Где и в какое время происходит действие

Домашнее задание по истории детской литературы

Студентки группы 19ИПД2 Пахоленко Ирины

по теме "Книга о Великой Отеч. войне в детском чтении (4 часа)":

1) Сопоставительный анализ повестей: "Сын полка" И.Катаева и "Иван" В.Богомолова: где и в какое время происходит действие, герои в системе образов; хар-ки персонажей, приемы их создания; сюжет; проблематика, авторские акценты в решении темы "детство и война".

"Сын полка" И.Катаева

Жанровая направленность произведения представляет собой историческую прозу, в которой изображаются реально происходящие события с участием вымышленных героев.

Композиционная структура повести представляется в виде последовательного повествования, при этом сюжетные события отличаются стремительным развитием.

Повесть Катаева «Сын полка» была написана в 1944 году. В книге впервые в советской литературе тема война была раскрыта через восприятие ребенка – Вани Солнцева, мальчика двенадцати лет. За повесть «Сын полка» Катаев был удостоен Сталинской премии II степени. Произведение написано в рамках литературной традиции соцреализм.

Где и в какое время происходит действие;

Действие происходит в 1944 году (в произведении сказано, что прошло 3 года после начала войны) во время Великой Отечественной войны

Автор создал «Сына полка» на основе реальных событий, которые вправду имели место во время Второй мировой войны. События происходят в период 1941-1945 гг. во время Великой Отечественной войны. Основные действия повести разворачиваются в осень-зиму 1944 г.

Где: на территории бывшего Советского Союза.

Герои в системе образов;

Главным персонажем повести является Ваня Солнцев, представленный в образе двенадцатилетнего мальчика, оказавшегося в период войны круглой сиротой, поскольку вся его семья погибает. Мальчик отличается отвагой, смелостью, мужеством, желанием освободить страну от вражеских захватчиков. (Мальчик в этом произведениии является символом мирной жизни, далекого счастливого безвоенного прошлого: ведь для каждого из солдат он предстает либо сыном, либо младшим братом, либо племянником, а некоторым напоминает их самих в детстве)

Второстепенными персонажами произведения представляются советские воины в лице Биденко (Бывший донбасский шахтер, а теперь – разведчик. Огромный великан, получивший от остряков - друзей прозвище «шкелет». Справедливый и честный боец, отличный разведчик. Всем сердцем привязался к Ване, названному разведчиками «пастушком». Не смог довести мальчика до штаба фронта, Ваня сумел сбежать от него. Втайне гордится смекалкой мальчика, друзья над ним подшучивают, что такой прославленный разведчик упустил маленького «пастушка».) Горбунова (В «Сыне полка» герои остаются настоящими людьми и во время войны, не теряют своего человеческого облика, и разведчик Горбунов – тому пример. Это добродушный и гостеприимный человек, хлебосольный и общительный собеседник. Хозяйственный, аккуратный, он и в боевых условиях старается максимально обустроить солдатский быт, навести порядок. Закадычный друг Биденко. Гордится званием разведчика, в нем живет доброе тщеславие: Горбунов любит прихвастнуть особым положением в отряде. Надежный друг, готовый всегда прийти на помощь.), Енакиева, (Командир батареи, настоящий боевой офицер, справедливый и мужественный командир. Немцы убили его семью, в том числе, и маленького сына, и Енакиев решает усыновить Ваню. Ему с первого раза приглянулся боевой мальчишка, и капитан мечтает вырастить из него достойного офицера. Енакиев – требовательный и строгий командир не только к своим бойцам, но и к себе. Он отважно сражается с фашистами, мужественно защищая свою родную землю. Капитан вызывает огонь противника на себя, не забыв о мальчике, которого успевает отослать с донесением в штаб, и сам геройски погибает.), а также Ковалева, изображенного в качестве наводчика орудия, баяниста и весельчака.(Знаменитый на весь фронт наводчик артиллерийского орудия, заслуживший почетное звание Героя Советского Союза. Имея полное право не ходить на фронт по возрасту, бывший артиллерист первой мировой войны, он и в 1941 году не стал оставаться в стороне от защиты родной земли, и уже в первый день войны, добровольцем ушел на фронт защищать родную землю. Ковалев – настоящий герой, беззаветно любящий свою родину, и люто ненавидевший врагов. Трепетно и с любовью относится к своему орудию, содержит его в идеальном порядке. Мужественный, храбрый, и волевой герой.)

 

Хар-ки персонажей, приемы их создания;

Отличительной особенностью произведения является описание автором не только внешность героев с их характерными чертами, а также изображение переживаний, мыслей персонажей, выраженных в диалогах, а также воспоминаниях и мечтах о будущем.

Психологизм проявляется во всем:в метафоричных деталях(«синие искорки» в глазах мальчика), в диалогах, переживания солдат о судьбе мальчика, в художественных деталях (потрепанный букварь Вани — символ потерянного, навсегда утраченного, искаженного войной детства; постоянно повторяющаяся фраза – «Рабы не мы. Мы не рабы», понятная даже детям. Эта фраза помогает читателю понять отношение мальчика к немецким содатам, проникнуться к нему уважением за упертое нежелание сдаваться им).

Катаев описывает сына полка,историю многих мальчишек,которые попадали на фронт и воевали,наравне со взрослыми.Описывая внешность героев,автор передаёт черты характера,переживания и мысли через диалоги. Отдельное место отводится переживаниям командира,раздумывающего о судьбе мальчика,отступление в воспоминаниях. Повесть построена последовательно,события развиваются стремительно. Отводится и место подвигу,как человеческому, так и должностному,решение капитана отослать Ваню, спасает его от верной гибели. Выполняя долг перед Родиной,гибнут люди,но они верят в победу,в светлые идеалы и в победу над фашизмом. Повесть подчёркивает отношение людей к младшим,показывая лучшие качества русского народа.

 

Сюжет;

Сюжетная линия разворачивается в момент встречи обездоленного Вани с советскими разведчиками, которые забирают его в полк, где мальчик становится подопечным всех солдат, в особенности Биденко и Горбунова, считающих ребенка сыном полка, лишенного родительской любви, заботы и ласки.

Среди военных мальчик обучается не только выживанию в сложных условиях в период войны практически не имея одежды и пищи, но и осваивает военное дело, помогая солдатам в разведывательных мероприятиях, тем самым утоляя свою месть фашистам за погибшую семью.

Командир полка в лице Енакиева также привязывается к смышлёному и умному ребенку, а также мечтает по окончании войны стать для Вани Солнцева официальным усыновителем. При этом неоднократно капитан пытается отправить ребенка в тыл, но Ваня все равно возвращается в полк.

Однако жизненные обстоятельства складываются таким образом, что Енакиев погибает, сумев предварительно спасти жизнь мальчика путем его отправки на задание в штаб, подальше от места ожесточенного боя с немецкими захватчиками.

Артиллерийской батареей, где служили разведчики, руководил капитан Енакиев, человек честный, порядочный, расчетливый, с аналитическим составом ума, добрый, непреклонный и точный. Именно в этот полк и попал Ваня. Автор рассказывает, что мальчик стал членом семьи разведчиков в результате тяжких и долгих не детских приключений вдоль линии фронта. У отрока погиб отец во время боевых действий, а мать погибла от рук нацистов. Женщина отказалась отдавать кормилицу – корову. У Вани была еще и младшая сестра, о детях заботилась бабушка. Но страшный военный голод унес жизни родных мальчику людей. Ему чудом удалось выжить. Довелось парню и скитаться в одиночестве, и попасть в лапы жандармов, а оттуда – в детский изолятор. Переболеть тифом и чесоткой и при этом выжить. Сбежать из изолятора, два года прожить в лесу, в надежде пересечь линию фронта и только тогда попасть к своим, но при этом немного одичать, не потерять человеческое лицо. Военные нашли у мальчика старый букварь и ржавый гвоздь, которые он бережно хранил. Маленький человечек 12 лет был изнеможенный, очень худой, на вид ему можно было дать лет 10.

Ребенок на войне

Командир полка, капитан Енакиев отлично понимал, что ребенку на войне не место. Глядя на Ваню, сразу приходили мысли о собственной семье: жене и ребенке, они погибли во время бомбежки три года назад, по дороге в Минск. Енакиев решает отправить Ваню в тыл. Мальчик, не ведая о решении командира, наслаждался обществом боевых товарищей. Он поселился в палатке с двумя разведчиками – Кузьмой Горбуновым и Василием Биденко, парни были верными друзьями, и отличными хозяевами, слава об их дружбе гремела на всю батарею. Солдаты присматривали за мальчиком, кормили вкуснейшими на тот момент яствами – картошкой тушенкой. Друзья Вани ефрейтор Биденко – «большой» шахтер из Донбасса, и «приятной полноты» ефрейтор Горбунов – забайкальский лесоруб приняли мальчика вы свое содружество, полюбили и величали пастушонком.

Проблематика, авторские акценты в решении темы "детство и война".

В произведении, которое написал Катаев, практически все события происходят во времена войны. В это тяжелое и очень трудное время все отправлялись на войну, а дети оставались одни. Сироты бродили по улицам и искали еду не только себе, но и своим братьям и сестрам. Многих ребят забрали в специальные подразделения и потом из них сделали настоящих солдат, которые потом отправлялись в самое пекло войны. Мальчишки старались и выполняли все что им прикажут и чему учат. А потом превращались в сильных мужчин, которые ничего не боятся и готовы отдать последнюю каплю крови за защиту своей родины.

Дети лишились всего чего заслуживали. Они потеряли своих родителей, а также дом. Теперь им приходилось выживать в страшных условиях, в которых раньше они никогда не бывали. Они прекрасно понимали, что детство навсегда закончилось и больше никогда не повториться. Если другие дети знают, что такое отдыхать и просто радоваться жизни, то этим детям никогда этого не узнать, ведь теперь для них открывается совсем другая жизнь. И принимать решения им придется самостоятельно.

К этим же ребятам относится и главный герой, судьба Вани – не единственная в роде. Это общий образ таких вот «сыновей полка», зачисленных и «поставленных на все виды обеспечения и продовольствия», сироты, родители которых погибли…

Смысловая нагрузка рассказа заключается в проявлении русским народом патриотических чувств, мужества, отваги, героизма, храбрости, веры в справедливость и готовности умереть ради победы и освобождения родины, вне зависимости от возраста.

У войны не женское лицо …

Катаев мастерски описал непростой жизненный период человечества в годы второй мировой войны. «Сын полка» – история простого деревенского мальчишки, Вани Солнцева. Война его осиротила, отобрала родных и дом родной, ног тяжелые испытания судьбы не сломали мальчика, а заставили жить. Даже не жить, а выживать в жестоких условиях военных действий. Война закалила дух подростка, вселила веру в будущее, которое необходимо завоевать потом и кровью самостоятельно, противостоять врагу любой ценой за живых, и как месть – за мертвых. А жизнь показала – что мир не без добрых людей. Среди солдат ему удалось найти не только товарищей, обрести настоящую семью. Автор акцентирует внимание на выдержке, упорстве, смелости, хитрости и храбрости совсем еще юного мальчика: везунчика, любимца судьбы, собранность в критических ситуациях. Возможно, подарки судьбы в виде постоянного фарта он воспринимает не как военный реализм, а как авантюрное приключение, что собственно, и свойственно детям. Благодаря закалке и выдержке ему удается пройти и выстоять войну, а в будущем – стать солдатом и офицером.

 

"Иван" В.Богомолова

Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.

В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война безжалостна и бесчеловечна.

Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.

Идея - Война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.

Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.

Где и в какое время происходит действие

Действие происходит во время Великой Отечественной войны. Уже в первые дни войны судьба жестоко распорядилась с Иваном: отец убит на границе, полуторагодовалая сестрёнка погибла у него на глазах. И герой принял решение — мстить врагу, стать полезным нашей армии.

Герои в системе образов;

Главные герои

Иван – одиннадцатилетний мальчик-сирота, разведчик с несгибаемой силой воли.Иван — ещё совсем мальчик: он играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, будто настоящий командир. Он хотел бы остаться ребёнком, но вынужден каждый день смотреть в лицо смерти. Иван подолгу живёт на оккупированной немцами территории, ходит по деревням, посёлкам и собирает для штаба сведения о силе врага и его вооружении. Он всё видит, всё запоминает. И информация, которую он добывает, очень ценна. Читая о пребывании мальчика в тылу врага, понимаешь, что ему тяжело и страшно: он один, опасные ситуации возникают ежедневно, а совета спросить не у кого. Каким же нужно быть мужественным, волевым человеком — ведь рассчитывать приходилось только на себя. Даже смелый Холин в разговоре с Гальцевым сказал: «Третий год воюешь?.. И я третий... А в глаза смерти — как Иван! — мы, может, и не заглядывали... За тобой батальон, полк, целая армия... А он один — Ребёнок!»

Гальцев – старший лейтенант, молодой человек, привязавшийся к Ивану.

Другие персонажи

Подполковник Грязнов – штабной офицер, с которым напрямую работал Иван.

Холин – капитан, офицер разведывательного штаба, красавец и большой шутник.

Катасонов – старшина, разведчик, приятель Вани

Холин, Гальцев, Катасоныч — это взрослые друзья Ивана по партизанскому отряду. Они относятся к нему по-отцовски, с нежностью, всё готовы для него сделать, потому что понимают, как опасна работа, которую выполняет мальчик для штаба армии. Но они вынуждены посылать Ивана в разведку, ведь шла война, от исхода которой зависела судьба страны.

Хар-ки персонажей, приемы их создания;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: