Методика ознакомления младших школьников с творчеством И. Е. Репина.
О многих художниках можно сказать, что они внесли значительный вклад в историю русской культуры. Некоторые больше, некоторые меньше. Но каждый ценен по-своему.
Ярким примером творческой работы художника над произведением является создание И. Репиным портрета Н. И. Пирогова, известного русского врача и политического деятеля, основоположника военно-полевой хирургии. Это Н. И. Пирогов в 1855 г. в осажденном Севастополе не только сам делает многочисленные операции, но и борется с чиновниками и "госпитальными ворами", руководит работой врачей и медицинских сестер. Это Н. И. Пирогова русские студенты зовут в Италию для оказания помощи раненому Дж. Гарибальди, и он едет. Образ именно такого честного, энергичного, волевого человека стремился создать художник. Но как передать все перечисленные качества в портрете? Что во внешности следует выделить и подчеркнуть, а что приглушить?
Первая проблема, которую прекрасно решил мастер, заключалась в выборе позы, поворота фигуры. Художник так усаживает свою модель, что левая часть лица попадает в тень, немного скрывающую больной глаз хирурга. Почему же И. Репин отказался от изображения Пирогова в профиль? Он почувствовал, что именно этот больной глаз с его характерным пытливым прищуром поможет привнести в портрет необходимую остроту, передать взгляд человека заинтересованного, неравнодушного к жизни. Кроме того, от резкого свето-теневого контраста, возникающего при выбранном повороте, усиливается напряжение складок на лбу, около плотно сжатых губ, т.е. подчеркивается внутренняя решительность и воля.
|
|
Следующая проблема — как изобразить руки хирурга? Позируя, Н. И. Пирогов то и дело нетерпеливым движением прятал руки в рукава пальто, и художник выбирает этот жест, так много говорящий зрителю о горячем и беспокойном темпераменте его модели.
Художник решает не изображать своего героя в белом халате на фоне операционной. По замыслу автора, все внимание зрителя должно концентрироваться на лице, позе, жесте, и малосущественные, отвлекающие от главного детали были отброшены. В итоге на полотне мы видим совершенно нейтральный фон и простой костюм.
Передать характер известного хирурга помогает цвет и даже фактура произведения. Оно вылеплено энергичными, порывистыми ударами кисти. Краска положена густо, свободно, сочно, как бы еще раз напоминая о твердом и жизнедеятельном характере Пирогова.
Из приведенного примера хорошо видно, что художник, реализуя свой замысел, не просто копирует черты лица своей модели, а творит собственное произведение: думает, ищет, отбирает наиболее выразительные детали. В работе над пейзажем, натюрмортом, тематической картиной их автор решает аналогичные проблемы, создавая выразительное изображение.
|
|
Раскрыть свои чувства и мысли художнику помогает выбранный сюжет (изображенное событие, уголок природы и т.п.), выразительные детали и образы героев произведения, размер полотна (большая, монументальная картина или небольшая, камерная), композиционные приемы, цветовое и тоновое решение картины (яркие или сдержанные, светлые или темные краски использованы художником), манера написания работы ("грубо", рельефно или "мягко" краска положена на холст). На языке цвета и форм говорит художник со зрителем.
Знакомство с творчеством И.Е. Репина
Ход урока.
№ 3
Илья Ефимович РЕПИН русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.
Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.
№ 4
Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве, Харьковской губернии, в семье военного поселянина. «Это звание очень презренное, - писал художник о своём происхождении, - ниже поселян считались разве ещё крепостные».
Первые уроки живописи получил у местных иконописцев.
В детские и юношеские годы Репин испытывал нужду и лишения. Приходилось с детских лет зарабатывать деньги писанием портретов и икон.
Юноша поражал земляков своим талантом; не раз его приглашали в соседние сёла расписывать церкви.
№ 5
В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году с блеском закончил ее. Принимал участие в большинстве выставок.
Писал портреты, жанровые, мифологическе и исторические картины.
Жил в Москве и Петербурге, последние годы в Куоккале, на Карельском перешейке.
Там он и умер в 1930 году.
№ 6
Галерея художника
№ 7
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Всмотритесь в лицо пожилого человека. Он держит в руках книгу и как будто оторвался от чтения, чтобы поразмышлять о прочитанном. Наверное, мы можем сказать, что взгляд его обращён внутрь себя, а поза – не мягкая и спокойная, а скорее напряжённая.
Выбранный художником формат портрета, цветовой и тоновый контрасты тёмной одежды и светлого фона, резкие отношения света и тени на лице писателя, внимательный, вдумчивый взгляд – всё свидетельствует о большом жизненном пути писателя, его мудрости.
№ 8
И. Репин
Портрет композитора М.П.Мусоргского
№ 9
И. Репин
Портрет композитора М.П.Мусоргского
№ 10
«Выбор великокняжеской невесты», 1885
№11
За мифологическую картину «Воскрешение дочери Иаира»
Репин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку
№ 12
«Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника»
№13
«Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», 1870-1873, Государственная Третьяковская галерея, Москва
№14
И.Репин. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея
Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. Он выстроил перспективу с нескольких точек зрения, изобразил фигуры первого плана значительно больше натуры, не уязвив при этом достоинства ни одного из персонажей: каждый узнаваемо-характерен, и никому, даже председательствующему императору Николаю II, не оказано видимого предпочтения.
№15
И. Репин. Мальчики на траве.
№16
И. Репин. Букет цветов
№17
И. Репин. Пейзаж под Чугуевом.
№18
И. Репин. Крестный ход в Курской губернии
Тема крестного хода - одна из популярнейших в русской живописи. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. В Крестном ходе толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни.
|
|
№ 19
И всё же всемирную славу он завоевал не этой академической композицией, а картиной «Бурлаки на Волге»
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь не пошлёт!
Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.