Подраздел «1.1 Общая характеристика предприятия» ставит своими целями формирование у студентов исходных умений:
- генерации бизнес-идей о развертывании целесообразной предпринимательской деятельности, ориентированной на реальные условия регионального рынка;
- подготовки основных сведений (качественных характеристик) и параметров (количественных характеристик) бизнес-предприятия, принимаемого за основу для выполнения на его примере цикла практических работ по решению основных типовых задач менеджмента.
При подготовке характеристики бизнес-предприятия необходимо отразить следующие блоки информации:
1) полное наименование предприятия;
2) форма собственности предприятия;
3) характеристика видов деятельности и продукции/услуг;
4) характеристика материально-технической базы;
5) характеристика кадрового обеспечения предприятия;
6) объемные характеристики и положение на рынке.
Требования к форме и содержанию характеристики:
Полное наименование предприятия - необходимо отразить организационно-правовую форму (ЗАО, ОАО, ИП, ООО) и само название предприятия, расшифровывая все необходимые сокращения.
1. Форма собственности предприятия. Согласно ч.2 ст. 8 Конституции РФ собственность в России выступает в таких формах: частная, государственная муниципальная. Необходимо определить форму собственности предприятия, принимаемого за основу для выполнения на его примере цикла практических работ.
2. Характеристика видов деятельности и продукции/услуг. Необходимо привести (описать) основные сведения и особенности (в том числе технологического характера) о планируемой деятельности, а также охарактеризовать виды выпускаемой продукции и/или оказываемых услуг.
3. Характеристика материально-технической базы.
Описывая материально-техническую базу, необходимо кратко рассмотреть мощности и обеспечивающую инфраструктуру. Под мощностями следует понимать площади помещений, их структуру (состав и назначение), ориентировочные размеры, расположение, а также основное оборудование. Обеспечивающая инфраструктура предприятия - это вспомогательные, обслуживающие и обеспечивающие основную деятельность предприятия - ресурсы, оборудование, подразделения (инструментальные, ремонтные, транспортные, энергетические, складские, службы материально-технического снабжения и сбыта продукции) и другие необходимые условия.
4. Характеристика кадрового обеспечения предприятия должна включать (в виде краткого описания):
- оценки ориентировочного количества занятых/работающих на предприятии (возможно в динамике);
- оценки структуры и квалификации работников;
- подходы к системе оплаты труда на предприятии.
5. Объемные характеристики и положение на рынке – указываются ориентировочные данные, отражающие масштаб деятельности (объемы реализации/выпуска продукции/услуг в суммах или физических единицах, возможно в динамике), и при возможности такой оценки – планируемая примерная доля рынка.
При этом приводятся параметры (показатели) и соответствующие описания, отражающие:
- масштабы бизнес деятельности во времени (обычно выражаются суммами или физическими единицами ориентировочных объемов реализации продукции/услуг: - выручка, доход и т.п.). Может отражаться - среднесуточным, среднемесячным, годовым объемом. (Динамика показателей по периодам может указываться в качестве целей предприятия при оформлении подраздела «1.2. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия);
- предполагаемую долю данного сегмента рынка или желаемое положение на рынке (преодолеть барьер вхождения; занять устойчивые позиции, одно из ведущих мест, лидирующее положение и т.п.).
- ориентировочную оценку основных конкурентов, их слабые и сильные стороны; планируемое положение предприятия по сравнению с другими.






