Диагностика системы управления персоналом на предприятии ООО «Авис»

 

Результативность (эффективность) ведения хозяйства на предприятии в большей мере зависит от качества действующей системы управления персоналом. Под системой управления понимает много векторную деятельность соответствующих отделов (служб) предприятия, отраслевых органов и органов центральной исполнительной власти; она охватывает ряд функциональных подсистем, перечень которых с короткой смысловой характеристикой приведем ниже.

Подсистемы управления персоналом:

. Условия труда: выполнение условий психофизиологии, эргономики и технической эстетики труда; охрана труда и техника безопасности; охрана окружающей среды

. Трудовые отношения: анализ и регуляция групповых и личных взаимоотношений; отношений руководства; управление конфликтными ситуациями; социально психологическая диагностика; взаимодействие руководителей с профсоюзами

. Оформления и учет кадров: оформление и учет принятия, освобождения и перевода; информационное обеспечение; профессиональная ориентация; обеспечение занятости

. Маркетинг, прогнозирование и планирование персонала: разработка стратегии управления персоналом; анализ рынка труда; прогнозирование потребности; связь с внешними источниками обеспечения; оценка персонала

Отсутствие или необъективность оценки системы управления и деятельности персонала, который является важной составляющей мотивации труда, дезориентирует человека, снижает активность и производительность деятельности. Под оценкой персонала и мотивационными факторами стоит понимать процесс сравнения характеристик человека с установленным эталоном, на основании которого определяется соответствие работника должности, которая обнимается, и его способность к решению поставленных заданий. Как эталон может выступать или труд наилучшего рабочего, или сумма наилучших результатов отдельных составляющих труда разных рабочих.

Для диагностики системы управления персоналом необходимо рассмотреть организационную структуру предприятия и совокупность его функций.

Итак, главным органом управления является совет учредителей ООО «Авис» (Правление), который назначает руководство - ревизионную комиссию, директора предприятия и его заместителей (в данном случае четыре заместителя директора: по экономике, по персоналу, по маркетингу и по производству).

 

Рис 3. Схема организационной структуры управления ООО «Авис»

 

Итак, проанализируем таблицу. Во главе правления стоит Совет учредителей ООО «Авис», наряду с ревизией и Правлением. Им подчиняется директор предприятия, далее по иерархической структуре ему подчиняются заместитель директора по производству, заместитель директора по маркетингу, заместитель директора по экономике, заместитель директора по персоналу. Каждый из заместителей курирует работой сразу нескольких отделов (см. рис. 3.)

Еще важной составляющей работы предприятия является установление его функций. Подбор и расстановка персонала на предприятии осуществляется на основе распределения функций предприятия. На функциях предприятия строится и организационная структура предприятия. Рассмотрим функции ООО «Авис» (см. рис. 4)

 

Рис. 4. Совокупность функций предприятия

 

Исходной общей функцией предприятия является функция производства, реализация которой оправдывает цель создания предприятия, его предназначение. По своему характеру функцию производства можно считать целенаправленной функцией, поскольку любое предприятие, по существу, и создается для ее реализации. Смысл функции производства состоит в преобразовании ресурсов в общественно-полезные результаты, то есть ее реализация непосредственно связана с превращением входных ресурсов в готовый продукт. Реализация функции производства сопровождается одновременной реализацией трех остальных общих функций - управления, обслуживания и функций, обеспечивающих общие условия процесса воспроизводства. Без их реализации функция производства становится попросту невозможной и теряет смысл.

Функция производства включает следующие функции второго порядка: подготовка производства новой продукции (разработка технологических процессов, выбор оборудования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), организация труда; нормирование затрат ресурсов (материалов, труда), организация производства; организация движения предметов труда. Взаимодействие функций производства и его обслуживания обеспечивает процесс производства продукции в материально-вещественной форме.

Функция обслуживания производства обеспечивает функционирование производственной системы в целом. Собственно функция обслуживания производства сформировалась уже давно.

В обслуживание входят следующие функции непосредственного обслуживания: организация ремонта оборудования, организация транспортного обслуживания, складского хозяйства, энергообеспечения, связи, инструментального обеспечения. Функции непосредственного обслуживания реализуются посредством предоставления услуг промышленного назначения.

Далее для детального анализа подбора и расстановки кадров проведем анализ численности работников. Данный анализ позволит определить, соответствует ли количество сотрудников и существует ли на данном предприятия потребность в персонале, в определенных категориях персонала и т.д.

Для анализа трудового потенциала ООО «Авис» сначала рассмотрим динамику численности персонала (см. табл. 2.1.)

 

Таблица 2.1.

Динамика численности ООО «Авис»

Показатели

Среднесписочная численность, чел.

Абсолютное изменение, +/-

  2008 г. 2009 г. 2010 г. 2009г к 2008 г 2010 г. к 2009г. 2010 г. к 2008г.
Рабочие · основные · вспомогательные 5645 2004 5823 2036 5909 2150 +178 +32 +86 +114 +264 +146
Служащие 417 431 452 +14 +21 +35
Специалисты 476 487 515 +11 +28 +39
Руководители 91 88 86 -3 -2 -5
Итого 8633 8865 9112 +232 +247 +479

 

Как видно из таблицы 2.1. в 2009 году на предприятии ООО «Авис» среднесписочная численность персонала увеличилась по сравнению с прошлогодним уровнем на 232 человека. Рост среднесписочной численности персонала ООО «Авис» можно оценить положительно, так как ее увеличение произошло за счет производственного персонала, специалистов и служащих предприятия. В 2010 году также наблюдается рост численности основных и вспомогательных рабочих на 86 и 114 чел. соответственно. Наблюдается также прирост специалистов и служащих, а вот численность руководителей напротив снизилась на 5 чел. в 2009 году по равнению с 2008 годом.

Динамика персонала ООО «Авис» для наглядности отражена на рис. 7.


Рис. 5. Динамика численности персонала ООО «Авис» в 2008- 2010 гг.

 

По данным рисунка наглядно видна тенденция роста численности рабочих, служащих и специалистов. В табл. 2.2. проведен анализ темпов роста показателей.

 

Таблица 2.2.

Относительные показатели динамики численности персонала ООО «Авис»

Год Рабочие

Темпы роста, %

Служащие

Темпы роста, %

Специалисты

Темпы роста, %

Руководители

Темпы роста, %

Итого

Темпы роста, %

    базисные цепные   базисные цепные   базисные цепные   базисные Цепные   базисные цепные
2008 7649 - - 417     476 - - 91 - - 8633    
2009 7859 102,7 102.7 431 103,4 103,4 487 102,3 102,3 88 96,7 96,7 8865 102,7 102,7
2010 8059 105,4 102.5 452 108,4 104,9 515 108,2 105,7 86 94,5 97,3 9112 105,5 102,8

Исходя из проведенного анализа видно, что рост численности персонала на 5,5% в 2010 году по сравнению с 2008 годом произошел за счет увеличения рабочих на 5,4%, служащих на 8,4% и специалистов на 8,2%.

Поэтому можно сделать вывод, что на предприятии существенно повысилось количество специалистов предприятия и уже не соответствует норме. Если же это произошло ввиду расширения производственной и торговой деятельности предприятия, тогда необходимо пересмотреть численность и рабочих, если же такой скачок ничем не обоснован, необходимо пересмотреть систему подбора специалистов на предприятии. Рассмотрим существующую систему подбора кадров на предприятии ООО «Авис».

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: