История создания картины

Ученик. Впервые Репин увидел бурлаков на Неве летом 1868 года. Однажды утром художник отправился на прогулку на пароходе вверх по Неве. Илья Ефимович был в хорошем настроении. Причиной тому были разодетые барышни, которые высыпали на берег полюбоваться Невой. Но вдруг Репин заметил вдали движущееся «коричневое пятно», тянувшее за собой барку. Это были бурлаки. Репин присмотрелся к ним и увидел угрюмые, потные лица, грязную оборванную одежду, жилистые загорелые руки.

    Репин был поражён контрастом между эти ми «чудовищами» и господами, беспечно гулявшими по берегу. С этого дня он не мог отделаться от образа бурлаков. Он поставил перед собой задачу изобразить их на полотне. В 1870 году Репин вместе с художниками Васильевым и Макаровым предпринял поездку на Волгу. Целое лето провели художники на берегах великой русской реки, зарисовывая живописные волжские пейзажи, приглядываясь к бурлакам, изучая их характеры. После долгих наблюдений, ему встречается замечательный бурлацкий тип – Канин, который поразил художника философским складом ума, необычной запоминающейся внешностью. Репин так говорил о Канине: «Боже, как дивно повязана у него тряпицей голова, как закурчавились волосы на шее, и, главное, цвет лица. Что-то в нём восточное, древнее... Была в его лице особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды...» Репин решил поставить его впереди бурлаков, возглавляя им шествие этих измученных людей.

Анализ картины.

 Где происходит действие картины? Каков пейзаж? (Действие разворачивается на фоне озарённой солнцем Волги. Широко раскинулись волжские просторы. Ровной линией тянется горизонт. Ветер волнует поверхность воды, волны просятся на берег).

 Что на картине оживляет скупой пейзаж? (Одинокий парус и дымящийся у горизонта пароход).

 Опишите композицию картины. (По песчаному берегу медленно движется группа оборванных и измученных бурлаков. Их одиннадцать. Они занимают центр картины, идут по диагонали к левому нижнему углу её. Их можно разделить на три группы. В каждом есть свой центр – персонаж, на который прежде других обратишь внимание. Первая группа – это четыре первых бурлака. Их центр – это Канин. Вторая группа – четыре следующих персонажа. Их центр – юноша в розовой рубахе. Завершают эту ватагу бурлаков третья группа из трёх человек. В глаза бросается крупный мужчина с чёрной бородой).

Учитель. Сотни вёрст исхожены этими загорелыми, обветренными, привыкшими к зною и стуже людьми, и нет конца их далёкому пути. Но жестокая жизнь не убила в этих людях живую человеческую душу, не согнула их, а, быть может, напротив – закалила в борьбе за существование.

 Кто возглавляет эту группу? Опишите его. (Впереди бурлаков идёт Канин – широкоплечий коренник в заплатанной рубахе, с повязкой на голове. Его могучую грудь и плечи опоясывает бурлацкая лямка. Художник с симпатией рисует его доброе лицо с открытым светлым лбом и печальными глазами. Чувствуется физическая сила и стойкость этого человека. Он много пережил на своём веку).

 Кто такой коренник? (Лошадь, впрягаемая в оглобли. В переносном значении так говорят об основном исполнителе работы).

Как автор описал бурлака, идущего по правую руку от Канина? (Рядом с Каниным, напрягаясь, тянет лямку бурлак, такой же сильный, как и коренник. На его голове копна густых волос, лицо заросло бородой и усами. Он чуть-чуть улыбается, посматривая на тех, что ближе к нему, может быть, по-доброму подшучивает над ними).

 Опишите третьего бурлака. (По левую руку от Канина изо всех сил наваливается плечами на лямку бурлак с бронзовым лицом. Он смотрит прямо на зрителя, в его глазах и злоба, и усмешка. Он похож на индейца, волосы его повязаны тряпкой, одет в лохмотья).

 Опишите четвёртого бурлака из первой группы. (Это высокий бурлак в шляпе и с трубкой. За спинами работающих товарищей он не очень старается тянуть свою лямку. Взгляд его не то пренебрежительный, не то безразличный).

 Как художник изобразил центральную фигуру второй группы? (Он находится в центре ватаги, выделяется и по цвету: у всех тёмные лохмотья, а его рваная рубаха – розовая. Но главное, он выделяется своим поведением, своей позой. Все бурлаки тянут лямки покорно, в полном безмолвии, а он не может смириться с лямкой, которая давит грудь и плечи, схватил её руками, как бы стараясь сбросить её. Кажется, что он всем существом протестует против такого положения).

 Опишите бурлаков второй группы. (Справа от юноши ещё крепкий старик привычно тянет лямку и даже набивает на ходу трубку табаком из кисета. С другой стороны, идёт еле-еле больной и измученный старик, вытирающий пот со лба. Двигаться ему невыносимо трудно. Видимо, недолго ему ещё осталось бурлачить).

 Опишите бурлаков последней группы. (В последней группе выделяется чернобровый крепкий мужчина. Он недавно стал бурлаком, потому что его ещё не согнула бурлацкая жизнь, не успел он сносить свои сапоги. Держится этот бурлак гордо и смотрит куда-то вдаль. Одет он в длинную рубаху и жилетку с единственной пуговицей. За ним идёт бродячий грек, беспокойно озирающийся вокруг. Шествие замыкает бурлак в лаптях, опустивший голову на грудь, отставший от своих товарищей).

Учитель. Художник создал портреты одиннадцати бурлаков с разными характерами и судьбами.

 Каков колорит картины? (Колорит картины построен на контрастах светлого и тёмного. Бурлаки в тёмной, рваной одежде выписаны на фоне светлой, широкой Волги. Их грязные ноги вязнут в светлом прибрежном песке. Всё освещено солнцем. Простор и гурьба измученных бурлаков).

Учитель. Контрастное сочетание тёмной, унылой одежды бурлаков, их тягостного, почти душевного состояния и светлых, сверкающих красок природы создаёт потрясающее впечатление и вызывает у зрителя протест против несправедливости.

    В заключение прочитать слова В.В. Стасова: «Кто взглянет на «Бурлаков» Репина, сразу поймёт, что автор глубоко проникнут был и потрясён теми сценами, которые проносились перед его глазами... он видел эти лохмотья, эту нужду и бедность, эту загрубелость и вместе добродушие – всё это отпечаталось огненными чертами на солнечном фоне картины».

Память о художнике.

№20

Пена́ты — музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Куоккала) Курортного района Санкт-Петербурга

 

№21

Могила Репина в «Пенатах»

№22

Памятник Репинув пос. Репино

№23

Памятник Илье Ефимовичу в Москве, на Болотной площади

№24

марка СССР

В 1940 году, когда Куоккала перешла Советскому Союзу после советско-финской войны (впоследствии она была переименована в Репино), там был открыт мемориальный музей Репина. Мемориальный музей Репина есть также в его родном Чугуеве. В 1958 году в Москве на Болотной площади (называвшейся в 1950—1990-е годы площадью Репина) был открыт памятник И. Е. Репину (скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин).

В 1975 году в Австрии построен теплоход «Илья Репин» на 210 мест.

5 августа 2009 года в честь 165-летия художника на главной странице поисковой системы «Google» надпись Google была выполнена на фоне картины Репина «Садко в подводном царстве».[18]

В честь Репина названы:

Астероид 2468.

Кратер на Меркурии.

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры.

Детская художественная школа в Тольятти.

Детская художественная школа в Чугуеве

Улица Репина на Васильевском острове в Санкт-Петербурге — самая узкая улица Петербурга

Станция и посёлок в Курортном районе Санкт-Петербурга

Улица Репина в Севастополе

Площадь в Санкт-Петербурге

Улица Репина в Перми.

Список литературы.

 

1.И.Е. Репин, Далекое близкое, М., Изд-во Академии Художеств СССР, 1964.

2.Игорь Грабарь, Репин. Монография в двух томах, М., Изогиз, 1937.

3.О.А. Лясковская, Илья Ефимович Репин, М., "Искусство", 1962.

4.А.А. Федоров-Давыдов, Илья Ефимович Репин, М., «Искусство», 1961.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: