Задания для самостоятельной ( внеаудиторной ) работы обучающихся

Составить презентацию: социальные нормы.

Вопросы для самоконтроля по теме (уметь отвечать устно).

1.Приведите примеры каждого вида социальных норм.

2.Что такое социальный контроль?

3.В чем состоит значение самоконтроля?

4.Каковы причины отклоняющегося поведения?

5.В чем социальная опасность преступности?

6.Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?

7.Что такое социальные нормы и их роль в обществе?

8.Что такое девиантное поведение?

9.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий: а)социальные нормы б)социальные санкции в)социальный контроль г)наказание д)поощрение.  

10.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие социальные нормы?

11.Составьте два предложения, содержащих информацию о социальных нормах.

 

Тема. Социальный конфликт.

Литература. Учебник Обществознание, СПО под ред. А.А.Сычев, стр. 202-207/                

Основные понятия и термины по теме: конфликт, социальный конфликт, функции конфликта: негативные -? – позитивные -?, консенсус.

План изучения темы.

1) конфликт – это… дать определение уч.СПО стр.203.

2) основные характеристики социального конфликта – стр.203

3) структура конфликта:

а)в статистическом аспекте- элементы конфликта – назвать и кратко пояснить – стр.203-204;

б)в динамическом аспекте – стадии или этапы развития конфликта – назвать и кратко пояснить - стр.204-205;

4) типология конфликтов по критериям – запись сделать в виде схемы или таблицы - стр.205-206

5)социальные функции конфликта – составить схему с кратким пояснением каждой функции – стр.206-207;

5) пути разрешения конфликта – отобразить материал в виде схемы - стр.207.

Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.

Методические рекомендации:

При изучении данной темы студент знакомиться с основными терминами, заполняет сравнительную таблицу, составляет схемы, проверяет усвоение материала через ответы на предложенные вопросы, студент должен понимать роль социального конфликта при взаимодействии человека и общества, уметь рекомендовать пути решения конфликтных ситуаций.

Краткое изложение теоретических вопросов.

Конфликт — это противостояние конкретных людей или социальных групп, стремящихся обладать тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Субъекты конфликта — это непосредственные участники конфликта.

Предмет конфликта — это то, из-за чего возник конф­ликт.

Участники конфликта — это свидетели, подстрекатели, по­собники, посредники.

Причины конфликта — это объективные обстоятельства, ко­торые предопределяют возникновение конфликта.

Повод для конфликта — это происшествие, которое способ­ствует возникновению конфликта; при этом сам конфликт мо­жет и не возникнуть.

Социальный конфликт — это высшая стадия развития проти­воречий в отношениях между людьми, социальными группами и социальными институтами. Социальный конфликт начинается с агрессивной реакции на агрессивные социальные действия.

В зависимости от зон разногласий различают:

 -личностный конфликт;

 -межличностный конфликт;

 -межгрупповой конфликт;

 -конфликт принадлежности;

 -конфликт с внешней средой.

Типология конфликтов - виды конфликтов:

 -по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

 -по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;

 -по форме: внутренние и внешние;

 -по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

 -по объёму: глобальные, локальные, региональные, груп­повые и личные;

 -по используемым средствам: насильственные и ненасиль­ственные;

 -по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

 -по сферам общественной жизни: экономические, полити­ческие, этнические, семейно-бытовые.

Возникновению конфликта предшествует возникновение кон­фликтной ситуации, затем наступают непосредственно конф­ликт, эскалация конфликта и разрешение конфликта.

предконфликтная ситуация — это период, в который конфлик­тующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить.

Непосредственно конфликт — это активная часть конфлик­та, для которой характерно наличие инцидента.

Инцидент— это социальные действия, направленные на из­менение поведения противоборствующей стороны. Инцидент мо­жет быть скрытым и открытым (словесные прения, экономиче­ские санкции, физическое воздействие, политические дебаты).

Эскалация конфликта — это его разрастание. Как правило, со­провождается увеличением количества участников конфликта.

Разрешение конфликта — это решение его участников о пре­кращении противоборства. Разрешение конфликта возможно только при изменении конфликтной ситуации, которое может принимать различные формы. Наиболее эффективной формой изменения конфликтной ситуации, позволяющей разрешить конфликт, считается устранение его причин.

Наиболее простая форма разрешения конфликта — отказ одной из противоборствующих сторон от выдвинутых требова­ний.

Формы конфликта могут быть весьма разнообразными: от простой ссоры двух людей до крупного военного или политиче­ского столкновения, в котором участвуют миллионы людей.

Задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся.

Подготовить алгоритм действий в конфликтной ситуации

Вопросы для самоконтроля по теме (для устной самопроверки)

1.Назовите основные структурные элементы и этапы конфликта, покажите их на примере какого-либо известного вам конфликта

2.Дайте примеры различных видов конфликтов в соответствии с предложенной ситуацией.

3.Какие шаги, по вашему мнению, способствуют разрешению конфликта?

4.Назовите причины основных социальных конфликтов?

5.Верны ли суждения: 

 А.Любой социальный конфликт имеет экономические причины.

 Б.Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие.

а) верно только А.                         г) оба суждения неверны

г) оба суждения неверны          г) оба суждения неверны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: