Общие методические рекомендации
К проведению психологического обследования
1.Небходимо согласие родителей на психологическое обследование ребенка.
2. Психологическое обследование проводится психологом.
3. Обследование проводиться в несколько приемов и включает в себя фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.
4. Обследование проводится в помещении детского сада.
Следует отметить, что в предлагаемый пакет методик входят как обязательные к использованию методики, так и дополнительные, необязательные методики (помечены в таблице звездочкой). Дополнительные методики могут использоваться для более углубленного обследования ребенка в спорных ситуациях или по запросу родителей, администрации. В таких ситуациях возможно использование и других валидных методик, дающих возможность оценить интересуемые направления развития ребенка.
Психодиагностические исследования рекомендуем проводить в следующих направлениях:
1. Личностно-мотивационная готовность
2. Интеллектуальная готовность.
3. Волевая готовность.
4. Функциональная готовность.
Мониторинг психологической готовности детей 5-7 лет к школе | ||
Дети 5-6 лет
| Дети 6-7 лет | |
1.Личностно-мотивационная готовность | ||
1.«Лесенка» В. Г. Щур | 1. «Лесенка» В. Г. Щур | |
2. Методика «Сказка» | 2. Методика «Сказка» | |
| 3. Беседа Нежновой Т. А.или Методика Гинсбурга* | |
2. Интеллектуальная готовность ( уровень развития познавательных процессов: мышления, внимания, развития речи, воображения) | ||
1. Исключение лишнего | 1 Исключение лишнего | |
2. Корректурная проба | 2. Корректурная проба | |
3. Последовательность событий (4 картинки) | 3. Последовательность событий (5 картинок) | |
| 4. Дорисовывание фигур | |
3. Волевая готовность (произвольность действий и поведения, уровень развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля, уровень основных элементов волевых действий, умение действовать по образцу) | ||
«Домик» Н. И. Гуткиной | 1. «Домик» Н. И. Гуткиной | |
2. Графический диктант | ||
«Домики» Ореховой* | ||
4. Функциональная готовность (развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации) | ||
А. Керна – Я. Йерасека | А. Керна – Я. Йерасека | |
* - дополнительные (необязательные) методики.
Все рекомендованные методики представлены в приложении 5.
Для оформления результатов используются следующие документы:
1. Протокол тестирования ребенка на готовность к школьному обучению (приложение 1 и 2 для детей старших и подготовительных групп соответственно). Если психолог ведет индивидуальные психодиагностические карты на детей, то информация вносится в них.
2. Сводная таблица результатов диагностики готовности детей к обучению в школе по группе (приложение 3)
3. Протокол анализа диагностического исследования уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (приложение 4)
Обследование детей 5-6 лет предполагается проводить дважды за учебный год: в середине учебного года и конце года. Дети 6-7 летнего возраста проходят обследование в начале учебного года и конце года. Период между обследованиями предполагает проведение психологом коррекционной и профилактической работы.
Приложение 1
Протокол тестирования ребенка
на готовность к школьному обучению
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________
Дата рождения______________________
Старшая группа №___________ Даты заполнения 1.__________2.____________
Первичная диагностика | Вторичная диагностика | ||||
уровень | итог | уровень | итог | ||
1.Личностно-мотивационная готовность | |||||
«Лесенка» В. Г. Щур |
| ||||
Методика «Сказка» | |||||
2. Интеллектуальная готовность | |||||
Исключение лишнего | |||||
Корректурная проба | |||||
Последовательность событий (4 картинки) | |||||
3.Волевая готовность | |||||
«Домик» Н. И. Гуткиной | |||||
4. Функциональная готовность | |||||
А. Керна - Я. Йирасека | |||||
Рисунок человека | |||||
Копирование образца | |||||
Копирование точек | |||||
Выводы и рекомендации: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолог_______________
Приложение 2
Протокол тестирования ребенка
на готовность к школьному обучению
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________
Дата рождения______________________
Подготовительная группа №_____ Даты заполнения 1._______2.___________
Первичная диагностика | Вторичная диагностика | |||
уровень | итог | уровень | итог | |
1.Личностно-мотивационная готовность | ||||
«Лесенка» В. Г. Щур |
| |||
Беседа Нежновой Т. А.или Методика Гинсбурга | ||||
Методика «Сказка» | ||||
2. Интеллектуальная готовность | ||||
Исключение лишнего | ||||
Корректурная проба | ||||
Последовательность событий (5 картинки) | ||||
Дорисовывание фигур | ||||
3.Волевая готовность | ||||
«Домик» Н. И. Гуткиной | ||||
Графический диктант | ||||
4. Функциональная готовность | ||||
А. Керна - Я. Йирасека | ||||
Рисунок человека | ||||
Копирование образца | ||||
Копирование точек |
Выводы и рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолог_______________
Приложение 3
Сводная таблица
Результатов диагностики готовности детей к обучению в школе
Старшая (подготовительная) группа №______
Даты заполнения 1.__________2.____________
№№ №п/п | Фамилия, имя ребенка | Первична диагностика | Вторичная диагностика | ||||||||
Личностно-мотивационн | Интеллект. | Волевая | функциональная | Итоговый результат | Личностн-мотивационн | Интеллект. | Волевая | функциональная | Итоговый результат | ||
1 | |||||||||||
Выводы и рекомендации по первичной диагностике: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы и рекомендации по вторичной диагностике: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолог______________________________
Приложение 4
Протокол
Анализа диагностического исследования
уровня готовности детей старшего дошкольного возраста
к обучению в школе
ДУУ № ----------------------------------------
Дата «___» _______ 20 г.
Старшая (подготовительная) группа № .
Воспитатели: .
С целью проведения мониторинга уровня школьной готовности детей старшей (подготовительной) группы № за период с ___по было проведено диагностическое обследование детей, в количестве человек. Результаты диагностического обследования занесены в таблицу:
Уровень
| Личностно-мотивационная готовность | Интеллектуальная готовность | Волевая готовность | Функциональная готовность | Итоговый результат | |
Высокий | Кол. Детей | |||||
% | ||||||
Средний | Кол. Детей | |||||
% | ||||||
Низкий | Кол. Детей | |||||
% | ||||||
Общее кол-во обследованных детей |
а) % детей, в количестве человек, показали уровень школьной зрелости выше среднего:
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
б) % детей, в количестве человек, показали средний уровень школьной зрелости:
1. . 3. .
2. . 4. .
5. . 8. .
6. . 9. .
7. . 10. .
в) % детей, в количестве человек, является показателем уровня школьной зрелости ниже нормы:
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
Выводы:
1. Уровень школьной зрелости детей в основном соответствует норме и оценивается удовлетворительно: .
.
2. Углубленному психологическому обследованию, с последующей коррекционной работой при необходимости, подлежат дети, показавшие уровень школьной зрелости ниже среднего:
1. .
2. .
3. .
3. Дополнительному обследованию подлежат дети, набравшие по результатам тестирования ниже границы среднего уровня, и дети, в суммарный балл которых входят низкие оценки:
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
6. .
7. .
4. Особое внимание уделить .
.
.
.
.
.
Углубить работу по: .
.
.
Психолог ______________________________
Приложение 5
Методика «Лесенка»
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Ключ: