Расшифруйте аббревиатуру СДЯВ

3. Заполните таблицу:

Помощь при отравлении хлором      
Помощь при отравлении аммиаком      

Тема 36. Основные понятия о здоровьеи здоровом образе жизни

 

Определение здоровья сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психологического и социального благополучия.

Духовное здоровье человека - это здоровье его разума. Оно зависит

от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и достигается умением жить в согласии с собой,      с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания.

Физическое здоровье человека - это здоровье его тела. Оно зависит   от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек.

Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, а также уровень культуры, воспитания и образования.

Факторы, влияющие на социальное здоровье. Человек - не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий         в определенных общественных условиях, которые отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем.

Понятие здоровья связано с противоположным понятием - нездоровья

и болезни. Как определить, здоров человек или болен? Для этого необходимо провести исследования состояния и деятельности различных систем                и органов человека.

Врачи при оценке здоровья детей и подростков используют четыре основных критерия.

· наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

· уровень достигнутого физического и нервно-психического развития

и степени его гармоничности;

· уровень функционирования основных систем организма;

· степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

 Эти критерии здоровья учитываются врачами при обследовании детей и подростков и при оценке состояния их здоровья.

Все дети и подростки по состоянию здоровья могут быть разделены       на пять групп здоровья.

К сожалению, школьников, относящихся к 1-й группе здоровья, очень мало. Основная масса детей и подростков относится ко 2-й и 3-й группам.

Здоровье человека зависит от многих факторов - внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п. Для человека любой из них может является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:

Образ жизни 49-53%. Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации (дистресс), адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный         и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации.

Генетика, биология человека 18-22%. Предрасположенность                 к наследственным болезням.

Внешняя среда, природно-климатические условия 17-22%. Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения.

Здравоохранение 8-10%. Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность      ее оказания.

Здоровый образ жизни — это жизненная позиция, поведение              или деятельность человека, направленные на укрепление своего здоровья.

Компоненты здорового образа жизни:

· достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движениях;

· закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;

· рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов                           и микроэлементов;

· соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда;

· личная гигиена;

· грамотное экологическое поведение;

· психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику неврастенических состояний;

· сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;

· отказа от вредных привычек – курения, употребления алкоголя                и наркотиков;

· безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.

 

Закрепляющий материал

1. Из приведенных определений выберите принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье человека – это…»:

а)  отсутствие болезней и физических недостатков;   

б)  отсутствие у него болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом; 

в)  состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

2. Перечислите критерии здоровья:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что здоровье человека примерно на 50% зависит от:

а) образа жизни;

б) экологических факторов;

в) наследственности;

г) состояния медицинского обслуживания населения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: