- выделять опорные слова в тексте (фрагменте текста, предложении);
- разделять текст на смысловые части;
• составлять к каждому абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию;
• формулировать вопрос к каждой смысловой части текста;
• составлять план текста (назывной, вопросный, тезисный);
• кратко излагать содержание абзаца (фрагмента текста, текста в целом);
• выделять в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания;
• выписывать наиболее существенную информацию из каждой части текста (через несколько дней можно попытаться «расшифровать» написанное, то есть заново восстановить полный текст по своей сокращённой записи и сравнить результат «восстановления» с исходным текстом);
• трансформировать (преобразовать) сложные предложения в простые, сохраняя его суть (два или несколько простых в сложное).
ПАМЯТКА