Https://youtu.be/BbJqSHN5uFo

Ученые разошлись в этом вопросе на шесть мнений:

 

1-ое мнение: это – мнение имама аш-Шафи‘и. Также оно передаётся от имама Ахмада и имама Малика. Это мнение заключается в том, что имущество вероотступника после его смерти достаётся мусульманам в качестве ″фай″. От вероотступника не наследуют ни мусульманин, ни неверующий.

 

Среди сподвижников этого мнения придерживались Зейд ибн Сабит и ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет доволен ими Аллах. Также это мнение Хасана аль-Басри, Раби‘а [ибн Аби Абди-р-Рахмана], [‘Абду-р-Рахмана] ибн Аби Лейлы, Абу Саура, ибн уль-Мунзира и целой группы ученых.

2-ое мнение: это – мнение имама Абу Ханифы. Это мнение заключается в том, что имущество вероотступника, заработанное им еще до вероотступничества, достаётся его наследникам из числа мусульман. А имущество, заработанное им уже после вероотступничества, переходит в казну мусульман в качестве ″фай″ [военных трофеев].

 

Если же речь идёт о вероотступнице [женщине, отошедшей от Ислама], то всё её имущество переходит наследникам из числа мусульман, даже если это имущество было приобретено ею после вероотступничества. [На все эти разделения нет никакого доказательства (согласно мнению автора примечания)].

3-ье мнение: это – мнение Абу Юсуфа [Я‘куб ибн Ибрахим ибн Хабиб аль-Ансари – ученик Абу Ханифы] и Мухаммада ибн уль-Хасана ибн Фаркада аш-Шейбани [ученик Абу Ханифы]. Также это мнение передаётся от имама Ахмада. Это мнение заключается в том, что всё имущество вероотступника достаётся его наследникам из числа мусульман. Сторонники этого мнения не разделяют между вероотступником мужского пола и вероотступницей женского пола.

Это мнение передаётся от Абу Бакра ас-Сиддыка, ‘Али [ибн Аби Талиба] и [‘АбдуЛлаха] ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах. Также этого мнения придерживались Са‘ид ибн уль-Мусеййаб, Джабир ибн Зейд и ‘Умар ибн ‘Абд уль-‘Азиз.

 

[Это мнение опровергается хадисом, в котором сказано: «Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина» [аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614]].

4-ое мнение: это – мнение имама Малика. Это мнение заключается в следующем: если есть серьезные подозрения, что человек отошел от Ислама специально, чтобы лишить своих наследников своего имущества, то его имущество достаётся его наследникам из числа мусульман. Если же таких подозрений нет, то его имущество переходит в казну мусульман в качестве ″фай″ [военных трофеев].

 

[Это мнение также опровергается хадисом, в котором сказано: «Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина». — [аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614].

 

Более того невозможно представить, что человек выберет неверие только для того, чтобы лишить своих наследников имущества. Также на данное разделение нет никакого доказательства].

Но более известное мнение маликитов заключается в следующем: имущество вероотступника не достается его наследникам: ни мусульманам из их числа, ни неверующим. Его имущество в любом случае переходит в казну мусульман в качестве ″фай″ [военных трофеев]. Исключением является лишь вероотступник, который был рабом – его имущество достаётся его господину.

5-ое мнение: это – мнение Абу Сулеймана Дауда ибн ‘Али ибн Халяфа аз-Захири. Это мнение заключается в том, что имущество вероотступника достаётся тем из его наследников, на религию которых он перешёл. Что же касается его наследников из числа мусульман, то они ничего не получают.

 

6-ое мнение: это – мнение ‘Алькамы ибн Марсада аль-Хадрами, Катады [ибн Ди‘амы ас-Садуси] и Са‘ида ибн Аби ‘Арубы. Также это мнение передаётся от имама Ахмада. Это мнение заключается в том, что имущество вероотступника переходит ко всем представителям религии, на которую он перешёл.

 

[5-ое и 6-ое мнение также не являются правильным, так как мы не утверждает право человека на переход в неверие, поэтому и не позволяем передать его наследство представителям той религии, на которую он перешёл].

 

Правильным в этом вопросе является первое мнение — имущество вероотступника после его смерти достаётся мусульманам в качестве ″фай″ (военных трофеев).

 

Ведь, он не является мусульманином, поэтому его наследники из числа мусульман не могут получить от него наследства. Также от него не наследуют представители той религии, на которую он перешёл, ибо шари‘ат не утверждает его право на переход в неверие.

 

 

2 ― Проживание на разных землях— [например, наследодатель живет среди мусульман, а наследник – среди неверующих, или наоборот].

https://youtu.be/I8jPXkzdtpE

https://youtu.be/wZemm2bmKWQ

 

1-ое мнение: Имам аш-Шафи‘и и имам Абу Ханифа считали, что проживание на разных землях препятствует получению наследства.

 

Согласно этому мнению, зиммий* не получает наследство от неверующего, проживающего в странах неверия, а неверующий, проживающий в странах неверия, не получает наследство от зиммия. — [См. «аль-‘Азб аль-Фаид», 1/48; «Фатх уль-Кариби-ль-Муджиб», 1/14].

 

*[Зиммии — иноверцы, признающие власть мусульман, выплачивающие подушную подать (джизья) и получившие за это покровительство (зимма) мусульман: защиту от внешних врагов и гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами].

 

2-ое мнение: Имам Малик и имам Ахмад считали, что проживание на разных землях не препятствует получению наследства.

 

Согласно этому мнению, зиммий может получить наследство от неверующего, проживающего в странах неверия, а неверующий, проживающий в странах неверия, может получить наследство от зиммия. Получению наследства препятствует только различие религий, а проживание на разных землях не является препятствующим обстоятельством.

 

Именно это второе мнение является верным, а Аллах знает лучше!

 

 

________________________________

В дополнении приведу из других источников два вопроса, которые не обсуждались:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: