Уровня готовности детей старшего дошкольного возраста

Общие методические рекомендации

К проведению психологического обследования

1.Небходимо согласие родителей на психологическое обследование ребенка.

2. Психологическое обследование проводится психологом.

3. Обследование проводиться в несколько приемов и включает в себя фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.

4. Обследование проводится в помещении детского сада.

 

   Следует отметить, что в предлагаемый пакет методик входят как обязательные к использованию методики, так и дополнительные, необязательные методики (помечены в таблице звездочкой). Дополнительные методики могут использоваться для более углубленного обследования ребенка в спорных ситуациях или по запросу родителей, администрации.  В таких ситуациях возможно использование и других валидных методик, дающих возможность оценить интересуемые направления развития ребенка.

 

       Психодиагностические исследования рекомендуем проводить в следующих направлениях:

1. Личностно-мотивационная готовность

 

2. Интеллектуальная готовность.

 

3. Волевая готовность.

 

4. Функциональная готовность.
 

 



Мониторинг психологической готовности детей 5-7 лет к школе

Дети 5-6 лет

 

Дети 6-7 лет

1.Личностно-мотивационная готовность

1.«Лесенка» В. Г. Щур

1. «Лесенка» В. Г. Щур

2. Методика «Сказка»

2. Методика «Сказка»

 

3. Беседа Нежновой Т. А.или Методика Гинсбурга*

2. Интеллектуальная готовность ( уровень развития познавательных процессов: мышления, внимания, развития речи, воображения)

1. Исключение лишнего

1 Исключение лишнего

2. Корректурная проба

2. Корректурная проба

3. Последовательность событий  

(4 картинки)

3. Последовательность событий (5 картинок)

 

4. Дорисовывание фигур

3. Волевая готовность (произвольность действий и поведения, уровень развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля, уровень основных элементов волевых действий, умение действовать по образцу)

«Домик» Н. И. Гуткиной

1. «Домик» Н. И. Гуткиной

 

2. Графический диктант

 

«Домики» Ореховой*

4. Функциональная готовность (развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации)

А. Керна – Я. Йерасека

А. Керна – Я. Йерасека
     

*  - дополнительные (необязательные) методики.

Все рекомендованные методики представлены в приложении 5.

 

Для оформления результатов используются следующие документы:

1. Протокол тестирования ребенка на готовность к школьному обучению (приложение 1 и 2 для детей старших и подготовительных групп соответственно). Если психолог ведет индивидуальные психодиагностические карты на детей, то информация вносится в них.

2. Сводная таблица результатов диагностики готовности детей к обучению в школе  по группе (приложение 3)

3. Протокол анализа диагностического исследования уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (приложение 4)

 

Обследование детей 5-6 лет предполагается проводить дважды за учебный год: в середине учебного года и конце года. Дети 6-7 летнего возраста проходят обследование в начале учебного года и конце года. Период между обследованиями предполагает проведение психологом коррекционной и профилактической работы.


Приложение 1




Протокол тестирования ребенка

 на готовность к школьному обучению

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________

Дата рождения______________________

 Старшая группа №___________   Даты заполнения 1.__________2.____________

 

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

 

уровень

итог уровень итог

1.Личностно-мотивационная готовность

«Лесенка» В. Г. Щур

   

 

Методика «Сказка»

   

2. Интеллектуальная готовность

Исключение лишнего  
Корректурная проба  
Последовательность событий (4 картинки)  

3.Волевая готовность

«Домик» Н. И. Гуткиной      

4. Функциональная готовность

А. Керна - Я. Йирасека

Рисунок человека  
Копирование образца  
Копирование точек  
           

Выводы и рекомендации: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Психолог_______________
Приложение 2


Протокол тестирования ребенка

 на готовность к школьному обучению

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________

Дата рождения______________________

 Подготовительная группа №_____ Даты заполнения 1._______2.___________

 

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

  уровень итог уровень итог

1.Личностно-мотивационная готовность

«Лесенка» В. Г. Щур    

 

Беседа Нежновой Т. А.или Методика Гинсбурга    
Методика «Сказка»    

2. Интеллектуальная готовность

Исключение лишнего    
Корректурная проба    
Последовательность событий (5 картинки)    
Дорисовывание фигур        

3.Волевая готовность

«Домик» Н. И. Гуткиной        
Графический диктант        

4. Функциональная готовность

А. Керна - Я. Йирасека

Рисунок человека    
Копирование образца    
Копирование точек    

Выводы и рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Психолог_______________
Приложение
3


Сводная таблица

Результатов диагностики готовности детей к обучению в школе

Старшая (подготовительная) группа №______

Даты заполнения 1.__________2.____________

№№

№п/п

Фамилия, имя ребенка

Первична диагностика

Вторичная диагностика

Личностно-мотивационн Интеллект. Волевая функциональная Итоговый результат Личностн-мотивационн Интеллект. Волевая функциональная Итоговый результат
1                      
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Выводы и рекомендации по первичной диагностике: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выводы и рекомендации по вторичной диагностике: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Психолог______________________________


Приложение 4



Протокол

Анализа диагностического исследования

уровня готовности детей старшего дошкольного возраста

 к обучению в школе

              ДУУ № ----------------------------------------

Дата «­­___»            _______ 20     г.

Старшая (подготовительная) группа №           .

Воспитатели:                                                                                  .

С целью проведения мониторинга уровня школьной готовности детей старшей (подготовительной) группы №       за период с             ___по                                         было проведено диагностическое обследование детей, в количестве           человек. Результаты диагностического обследования занесены в таблицу:

Уровень

 

Личностно-мотивационная готовность Интеллектуальная готовность Волевая готовность Функциональная готовность Итоговый результат

Высокий

Кол. Детей          
%          

Средний

Кол. Детей          
%          

Низкий

Кол. Детей          
%          

Общее кол-во обследованных детей

         

 

а)                  % детей, в количестве        человек, показали уровень школьной зрелости выше среднего:

1.                                                                                      .

2.                                                                                 .

3.                                                                                      .

4.                                                                                 .

5.                                                                                 .

 

б)                    % детей, в количестве       человек, показали средний уровень школьной зрелости:

1.                                                                   . 3.                                                          .

2.                                                                   . 4.                                                          .

 

 

5.                                                                   .    8.                                                          .

6.                                                                   .    9.                                                          .

7.                                                                      . 10.                                                          .

 

в)                           % детей, в количестве          человек, является показателем уровня школьной зрелости ниже нормы:

1.                                                                                     .

2.                                                                                     .

3.                                                                                     .

4.                                                                                     .

5.                                                                                     .

Выводы:

1. Уровень школьной зрелости детей в основном соответствует норме и оценивается удовлетворительно:                                                                           .

                                                                                                                                .

2. Углубленному психологическому обследованию, с последующей коррекционной работой при необходимости, подлежат дети, показавшие уровень школьной зрелости ниже среднего:

1.                                                                                    .

2.                                                                                    .

3.                                                                                    .

3. Дополнительному обследованию подлежат дети, набравшие по результатам тестирования ниже границы среднего уровня, и дети, в суммарный балл которых входят низкие оценки:

1.                                                                       .

2.                                                                       .

3.                                                                       .

4.                                                                       .

5.                                                                       .

6.                                                                       .

7.                                                                       .

4. Особое внимание уделить                                                                                      .

                                                                                                                               .

                                                                                                                                .

                                                                                                                                .

                                                                                                                               .

                                                                                                                                .

Углубить работу по:                                                                                                   .

                                                                                                                                .

                                                                                                                               .

                                         

Психолог ______________________________

                                                                                     

 

Приложение 5

Методика «Лесенка»

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Ключ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: