Страна-разработчик: США
Тип: одноместный тактический истребитель-бомбардировщик палубного и аэродромного базирования
Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 «Хорнет» на сегодняшний день является одним из самых удачных современных боевых самолетов и основным боевым самолетом авиации ВМС США. 22 января 1976 г. было объявлено о начале его создания. Палубный истребитель F/A-18 получил название «Хорнет» («Шершень»).
Он представлял собой свободнонесущий среднеплан со складывающимися крыльями; хвостовое оперение состояло из двух килей, наклоненных наружу, и цельноповоротных стабилизаторов, по одному с каждой стороны фюзеляжа, движущихся вместе или раздельно; убирающееся трехколесное шасси включало в себя носовое шасси, приспособленное для старта с помощью катапульты; имелся тормозной крюк для посадки на авианосец; силовая установка состояла из двух турбовентиляторных двигателей Дженерал Электрик (General Electric) F404-GE-400 с тягой по 71 кН.
Первый из 11 прототипов самолетов поднялся в воздух 18 ноября 1978 г. В течение 12 месяцев все 11 аппаратов плюс два двухместных учебно-тренировочных самолета TF/A-18A (позднее переименованные в F-18B) прошли испытания. Первый серийный самолет F/A-18A был поставлен в ВМС США в мае 1980 г.
При испытаниях самолета не обошлось без потерь. В 1980 г. были разбиты два "Хорнета". У одного отказал двигатель и возник пожар в воздухе. Второй вошел в плоский штопор и ударился о землю. Пилоты сумели катапультироваться. Последний случай особенно встревожил специалистов: нет ли у самолета тенденции к сваливанию в штопор.
Расчетный ресурс планера - 6000 летных часов, или 2000 взлетов с помощью катапульты и 2000 посадок с аэрофинишером.
Запас топлива в них - 5000 кг. Вместе с заполненными подвесными баками максимальное количество авиакеросина достигает 7990 кг, что позволяет достигать максимальной перегоночной дальности 3800 км.
Два стреловидных киля имеют незначительный угол внешнего развала и небольшие по площади рули поворота. В верхней части правого киля расположена антенна станции предупреждения об облучении РЛС. Крыло, хвостовое оперение, закрылки, элероны, крышки смотровых люков выполнены с применением композиционных материалов, общая масса которых составляет 590 кг.
"Хорнет" оснащен первоклассным электронным оборудованием, позволяющим выполнять боевые задачи ночью и в сложных метеоусловиях. Он имеет две 16-разрядные БЦВМ Контрол Дейта AN/AYK-14, инерциальную навигационную систему Коллинз AN/ARN-118 TACAN, систему посадки по приборам, радиокомпас, систему опознавания "свой-чужой", радиовысотомер, две УКВ радиостанции, систему предупреждения о радиолокационном облучении Магнавокс AN/ALR-50, систему РЭБ, устройство для разбрасывания дипольных отражателей, ИК-трассеры и постановщик радиопомех.
TTХ:
· Экипаж: 1 человек
· Длина: 18,31 м
· Размах крыла: 13,62 м
· со сложенным крылом: 9,32 м
· Высота: 4,88 м
· Площадь крыла: 46,45 м²
· Масса пустого: 13 387 кг
· Масса снаряжённого: 14 790 кг
· Нормальная взлётная масса: 21 320 кг
· Максимальная взлётная масса: 29 937 кг
· Масса топлива:
· во внутренних баках: 6 559 кг
· на внешней подвеске: 7 264 кг (до 4х 1 816 кг ПТБ)
· Двигатели: 2× ТРДД General Electric F414-GE-400
· Тяга максимальная: 2× 6400 кгс (2× 62,3 кН)
· Тяга на форсаже: 2×10000 кгс (2× 97,9 кН)
ЛТХ:
· Максимальная скорость(E/F models): 1,8+ М
· Боевой радиус: 726 км
· Боевая дальность: 2 003 км (Без ПТБ, с 2× AIM-9
· Перегоночная дальность: 2 850 км (с 3 ПТБ и 2 AIM-9)
· Продолжительность патрулирования: 2,25 часа
· Практический потолок: 15 240 м
· Нагрузка на крыло: 453 кг/м²
· Тяговооружённость: 0,93
· Максимальная эксплуатационная перегрузка: 7,6 g
Вооружение:
· Пушечное: 1× шестиствольная 20 мм модернизированная пушка М61А1 Вулкан уменьшенной массы, боезапас 570 патронов
· Узлов подвески вооружения: 11
· Боевая нагрузка: 8 051 кг различного вооружения:
· 2× ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder на концах крыльев
· ракеты «воздух-воздух» AIM-7, AIM-120 AMRAAM
· ракеты «воздух-поверхность»: AGM-65 Maverick, AGM-88 HARM, AGM-84H SLAM-ER, AGM-154 JSOW, AGM-62 Walleye ER/DL и Walleye-1.
· корректируемые бомбы: 450 кг GBU-32 JDAM, 907 кг GBU-31 JDAM, GBU-12 Paveway II, GBU-24 и GBU-15,
· кассетные бомбы: CBU-72 и CBU-59
· свободнопадающие бомбы Mk.84, Mk.82LD, Mk.82HD, Mk.63, Mk.62, Mk.65, Mk.20 и Mk.83
· напалмовые бомбы: BLU
· ядерные бомбы: В-57 (В-61) 100/500 кТ. (предполагаемая информация)
· Неуправлямые ракеты: 70 мм LAU-58.
· Авиационные ловушки TALD
В середине 80-х годов сложилась непростая политическая ситуация в Средиземноморье. Ряд ближневосточных стран захлестнула волна терроризма. По данным американской разведки главные опорные базы террористов находились на ливийской территории. В начале 1987 г. 6-й флот США с одобрения ООН прошел через Гибралтарский пролив и приступил к военной операции против Ливии. Вскоре дело дошло до стычек в воздухе между ливийскими пилотами на "МиГах" и американцами на F-14 и F/A-18. По мере нарастания конфликта F/A-18 с авианосцев стали привлекаться для штурмовых ударов по ракетным базам и другим военным объектам Ливии.
15 октября 1986-го самолеты, взлетевшие с авианосцев, соединились с группой из 18 "Хорнетов", прилетевшей из Англии. Цель акции "Эльдорадо-Каньон" состояла в том, чтобы совместными усилиями нанести удар по военному аэродрому в Бенгази. Основной задачей "Хорнетов" стало подавление ПВО Ливии. Они были вооружены самонаводящимися ракетами AGM-88. При подлете к цели F/ А-18 попали под обстрел зенитными ракетами С-75, но постановка помех и противоракетный маневр помогли избежать попаданий. Боевая задача была выполнена. Военный дебют "Хорнетов" оказался удачным, и их успех высоко оценили военные специалисты, лишний раз подтвердив мнение заказчиков F/A-18 в том, что они не ошиблись в выборе.
«Супер Хорнет» имеет ряд отличий от предшественника. В частности, основой усовершенствованного БРЭО стала новая БРЛС «Рейтеон APG-73», которую позднее устанавливали на истребители F/A-18C более поздних выпусков.
Встроенный комплекс РЭП ЮЕСМ состоит из трех основных элементов: системы предупреждения о радиолокационном облучении ALR-67(V)3, система постановки радиочастотных помех ALQ-214 и буксируемая с помощью оптоволоконного кабеля ложная цель ALE-55. Правда пока две последние системы находятся в стадии разработки и испытаний, так что сейчас на самолетах применяются буксируемые ложные цели ALE-50. У новой модификации была существенно снижена радиолокационная заметность со стороны передней и задней полусфер. Изменена форма воздухозабрников, являющихся сильным источником отражения электромагнитного излучения. Каналы воздухозаборников искривлены вниз и вбок для отражения излучения в сторону от продольной оси самолета. Внутренние поверхности воздушных каналов сделаны из радиопоглощающего материала. Значительное внимание уделено подгонке большого числа панелей корпуса, и заполнению полостей между ними, что также способствовало снижению заметности самолета. По утверждению разработчиков, на самолете «Супер Хорнет» реализованы наиболее масштабные меры по снижению радиолокационной заметности среди всех современных истребителей, за исключением F-22 и F-35.
Самолет «Супер Хорнет» имеет несколько увеличенные размеры, что позволило принять более эффективные меры по снижению радиолокационного сечения. Размеры наплыва по носку крыла в корневой части и площади горизонтального стабилизатора и килей увеличены.
Самолеты также оснащены усовершенствованной цифровой ЭДСУ, резервная механическая система управления отсутствует. Самолет F/A-18F«Супер Хорнет» является двухместным вариантом истребителя F/A-18E. Задняя кабина у него имеет то же оборудование на приборной доске, что и передняя, т. е. она может использоваться как место оператора систем оружия, так и для размещения обучаемого курсанта. ВМС США вначале намеревались приобрести 1000 самолетов «Супер Хорнет», однако потом объем закупок было решено сократить. В настоящее время произведено 432 единицы данных машин. В настоящее время данные машины остаются основой авиационной мощи ВМС США, и в обозримом будущем эта ситуация вряд ли изменится.
Появление F/A-18E/F первой четверти XXI века все палубные авиакрылья (многоцелевое, ударное средней и ударное большой дальности) привести к новому типовому составу
Всего - 70 самолетов, из них 38 -многоцелевые истребители "Супер Хорнет", которые будут находиться на вооружении по крайней мере до 2020 г.






