Музыка, балет, театр, кинематограф

В начале XX в. творческий взлёт переживали великие русские композиторы-новаторы А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. Они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов: Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова.

Ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве занимал русский балет. Опираясь на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа, балет подчинялся новым эстетическим требованиям. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес балетному академизму выдвинули принцип живописности. Полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Декорации к постановкам Горского и Фокина оформляли К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих. Русская балетная школа дала миру плеяду блестящих артистов: А. Т. Павлову, Т. П. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.

В поисках находился театр. К. С. Станиславский — основатель психологической актёрской школы — будущее театра видел в углублённом психологическом реализме, искусстве актёрского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, обобщённости, в использовании элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Всё отчётливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. «Мир искусства» объединил в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908—1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других европейских столицах Русские сезоны, представив восхищённой публике балетные и оперные спектакли, театральную живопись, музыку.

В начале XX в. возник новый вид искусства — кинематограф. Первые «электротеатры» и «иллюзионы» открылись в России в 1903 г., а к 1914 г. зрителей приглашали уже около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Накануне Первой мировой войны в России работало почти 30 отечественных кинофирм. Основную массу кинопродукции составляли фильмы с мелодраматическими сюжетами. В российском кино работали такие выдающиеся художники, как режиссёр Я. А. Протазанов, актёры И. И. Мозжухин, В. В. Холодная, А. Г. Коонен и др. Кинематограф был доступен всем слоям населения.

Таким образом, культура начала XX в. переживала необычайный расцвет. Это был Серебряный век русского искусства. Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни — недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: