Согласование сказуемого с подлежащим

Практическое занятие № 7 по культуре речи

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

Синтаксические нормы – это норы соединения слов в речи, т.е. построения словосочетаний и предложений.

Нормы управления в словосочетании

Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого строго определенной падежной формы.

 

Необходимо знать, в какую форму нужно ставить зависимое слово, согласно нормам языка.

Нередко употребляется два варианта, но один из них – норма, а другой – разговорный.

Нарушение нормы в управлении проявляется в неправильной падежной форме зависимого слова и в неправильном выборе предлога.

Напр.:

Разговорный или просторечный вариант Норма
Замечание в адрес кого-либо Говорить за то Идти по грибы Пройти с километр Гостей набралось до сотни Эта игра по мне На что вам эти билеты Чуть не умер с голоду Разговор насчет книги Разговор про книгу Представлять из себя бояться мать одолжить карандаша Замечание по адресукого-либо Говорить о том Идти за грибами Пройти около километра Гостей набралось около сотни Эта игра для меня Для чеговам эти билеты Чуть не умер от голода Разговор о книге Разговор относительно книги Представлять собой бояться матери одолжить карандаш

Запомните!:

а) разные формы слова требуют разного управления: обидеться на ч.-н. – обижен чем-н., обрадоваться чему – обрадован чем, обращать внимание на что – уделять внимание чему, основываться на чем – обосновывать чем, что; отчитываться в чём – сделать отчет о чём, полный, исполненный, преисполненный чего – наполненный чем, превосходство над чем – преимущество перед чем, уверенность в чём – вера во что, удивляться чему – удивлен чем, заслуживать чего – заслужить что.

Задание 1. Поставьте слово в скобках в нужную форму и выделите цветом.

1. Мы обижены (такое отношение). 2. Они очень обрадовались (эта новость). 3. Надо больше внимания обращать (свое здоровье). 4. Мои выводы основываются (многолетние наблюдения). 5. На следующем заседании мы сделаем отчет (проделанная работа). 6. Принесли кувшин, наполненный (вода). 7. Она любила демонстрировать перед другими людьми свое превосходство (мы). 8. Кроме уверенности (себя), нужна еще и вера (успех). 9. Она была удивлена (его достижения). 10. Он заслужил (уважение) среди коллег своими делами. 11. Она может и обидеться (ты). 12. Он совсем не уделяет внимания (семья и друзья). 13. Своё решение он обосновал (стремление помочь близким). 14. Мы вышли из дома, преисполненные (радость и восторг). 15. У нашей команды есть несколько преимуществ (противники). 16. Они удивились (его появление). 17. Он заслуживает (похвала). 18. Я не виню вас (отсутствие интереса), но обижаюсь (открытое проявление неуважения). 19. Ты заплатил (проезд)? 20. Не кори ее (ветреность), она еще молодая. 21. Напомните нам (случившееся). 22. (Учащиеся) обеспечили (необходимые пособиями). 23. Мы не ограничиваем (твоя свобода действий), не ограничиваем тебя (выбор жизненного пути). 24. Пласты глины перемежались (песок). 25. Мы поражаемся (ваша настойчивость). 26. Ваша работа свидетельствует (высокий уровень знаний). 27. Библиотека удовлетворяет (все запросы читателей). 28. Они обеспечат (мы, хорошие условия проживания). 29. Весь день дул сильные ветер, снег перемежался (град). 30. Когда я бываю на природе, всегда поражаюсь (её красота и величие). 31. Новое здание удовлетворяет (требование пожарной безопасности).

б) Если два глагола-сказуемых имеют общее дополнение, то оба этих глагола должны управлять одним и тем же падежом:

Неверно: Я приветствую (кого?) и восхищаюсь (кем?) этой артисткой.

Необходимо, чтобы у каждого глагола было свое собственное дополнение:

Надо: Я приветствую эту артистку и восхищаюсь ей.

 

в) Необходимо учитывать значение предлогов

Напр., благодаря следует употреблять в том случае, если речь идет о причинах, вызвавших положительный результат:

Благодаря мастерству водителя мы избежали аварии. Благодаря его хорошему знанию города мы разыскали музей очень быстро.

Ср. неправильно: Благодаря сильному паводку жизнь в поселке парализована. Авария произошла благодаря водителю автобуса.

 

г) Необходимо избегать нанизывания родительного падежа: дом племянника жены кучера брата доктора; в целях дальнейшего улучшения дела организации выплаты пенсии

Задание 2. Исправьте ошибки в управлении. Напишите верный вариант справа.

Нигде не разъясняется о сроках сдачи документов.  
Лучшим соотношением азота к фосфору является 1 к 1.  
В статье дан обзор о современной литературе.  
На конференции приняли участие более 150 человек из разных городов.  
Мы не имеем средств для оплаты за материалы.  
Он врезался в дерево в результате выскочившей на дорогу кошки.  
Мы должны получить ответ о вопросе населения России.  
Командующий вооруженных сил вчера был отстранен от должности.  
Качество продукта отвечает по самым высоким требованиям.  
При строительстве нового водопровода учитывалась также потребность воды для хозяйственных нужд.  
Составлен график по проведению соревнований по зимним видам спорта.  
Благодаря снежным заносам движение было прервано.  
Он организовал и руководил бригадой.  

 

Согласование сказуемого с подлежащим

 

- при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное (большинство, меньшинство, ряд, часть…) или числительное, сказуемое может стоять ед. числе (грамматическое согласование) и во множественном (согласование по смыслу).

в ед. ч. во мн. ч.
- если у сущ. (подл.) нет зависимых слов: Большинство проголосовало за. - если у сущ. есть зависимое слово в Р. п., ед. ч.: большинство населения голосовало за … (в Р. п. мн. ч. – и так и так) - если подлежащее называет неодушевленный предмет - при обозначении меры веса, пространства, времени, т. к. имеется в виду единое целое: оставалось десять километров, весило 5 килограммов, прошло 7 лет. - сост. числ. на один: 21 делегат прибыл - если есть слова всего, лишь, только - (по желанию автора)указание на совместное действие, на общую совокупность предметов (пять артистов приехало в город, строится шесть домов) - если подлежащее обозначает одушевленный предмет - если именная часть подлежащего имеет форму мн. ч. Большинство депутатов проголосовали за. - если гл. члены оторваны др. от друга: ряд делегатов от разных организаций участвовали … - если при подлежащем есть прич. оборот или придаточное определит. (который): большинство студентов, поступивших в вузы, успешно прошли первую сессию. - несколько управляемых слов в форме Р. п., мн. ч.: большая часть моих привычек и вкусов не нравились ему   - при числительных 2, 3, 4 (-ое): два человека вошли (кроме глаголов состояния, бытия): было 2 окна, 2 сына - если есть слова все, эти - (по желанию автора)указание на раздельное совершения действия, на отдельные предметы (пять артистов приехали в город, строятся шесть домов)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: