3.1.1 Расчет плановой потребности в топливе
Расчет расхода топлива по норме на эксплуатацию подвижного состава1).
Для легковых автомобилей:
Qн.топ. = 0,01
Hs
Lобщ год
(1+0,01
К) (20)
где Qн.топ. - нормативный расход топлив, л;
где Hs - базовая норма, л/100 км;
Lобщ год - пробег автомобиля годовой, км;
К - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Или
Для бортовых автомобилей и тягачей:
Qн.топ. = 0,01
(Hsan
Lобщ год+Hw
Р)
(1+0,01
К)
где Qн.топ. - нормативный расход топлив, л;
Lобщ год - пробег автомобиля или автопоезда годовой, км;
Hsan - норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза, л/100 км:
Hsan = Hs + Hg
Gпр (21)
где Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
Hg - норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км;
Gnр - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
Hw - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т.км;
P - объем транспортной работы, т.км.
К - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Или
Для самосвалов:
Qн.топ. = 0,01
Hsanc
Lобщ год
(1+0,01
К)+Hz
ner
где Qн.топ. - нормативный расход топлив, л;
Lобщ год - пробег автомобиля-самосвала или автопоезда годовой, км;
Hsanc - норма расхода топлив автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда, л/100 км:
Hsanc = Hs+Hw
(Gпр+0,5
q), (22)
где Hs - базовая норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;
Hw - норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Нs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т км;
Gпр - собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;
q - грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5
q - с коэффициентом загрузки 0,5), т;
Hz - дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля- самосвала, автопоезда, л;
ner - количество ездок с грузом за год;
К - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки - 0,5): бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа - до 2,64 л; природного газа - до 2 куб. м.
Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:
- до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;
- до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.
К базовой линейной норме топлива применяем следующие повышающие коэффициенты:
- в связи с работой в населенных пунктах (К1);
- в связи со сроком эксплуатации (К2);
- в связи с работой в зимних условиях (К3);
- в связи с работой, требующей частых остановок, связанных с посадкой и высадкой пассажиров (К4);
- в связи с работой установки «климат-контроль» (К5).
Таким образом, ∑К=К1+К2+К3+К4+К5
При осуществлении поездок в зимнее время, учитывать повышающий коэффициент К3 необходимо в период с 1.11. по 31.03, следовательно, весь годовой пробег делим на пробег зимний и пробег летний, затем рассчитываем нормативный расход топлива летом и нормативный расход топлива зимой, учитывающий коэффициент К3. В таблицу заносим общий расход топлива по норме.
Например, для легковых автомобилей:
Qн.топ (в зимнее время)= 0,01
Hs
Lобщ зима
(1+0,01
(К1+К2+К3+К4+К5)
Qн.топ (в летнее время)= 0,01
Hs
Lобщ лето
(1+0,01
(К1+К2+К4+К5)
Qн.топ =Qн.топ (в зимнее время)+ Qн.топ (в летнее время)
Результаты расчетов заносим в таблицу 3.1.
Таблица 3.1. – План потребности в топливе и его стоимости
| Показатели | Условные обозначения | Единицы измерения | Значение |
| 1.Общий пробег автомобилей | Lобщ год | км | |
| 2.Грузооборот | P | т.км | |
| 3.Число ездок с грузом за год | ∑ner | Ездка | |
| 4.Базовая норма расхода | Hs | л. | |
| 5.Надбавка в связи с работой в условиях города | К1 | % | |
| 6. Надбавка в связи со сроком эксплуатации | К2 | % | |
| 7.Надбавка при работе в зимних условиях | К3 | % | |
| 8. Надбавка в связи с работой установки «климат-контроль» | К5 | % | |
| 9.Общий расход топлива по норме | Qн.топ. | л. | |
| 10.Плановая сумма расходов, включаемая в себестоимость по статье «Горючее». | Ртоп=Qн.топ. Цтоп.
| Руб. |
3.1.2 Расчет потребности и стоимости смазочных материалов1)
Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены временные нормы расхода масел и смазок.
Затраты на моторные масла(Зм, руб):
Зм = 0,01
Нм
Цм, (23)
где Нм- норма расхода масла, л;
Цм – цена за литр, руб.
Затраты на трансмиссионные и гидравлические масла (Зтр.м, руб):
Зтр.м = 0,01
Нтр.м
Цм, (24)
где Нтр.м- норма расхода масла, л;
Цтр.м – цена за литр, руб.
Затраты на специальные масла и жидкости (Зспец.м, руб):
Зспец.м = 0,01
Нспец.м
Цм, (25)
где Нспец..м- норма расхода масла, л;
Цспец.м – цена за литр, руб.
Затраты на пластичные смазки(Зпл.с, руб):
Зпл.с= 0,01
Нпл.с
Цм, (26)
где Нпл.с- норма расхода масла, кг;
Цпл.с – цена за килограмм, руб.
Итого затрат на смазочные материалы (Рcм)
(Рcм) = Зм+Зтр.м+Зспец.м+Зпл.с (27)
Затраты на 1 км пробега=
,, руб. (28)
3.1.3 Расчет потребности в автомобильных шинах и затрат на них
Производим (используем технические характеристики автомобиля) по показателям и по формулам, указанным в таблице 3.2.
Расчет затрат на износ и ремонт автомобильных шин необходимо производить отдельно для тягача и отдельно для прицепа (полуприцепа), а затем полученные показатели необходимо сложить, для определения итоговых затрат.
Таблица 3.2 – Расчет затрат на износ и ремонт автомобильных шин
| Показатели | Обозначения | Единицы измерения | Числовое обозначение, формула и расчет |
| Общий пробег автомобилей | L общ год | Тыс.км | |
| Количество шин, установленных на автомобиле. | nш | ед | Определить самостоятельно по техническим характеристикам автомобиля. |
| Норма пробега одной шины (среднестатистический пробег) | L н.ш. | Тыс.км | См. РД 3112199-1085-02 «Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных шин» |
| Потребное количество автомобильных шин | N ш | ед | N ш=
|
| Договорная цена одной шины (по действующим ценам) | Ц покр | руб | |
| Норма эксплуатационного пробега | Нпр | тыс.км | Нпр=Lн.ш.х К1хК2 К1-поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства К2- поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства См. РД 3112199-1085-02 «Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных шин» |
| Норма затрат на восстановление износа и ремонт шин в % к стоимости комплекта на 1000км. | Н ш | % |
|
| Затраты на восстановление износа и ремонта шин | Зш | руб/км |
|
| Отчисления на восстановление и ремонт и установку шин (сумма затрат на шины), руб. | Р ш | руб |
|






