Текст 2. Задатки и способности

Я. Л. Коломинский — современный психолог, академик Белорусской академии образования

Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т. е. такими особенностями строения мозга, органов чувств и достижения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны, т. е. на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога. Не повредят эти качества и специалистам в десятках других областей.

Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость.

Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.

Коломинский Я. Л. Человек: психология. — М., 1998. — С. 222.

Вопросы и задания: 1. Что такое задатки? 2. Какова связь между задатками и способностями? 3. От чего зависит развитие задатков в способности? Какие, по вашему мнению, условия необходимы для такого развития? Ответ аргументируйте. 4. Предположите, как может сложиться судьба одаренного мальчика с далекого тихоокеанского острова, если он попадет в страну с развитой музыкальной культурой. Составьте небольшой рассказ о его судьбе.

Текст 3. Три стороны образа «Я»

А. В. Петровский — российский психолог, академик Российской академии образования

Попробуем осуществить анатомию «Я-образа». Представления человека о его внешности, способностях, умениях, социальной значимости и т. д. — результат познавательного... процесса. Другими словами, это открытие собственных личностных качеств и особенностей. Если человек вырос в семье, где господствует культ вещей7 и он сам со временем стал служителем этого культа, то в его «Я-образе» на первом плане окажутся вещи с яркими фирменными ярлыками. <...>

Вторая существенная сторона «Я-образа» — эмоциональная8. Наличие или отсутствие самокритичности, самоуважения, себялюбия, самоуничижения и т. д. <...>

И, наконец, третья сторона «Я-образа» — волевое начало9: стремление завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус10, рискуя, проверить свои возможности или же наоборот: желание остаться незамеченным, уклонившись не только от критики, но и вообще от какой-либо оценки, «уйти в тень», скрыть свои недостатки и слабости. Тем самым волевая сторона «Я-образа» может быть активной, характеризующейся уходом от деятельности и общения.

Петровский А. В. Что мы знаем и чего не знаем о себе. — М., 1988. — С. 142—143.

Вопросы и задания: 1. Назовите основные стороны «Я-образа», которые характеризует автор данного фрагмента. Кратко определите каждую из сторон «Я-образа». 2. Найдите в тексте параграфа учебника место, соответствующее данному фрагменту. В чем вы видите связь учебного текста и данного фрагмента? 3. Почему «Я-образ» многосторонен? Можно ли представить себе одномерное «Я»? Ответ аргументируйте, привлекая материал из учебника. 4. Определите особенности собственного «Я-образа» с точки зрения места в нем разума, чувств, волевого начала.

Тема 4. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Текст 1. Нравственные заповеди11 христиан

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на Земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Библия. Исх. 20, Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М., 1996. — С. 79.

Вопросы и задания: 1. Чему учат приведенные выше заповеди? 2. Почему, несмотря на давнее происхождение этих заповедей, люди не всегда им следуют? 3. Почему большинство заповедей начинается с отрицания «не»? Ответ аргументируйте. 4. Чем вы можете объяснить тот факт, что близкие по смыслу правила можно найти не только в священных книгах христиан, но и в других религиях?

Текст 2. Добро и зло в жизни человека

Дж. Локк (1632—1704) — английский философ

Что такое добро и зло? <...> Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие, либо уменьшить наше страдание, или же обеспечить либо сохранить нам обладание каким-нибудь другим благом или же отсутствие какого-нибудь зла. Злом, напротив, мы называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание, либо уменьшить какое-нибудь удовольствие, либо лишить нас какого-нибудь блага...

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. В 3 т. — М., 1985. — С. 280—287.

Вопросы и задания: 1. Как английский философ XVII в. объясняет, что такое добро? 2. Проиллюстрируйте собственными примерами такие проявления добра, как способность доставить удовольствие, уменьшить страдание, обеспечить обладание иным благом. 3. Почему Локк считает, что отсутствие зла — добро? Какие дополнительные аргументы вы можете привести для доказательства этого суждения? 4. Какое отношение текст о добре и зле имеет к проблеме нравственности? Свой ответ обоснуйте. 5. Возможна ли, по вашему мнению, человечность без стремления увеличить добро и уменьшить зло? Ответ аргументируйте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: