Какие нормативно-планирующие документы необходимы мастеру ПО при планировании учебной практики? _
Ответ_ Рабочие учебные программы,поурочно-тематические планы,_ план производственного обучения группы на месяц, перечень учебно-производственных работ; план учебно-производственной деятельности на пол года; план урока п/о.
2. Дополните таблицу классификации занятий учебной практики.
Тип занятия | Характеристика содержания, цели |
1.Вводный | Ознакомление учащихся с профессией, характером и содержанием предстоящих работ, учебной мастерской, правилами поведения и безопасности в учебной мастерской и в училище. Ознакомление с базовым предприятием. |
2По изучению трудовых приемов и операций | Формирование у обучающихся первоначальных умений правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции в различных их сочетаниях в соответствии с инструктивными указаниями и пояснениями мастера и рекомендациями инструкционной карты |
3 По выполнению простых комплексных работ | Закрепление и совершенствование умений учащихся выполнять приемы и способы труда, типичные для профессии, в различных сочетаниях при выполнении работ комплексного характера, включающих ранее изученные операции. |
4По выполнению сложных комплексных работ | Формирование умений и навыков выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ, сочетающих все ранее изученные технологические операции и способы труда. Формирование профессиональной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля. Обучение учащихся планированию учебно-производственного труда, воспитание технологической культуры |
5 Контрольно-проверочный | Выполнение проверочных работ – планомерное (в соответствие с учебной программой) определение уровня профессиональных умений и навыков учащихся; поэтапная аттестация учащихся. Выполнение контрольный работ, внутреучилищных (или единый по региону) контроль. |
|
|
3.В чем особенность вводного инструктажа? Охарактеризуйте его структуру. _
Ответ: Вводный инструктаж по материалу урока. Вводный инструктаж - это структурный элемент урока. С точки зрения дидактической структуры урока, вводный инструктаж включает три элемента: целевую установку, актуализацию знаний и опыта учащихся, создание ориентировочной основы действий учащихся. Эти типовые элементы урока могут чередоваться по-разному, иметь различное место в структуре урока, но наличие их на каждом уроке обязательно.
Организация и структура вводного инструктажа. На уроке по изучению приемов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Учащиеся при этом располагаются у рабочего места мастера (стоят или сидят на скамейках) таким образом, чтобы каждому из них было четко видно и слышно, что показывает и поясняет мастер. На рабочем месте мастера размещаются необходимые наглядные пособия, инструкционная карта, выполненная на щите размером примерно 80x100 см, тематические щиты, плакаты, образцы, схемы, таблицы - все необходимое для инструктирования. Должно быть обеспечено хорошее освещение рабочего места и всего, что на нем расположено.
|
|
Длительность вводного инструктажа на уроках по изучению приемов и операций зависит от места темы в общем процессе производственного обучения, от места урока в системе уроков по теме. Средняя продолжительность такого вводного инструктажа - 30-35 минут, но не более 1 часа. Более длительная продолжительность инструктажа не эффективна, так как учащиеся устают и не воспринимают разъяснений мастера.
Для вводного инструктажа на уроках при изучении приемов и операций характерна следующая типовая последовательность:
- сообщение темы и цели урока (этап целевой установки);
- проверка знаний и умений учащихся по материалу, связанному с материалом предстоящего урока (этап актуализации);
- объяснение и показ приемов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы; разбор документов письменного инструктирования; разбор технических требований к учебно-производственным работам;
- рассмотрение типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждения и устранения;
- объяснение и показ способов организации рабочего места, правил безопасности труда;
- проверка усвоения учащимися материала вводного инструктирования;
- пробное выполнение учащимися приемов и способов выполнения изучаемой операции, показанных мастером;
- выдача заданий учащимся и распределение их по рабочим местам.
Вводный инструктаж по теме. Вводный инструктаж по теме обычно проводится по следующей схеме:
- сообщение названия и задач изучения темы, количество времени на ее изучение;
- краткое ознакомление учащихся с содержанием темы: что будут изучать, чему научатся, для чего это нужно;
- сообщение об учебно-производственных работах, которые учащиеся будут выполнять при изучении темы; демонстрация образцов-эталонов этих работ;
- указание материала специальных предметов (спецтехнологии), который учащиеся должны повторить для качественного освоения приемов и способов выполнения изучаемой операции.
На такой инструктаж на уроке выделяется не более 5-7 минут и проводится он всегда фронтально, т. е. для всей группы совместно.
Какие дидактические требования предъявляются к занятию по изучению трудовых приемов и операций?
1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения.
2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения.
3. Оптимальная интенсивность нагрузки.
4. Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
5. Использование приемов обучения в соответствии со структурой занятия.
6. Доступность в содержании и приемах обучения на занятии.
7. Использование разнообразных наглядных средств обучения.
8 Эмоциональный положительный фон занятия.
9.Сочетание коллективного характера обучения на занятии с индивидуальным и дифференцированным подходом.
10.Применение разнообразных форм закрепления материала на занятии и в другой деятельности.
11. Учет результатов занятия.