Преображенское. Потешные полки

Исторический портрет Петра I

Баллов

 

 

Выполнила: студентка

Худякова Анастасия Викторовна

Группа: ГИ – 16719

 

Проверил: к.и.н., доцент Фёдоров С. Г.

 

                                                Курган, 2020                                                    

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………... 2

Основная часть………………………………………………………………………. 5

1. Детство Петра I………………………………………………………………... 5

2. Преображенское. Потешные полки………………………………………….. 7

3. Воцарение. Первые шаги……………………………………………………... 9

4. Реформы Петра I…………………………………………………………….. 10

5. Оппозиция………………………………………………………………….... 13

Заключение…………………………………………………………………………. 15

Список литературы……………………………………………………………….... 16



Введение

 

XVIII векважный и наиболее яркий этап в истории России. Это время дворцовых переворотов, стрелецких бунтов, усиления крепостного права и крестьянских войн. Для данного периода русской истории характерно развитие просвещения, создание новых учебных заведений, среди которых и Московский университет. Многие научные открытия, оказавшие большое влияние на развитие науки, были сделаны именно в XVIII веке.

Кроме того, развиваются и разные виды искусства. Например, в 1756 году в столице Российской Империи появился первый театр, а конец XVIII века является расцветом творчества многих художников и скульпторов, таких как Дмитрий Григорьевич Левицкий, Федор Степанович Рокотов, Федот Шубин и других. Русская культура изменилась кардинальным образом под влиянием зарубежных мастеров. Эпоха просвещения не могла не затронуть и литературу, которая переживает бурные изменения с приходом классицизма.

Безусловно, XVIII столетие оказало огромное влияние на формирование государства, а начался этот век с правления Петра I, пожалуй, самого крупного государственного деятеля дореволюционной России.

Пётр Великийэто гениальный дипломат, политик и военный деятель. Он владел широкими познаниями в разных областях: в литературе, праве, искусстве, истории, ремёслах и естественных науках. Он великолепно знал судостроение, военное дело, кораблевождение и артиллерию.

Рассматривая жизнь Петра, нельзя забывать и о его борьбе с оппозицией, представленной недовольным боярством. Вместе с тем, в истории его правления присутствуют множество военных действия. Таким образом, он вёл вечную борьбу с “внешними” и “внутренними” врагами.

Осложняло ситуацию и непонимание современниками действий правителя. Пётр I желал во всём разбираться самому, вдумчиво вникать в дело, которым он занят. Неудивительно, что образ царя-плотника не укладывался в умах народа. Манера его мышления выбивалась из привычного политического метода, что делает его персону наиболее любопытной.

Внимание исследователей к незаурядной личности Петра I, к его реформам и преобразованиям заметно и в наше время. Разные историки по-разному рассматривают Петра Великого и его достижения. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его ошибки, иные, напротив, желают выставить на первое место все его пороки, стараясь обвинить Петра в неверном выборе и неподходящих действиях. Но невозможно опровергнуть, что стремительный рост России в первой четверти XVIII века поражает, особенно на контрасте со столетием XVII, пережившим смуту и лжецарей.

Я считаю, что данная тема и сегодня остается довольно актуальной, так как современная Россия переживает ряд реформ в совершенно разных сферах жизни. Они затрагивают и экономические, и политические, и социальные отношения, и сопровождаются противоречивыми результатами, бурной реакцией со стороны народа и оживленными спорами людей. Именно поэтому появляется обостренный интерес к прошлому России, к реформам, которые точно также вызывали неоднозначную реакцию у современников. Петровская эпохазахватывающий временной промежуток, включающий в себя множество решений, ошибок и их последствий, а правление Петра Iодно из неоднозначных явлений в русской истории.

 Особый акцент я хотела бы поставить на той части деятельности Петра Великого, которая касается искусства, языка и литературы, потому что именно эти темы наиболее важны для меня как для будущего филолога.

Целью данной контрольной работы является изучение основных моментов в правлении Петра I, его реформ и их влияния на развитие государства.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- исследовать научную литературу по заданной теме;

- описать основные этапы жизни Петра I;

- рассмотреть реформы Петра I и их влияние.


 

Основная часть

Детство Петра I

 

«Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Благовест подхватили сотни колоколов московских церквей и монастырей. Веселый перезвон и торжественные молебны продолжались весь день 30 мая 1672 года — так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду. Праздник назывался государственною всемирною радостью.

У отца новорожденного царя Алексея Михайловича — были особые основания радоваться появлению еще одного сына. Первая жена царя Мария Ильинична Милославская родила ему множество детей. Но, удивительное дело, дочери росли крепкими и здоровыми, а сыновья — хилыми и болезненными. Из пяти трое умерло малолетними. Старшему, Федору, в 1672 году исполнилось 10 лет, но он не мог передвигаться опухшие ноги.

Овдовевший 42-летний царь женился ещё раз, взяв в супруги молодую, пышущую здоровьем Наталью Кирилловну Нарышкину. В 21 год она родила ему сына, которого назвали Петром.

Воспитывался Петр по исстари заведенному обычаю. До пяти лет он находился под надзором многочисленных женщин — повивальной бабки и кормилицы, мамки и прочих прислужниц.

Петру не исполнилось и четырех лет, когда его отец, царь Алексей Михайлович неожиданно занемог и скончался. Смерть отца вызвала большие перемены не столько в жизни маленького царевича, сколько в положении его матери. На престол в 1676 году вступил Федор.»[1]

С этого времени отношения между матерью Петра и многочисленным потомством от первой жены царя стали напряженными. После смерти Федора в 1682 году началась борьба за трон, так как царь не оставил потомства. Его преемником мог стать либо Петр, либо Иван. Ивана поддерживали все родственники первой жены Алексея Михайловича. Среди них особенно выделялась кандидатура царевны Софьи — энергичной девушки, мечтающей о троне. На стороне Петра находились Нарышкины, но среди них не было значимых личностей. Хоть право на престол и принадлежало Ивану, боярская дума решила провозгласить следующим царем в 1682 году десятилетнего Петра.

«С помощью денег, обещаний, устрашающих слухов о коварных происках Нарышкиных, якобы хотевших умертвить царевича Ивана, партии Милославских удалось поднять стрельцов на восстание, которое началось в полдень 15 мая 1682 года. Это был самый страшный день в жизни десятилетнего Петра. Тогда он вместе с матерью и братом Иваном стоял на Красном крыльце Большого Кремлевского дворца. Внизу пьяно и кровожадно ревела толпа, по дворцу, громыхая оружием, бегали стрельцы. Они, по указке людей Софьи, вытаскивали на крыльцо родственников и приближенных царицы Натальи и бросали их вниз на подставленные копья и бердыши. Среди убитых оказался главный советник Нарышкиных боярин Артамон Матвеев, которого более всего боялись Милославские, а также родные братья царицы Натальи. Их окровавленные и изрубленные тела стрельцы с гиканьем и прибаутками поволокли по грязи на Красную площадь, где выставили на всеобщее обозрение. Никогда в памяти будущего реформатора России не изгладились дикие сцены этого солнечного майского дня, и стрельцы навсегда стали для Петра смертельными врагами.»[2]

Понимая, что за этим может последовать месть от Нарышкиных, стрельцы запросили, чтобы Иван также стал царем, бунт был узаконен, его зачинщики не преследовались, а их действия признались правомерными.

В результате, 25 июня того же 1682 года Иван V и Пётр I были венчаны на царство. Причем Иван стал “старшим” царем, а Петр —“младшим” при правительнице Софье. С этого времени в России установилось двоевластие, хотя реальная власть была в руках Софьи и ее главного советника – князя Василия Голицына.

Петр был ошеломлен событиями 1682 года. Этот бунт, а также и будущий 1698 года, окончательно убедили царя в необходимости роспуска стрельцов.



Преображенское. Потешные полки

При новых порядках жизнь Петра внешне казалось обычной и почти неизменной, но Наталья Кирилловна чувствовала, что оставаться в Кремле, полностью захваченном Милославскими, небезопасно, поэтому она перебралась вместе с сыном в загородное имение в селе Преображенском. Именно там Петр основал «потешные полки» — будущую императорскую гвардию.

Во время пребывания в Преображенском юный царь получал образование, которое отличалось от традиционного православного образования его отца или царя Федора. Из-за не особо придирчивых учителей он не слишком усвоил грамоту, поэтому даже в преклонном возрасте писал по принципу «как слышится, так и пишется». Но важнее всего то, что царь не перенял те ценности русской культуры, которые пропагандировали изоляцию от Запада и Востока, традиционность, уважение к заветам предков. Именно это свобода в образовании заложила в будущем свободу во взглядах великого самодержца. Отсутствие традиционного образования позволило Петру по-иному взглянуть на свою собственную страну, не пребывая при этом под влиянием консерватизма.

Вернемся к Преображенскому этапу жизни Петра. Его отец, царь Алексей Михайлович, увлекался соколиной охотой, но после его смерти без присмотра осталось большое хозяйство и множество человек прислуги. Поэтому Наталья Кирилловна задалась целью организовать военную школу для сына.

«Военные игры – главное увлечение его детства – постепенно становились все сложнее, деревянные ружья и пушечки заменялись настоящими, на смену деревянным солдатикам приходили живые люди – ровесники царя из его окружения: стольники, спальники, конюхи. Они были первыми участниками его бесконечных военных игр. Подрастая вместе с царем, они превращались в солдат и офицеров вначале «потешного», то есть забавного, игрушечного, а потом уже и настоящего войска, соединенного в конце 1680-х годов в два гвардейских полка – Преображенский и Семеновский (по имени соседнего с Преображенским села). «Воинские потехи» на полях под Преображенским и Семеновским требовали от царя военных знаний и навыков. И Петр I с жадностью учился приемам боя, началам тактики (чтобы правильно управлять войсками), артиллерийского дела и баллистики (чтобы точно стрелять), математики и фортификации (чтобы правильно оборонять или осаждать крепости), астрономии и картографии (чтобы определяться на местности, водить в море корабли) и т. д. Кроме того, Петр пристрастился к ремеслам – плотничьему, токарному, столярному, кузнечному, типографскому и многим другим. В этом сказалась любовь царя к конкретному, вещественному, осязаемому результату труда, рационализм его ума.»[3]

Свой первый «потешный» отряд Петр организовал в 1683 году, а уже к следующему году началось строительство целого «потешного» города, который назвали Пресбургом. Участники «потешного полка», как уже говорилось выше, были ровесниками царя. Одним из них оказался Александр Меншиков, который в будущем станет правой рукой Петра, его главным соратником.

Именно в это время начинают складываться взгляды Петра I на военное дело. Он считал, что нужно хорошо разбираться в этом вопросе лично. Для него было важнó и отношение к ратному делу самих воинов и военачальников. Они должны были обладать достаточными знаниями и не считать службу бременем.

В результате, можно сказать, что детский и юношеский этапы жизни с невероятной силой повлияли на становление личности Петра I. Ужасные действия стрельцов отразились на юном царе, из-за чего в будущем он пришел к выводу об их роспуске. Недостаток раннего образования стал достоинством царя, ведь именно из-за отсутствия традиционных ценностей Петр смог привнести в Россию новые изменения, новые взгляды и мысли. Создание «потешного полка» позволило Петру лучше понимать военное дело и те задачи, которые оно ставило. Подобные игры развивали Петра, он учился разным наукам, пригодившимся ему в жизни, а также нашел верных союзников.

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: