Дисциплина: «Основы теории пилотажно-навигационных систем»
Преподаватель: Ползик Владимир Палладьевич.
Учебный год: 2019-2020. Семестр: 6.
Филиал «Стрела» МАИ. Кафедра: С-16. РПКБ. Группа: СО-302С-17
Специальность: 24.05.06 – «Системы управления ЛА».
Специализация: «Измерительно-вычислительные комплексы систем управления воздушно-космических ЛА»
| № | ФИО | 1. Орто, локсо | 2. Орто Меркатор | 3. Маршрут | 4Манёвр | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1. | Белая Алина | ||||||||
| 2. | Джеломанова Валерия | ||||||||
| 3. | Зарубин Илья | ||||||||
| 4. | Кокорева Анастасия | ||||||||
| 5. | Морозова Екатерина | ||||||||
| 6. | Степанов Константин | ||||||||
| 7. | Федорова Елизавета | ||||||||
| 8. | Шарашин Александр |
Филиал «Стрела» МАИ. Кафедра: С-12. ЦАГИ. Группа: СО-304С-17
Специальность: 24.05.06 – «Системы управления ЛА».
Специализация: «Системы управления движением ЛА»
| № | ФИО | 1. Орто, локсо | 2. Орто Меркатор | 3. Маршрут | 4. Манёвр | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1. | Горенков Дмитрий | ||||||||
| 2. | Гранин Артур | ||||||||
| 3. | Джанумов Никита | ||||||||
| 4. | Канухин Георгий | ||||||||
| 5. | Ковалева Елизавета | ||||||||
| 6. | Корсакова Полина | ||||||||
| 7. | Максимов Игорь | ||||||||
| 8. | Матыцына Полина | ||||||||
| 9. | Новиков Александр | ||||||||
| 10. | Овчинников Илья | ||||||||
| 11. | Петрова Анастасия | ||||||||
| 12. | Пучков Дмитрий | ||||||||
| 13. | Рогачев Иван | ||||||||
| 14. | Рыбакова Марина | ||||||||
| 15. | Рыбин Максим | ||||||||
| 16. | Федюшин Владислав | ||||||||
| 17. | Ясев Даниил |
Практика 5. Расчет высоты и угла наклона траектории движения ЛА
Выполнить расчет высоты и угла наклона траектории движения ЛА в вертикальной плоскости на основании табличных данных показаний акселерометра ay в промежутке времени от 0 до 60 с. Рассчитать:
· вертикальную скорость Vy,
· значение путевой скорости W,
· новую высоту эшелона H в метрах и в обозначении FLХХХ,
· угол наклона траектории q.
Расчет выполнить в среде Excel и результаты представить в виде таблицы и графиков.
Порядок выполнения работы
1. В редакторе Excel сформировать заголовок таблицы:
| t | a y, м/с2 | V y, м/с | W, км/ч | x, м | H, м | q, градус |
2. Заполнить вручную время в секундах от 0 до 60 с шагом 1,0 и ускорение ayi по данным из таблицы. Считаем, что эти данные мы получили после полёта с регистратора параметров.
В расчёте учитывать: x0= 0, скорость Wх из таблицы в полёте не меняется.
Весь фрагмент полета разбит по времени на 5 участков:
· первый участок 0,0 ¸ 9,0 секунд – без ускорения, aу = 0, линейный горизонтальный участок траектории полёта перед манёвром q =0;
· второй участок 10,0 ¸ 20,0 секунд aу из таблицы, манёвр с увеличением угла наклона траектории q ¹0;
· третий участок 21,0 ¸ 39,0 секунд – без ускорения, aу = 0, участок траектории полёта с постоянным углом наклона траектории q =const;
· четвёртый участок 40,0 ¸ 50,0 секунд aу из таблицы, манёвр с умегньшением до нуля угла наклона траектории q ¹0;
· пятый участок 51,0 ¸ 60,0 секунд – без ускорения, aу = 0, линейный горизонтальный участок траектории полёта после манёвра q =0;
3. Используя формулы, выполнить расчёт V y, W, x, H, q.
Решение дифференциальных уравнений выполнить методом Эйлера с шагом интегрирования Dt = 1,0 с в виде:
xi+1 = xi + Wxi Dt Vyi+1 = Vyi + ayi Dt Hi+1 = Hi + Vyi Dt
Dt = ti+1 – ti
Путевая скорость: 
Угол наклона траектории: q = arcsin(Vy /W)
4. По результатам полученных вычислений в среде Excel подготовить отчёт.
В отчет поместить исходные данные, формулы для расчета и графики.
Построить графики изменения указанных параметров (см. пример).
В соответствии с правилами эшелонирования ИКАО, эшелоны рассчитываются в футах и обозначаются аббревиатурой FL (Flight Level), за которым следует высота эшелона в сотнях футов, обозначение единиц опускается.
Например, FL150 означает эшелон высотой Нэш =15000 футов.
Для справки: 1 м/с = 3,6 км/час 1 фут = 0,3048 м.
При расчётах необходимо выполнить согласование размерностей разных величин:
a [м/с2], W [км/ч], х [м].
Построить траекторию движения ЛА в вертикальной плоскости, при этом ось ОХ нужно расположить горизонтально на графике, ось ОY – расположить вертикально на графике.
В отчете указать начальную высоту, конечную высоту, максимальный угол наклона траектории q, при котором выполнялся маневр по набору высоты.






