III. Прочитайте указанные главы можно в кратком пересказе), а также воспользуйтесь приложенным к уроку справочным материалом

Уроки 13 мая, 15 мая. Крайний срок сдачи 18 мая.

Тема: Бородинское сражение - идейно-композиционный центр романа Толстого. Урок 2. Итог Бородинского сражения. Отношение Л.Н.Толстого к войне.

В романе-эпопее «Война и мир» судьбы героев, сложно переплетаясь, развиваются на фоне глобальных исторических событий, главное из которых — Отечественная война 1812 года. Почему Бородинское сражение, явившееся переломным событием в ходе войны, считают и идейно-композиционным центром романа Толстого?

Цель:

  • изучить, как события Отечественной войны 1812 года представлены глазами автора романа-эпопеи «Война и мир».

Задачи:

  • рассмотреть сюжетные элементы изображения войны, её кульминацию — Бородино;
  • через анализ эпизодов раскрыть понятие «народная война»;
  • сравнить образы Щербатого и Каратаева, воплощающих противоположные черты русского характера.

На уроке

мы узнаем:

  • почему Отечественную войну 1812 года Толстой назвал «народной», а Бородинское сражение определил как идейно-композиционный центр романа;

мы научимся:

  • анализировать и комментировать прочитанное

мы сможем:

  • найти отличия в изображении двух войн в романе — 1805-1807 годов и 1812 года.

ВАЖНО! В Отечественной войне 1812 года проявился истинный народный патриотизм. Все духовно развивающиеся герои романа «Война и мир» проходят этап единения с народом, а картина Бородинского сражения показана глазами самого «невоенного» героя Толстого — Пьера Безухова, оказавшегося в эпицентре боя. Вспомним, что именно Бородинское сражение автор считал ключевым событие истории России XIX века.
Но великий писатель- гуманист не мог не показать страшное лицо войны: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни человека».


I. Посмотрите 3 серию фильма С. Бондарчука «Война и мир», эпизоды войны. (для представления о романе предлагаю посмотреть 1-3 серии – по желанию)

II. Посмотрите презентации, приложенные к уроку («Бородино», «Наполеон и Кутузов»)

III. Прочитайте указанные  главы  можно в кратком пересказе), а также воспользуйтесь приложенным к уроку справочным материалом.

Оформите работу в документе Word и перешлите мне в VK или по электронной почте: mnikolaeva.2805@gmail.com

1). Как Пьер убедился в справедливости слов солдата: «Всем миром навалиться хотят»? – т.3. часть 2, гл. XX, XXI (со слов Из-под горы от Бородина…»), XXV (со слов «Пьер с удивлением посмотрел на него»). Выпишите слова князя Андрея о важности сражения.

 

2) Легко ли было русским в бою? Покажите это на примере полка князя Андрея? т.3. часть 2, гл. XXXVI

 

3) Почему Бородинское сражение показано глазами Пьера, штатского человека?

 

4) Выпишите фразы, подтверждающие мысль Толстого о том, что «война – самое гадкое дело в жизни человека» - т.3. часть 2, гл. XXXIX

 

5) Ознакомьтесь с презентацией «Наполеон и Кутузов». Заполните таблицу

 

  Наполеон   Кутузов
Что автор подчеркивает во внешности героев?    
Основные черты характера    
Отношение к солдатам и к своему месту в истории    

Вывод автора: «Нет величия там………(допишите фразу)

 

 

6) т.3. часть 2, гл. XXXIX В чём видит Л.Н.Толстой значение Бородинского сражения? Поработайте с текстом, вставьте пропущенные слова:
«Не та победа, которая …………………….. подхваченными кусками материи на палках, называемых …………………, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а ……………………нравственная, та, которая убеждает ………………….. в нравственном превосходстве своего врага и в своем ………………………, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный ………, получивший в своем разбеге смертельную …….., чувствовало свою ………………….; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до …………..; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было ………………………, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым ………………………Бородинского сражения было беспричинное …………………….. Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного ……………………….. и погибель наполеоновской Франции, на которую в ……………….. раз под Бородиным была наложена рука ………………………………… духом противника.

 

 

 

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

Отечественная война 1812 года для русских        была справедливой, национально-освободительной войной. Наполеоновские полчища вступили в пределы России и направлялись к ее центру — Москве. На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотив­шийся вокруг своей армии.

Простые русские люди — крестьяне Карп и Влас, старостиха Василиса, купец Ферапонтов, безвестный дьячок и многие другие враждебно встречают наполеоновскую армию, оказывают ей со­противление, понимая разбойничий характер войны со стороны французов. Чувство любви к родине охватило все слои насе­ления, в том числе передовых людей из дворян. «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли... проис­ходило то же самое, что и в Москве»: богатые уходили, оставляя свое имущество, бедные оставались и истребляли все оставшееся. Толстой говорит, что «для русских людей не могло быть вопроса хорошо или дурно будет под управлением французов»... Уезжают из Москвы Ростовы, отдав подводы раненым и оставив на произвол судьбы свои вещи; покидает родовое гнездо Богучарово княжна Марья Болконская. Переодетый в простое платье граф Пьер Безухов вооружается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Так «дубина народной войны,— по выражению Тол­стого,— поднялась со всею своей грозною и величественною силой и.., не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоз­дила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

На фоне общего национального патриотического движения омерзительны отдельные представители чиновно-аристократиче­ского общества, которые в дни всенародного бедствия действовали в эгоистических, корыстных целях. Враг был уже в Москве, а придворная «петербургская жизнь шла по-старому»: «те же были выходы, балы, тот же французский театр.., те же интересы службы и интриги». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего москов­ским гарнизоном лжепатриота графа Растопчина, в силу своей беспечности и трусости не сумевшего организовать подготовку пополнения для армии Кутузова. Растопчин боялся доверить оружие жителям города. Этот вельможа «не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять». С возму­щением рассказывает писатель о карьеристах — иностранных генералах Вольцогене, Клаузевице и других: они отдали Напо­леону всю Европу и «приехали нас учить — славные учителя!»

Среди штабистов Толстой выделяет «восьмую, самую большую группу людей.,, желающих только одного, и самого существен­ного: наибольших для себя выгод и удовольствий», писатель метко называет их «трутневым населением армии». «Все люди этой партии ловили рубли, кресты, чины...» По «неписаной суборди­нации» служат в армии штабные офицеры-карьеристы Жерков, Несвицкий, Друбецкой, Берг, которые не думают о народных страданиях: они ловко используют войну для устройства своих мелких личных дел. Приспособленец Друбецкой пристраивается в безопасном месте и быстро продвигается вверх по службе. Вы­скочка полковник Берг тоже занимает «покойное и приятное место» в штабе. Он перешел из кавалерии в пехоту, чтобы выслужиться побыстрей и получать больше жалования. В тот момент, когда Ростовы, покидая Москву, бросают имущество, он по случаю приобретает изысканную мебель.

Бомбардировка Смоленска, движение французов от Смоленска к Москве, Бородинское сражение, военный совет в Филях, вступ­ление французских войск в Москву, сражение при Тарутине, уход неприятеля из Москвы, беспорядочное бегство армии Напо­леона по Смоленской дороге, партизанская война — таков не­полный перечень военных картин 1812 года, которые Толстой воспроизводит с точностью историка и мастерством гениаль­ного художника слова.

Центральным событием Отечественной войны        1812 года явилась Бородинская битва, знаменовавшая собой победу русского оружия (см. т. III, ч. 2, гл. XIX—XXXIX).

Если при описании сражений, происходивших на чужой территории (в период войны 1805—1807 годов), автор сосредо­точил внимание читателя на нескольких героях (Тимохин, Тушин, Болконский), то на Бородинском поле он рисует массовый героизм народа и не выделяет отдельных персонажей. И солдаты, и офи­церы — все воюют не за георгиевские кресты, а за Отечество.

Мужественное сопротивление русских войск, их несокруши­мость удивляют самоуверенного Наполеона, не знавшего в Ев­ропе поражений. «Непобедимый» император сначала никак не мог понять, что происходит на поле боя, так как «вместо ожида­емого известия о бегстве неприятеля, стройные массы (француз­ских) войск возвращались оттуда расстроенными, испуганными толпами». Потом его тревожит мысль, что «русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого». Расстроенный и озадаченный, он едет по линии фронта и повсюду натыкается на неподвижно лежащих солдат. «Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видели еще и Наполеон и никто из его генералов».

Полнота изображения военных картин достигается тем, что они рисуются с разных точек зрения: в восприятии Пьера, кото­рый присутствует на поле боя как наблюдатель, в оценке непо­средственных участников событий (Кутузова, Наполеона, Бол­конского) и, наконец, в рассуждениях автора. Определенную роль играют и пейзажные зарисовки. Они составляют не только фон, на котором развертываются действия, но и характеризуют со­стояние героев, художественно раскрывают отношение автора к происходящему. Так, веселая картина яркого солнечного утра перед Бородинским сражением сливается с бодрым, приподнятым настроением солдат и Пьера. В то же время по контрасту (вспом­ните, что контрастное сопоставление — один из основных стили­стических приемов Толстого) эта картина оттеняет ненавистные автору сцены истребления людей. Как и характер человека, природа изображается Толстым в постоянном движении и разви­тии. И уже не освещает яркое солнце Бородинского поля после кровопролития: «собрались тучи, и стал накрапывать дождик...»

Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали моральную победу над войсками Наполеона. Писатель славит народ, который, «потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется под­хваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином». Моральные качества армии, или «дух войска», безусловно, влияют на исход военных действий. Но автор неправ, недооценивая и других обстоятельств, от которых зависит победа: количества и качества вооружения, военной науки, талантливости командного состава.

Патриотические чувства, охватившие pvcских, породили массовый героизм защит­ников Родины. Солдаты понимают всенародный характер Оте­чественной войны: они «всем народом навалиться хотят» на фран­цузских захватчиков.

Героически сражаются армейцы и ополченцы на Бородинском поле. На курганной батарее Раевского повсюду «чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление». С при­ближением решающей минуты боя, «как из надвигающейся гро­зовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор свершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня».

Солдатская масса в изображении Толстого — это то зеркало, в котором отразилась высшая правда истории. Оно, это зеркало, светлеет, когда светла душа солдата, и он, понимая свое истори­ческое назначение, веря своим командирам, выступает как гроз­ная и несокрушимая сила (так было при Бородине); это зеркало туманится и темнеет, когда мрачнеет душа солдата, и он, ничего не понимая, никому не веря, в смятении покидает исходные по­зиции, проклиная все и вся (так было при Аустерлице).

 

Образ Кутузова в романе.

Михаил Илларионович Кутузов показан в романе как народный герой — руководитель освободительной войны. Изображая его внешность, Толстой верный своей творческой манере, не выписывает весь портрет, а выделяет наиболее типичные детали. Писатель стремится во всем подчеркнуть кровную связь командующего с народом, его «зем­ные» черты и упорно отмечает «жирную шею», «пухлые старческие руки», «сутуловатую спину» и даже «вытекший белый глаз на оплывшем лице». Но притягательная сила русского полководца не становится слабее, ибо он красив не телом, а умом и душой.

Главное в характере Кутузова — естественность и простота. Полководец «казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные речи». Он внимателен к нуждам солдат, заботится о них как старший бо­евой товарищ. К армии обращается с простыми дружескими словами, доходящими до сердца: «А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Вы­проводим гостей, отдохнем тогда... Вам трудно, да все же вы дома; а они — видите, до чего дошли,— сказал он, указывая на пленных,— Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?»

С боевыми товарищами Кутузов умел быть отечески родным (например, с Багратионом, Андреем Болконским, Раевским), но с людьми из аристократических кругов он искусный дипломат. Главнокомандующий в дипломатическом разговоре с австрийским генералом сумел отстоять русскую армию от участия в роковых для нее сражениях. Перед Аустерлицким боем, связанный по рукам и ногам вмешательством в руководство армией императора Александра I, он на требование царя быстрее выступать язви­тельно замечает: «Ведь мы не на Царицыном лугу» (то есть не на параде перед императорским дворцом, а на войне).

Как мудрый и опытный полководец, Кутузов понимает аван­тюристический характер заграничных походов и старается убе­речь русскую армию от истребления французами. Он посылает вперед отряд Багратиона, чтобы дать возможность основной части армии уйти от столкновения с превосходящими силами противника.

В тяжелую пору разбойничьего нападения на Россию полчищ Наполеона народ выбирает Кутузова «против воли царя в пред­водители народной войны». Отставку военного министра Барклая де Толли, которому были чужды стремления и интересы народа, замену его Кутузовым писатель объясняет так: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр; но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». Главным было то, что Кутузов — это до мозга костей русский человек, великий патриот.

На Бородинском поле Кутузов изображен в напряжении всех его моральных и физических сил, как полководец умный и дея­тельный, который заботится о сохранении, с точки зрения автора, самого главного: «неуловимой силы, называемой духом войска». Он посылает принца Виртембёргского заменить раненного в бою Багратиона, но поняв, что немецкий принц слаб духом, под бла­говидным предлогом возвращает его и назначает русского патриота Дохтурова. Узнав о захвате в плен французского маршала Мю­рата, Кутузов не очень-то верит этому, но для укрепления духа солдат повелевает передать эту весть по войскам. Когда же с левого фланга прискакал Щербинин, командующий угадал не­доброе: он «встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щер­бинина, отвел его в сторону. Так было надо, чтобы неблагоприят­ные известия не просочились в массы и не повлияли на их боевое настроение». Яростно обрушивается Кутузов на немца Вольцогена, который сообщил о проигрыше сражения, и незамедли­тельно отдает приказ о наступлении на завтра. И патриотические чувства, лежавшие «в душе главнокомандующего, так же, как и в душе каждого русского человека», передавались измученным и колеблющимся солдатам.

И при описании картин Бородина, и во многих других сценах романа Толстой неизменно подчеркивает необычайную внутреннюю силу русского фельдмаршала. По убеждению    

автора, неиссяка­емый источник этой силы «лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его» (см. т. III, ч. 2, гл. XV—XVI; т. IV, ч. 4, гл. V—VI).

Великолепный психолог, Толстой в репликах своих героев очень тонко передает их характер и настроение. Богатство внут­ренней жизни Кутузова (особенно в сложной обстановке Бородин­ского сражения) ярко проявляется в его речи. С русскими патрио­тами он разговаривает спокойно, просто и ласково: «Съезди, го­лубчик,— сказал он Ермолову,— посмотри, нельзя ли что сде­лать». К немецкому принцу Виртембергскому он обращается в холодных изысканных выражениях: «Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование 2-ою армией?» Негодуя на равнодушного к судьбе России Вольцогена, командующий кричит на него, но в то же время выдерживает официальный тон: «Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете». Так через речь Кутузова пи­сатель сообщает о доверии и симпатиях своего военного героя к русскому народу и его неприязни к наемной военной знати, ко всему антинародному.

 

Образ Наполеона в романе.

Император Наполеон Бонапарт в романе противопоставляется полководцу Кутузову. Если Кутузов как «представитель народной войны» не придает решающего значения своему «я» и этим воплощает теорию отри­цания роли личности в истории, то агрессор и «палач народов» Наполеон, напротив, изображен как сверхчеловек, личной воле которого якобы должен подчиняться ход исторических событий.




double arrow
Сейчас читают про: