзя, так как основная цель – окончание Холодной войны – была достигнута. Также СССР наладил отношения со странами Западной Европы. Перешел к разрешению советско-китайского конфликта. Договор о разоружении. Все это положительные итоги.

 

С4.

Перевод части оборонительных предприятий на выпуск товаров для населения

Реорганизация некоторых военных наркоматов

Масштабные работы по восстановлению и развитию промышленного производства

Строительство новых предприятий и развитие новых технологий

Запорожсталь, Днепрогэс

Кутаисский автомобильный завод

 

С5.

Вторая точка зрения.

Свертывание преобразований Хрущева

Застой в управлении

Цензура

Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами вызвали диспропорцию в их структуре

 

С6.

Значительное экономическое и военное (техническое) преимущество Германии

Германия использовала не только свои, но и союзные ресурсы

Опыт командования и ведения крупномасштабных войн руководством Вермахта

 

Перевод промышленности на военные рельсы

«Все для фронта – все для победы!»

Боевой дух советских солдат и всего населения СССР

Неготовность германских войск к затяжной войне зимой (погодные условия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: