double arrow

Команды панели «Геометрия »


 

Вложенные меню кнопок команд панели Геометрия показаны ниже.

Здесь цифрами показаны кнопки команд:

1. Точка.

2. Прямая.

3. Отрезок.

4. Окружность.

5. Дуга.

6. Эллипс.

7. Непрерывный ввод объектов.

8. Кривая Безье

9. Фаска.

10. Скругление.

11. Прямоугольник.

12. Собрать контур

13. Эквидистанта кривой.

14. Штриховка.

Описывать все эти команды не имеет смысла, поскольку это займет много времени и места в настоящем пособии.

Остановимся лишь на описании общих принципов использования этих команд.

Принцип 1. Запустив команду, поместите курсор на графическую часть экрана и обратите внимание на нижнюю часть экрана.

Там, во второй строке снизу (рис. 4 -Строка подсказок), даются рекомендации к вашим дальнейшим действиям.

Принцип 2. У каждой команды имеется Строка параметров (четвертая строка снизу), где задаются Параметры команды.

Необходимо познакомиться с ними и задать их.

 

Например, в команде Отрезок ( см. рис. 4) имеются следующие Параметры:

т1 – начальная точка отрезка. Далее следуют два  прямоугольных поля, предназначенных для ввода численных значений координат  х и у этой точки;




т2 – конечная точка отрезка.

Длина– длина отрезка.

Угол– угол наклона отрезка к оси .

Здесьт1, т2, Длина, Угол – это Обозначения параметров.

В команде Окружность (рис. 5) имеется три параметра:

        Центр - центр окружности.

        т - точка на окружности (координаты х и у этой точки).

         Радиус – радиус окружности.

Здесь стрелочкой Б помечена кнопка построения осевых линий окружности.

Если нажать на указанную кнопку, то окружность строится  с построением центровых штрих пунктирных линий окружности.

Теперь обратите внимание на Поля параметров, в которых нужно задавать численные значения параметров. Поле (поля) параметра имеют форму прямоугольников и располагаются правее Обозначения параметра

В некоторых полях могут располагаться численные значения параметра, а некоторые поля свободны.

Если операция имеет несколько параметров (два и более), то один из них является текущим (именно задания текущего параметра система в данный момент ожидает от вас), а поля остальных параметров являются свободными.

Текущий параметр помечен галочкой, расположенной в квадратике левее Обозначения параметра.

Перемещая курсор по графическому экрану, вы увидите изменение численных значений текущего параметра.

Для иллюстрации сказанного запустите команду Окружность  и перемещайте курсор по графическому экрану – будут быстро изменяться поля координат центра окружности (параметр Центр), а остальные два поля будут свободными.

Задайте значение параметра Радиус (радиус окружности) - 50 мм.

Для этого щелчком в полеэтого параметра перенесите туда курсор, введите число 50 и нажмите клавишу <Enter>.



Левее обозначения параметра появится ´(крестик), означающий, что введенный параметр фиксирован (не будет изменяться при перемещении курсора).

Переместите курсор на графическую часть экрана – появится фантом окружности заданного радиуса, в центре которой будет находиться курсор. Курсор имеет форму крестика с буквой с.

Нажмите кнопку С осями, помеченную на рис.5 стрелкой Б, и посмотрите, как изменится фантом окружности.

Система вновь ожидает от вас ввода координат центра окружности.

Возможны два варианта ввода этого параметра:

- щелчком в произвольной точке экрана;

- заданием конкретных числовых значений координат (по аналогии с заданием радиуса окружности).

Воспользуйтесь первым вариантом.

Окружность будет создана, но ее команда этим не прерывается – можно задавать параметры очередной окружности.

Для прерывания команды нажмите клавишу <Esc>.

Принцип 3. Если вы хотите получить оперативную справку по какой-нибудь команде, можно воспользоваться командой Справка .

Для этого щелкните на указанной кнопке, поместите курсор со знаком вопроса на интересующую вас кнопку команды (например, Окружность) и щелкните левой клавишей.

В ответ появится справочное окно (рис. 6), где можно найти более обширную информацию о команде.

Строки, выделенные в указанном окне зеленым цветом, являются интерактивными.

Щелкнув на такой строке, вы откроете новое информационное окно.



Изучив содержимое информационных окон, закройте их кнопкой .

Упражнения.

 

1.Создайте Фрагмент  и сохраните его под именем Упражнения.

Нажмите кнопку Отрезок . Курсор примет форму крестика с цифрой 1.

Система ждет указания первой точки отрезка. Обратите внимание на Строку параметров.

 Здесь текущим является параметр т1 – начальная точка, а поля остальных параметров свободны.
Перемещайте курсор по экрану – поля текущего параметра будут изменяться.

Щелкните в произвольной точке экрана. Курсор принял форму крестика с цифрой 2 – система ждет от вас ввода конечной точки.
Появился фантом отрезка в виде резиновой ниточки.
В Строке параметров параметр т1 стал фиксированным, а текущим стал параметр т2 – конечная точка отрезка. При перемещении курсора по экрану поля всех параметров будут изменяться.

Щелчком в произвольной точке экрана укажите конечную точку отрезка.
Таким образом, вы нарисовали на экране произвольный отрезок. Ни его длина, ни угол наклона, ни начальная и конечная точки вас не интересовали - вы их выбрали наугад.

Рис. 6
2. Теперь нарисуйте отрезок длиной 40 мм с углом наклона 30°.
   Для этого введите значения указанных параметров в соответствующие поля параметров.

Поочерёдно щелчком в полях Длина и Угол (см. рис. 4) поместите туда курсор. Наберите нужное число и нажмите клавишу <Enter> клавиатуры (для фиксации параметра).
      После введения обоих параметров на экране появился фантом отрезка. Щелкните в произвольном месте экрана.
      Таким образом, вы построили отрезок с заданными параметрами (длиной и углом наклона), но с произвольной начальной точкой.

3. Теперь нарисуйте окружность радиуса (параметр Радиус) 20 мм, с центром в начальной точке отрезка, построенного в пункте 2 (рис. 7).
Для этого нажмите кнопку Ввод окружности   и задайте параметр Радиус(не забудьте после набора в Поле параметра числа 20 нажать клавишу <Enter>).
 На экране появится фантом окружности. Теперь остается указать центр будущей окружности.
Для этого надо задать привязку Ближайшая точка, которая для отрезка означает привязку к его началу или концу.
Найдите в Строке состояния (четвёртая строка сверху экрана)

кнопку Привязки и щелкните на ней.
  В диалоговом окне (рис.8) установите галочку в строке Ближайшая точка, а также в квадратике с надписью Отображать текст.
  Последнее означает появление на экране ярлычка Ближайшая точка при выполнении привязки (рис.7). Нажав клавишу ОК, закройте окно.
  Щелкнув в точке р1, вы завершите построение окружности.

Рис. 9
Рис.8
  4. Постройте три окружности радиуса 5, 7 и 10 мм с центром в точке пересечения отрезка и окружности (рис. 9).
Для этого щелкните на клавише Привязки и в окне (рис. 8) установите галочку в строке Пересечение. Закройте окно (ОК).
Щелчком укажите центр будущих окружностей и нажмите кнопку Запомнить состояние .
Поместите курсор в Поле параметра Радиус и дважды щелкните в нем.
Цвет поля должен измениться (стать синим).
Не удаляя цифр, находящихся в Поле параметра, введите 5 <Enter>.
Таким образом, будет создана окружность радиуса 5 мм.
 Обратите внимание на Строку параметров – там параметр Центр (центр окружности) остался фиксированным. Это результат действия команды Запомнить состояние.
Двойным щелчком вновь выделите ПолепараметраРадиус, введите 7 <Enter>.
Затем таким же образом введите радиус 10 мм и клавишей <Esc> прервите команду.

Итак, подведем первые итоги работы с командами панели «Геометрия»:

Нажав кнопку команды, нужно задать ее параметры. После задания всех параметров объект автоматически будет создан.

Если вы не знаете, что означает тот или иной параметр, то подведите к нему курсор и дождитесь появления ярлычка – подсказки с названием параметра.

Если не задан последний (из общего числа) параметр, то появляется фантом объекта.

Если вы хотите создать несколько объектов с одинаковыми параметрами, то после задания этих параметров нажмите кнопку Запомнить состояние .

Упражнения.

1. Постройте три прямоугольника длиной 50 мм и высотой 40 мм.
   Для этого нажмите клавишу Ввод прямоугольника , задайте указанные параметры и нажмите кнопку Запомнить состояние.
Далее щелчками в произвольном месте экрана можно построить указанные прямоугольники, однако при создании первого из них в Строке параметров нажмите кнопку С осями , а двух других  кнопку Без осей .
Прервите команду (<Esc>).

2. У первого прямоугольника скруглите углы дугами радиуса 6 мм (рис. 10 слева), у второго – постройте во всех углах фаски размером 2,5х45° (рис .10 в середине), а у третьего - постройте фаски, показанные на рис. 10 справа.

Нажмите кнопку Скругление на углах объекта, вложенной в меню кнопки –Скругление.
В Строке параметров задайте радиус скругления.

Для этого щелкните на кнопке с треугольником, расположенной правее поля Радиус и появившемся стандартном списке выберите нужную величину. Включите кнопку Скругления во всех углах (кнопка 1) и щелчком укажите любую сторону прямоугольника. Прервите команду (<Esc>).
Аналогично командой Фаска на углах объекта  выполните построение фасок 2,5х45°, задав соответствующие размеры фаски и выбрав тип фаски (кнопка 1) и построение фасок во всех углах (кнопка 2).

Для построения фасок с разными размерами по длине нажмите кнопку, помеченную стрелкой 3, и задайте параметры фаски, приведенные ниже. Включите  опцию построения фаски только в одном угле (стрелка 4).
Щелчками на стороне 1 (см. рис.10) в окрестности левого и правого угла прямоугольника постройте фаски. Прервите команду (<Esc>).

 

Теперь несколько слов о командах кнопки Вспомогательная прямая . Здесь девять команд, которые строят тонкие вспомогательные (можно их назвать разметочными) линии во весь экран.

Наиболее употребляемыми здесь являются первые четыре команды:

Рис.11
Кнопкой 1 строится Прямая по двум точкам или по точке и углу. При этом обычно используются привязки (Пересечение, Ближайшая точка, Середина и др.).

 Кнопки Режим задают опциивыделения (или нет) точек пересечения такой прямой с другими прямыми.

Кнопкой 2 строится горизонтальная прямая по одной точке (точке вставки).

Кнопкой 3 строится вертикальная прямая по одной точке. Обычно линиями 2 и 3 начинается построение изображений на чертеже.

Кнопкой 4 строится прямая, параллельная существующей линии чертежа и на заданном расстоянии от неё (параметр Расстояние).. Эта прямая может располагаться по одну  или по обе стороны  от указанной прямой.
Данная команда очень удобна для построения разметочных линий чертежа.

С остальными командами можно познакомится самостоятельно. При этом надо иметь в виду, что команды 6, 7, 8 будут доступны, если на чертеже будут построены окружности, эллипсы или их дуги.

Если вспомогательные линии становятся ненужными на чертеже, то их можно одновременно удалить цепочкой команд из Основного меню (вторая строка сверху экрана): Редактор -Удалить - Вспомогательные кривые и точки – В текущем виде.

В большинстве команд построения геометрических объектов (отрезок, окружность, эллипс и др.) присутствует клавиша выбора типа линий (например, см. на рис.4 и 5 параметр Стиль).

Если щелкнуть в поле такого параметра, то появится окно (рис. 11) для выбора стандартных (соответствующих ЕСКД) типов линий. При этом толщина линий будет соблюдаться на чертеже автоматически, но может быть изменена при Настройке системы.

Итак, вызвав окно (рис. 11), щелкните в нужной строке (например, Осевая).

  Вы выбрали указанный стиль линии, о чём свидетельствует форма  линии в окне параметра Стиль.