Предельно асимметричная система допусков (ЕСДП)

Допуски и посадки. Стандартизация

ЕСДП состоит из двух равноправных систем допу сков и посадок: системы отверстия и системы вала.

Выделение названных систем допусков вызвано различием в способах образования посадок.

Система отверстия

Это такая система допусков и посадок, при которой предельные размеры отверстия для всех посадок, для данного номинального размера сопряжения и квалитета остаются постоянными, а требу емые посадки достигаются за счет изменения предельных размеров вала (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Графическое изображение системы отверстия

Таким образом, нижняя граница поля допуска отверстия, выполненного в системе отверстия, всегда совпадает с нулевой линией. Поле допуска основного отверстия откладывается вверх от нулевой линии, т.е. в «тело» детали. Следовательно, в системе отверстия номинальный размер сопряжения совпадает с наименьшим предельным размером отверстия.

Система вала

Это такая система допусков и посадок, при которой предельные размеры вала для всех посадок, для данного номинального размера сопряжения и квалитета остаются постоянными, а требуемые посадки достигаются за счет изменения предельных размеров отверстия (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Графическое изображение системы вала

Таким образом, верхняя граница поля допуска вала, выполненного в системе вала, всегда совпадает с нулевой линией. Поле допуска основного вала откладывается вниз от нулевой линии, т.е. в «тело» детали. Следовательно, в системе вала номинальный размер сопряжения совпадает с наибольшим предельным размером вала.

Предельно асимметричная система допусков (ЕСДП)

В России принята предельно асимметричная система расположения допусков.

Из двух равноценных систем (вала и отверстия) наибольшее распространение получила система отверстия. В этой системе изготовление детали дешевле и проще, так как для достижения той или иной посадки изготовить вал проще: можно ограничиться универсальным оборудованием и инструментом, в то время как для изготовления отверстия требуется дорогостоящий специальный инструмент (например, протяжка) под каждый размер. Кроме того, вал проще контролировать, поскольку номенклатура инструмента для контроля наружных размеров гораздо шире, а сами инструменты — универсальнее.

Система вала имеет меньшее распространение в промышленности, однако в ряде случаев ее применение целесообразнее, например:

· • при изготовлении точных валов малых диаметров (менее 1 мм);

· • при изготовлении длинных валов и валов, на отдельных участках которых надо расположить детали с различными посадками:

· • для сборки машины в целом и сборочных единиц стандартных сборочных единиц, получаемых как комплек тующие, с других заводов, например подшипники.

В соответствии со схемой образования посадок в системе отверстия основной деталью является отверстие, а в системе вала — вал. Соответственно неосновными деталями будут валы в системе отверстия и отверстия в системе вала.

Исходя из определения системы отверстия или вала расположение полей допусков основных деталей должно быть постоянным и не зависеть от расположения полей допу сков неосновных деталей. В этой связи в зависимости от расположения поля допуска основной детали относительно номинального размера сопряжения различают предельно-асимметричные и симметричные системы допусков.

ЕСДП — предельно-асимметричная система допусков, при этом допуск задается «в тело», т.е. в плюс — в сторону увеличения размера от номинального для основного отверстия и в мину с — в сторону уменьшения размера от номинального для основного вала.

Таким образом, основное отверстие — отверстие в системе отверстия характеризуется?7 = 0 и ES = +ITD, а основной вал — вал в системе вала имеет es = 0, a ei = -ITd.

Предельно-асимметричные системы допусков и посадок имеют некоторые экономические преимущества перед симметричными системами, что связано с обеспечением основных деталей предельными калибрами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: