В ДОО и сети Интернет

Организация детского музыкального музея

Татьяна Васильевна БУТОРИНА,

музыкальный руководитель

ГДОУ Детский сад № 2 «Звёздочка»,

г. Оленегорск-1 Мурманская область

(Моб.тел. 8-911-3383707)

 

18 мая    ежегодно мы отмечаем Международный  день музеев. Музей  (происх. от слова «муза») -учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов -памятников истории и культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Детские музеи («Музей игрушки», «Московский музей детской кни-ги», «Музей детского творчества») появились в России в 20-30-е годы XX века, однако потом по разным причинам были закрыты.

В настоящее время существует несколько десятков тысяч разных музеев во всём мире, среди них есть те, что ориентированы на детей:

 -«Музей детства» и «Музей плюшевых мишек» (Великобритания);

-«Музей мультипликаторов» (Греция, г. Афины); 

-«Музей кукол» (Чехия, г. Прага);

- «Музей игрушек» (Зальцбург);

- «Дом дедушки и бабушки» и «Музей новогодних ёлок» (США);

-«Музей оловянных солдатиков» (Вологодская обл., г. Череповец);

- «Музей велосипедов», "Кукольный дом на Варварке", «Музей Буратино-Пиноккио», Дом сказок «Жили-были», «Музей конфет», «Музей невоспитанных детей», «Музей гармошки», «Усадьба Деда Мороза» (в

парке  Кузьминки),  «Экспериментариум» и «Музей иллюзий» (г. Москва). Фото 1.

Отличительные черты современного детского музея:

-собрание любых предметов, а не только подлинников;

-в его фонде может не быть особо ценных (научных) коллекций;

-игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может по своим интересам и возможностям делать что-то самостоятельно (наличие условий для творчества);

-ориентирован на детей определённого возраста, семью и дошкольные организации. Фото 2

                        Что предлагают современные музеи детям?

-творческие занятия;

-интерактивные программы;

-детские праздники;

-спектакли;

-кружки;

-шоу;

-мастер-классы;

-семейные путешествия.

Требования к проведению мероприятий для дошкольников в музее:

*каждое посещение музея    должно иметь конкретную цель;

*посещать музей нужно после предварительной подготовки, когда дети не устали и готовы к восприятию;

*следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых … для сознания ребёнка»;

*отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

*итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

В настоящее время многими музеями активно применяется QR-код (англ. Quick Response - «быстрый отклик») — это матричный двумерный (2D) штрих-код. В музеях ими снабжают информационные таблички. Фото 3

Используя QR-код в экспозициях музея можно:

-предоставить посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами;

-расширить возможности экскурсовода, который сможет в ходе экскурсии иллюстрировать свой рассказ дополнительными материалами;

-проводить с детьми игры и интеллектуальные соревнования. Каждый QR-код – это вопрос-задание по музейной экспозиции, выполнив которое, получаешь ключ к следующему заданию. Согласитесь, это интересно!

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности

в специально организованную предметно-пространственную среду.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Изначально музейная педагогика подразумевала лишь сотрудничество музея с детским садом, но в последние десятилетия ДОО стали органи-зовывать собственные мини-музеи, а в музеях появились детские центры. 

Принципы организации мини-музея в детском саду:  принцип инте-грации, принцип деятельности и интерактивности, принцип научности, принцип природо- и  культуросообразности, принцип гуманизации, принцип динамичности и вариативности, принцип разнообразия, принцип экологичности, принцип безопасности, принцип глобализма и регионализма, принцип креативности, принцип непрерывности, принцип партнёрства.

Этапы создания мини-музея:

1.  Подготовительный. Планирование мини-музея.

2. Практический. Создание.

3. Презентационный. Представление мини-музея.

4. Деятельностный. Функционирование.

Формы работы в мини-музеях:

-экскурсии с целью создания коллекции или знакомства с историей того или иного предмета;

-встречи с родителями и социальными партнёрами;

-конкурсы творческих рассказов;

-выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации,

по созданию тематики, из природного материала, посвящённой творчеству писателей, народному искусству;

-викторины;

-проведение праздников, развлечений;

-сбор экспонатов, поисковая работа;

-тематические вечера, занятия;

-театрализованная деятельность.

Музыкальные музеи собирают, изучают и хранят исторические памятники музыкальной культуры. К ним относят коллекции музыкаль-ных инструментов, музыкальные рукописи, различные музыкальные издания, певческие книги, коллекции пластинок.

Известные музыкальные музеи:

-Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки в г. Москве;

-Музей музыкальных инструментов Института театра, музыки и кинематографии в Санкт-Петербурге;

-Музей «Музыка и время» в Ярославле (знакомит посетителей не только с коллекцией музыкальных инструментов, но и с колоколами, музыкаль-ными шкатулками, патефонами и старинными пластинками);

-Музей восточного танца в Астрахани;

-Национальный музей музыкальных автоматов в Утрехте (Нидерланды):

в нём собраны коллекции разнообразных музыкальных автоматов, музыкальные шкатулки, музыкальные часы, механические органы, шарманки;

-«Музыкоград» в Париже;

-Музей танца в Швеции.

Специализированных детских музыкальных музеев не существует, поэтому их можно создать самим - в детском саду или сети Интернет.

   Задачи музыкальных мини-музеев в детском саду:

-приобщение дошкольников к музыкальной культуре, к общечеловечес-ким ценностям;

-формирование интереса к миру музыки как части мира искусства;

-знакомство с жанрами музыкальных произведений и отдельными произведениями;

-знакомство с профессией композитора и с отдельными известными композиторами;

-знакомство с разными видами музыкальных инструментов, музыкаль-ными инструментами разных времён и народов;

-знакомство с танцевальным искусством;

-формирование способности музыкального восприятия природы;

-знакомство с историей музыки.

Тематика музыкальных мини-музеев в детском саду: «Музей погремушек» (для малышей), «Музей музыкальных шкатулок», «Музей музыкальных инструментов», «Музей  музыкальных игрушек и музыкальных (озвученных) книжек, открыток», «Музей любимого композитора», «Музей старинного танца», «История музыки в картинах и звуках», «Музыкальный сувенир» (переносная коллекция магнитов, брелоков, статуэток, эмблем в виде музыкальных инструментов, нот и прочего), «Детский музей  музыки и творчества».

  Рассмотрим подробнее особенности некоторых музыкальных мини-музеев. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: