Https://youtu.be/AYLoSx9rLMQ

Наследование от неверующих и вероотступников.

Информация взята из книги:

«Полное пособие по делению наследства. «аль-Фаид фи 'ильм иль-фараид». (Том 1 — теория)».

Автор книги: Бывший шариатский судья Даммаджа - Абу Мухаммад 'Абдульуаххаб ибн Са'ид аш-Шамири.

___________________

Содержание:

а) Получает ли мусульманин наследство от неверующего, если он когда-то освободил его из рабства?!

б) Получает ли неверующий наследство от мусульманина, если он когда-то освободил его из рабства?!

в) Получает ли мусульманин наследство от неверующего (общий разбор)?!

г) Получает ли неверующий наследство, если он примет Ислам после смерти своего наследодателя из числа мусульман, если оставленное им имущество ещё не было разделено?!

д) Неверие – это одна религия или разные?!

Е) Зиммии наследуют друг от друга, если их религия совпадает.

Также существуют такие обстоятельства, относительно которых ученые разногласят, препятствуют ли они получению наследства или нет:

1 ― Вероотступничество — [ридда].

а) Кому достаётся наследство вероотступника?!

2 ― Проживание на разных землях — [например, наследодатель живет среди мусульман, а наследник – среди неверующих, или наоборот].

В дополнении приведу из других источников два вопроса, которые не обсуждались:

Имущество муртадда (вероотступника) не становится дозволенным лишь по причине ридда (вероотступничества).

Кто имеет право выполнять шариатское наказание (худуд)?

__________________________________________________________

Глава 4. О факторах, которые препятствуют получению наследства.

3 ― Различие религий.

 

Иначе говоря: наследодатель исповедует одну религию, а наследник – другую.

 

Передают со слов Усамы ибн Зейда, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина». [аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614].

 

Передают со слов ‘АбдуЛлаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Представители двух разных религий не наследуют друг от друга». [Абу Дауд, 2911; ибн Маджах, 2730; Ахмад, 2/170. Хадис хороший (хасан). См. «аль-Ируа», 6/120-121].

 

 

а) Получает ли мусульманин наследство от неверующего, если он когда-то освободил его из рабства?!

Https://youtu.be/K6vTnRhkTko

Https://youtu.be/FjzMjnjmg4g

Более правильное мнение заключается в том, что даже в данном случае мусульманин не получает от него наследства. А доказательством является вышеупомянутый хадис: «Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина». [аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614].

 

Следует заметить, что в этом вопросе есть и противоположное мнение. Ученые, придерживающиеся этого мнения, привели в качестве довода следующий хадис.

 

Сообщается со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин не наследует от христианина [и христианки], если только этот христианин [или христианка] не был его рабом или его рабыней». Этот хадис передал ад-Даракутни, но он является слабым (да‘иф). — [Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым (да‘иф). См. «аль-Ируа», 1715].

 

Сказал имам ад-Даракутни: «Более правильно, что это – слова самого Джабира, да будет доволен им Аллах, (а не слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует)». [См. «ас-Сунан», 5/131].

 

б) Получает ли неверующий наследство от мусульманина, если он когда-то освободил его из рабства?!

Https://youtu.be/L2ZWuXpeDho

Https://youtu.be/iWFnr5fentI

Более правильное мнение заключается в том, что неверующий не наследует от мусульманина даже в данной ситуации. А доказательством также является вышеупомянутый хадис: «Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина». [аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614].

 

И это – мнение большинства обладателей знания.

 

Однако противоположное мнение в данном вопросе передаётся от ‘Али [ибн Аби Талиба], да будет доволен им Аллах, и от ‘Умара ибн ‘Абд уль-‘Азиза*, да помилует его Аллах. Также с ними согласились захириты**. Также это – одно из мнений, передаваемых от имама Ахмада [ибн Ханбаля].

 

*[‘Умар ибн ‘Абд уль-‘Азиз ибн Маруан ибн уль-Хакам аль-Умави – правитель верующих, праведный халиф, аскет. Скончался в 101-ом г.х. в возрасте 40 лет].

 

**[Захириты – это последователи захиритского мазхаба в фикхе. Имамом этого мазхаба считается Дауд ибн ‘Али аз-Захири (скончался в 270 г.х.). А одним из видных представителей этого мазхаба является Абу Мухаммад, ‘Али ибн Хазм аль-Андалюси (скончался в 456 г.х.)].

 

Имам Ахмад [ибн Ханбаль] опирался на слова ‘Али [ибн Аби Талиба], да будет доволен им Аллах, который сказал: «Покровительство над вольноотпущенником это одна из ветвей владения рабом, поэтому ему [то есть: покровительству] не вредит различие религий, и это в отличие от получения наследства по родственным и брачным узам».

в) Получает ли мусульманин наследство от неверующего (общий разбор)?!

Https://youtu.be/pX83GF3SFVs

https://youtu.be/AYLoSx9rLMQ

Группа ученых заявила о том, что мусульманин получает наследство от неверующего родственника.

 

В качестве доказательства они использовали следующий хадис: «Ислам возвышен и над ним ничего не возвышается». [Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим (хасан). См. «аль-Ируа», 1268].

 

Приведя этот хадис, они сказали: «Из возвышенности Ислама то, что мусульманин наследует от неверующего (родственника), а неверующий не наследует от (родственника) мусульманина».

 

Но в этом хадисе речь идёт о самом Исламе. Иначе говоря, помощь и благой конец уготован именно мусульманам.

 

Также ученые, придерживающиеся этого мнения, сказали: «Мы можем жениться на их женщинах [на иудейках и христианках], а они не могут жениться на наших женщинах. Точно также мы получаем наследство от неверующих (родственников), а неверующие не наследуют от (родственников) мусульман».

 

Данное сравнение по аналогии [кыяс] противоречит явному шари‘атскому доводу.

 

Правило гласит:

«Нет места сравнению по аналогии, если существует ясный шари‘атский довод».

Поэтому вторая группа учёных заявила, что мусульманину запрещено получать наследство от неверующего родственника. И именно это мнение является правильным.

 

Передают со слов Усамы ибн Зейда, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина». [аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614].

 

Передают со слов ‘АбдуЛлаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Представители двух разных религий не наследуют друг от друга». [Абу Дауд, 2911; ибн Маджах, 2730; Ахмад, 2/170. Хадис хороший (хасан). См. «аль-Ируа», 6/120-121].

 

Также передают со слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждое наследство, разделенное во времена джахилии * , остаётся в силе. Но если какое-то наследство делится во времена Ислама, то его деление должно соответствовать Исламу». [Хадис хороший. См. «ас-Сахих аль-Муснад мимма лейса фи-с-сахихайн», 1/542; «аль-Ируа», 6/157].

 

*[Джахилия — данное слово служит для обозначения языческой эпохи в истории Аравии до появления пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует].

 

Сказал имам аш-Шаукани: «Суть в том, что все хадисы на данную тему безусловно указывают на то, что мусульманин не наследует от неверующего. Здесь нет никакой разницы в том, является ли этот неверующий врагом мусульман, или зиммием*, или вероотступником». [См. «Неулю-ль-Аутар», 6/74].

 

*[Зиммии — иноверцы, признающие власть мусульман, выплачивающие подушную подать (джизья) и получившие за это покровительство (зимма) мусульман: защиту от внешних врагов и гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами].

 

Сказал ибн Хазм, упомянув хадис Усамы: «Этот хадис является общим и его нельзя конкретизировать чем-либо». [См. «аль-Мухалля», № 1746].

 

Сказал ибн Кудама: «Ахмад [ибн Ханбаль] сказал: ″Между людьми нет разногласий в том, что мусульманин не наследует от неверующего″». — [См. «аль-Мугни ма‘а аш-Шарх», 8/495. См. также «‘Аун уль-Ма‘буд», 8/120-124].

 

Сказал имам Малик: «Мусульманин не наследует от неверующего ни по родственным связям, ни по причине отпущения его на свободу из рабства – это то, в чём мы единогласны, а также то, на что указывает сунна, в которой нет разногласий, а также то, на чём я застал обладателей знания нашего города [Медины]». [См. «аль-Мууатта», 2/520].

 

Сказал ан-Науауи: «Мусульмане единогласны в том, что неверующий не получает наследство от мусульманина. Также и мусульманин не получает наследство от неверующего по мнению большинства ученых из числа сподвижников и их последователей.

Однако группа учёных посчитала, что мусульманин получает наследство от неверующего. Это – мнение Му‘аза ибн Джабаля, Му‘ауии [ибн Аби Суфьяна], Са‘ида ибн уль-Мусеййаба, Масрука * и других обладателей знания. Также это мнение передаётся от Абу-д-Дарды, аш-Ша‘би**, аз-Зухри, [Ибрахима] ан-Наха‘и, и других ученых. Но более правильным мнением, передаваемым от них, является то мнение, которого придерживалось большинство ученых». [См. «Шарх Сахих Муслим», 11/52].

 

*[Абу ‘Аиша, Масрук ибн аль-Аджда‘ ибн Малик аль-Хамадани аль-Уади‘и аль-Куфи – факых, много поклонялся Аллаху, принял Ислам еще при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но не увидел его. Скончался в 62-ом или 63-ем г.х.].

 

**[Абу ‘Амр, ‘Амир ибн Шурахиль аш-Ша‘би – известный и благородный ученый. Скончался после 100-го г.х. примерно в возрасте 80-ти лет. Сказал Макхуль аш-Шами: «Я не видел более знающего человека, чем аш-Ша‘би». См. «Такриб ат-Тахзиб»].

 

Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймия: «Что касается получения мусульманином наследства от неверующего, то в этом вопросе есть лишь очень слабое разногласие». [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 15/443].

 

г) Получает ли неверующий наследство, если он примет Ислам после смерти своего наследодателя из числа мусульман, если оставленное им имущество ещё не было разделено?!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: