Знакомство с творчеством И.Е. Репина

Методика ознакомления младших школьников с творчеством И. Е. Репина.

О многих художниках можно сказать, что они внесли значительный вклад в историю русской культуры. Некоторые больше, некоторые меньше. Но каждый ценен по-своему.

Ярким примером творческой работы художника над произведением является создание И. Репиным портрета Н. И. Пирогова, известного русского врача и полити­ческого деятеля, основоположника военно-полевой хирургии. Это Н. И. Пирогов в 1855 г. в осажденном Севастополе не толь­ко сам делает многочисленные операции, но и борется с чиновниками и "госпиталь­ными ворами", руководит работой врачей и медицинских сестер. Это Н. И. Пирогова русские студенты зовут в Италию для ока­зания помощи раненому Дж. Гарибальди, и он едет. Образ именно такого честного, энергичного, волевого человека стремился создать художник. Но как передать все пе­речисленные качества в портрете? Что во внешности следует выделить и подчерк­нуть, а что приглушить?

Первая проблема, которую прекрасно решил мастер, заключалась в выборе позы, поворота фигуры. Художник так усаживает свою модель, что левая часть лица попадает в тень, немного скрывающую больной глаз хирурга. Почему же И. Репин отказался от изображения Пирогова в профиль? Он по­чувствовал, что именно этот больной глаз с его характерным пытливым прищуром по­может привнести в портрет необходимую остроту, передать взгляд человека заинтере­сованного, неравнодушного к жизни. Кроме того, от резкого свето-теневого контраста, возникающего при выбранном повороте, усиливается напряжение складок на лбу, около плотно сжатых губ, т.е. подчеркивает­ся внутренняя решительность и воля.

Следующая проблема — как изобразить руки хирурга? Позируя, Н. И. Пирогов то и дело нетерпеливым движением прятал руки в рукава пальто, и художник выбира­ет этот жест, так много говорящий зрите­лю о горячем и беспокойном темперамен­те его модели.

Художник решает не изображать своего героя в белом халате на фоне операцион­ной. По замыслу автора, все внимание зри­теля должно концентрироваться на лице, позе, жесте, и малосущественные, отвлека­ющие от главного детали были отброшены. В итоге на полотне мы видим совершенно нейтральный фон и простой костюм.

Передать характер известного хирурга помогает цвет и даже фактура произве­дения. Оно вылеплено энергичными, поры­вистыми ударами кисти. Краска положена густо, свободно, сочно, как бы еще раз на­поминая о твердом и жизнедеятельном ха­рактере Пирогова.

Из приведенного примера хорошо вид­но, что художник, реализуя свой замысел, не просто копирует черты лица своей мо­дели, а творит собственное произведение: думает, ищет, отбирает наиболее вырази­тельные детали. В работе над пейзажем, натюрмортом, тематической картиной их автор решает аналогичные проблемы, со­здавая выразительное изображение.

Раскрыть свои чувства и мысли худож­нику помогает выбранный сюжет (изобра­женное событие, уголок природы и т.п.), выразительные детали и образы героев произведения, размер полотна (большая, монументальная картина или небольшая, камерная), композиционные приемы, цве­товое и тоновое решение картины (яркие или сдержанные, светлые или темные кра­ски использованы художником), манера написания работы ("грубо", рельефно или "мягко" краска положена на холст). На языке цвета и форм говорит худож­ник со зрителем.

Знакомство с творчеством И.Е. Репина

Ход урока.

№ 3

Илья Ефимович РЕПИН русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.

Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств,  одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.

№ 4

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве, Харьковской губернии, в семье военного поселянина. «Это звание очень презренное, - писал художник о своём происхождении, - ниже поселян считались разве ещё крепостные».

Первые уроки живописи получил у местных иконописцев.

 В детские и юношеские годы Репин испытывал нужду и лишения. Приходилось с детских лет зарабатывать деньги писанием портретов и икон.

Юноша поражал земляков своим талантом; не раз его приглашали в соседние сёла расписывать церкви.

№ 5

В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году с блеском закончил ее. Принимал участие в большинстве выставок.

Писал портреты, жанровые, мифологическе и исторические картины.

Жил в Москве и Петербурге, последние годы в Куоккале, на Карельском перешейке.

 Там он и умер в 1930 году.

№ 6

Галерея художника

№ 7

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Всмотритесь в лицо пожилого человека. Он держит в руках книгу и как будто оторвался от чтения, чтобы поразмышлять о прочитанном. Наверное, мы можем сказать, что взгляд его обращён внутрь себя, а поза – не мягкая и спокойная, а скорее напряжённая.

Выбранный художником формат портрета, цветовой и тоновый контрасты тёмной одежды и светлого фона, резкие отношения света и тени на лице писателя, внимательный, вдумчивый взгляд – всё свидетельствует о большом жизненном пути писателя, его мудрости.

№ 8

И. Репин
Портрет композитора М.П.Мусоргского

№ 9

И. Репин
Портрет композитора М.П.Мусоргского

№ 10

«Выбор великокняжеской невесты», 1885

№11

За мифологическую картину «Воскрешение дочери Иаира»
 Репин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку

№ 12

«Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника»

 №13

«Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», 1870-1873, Государственная Третьяковская галерея, Москва

№14

И.Репин. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея
Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. Он выстроил перспективу с нескольких точек зрения, изобразил фигуры первого плана значительно больше натуры, не уязвив при этом достоинства ни одного из персонажей: каждый узнаваемо-характерен, и никому, даже председательствующему императору Николаю II, не оказано видимого предпочтения.

 №15

И. Репин. Мальчики на траве.

№16

И. Репин. Букет цветов

№17

И. Репин. Пейзаж под Чугуевом.

№18

И. Репин. Крестный ход в Курской губернии
Тема крестного хода - одна из популярнейших в русской живописи. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. В Крестном ходе толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни.

№ 19

И всё же всемирную славу он завоевал не этой академической композицией, а картиной «Бурлаки на Волге»

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь не пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: