Цивилизационный подход

Цивилизационный подход исходит из идеи постоянного возвращения круговорота, идеи множественности культур, характерной для философов-романтиков. Особенности:

 

- Отрицание единства человечества и его истории

 

- Отрицание европоцентризма

 

- Утверждение идеи множественности и уникальности культур

 

- биологизм – перенос законов биологического организма на развитие культуры.

 

Теория локальных цивилизаций рассматривает человечество как совокупность исторически сложившихся общностей, каждая из которых занимает определенную территорию и имеет свои особенности.

 

Шпенглер. Человечество не едино, а следовательно, каждая культура уникальна, несопоставима, неповторима. Каждая культура подобна биологическому организму, ведет обособленное существование, обладает внутренним единством. Подобно организму, она имеет отмеренный срок жизни (1000 лет) и проходит следующие этапы развития:

 

- Детство

 

- Юность

 

- Зрелость

 

- Старость

 

- Смерть

 

Последний этап развития культуры Шпенглер называет цивилизацией – это упадок культуры, деградация. Если культура – это органически жизненное явление, то цивилизация явление исключительно технико-механическое. Европа пережила свой расцвет в эпоху античности, а теперь она вступила в фазу цивилизации, кризиса культуры.

 

Признаками кризиса являются:

 

- торжество техники

 

- потребительская психология

 

- массовая культура и человек массы

 

- упадок искусства.

 

Тойнби. Рассматривает локальную цивилизацию как главную единицу истории. Отрицает единство человечества. Сформулировал закон развития цивилизаций, который называется законом «вызова и ответа». Каждая цивилизация в своем развитии сталкивается с определенными вызовами истории, т.е. с проблемами природного и социального характера. Если цивилизация достойно отвечает на вызов истории, то она получает импульс к дальнейшему развитию. Если же этот вызов оказался ей не по силам, то происходит надлом цивилизации, а потом ее упадок. Движущей силой цивилизации, за счет которой и происходит ответ на вызов, является ее элита, творческое меньшинство, противопоставленное пассивному большинству.

 

Стадиальная теория. Рассматривает исторический процесс, как циклическое чередование определенных стадий, каждая их которых обладает ярким своеобразием.

 

Сорокин. Рассматривает культурно-исторический процесс, как циклическое чередование трех типов культуры:

 

1) Чувственный, для которого характерно эмпирически чувственное восприятие, оценка действительности с точки зрения утилитарной (польза) и гедонистической (наслаждение).

 

2) Идеациональный – культура, для которой характерна ориентация на сверхчувственные ценности (Бог, Абсолют).

 

3) Идеалистический – смешанный тип, сочетающий черты первого и второго типов.

 

Каждый из этих трех типов обладает единством ценностей и значений, которое проявляется во всех сферах культуры.

http://kultyres.ru/stati2/tsivilizatsionniy_podhod.html

 

Конгломера́т (от лат. conglomerates — скопившийся, собранный) — объединение фирм, иногда — юридическое лицо, в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам (например, страны БРИКС), а также многопрофильным компаниям.

 

Как правило, конгломераты образуются путём поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.

 

Конгломераты являются публичными компаниями, акции которых торгуются на фондовых биржах, как правило, с дисконтом к чистой стоимости их активов.

 

Одними из самых известных компаний-конгломератов являются General Electric, Virgin Group и Hitachi.

 

оциа́льная стратифика́ция (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — система признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Одно из основных понятий социологии.

Содержание

[убрать]

· 1 Описание

· 2 Теория У. Л. Уорнера о социальной стратификации

o 2.1 Различие между историческими формами социальной стратификации

· 3 Профессиональная стратификация

o 3.1 Межпрофессиональная стратификация

o 3.2 Внутрипрофессиональная стратификация

· 4 См. также

· 5 Примечания

· 6 Литература

· 7 Ссылки

Описание[править | править вики-текст]

Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

В социальной стратификации устанавливаются определённая социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и формируется иерархия из социальных слоев. Таким образом, фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путём установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоёв может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нём по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В самых ранних архаических социальных системах структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с установлением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются «посвящённые», то есть те, кто посвящён в определённые социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвящённые — профаны[1]. Внутри такое общество может и дальше при необходимости по мере развития стратифицироваться. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.

Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели достаточно сложны — многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают сосуществование множества стратификационных моделей): цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.

Важнейшей динамической характеристикой общества является социальная мобильность. Согласно определению П. А. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»[2]. Однако не всегда социальные агенты перемещаются с одной позиции на другую, возможно перемещение самих социальных позиций в социальной иерархии, такое перемещение называется «позиционная мобильность» (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Наряду с социальными фильтрами, устанавливающими барьеры социальному перемещению, в обществе существуют и «социальные лифты», значительно ускоряющие этот процесс (в кризисном обществе — революции, войны, завоевания и т. п.; в нормальном, стабильном обществе — семья, брак,образование, собственность и т. д.). Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.

Теория У. Л. Уорнера о социальной стратификации[править | править вики-текст]

Уорнер выдвинул теорию о престиже различных слоёв общества на основе высказывания людей друг о друге.

По теории Уорнера, население современного западного общества делится на шесть слоёв: Богатые аристократы. Миллионеры в первом поколении. Высокообразованные интеллектуалы (врачи, юристы), деловые люди (владельцы капитала). Канцелярские служащие, секретари, кассиры, рядовые врачи, школьные учителя и другие «белые воротнички». Квалифицированные рабочие («синие воротнички»). Электрики, слесари, сварщики, токари, водители и т. п. Бездомные бродяги нищие, преступники и безработные.

Различие между историческими формами социальной стратификации [править | править вики-текст]

Исторические формы социальной стратификации различаются по степени строгости «фильтров» на этажах социальной стратификации.

Касты — это группы людей в социальной иерархии, где социальные лифты полностью выключены, поэтому люди не имеют никакой возможности сделать карьеру.

Сословия — это группы людей в социальной иерархии, где строгие «фильтры» сильно ограничивают социальную мобильность и замедляют движение «лифтов».

Слои — это группы людей в социальной иерархии, где социальные «фильтры» не создают никаких искусственных препятствий для желающих сделать карьеру, единственным условием для этого служит наличие у претендента таланта и финансовых средств.

Рабство — это первая историческая система стратификации [ источник не указан 353 дня ]. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существует во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство — это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

Профессиональная стратификация[править | править вики-текст]

Профессиональная стратификация — разделение социума на слои, основываясь на успешности исполнения ролей, наличия знаний, умений, образования, и т. д.[3]

Проявляется в двух формах[4]:

· Иерархия основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация);

· Стратификация внутри каждой профессиональной группы (внутрипрофессиональная стратификация).

Межпрофессиональная стратификация [править | править вики-текст]

Показателями межпрофессиональной стратификации являются[4]:

· Важность профессии для выживания и функционирования группы, социальный статус профессии;

· Уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Прежде всего социально значимыми признаются профессии связанные с организацией и контролем самих профессиональных групп. Например, неуставное поведение солдата или недобросовестность работника фирмы не окажут существенного влияния на других, но общий негативный статус группы, к которым они принадлежат, существенно влияет на всю армию или фирму[4].

Для успешного выполнения функции организации и контроля требуется более высокий уровень интеллекта, чем для физической работы. Такой труд лучше оплачивается. В любом обществе более профессиональной считается деятельность по осуществлению организации и контроля и интеллектуальную деятельность. Эти группы в межпрофессиональной стратификации имеют более высокий ранг[4].

Однако есть и исключения[4]:

1. Возможность наложения более высоких уровней низшего профессионального слоя на низшие уровни следующего, но более высокого профессионального слоя. Например, лидер строителей становится бригадиром, а бригадиры, могут накладываться на низшее звено инженеров.

2. Резкое нарушение сложившегося соотношения слоев. Это периоды переворота, если слой после не исчезнет вовсе, прежнее соотношение быстро восстанавливается.

Внутрипрофессиональная стратификация [править | править вики-текст]

Представители каждого профессионального слоя подразделяются на три группы, в свою очередь каждая группа подразделяется на множество подгрупп:

1. Предприниматели или хозяева. Экономически независимые в своей деятельности, которая заключается в организации и контроле своего «дела» и своих служащих;

2. Служащие высшей категории: директора, менеджеры, главные инженеры, члены совета директоров корпораций и т. п.[5] Они не «владельцы» дела, над ними стоит хозяин, но они продают свой труд и получают за это зарплату. Данные категории профессионалов играют важную роль в организации «ведения дела». Их профессиональная функция заключается не в физическом, а в интеллектуальном труде;

3. наёмные рабочие. Они, как и служащие высокого ранга продают свой труд, но дешевле. Будучи, в основном, работниками физического труда, они зависимы в своей деятельности от покупателя рабочей силы.

Внутрипрофессиональные слои могут иметь различные названия, но они существуют во всех обществах.

См. также[править | править вики-текст]

· Социальная структура

· Социальный класс

· Креативный класс

· Социальное неравенство

· Религиозное расслоение

· Расизм

· Касты

· Классовая борьба

· Социальное поведение

· Теория социальной стратификации

Примечания[править | править вики-текст]

1. Профан − от лат. pro fano − лишённый святости, непосвящённый; профаны − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники.

2. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — C. 373

3. Социальная стратификация. Проверено 18 ноября 2013.

4. ↑ Перейти к: 12345 Профессиональная стратификация. Проверено 18 ноября 2013.

5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ. Проверено 18 ноября 2013.

 

Значение культуры для человечества

Развитие общества предполагает прохождение им определенных этапов. Развитие человеческой истории изучается с помощью фиксации различных явлений. Одним из таких явлений выступает культура.

В истории общественной мысли существовали различные оценки значения культуры для общества и человека. Одни ученые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в достойного члена общества, а этапы развития культуры — ступенями прогрессивного развития человечества. Другие считали, что культура есть зло, которое служит подавлению и порабощению человека. Несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта, одной из важнейших характеристик жизнедеятельности общества в целом и отдельной личности.

Традиционно культуру принято подразделять на:

материальную;

духовную.

К достижениям (результатам развития) материальной культуры относят технику, технологию, материальные ценности, которые в совокупности составляют искусственные условия и средства человеческого существования. Достижениями духовной культуры считают науку, искусство, религию, мораль, философию, право. Каждая из перечисленных форм, в свою очередь, состоит из совокупности многих элементов: нормы и эталоны поведения, законы, обычаи, традиции, знания, идеи, образы, символы и язык. Разграничение материального и духовного в культуре весьма условно, поскольку касается не сущности культуры, а ее форм воплощения. Они могут влиять друг на друга и даже вступать в конфликты, но только в совокупности они составляют программы общественных отношений.

История развития культуры. Универсалии культуры

С учетом исторического развития культуры в ней различают три слоя, уровня. Первый составляют остатки прошлых культур. Во второй входят программы отношений, присущие современному обществу. Третий образуют начала культур будущего. Все уровни составляют единую систему благодаря общим мировоззренческим представлениям и понятиям, которые называются мировоззренческими универсалиями культуры. Исторически складываются определенные системы универсалий, составляющих совокупность знаний о мире, месте человека в нем, добре, зле и т. д. В этих системах проявляются черты, общие для всякой культуры. Вместе с тем в культуре имеются черты, присущие отдельным народам, нациям. Поэтому говорят о специфике русской, немецкой, американской и других культур как присущих каждому народу способах существования, которые могут влиять друг на друга. Культурными особенностями обладают определенные социальные общности, группы (юристы, врачи и т. д.) и отдельные люди. Каждый человек как личность является творением культуры, становится личностью, усваивая достижения культуры в процессе социализации.

Рассматривая ход человеческой истории, можно увидеть, что никакие крупные социальные преобразования не происходят без соответствующего изменения культуры. Примером могут служить неоднократные переходы российского общества к качественно изменяющимся показателям культуры в течение одного только XX в. Так, в начале прошлого столетия российское общество в подавляющем большинстве состояло из людей, верующих в Бога. Затем несколько десятилетий в нашей стране насаждался атеизм. С последнего десятилетия века была провозглашена свобода вероисповедания.

Анализ общественного развития через рассмотрение исторических типов культур называют культурологическим подходом к исследованию человеческой истории. Одним из основоположников такого подхода в XIX в. стал русский философ Н. Я. Данилевский. Он выделил 10 типов социальной культуры: египетскую, китайскую, индийскую, древнесемитскую, иранскую, ассиро-вавилон- скую, древнегреческую, древнеримскую, новоаравийскую, рома- но-германскую. Кроме того, он выделял два типа культуры доколумбовой Америки — мексиканскую и перуанскую, которые не успели развиться и были насильственно уничтожены испанскими завоевателями. Славянский тип культуры, которому принадлежит будущее, согласно Данилевскому, находится в процессе становления.

Известный немецкий философ и историк О. Шпенглер с позиций концепции культурно-исторических типов подверг критике взгляды о единстве всемирной истории. С его точки зрения, каждый исторический тип культуры, пройдя предназначенный ему путь развития, умирает. Преемственности культур не существует. Наблюдаемые иногда в истории попытки повторения, возрождения образцов ушедшей культуры являются всего лишь видимостью, внешней оболочкой, за которой скрывается совершенно другой, новый тип культуры. Шпенглер выделил восемь основных типов культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую и культуру майя. Последний этап существования культуры, ее умирание начинается с ее переходом на стадию цивилизации, характеризующуюся упадком духовной культуры, переходом к массовой культуре и повсеместным господством чисто интеллектуального и прагматического подхода к жизни. Для Западной Европы явно выраженным рубежом такого упадка, «заката» европейской культуры, по мнению О. Шпенглера, является Первая мировая война.

Методы культурологии

Сложность предмета культурологии и тесные связи с другими науками обусловливают разнообразие методов, используемых для изучения различных аспектов феномена культуры. Так, используются философские и общенаучные методы познания, в частности наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов, а также философские принципы всеобщей связи и развития, объективности, детерминизма и др. Наряду с методами, применяемыми любыми науками, существуют собственно культурологические методы и подходы.

Генетический подход предполагает такое исследование культуры, которое позволяет понять интересующий феномен с точки зрения его возникновения и развития. Этот подход позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения до настоящего времени.

Компаративный подход подразумевает сравнительно-исторический анализ различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются артефакты, проявления одной культурной формы в разных культурах, что позволяет выявить специфику этих культур. Компаративный и генетический подходы тесно связаны и часто выступают в качестве единого метода познания культуры.

Системный подход пришел в культурологию как общенаучный и рассматривает культу ру как универсальное свойство общества. При этом культура в целом и любой культурный феномен представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения. Данный подход позволяет изучить данную культуру, показав ее в настоящий момент времени во всей полноте ее связей и отношений и с другими культурами, и с подсистемами своей культуры, сопоставить ее с другими социальными явлениями, понять ее как одну из важнейших сторон жизни общества

Системный подход пришел в культурологию как общенаучный и рассматривает культу ру как универсальное свойство общества. При этом культура в целом и любой культурный феномен представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения. Данный подход позволяет изучить данную культуру, показав ее в настоящий момент времени во всей полноте ее связей и отношений и с другими культурами, и с подсистемами своей культуры, сопоставить ее с другими социальными явлениями, понять ее как одну из важнейших сторон жизни общества. Этот подход ориентирован на изучение конечного результата культуры, ее материальных и духовных ценностей.

Структурно-функциональный подход, тесно связанный с системным подходом, рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выполняет служебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Этот подход позволяет вычленить все структурные элементы, сферы культуры, понять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым культуры, а также выяснить, какую роль эти феномены играют в культуре, как они связаны с выполнением основной задачи культуры — обеспечением специфически человеческого способа жизни и удовлетворением потребностей человека.

Социологический подход изучает культуру и ее феномены с точки зрения их конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп,т.е. любое явление культуры оценивается с позиции его принадлежности определенной социальной группе итого, как оно выражает ее интересы.

Деятельностный подход понимает культуру как творческую человеческую деятельность. В рамках этого подхода (характерного для отечественной культурологии) становится возможным изучение процессов духовного обогащения общества, самосозидания человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмов сохранения и воспроизведения культуры в условиях изменчивости окружающего мира.

Аксиологический (ценностный) подход связан с изучением культуры как совокупности ценностей, которые понимаются как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. Этот подход подчеркивает противоположность культуры природе, а также то, что не все явления социальной жизни являются частью культуры. Ценности существуют лишь по отношению к человеку, поэтому в данном подходе изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами.

Семиотический подход исходит из понимания культуры как текста, как символической системы. При этом любое явление и материальной, и духовной культуры понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание, — текст, который должен быть прочитан исследователем.

Герменевтический подход, характерный для большинства гуманитарных наук, отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, поскольку знание и понимание отличаются друг от друга. Только понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначально герменевтика была связана с толкованием сложных, многозначных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов.

Биосферный подход отличается глобальным пониманием проблем культуры. Он понимает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и человеческое общество. При таком подходе культура тракту ется как закономерный результат развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во вселенной.

Просветительский подход исходит из представления о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества. Сторонники этого подхода рассматривают культуру как духовное богатство общества и внутреннее достояние человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру и красоте. Через культуру человек преодолевает свою природную ограниченность и однократность своего существования, осознает свое единство с природой, обществом, другими людьми, с прошлым и будущим.

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kulturologicheskiy-podhod.html

 

Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися.

Суть ее состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др.

Отсталость развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном, региональном и межрегиональном уровнях, но и для мировой системы хозяйства в целом. Отсталый Юг является его составной частью и, значит, его экономические, политические и социальные проблемы неизбежно будут находить и уже находят проявление вовне. Конкретными свидетельствами тому могут, например, служить масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые, а также распространение в мире как новых, так и ранее считавших уже побежденными инфекционных заболеваний. Именно поэтому проблему Север — Юг правомерно трактовать как одну из глобальных проблем современности.

Новый международный экономический порядок

Международный резонанс проблема Север — Юг начала получать еще во второй половине 60-х гг. XX в. после широкой волны деколонизации, что привело к разработке концепции нового международного экономического порядка и движению среди развивающихся стран за установление этого порядка.

Ключевыми идеями этой концепции были:

во-первых, создание для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях

во-вторых, оказание развитыми государствами помощи развивающимся странам на стабильной, предсказуемой основе и в объемах, соответствующих масштабам социально-экономических проблем этих стран, а также облегчение их долгового бремени.

Идея создания для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях возникла как реакция на неудовлетворенность развивающихся государств системой международной торговли, при которой доходы от экспорта обработанных товаров превышали (в силу присутствия в этих товарах большей добавленной стоимости) доходы от экспорта сырья, и развивающиеся страны трактовали это как проявление неэквивалентного обмена в торговых отношениях Север — Юг. А идея оказания в адекватных объемах помощи развивающимся государствам напрямую увязывалась с социально-экономическими последствиями колониального периода в истории этих стран и моральной ответственностью бывших метрополий за эти последствия.

К середине 80-х гг. XX в. движению за установление нового международного экономического порядка удалось добиться ряда позитивных результатов. Развивающиеся страны утвердили свой суверенитет над национальными природными ресурсами и добились его международного признания, что в отдельных случаях (например, в случае с энергоресурсами) способствовало увеличению экспортных доходов развивающихся государств. В целом удалось расширить источники международной помощи на нужды развития, ослабить остроту долговой проблемы, а также утвердить принцип дифференцированного подхода к регулированию внешнего долга на страновом уровне в зависимости от размера подушевого ВНД.

о затем движение за установление нового международного экономического порядка стало терять свои позиции и к концу 80-х гг. фактически перестало существовать. Можно назвать две основные причины его поражения:

Первая — это серьезное ослабление единства самих развивающихся стран в отстаивании своих требований, вызванное быстрой дифференциацией этих государств и прежде всего выделением таких их подгрупп, как новые индустриальные страны и страны-нефтеэкспортсры.

Вторая — ухудшение переговорных позиций развивающихся государств: с вступлением развитых стран в постиндустриальную стадию возможность использования развивающимися государствами сырьевого фактора как аргумента в диалоге Север — Юг значительно сузилась.

В результате движение за установление нового международного экономического порядка потерпело поражение, но проблема Север — Юг осталась.

Пути решения проблемы Север-Юг

Существует три пути решения к проблеме Север-Юг:

либеральный;

антиглобалистский;

структуралистский.

Сторонники либерального подхода придерживаются той точки зрения, что именно неспособность утвердить в национальных экономиках развивающихся стран современный рыночный механизм мешает этим странам преодолеть отсталость и занять достойное место в международном разделении труда. По их мнению, развивающиеся государства должны придерживаться курса на обеспечение макроэкономической стабильности, либерализацию экономики и приватизацию государственной собственности, т.е. вашингтонского консенсуса. Либеральный подход находит в последние десятилетия вполне отчетливое выражение в позициях многих развитых стран на многосторонних переговорах по внешнеэкономической тематике.

Антиглобалисты полагают, что современная система международных экономических отношений является неравноправной, а мировая экономика в значительной степени контролируется между народными монополиями, что в свою очередь дает возможность Северу фактически эксплуатировать Юг. Утверждая, что развитые страны сознательно добиваются снижения уровня мировых цен на сырьевые товары, завышая при этом цены на товары обработанные, антиглобалисты требуют коренного пересмотра всей системы экономических отношений Север-Юг в пользу развивающихся стран в волевом порядке. Иными словами, они выступают в современных условиях ультрарадикальными последователями сторонников концепции нового международного экономического порядка.

Структуралисты согласны, что существующая система международных экономических отношений создает серьезные трудности для развивающихся государств. Но в отличие от антиглобалистов они признают, что без структурных преобразований в самих развивающихся странах, обеспечения отраслевой диверсификации их экономик, повышения их конкурентоспособности изменить положение этих стран в международном разделении труда попросту невозможно. Существующую систему международных экономических отношений, по их мнению, необходимо реформировать, но так, чтобы вносимые в нее изменения облегчали проведение реформ в самих развивающихся государствах. Как следствие, на многосторонних экономических переговорах сторонники данного подхода настаивают на учете развитыми странами особенностей и объективных трудностей экономического роста развивающихся государств и расширения для них системы торговых преференций со стороны развитых стран. Именно такой, взвешенный подход к проблеме Север-Юг получает в современных условиях все большее признание международной общественности и именно с его реализацией правомерно связывать перспективы решения проблемы экономических отношений развитых государстве развивающимися.

 

 

к общественным отношениям не относятся

Мартик Варданян Знаток (413), Вопрос закрыт 4 года назад

отношения в семье

работником и работодателем

природой и обществом

соц. группами и внутри них

Проголосовало 29 челВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

17 чел.отношения в семье

4 чел.работником и работодателем

14 чел.природой и обществом

3 чел.соц. группами и внутри них

 

 

нужна помощь по обществознанию. тест. 10. Демографические проблемы порождены:

Оксана Бибер Ученик (222), Вопрос закрыт 1 год назад

Проголосовало 9 чел

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

Начало формы

5 чел.

1) гонкой вооружения;

1 чел.

2) соперничеством СССР и США;

4 чел.

3) быстрым и неконтролируемым ростом населения

2 чел.

4) загрязнением окружающей среды

1 Нравится

 

Конец формы

Директ

 

Унифика́ция (от. лат. unus — один, facio — делаю; объединение) — приведение к единообразию, к единой форме или системе.[1]

Содержание

[убрать]

· 1 В технике

· 2 В праве

· 3 В математической логике

· 4 Примеры унификации

· 5 См. также

· 6 Примечания

· 7 Литература

В технике[править | править вики-текст]

Унификация — установление оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей[2]. В национальной практике России, как правило, используется термин «унификация», понимаемый как приведение к единообразию технических характеристик изделий, документации и средств общения (терминов, обозначений и др.)[2].

Унификация — это распространённый и эффективный метод устранения излишнего многообразия посредством сокращения перечня допустимых элементов и решений, приведения их к однотипности. Унификация является разновидностью систематизации, которая преследует цель распределения предметов в определённом порядке и последовательности, образующей чёткую систему, удобную для пользования.

Унификация в процессе конструирования изделия — это многократное применение в конструкции одних и тех же деталей, узлов, форм поверхностей. Унификация в технологическом процессе — это сокращение номенклатуры используемого при изготовлении изделия инструмента и оборудования (например, все отверстия одного или ограниченного значений диаметров, всё обрабатывается только на токарном станке, применение одной марки материала).

Унификация позволяет повысить серийность операций и выпуска изделий и, как следствие, удешевить производство, сократить время на его подготовку. С другой стороны, унификация зачастую ведет к увеличению габаритов, массы, снижению КПД и т. п. вследствие не всегда оптимальных значений используемых параметров иизделий. Поэтому целесообразность повышения степени унификации должна подтверждаться, например, на основе сравнения разных вариантов технических решений и соответствующего им соотношения затрат и выгод.

Уровень унификации изделия определяется с помощью системы показателей, например, коэффициентом, равным отношению числа унифицированных (одинаковых) элементов к общему их количеству. Если в конструкции имеется несколько групп унифицированных элементов, то общий коэффициент обычно получается свёрткой. Возможна оценка степени унификации по отношению массы или стоимости унифицированных деталей к общей массе или стоимости всего изделия.

Заранее заложенная в конструкцию унификация упрощает последующее совершенствование таких изделий и их приспособление к новым условиям. Существуют следующие направления создания унифицированных конструкций:

· метод базового агрегата. Разнообразие получаемых изделий основывается на наличии у них общей, базовой части (агрегата) и дополнительных частей, создающих это разнообразие. Например, разные по виду салона модели легковых автомобилей могут обладать одним и тем же двигателем и шасси (это — базовый агрегат);

· компаундирование. Увеличение производительности изделия достигается параллельным присоединением и одновременной работой ряда однотипных изделий. Например, подключение дополнительных насосов, установка второго двигателя (а не увеличение мощности прежнего);

· модифицирование. Это — приспособление уже выпускаемого изделия к новым условиям без изменения в них наиболее дорогих и ответственных частей. Например, замена материала корпуса асинхронного двигателя на другой с целью обеспечения возможности эксплуатации его в новых климатических условиях;

· агрегатирование (принцип модульности). Новое изделие создается на основе комбинации уже имеющихся унифицированных агрегатов, которые обладают полной взаимозаменяемостью (совместимостью) по эксплуатационным показателям и присоединительным размерам.

Унификация может осуществляться до стандартизации, если её результаты не оформляются стандартом. Но стандартизация изделий и их частей обязательно предполагает их унификацию.

В праве[править | править вики-текст]

Унификация — деятельность частных организаций, а также компетентных органов государства или нескольких государств, направленная на выработку правовых норм, единообразно регулирующих определённые виды общественных отношений[3].

В математической логике[править | править вики-текст]

Основная статья: Частный случай формулы

Унификация — подстановка значений вместо переменных при выводе логической формулы.

Примеры унификации[править | править вики-текст]

· Унификация и модульность в телевидении

· Унификация и модульность персональных компьютеров

См. также[править | править вики-текст]

· Модульность

· Техническая революция

· Кодификация

· Спецификация

· Стандартизация

· ГОСТ

· Шаблон

· Лекало

· Единообразие

· Разновидность

Примечания[править | править вики-текст]

1. БСЭ. Статья «Унификация»

2. ↑ Перейти к: 12 ГОСТ 1.1-2002.Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения (буква У)

3. БСЭ. Статья «Унификация (в праве)»

Литература[править | править вики-текст]

· А. И. Якушев, Л. Н. Воронцов, Н. М. Федотов. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. 6-е изд., перераб. и доп.. — М.: Машиностроение, 1986. — 352 с.

 

 

Геополитическое положение РФ

Lioness Мастер (1251), Вопрос закрыт 6 лет назад

Это экзаменационный вопрос, вот как на него ответить?

Нравится

 

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

Vj Знаток (274) 6 лет назад

3.2. Особенности геополитического положения России
В своем пространственно-территориальном выражении Россия занимает уникальное геополитическое положение. Большинство современных авторов, исследующих проблемы российской геополитики, едины в том, что Россия благодаря своему особенному геополитическому положению объективно призвана играть довольно существенную роль во всех глобальных, международный и региональных процессах.
Рассматривая геополитическое положение РФ, следует подчеркнуть, что для нее будет доминирующим более континентальное географическое расположение и размеры территорий.
Геополитическое положение России характеризуется рядом особенностей.
1. Природно-географическая специфика территории России.
Россия занимает большую часть восточной Европы и северную Азию. Площадь территории составляет 17075,4 т. кв. км. Омывается морями Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Около 3/4 территории занимают равнины и низменности. Горные области преобладают на юге и востоке страны.
В России около 120 т. рек (длиною более 10 км). Наиболее крупные из них: Обь с притоком Иртыш (5410 км) Амур с Аргунью (4440 км), Лена (4400 км), Енисей (4102 км), Волга (3530 км). Насчитывается около 2 млн. пресных и соленых озер. Наиболее значительные из них: Байкал, Ладожское, Онежское, Чудское, Таймыр.
Леса занимают 41% территории России, на севере - арктические пустыни и тундра, на юге - степи и полупустыни.
Климат большей части России - умеренный континентальный, на крайнем северо-западе - морской, на юге Дальнего Востока - муссонный. На северных островах и полуострове Таймыр климат арктический и субарктический, на Черноморском побережье Кавказа - субтропический.
Недра России богаты полезными ископаемыми: нефтью и природным газом, углем, железными и марганцевыми рудами, апатитами, фосфоритами, рудами цветных и благородных металлов, алмазами и др.
На территории РФ функционируют объединенные энергетические системы. В РФ расположены системы магистральных газопроводов - Центральная, Поволжская, Сибирь-Центр и др. Функционируют газопроводы в соседние страны, а также газопроводы - Уренгой - Западная Европа, Ямбург - Западная граница РФ.
В России - 3 металлургические базы: Уральская, Центральная и Сибирская. Повсеместно представлено машиностроение, но наиболее развито оно в Центральном районе, Поволжье, на Северо-Западе, Урале и Западной Сибири. Важнейшие районы химической промышленности: Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский и Западно-Сибирский. Российская Федерация - важный экспортер продукции металлургической промышленности.
Россия - федеративное государство: в ее составе 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область.

9 Нравится Комментировать Пожаловаться

 

еополитическое положение России

 

Источник: http://geographyofrussia.com/geopoliticheskoe-polozhenie-rossii/

 

Распад СССР привел к колоссальным геополитическим потерям для России. Вместе с нарастающим отставанием в российской экономике, неблагоприятной демографической ситуацией и ослаблением военного потенциала это создает ряд потенциальных геополитических угроз, к которым относятся: нарастание исламского фундаментализма на южных рубежах, экспансия НАТО и ЕС с Запада, нарастающая мощь Азиатско-Тихоокеанского региона. Геополитическое положение России в последние годы значительно изменилось в связи с осложнением ее отношений с НАТО. Так, в состав этого блока включены бывшие союзники СССР по Варшавскому Договору (Польша, Венгрия, Чехия, а в перспективе – и ряд других стран). Таким образом, блок НАТО как бы начинает продвигаться на восток, к бывшим границам СССР. Россию беспокоила возможность размещения на территории будущих членов НАТО ядерного и других видов вооружений. После долгих и сложных переговоров удалось достигнуть особого соглашения между НАТО и Россией, определяющего мирные отношения России и НАТО в XXI веке. Россия и ряд стран СНГ заключили с НАТО соглашение «Партнерство во имя мира». В настоящее время отношения России с НАТО начинает улучшаться и в перспективе Россия, если будут учитываться ее позиции, может сама вступить в НАТО.

Несколько важных соглашений заключено между Россией и странами Европейского союза (особенно с Германией, Францией и Великобританией), с международными и европейскими финансовыми организациями. В 1998 г. Россия вступила в число стран Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (в него теперь входит 21 страна, в том числе крупнейшие государства азиатско-тихоокеанской зоны: США, Китай, Япония, Индонезия, Канада и др.). Это усиливает экономические и геополитические позиции нашей страны на Востоке. Россия будет поставлять в Китай газ и электроэнергию, построит в Китае атомную электростанцию; будет поставлять в Японию электроэнергию и газ. Япония будет участвовать в разработке нефти на шельфе Сахалина и почти в 40 совместных с Россией проектах. В последнее время значительно укреплены экономические связи России с Вьетнамом. Расширяется совместная российско-вьетнамская компания по добыче нефти на шельфе Вьетнама. При этом со странами Азии, прежде всего с Китаем, Индией, Ираном, Вьетнамом, заключены соглашения о поставках российской военной техники, особенно самолетов. Разработан важный для России проект поставки газа в Турцию по трубопроводу через Черное море.

Важная задача внешней политики России – это укрепление геополитического положения на южных рубежах, Среднем Востоке и в Центральной Азии. Черноморско-Кавказско-Каспийский регион – зона столкновения геополитических интересов России и США. Политика Вашингтона в последние годы в отношении этих государств фактически означает стремление вытеснить Россию из Закавказья и стратегически важного коридора «Центральная Азия-Кавказ-Европа». Отстаивая свои геополитические интересы в азиатско-европейской системе транспортировки нефти и газа, России удалось заключить важное соглашение с Турцией о строительстве морского участке газопровода «Голубой поток», который напрямую свяжет российские месторождения природного газа с потребителями в Турции через акваторию Черного моря. Наша страна усилила свои геополитические позиции на Востоке, заключив ряд важных соглашений с Ираном, в том числе в области поставок российской военной техники. Наиболее значительные положительные перемены связаны с заключением Россией и Белоруссией союза, что меняет геополитическое положение нашей страны на западе, так как Россия не только получает важный транзитный коридор к НАТО и Западной Европе, но и надежного приграничного союзника и возможный мощный военный плацдарм. Таможенный Союз (Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, с перспективой присоединения Таджикистана) обеспечивает возможность существенного снижения издержек обращения в евразийском пространстве.

На микроуровне для оценки геополитического положения важно рассмотреть не только пограничные страны, но и приграничные территории самой России. Ведь через эти участки проходят не только транспортные потоки, но и в ряде случаев – потоки вынужденных переселенцев и беженцев. Сложное положение характерно вдоль южной границы России, в связи с попытками международного бандитско-террористического режима, существовавшего в Чеченской республике, распространить свое влияние от Каспийского до Черного моря. В настоящее время бандитские формирования уничтожены, но остались, во-первых, проблемы границы, через которую остатки бежавших бандитов, поддержанных международными террористическими организациями, могут продолжать свои происки. Во-вторых, вдоль этой и ряда других границ в приграничных районах концентрируются потоки вынужденных переселенцев и беженцев. Для поддержки общей стабильности на Южном фланге России, по договоренности с Арменией, созданы несколько российских военных баз. Граница Таджикистана с Афганистаном является наиболее уязвимым участком общих внешних границ СНГ. Для предотвращения потока наркотиков, которые пытаются переправить из Афганистана наркодельцы, в Таджикистане и в ряде других республик СНГ размещены российские пограничники и войсковые части.

К положительным моментам геополитического положения надо отнести заключение с Украиной соглашения о базировании Российского Черноморского флота в городе русской славы Севастополе. Через акваторию Черного моря возможен доступ без посредников к побережью Турции, Болгарии и Румынии. На Каспийском море подобные связи возможны с Туркменистаном и Ираном. Важной геополитической и геоэкономической задачей на северо-западе России является развитие системы морского, железнодорожного и трубопроводного транспорта, что позволит снизить ее зависимость о транзитной и тарифной политики Прибалтийских государств и повысит конкурентоспособность страны. На Европейском Севере геополитическое положение устойчиво в связи с базированием Северного военно-морского флота, имеющего значительное число атомных подводных лодок и военных баз. Здесь находится главный военный космодром России – Плесецк (г. Мирный). Через полярный сектор возможны непосредственные связи с Канадой, Данией (Гренландия) и Исландией. На Дальнем Востоке Россия улучшила свое геополитическое положение, заключив ряд военных соглашений с Китаем и Японией

 

Источник: http://geographyofrussia.com/geopoliticheskoe-polozhenie-rossii/

 

 

Человек и общество

Этот раздел имеет ключевое значение для изучения всего курса обществознания. В силу этого необходимо усвоить само понятие общества как сложной, но в тоже время целостной динамической системы.

 

Понятие общества

Выделяют широкий смысл понятия общества:

обособившаяся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанная с ней часть материального мира;

совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений;

продукт совместной деятельности людей;

человечество в целом.

Узкий смысл - разные группы людей обладающих едиными чертами и признаками (рабовладельческое, американское, научно-техническое и д.р.)

 Общество представляет собой целостную систему, способную к саморазвитию, изменениям.

Подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная, правовая.

Социальные институты - устойчивая совокупность людей.

Общественные отношения - многообразные связи, возникающие между социальными общностями в процессе экономической, социальной, политической, духовной жизни и деятельности.

Изменение общественной системы - переход общества из одного состояния в другое.

По направленности изменений - прогресс, регресс.

Факторы общественного развития:

природный;

социальный.

Изменения происходят в форме: эволюции и революции

человек выделился из природы, является ее частью;

тесно взаимодействует с ней, преображая ее.

Изменения во взаимоотношении общества и природы - техногенные революции.

Выделяются:

революция неолитическая - переход от экономики собирательства к производящей экономике;

промышленная революция - переход от ручного труда к машинному;

постиндустриальная революция - наука, знания, человек становится важнейшим фактором развития.

В истории развития общества ученые выделяют качественно отличные этапы.

Этап 1.

Дикость,

варварство,

цивилизация.

(Л.Г. Морган, Ф.Энгельс)

Этап 2.

первобытно-общинная,

рабовладельческая,

феодальная,

капиталистическая,

коммунистическая.

общественно-экономические формации

(К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин)

Этап 3.

доиндустриальная,

индустриальная,

постиндустриальная.

теория стадий

(Д. Белл)

Общественный прогресс - совокупность поступательных изменений в обществе, его развитие, переход с более низкого уровня развития на более высокий.

Регресс - попятное движение.

Стагнация - застой.

Модернизация - переход от отсталых к современным эффективным формам организации всех сторон жизни общества.

Виды модернизации:

экономическая,

политическая,

социальная,

духовная.

Критерии прогресса:

развитие разума (Ж. Кондорсе, А.Тюрго);

прогресс научных знаний, морали, религии;

приближение общества к правовому устройству (Ф.Шеллинг);

развитие свободы (Гегель);

смена общественно-экономических формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин);

целостность современного мира, противоречия.

Мир характеризуется:

разнообразием (различаются по природно-климатическим условиям, уровню развития обществ, этническому составу и т.д.);

целостностью (единством и взаимозависимостью) стран особенно в условиях усиливающейся глобализации мира, появления глобальных проблем.

Глобальные проблемы - проблемы, затрагивающие интересы всего человечества, от которых зависит само существование мира и которые возможно решить силами всего человечества.

Главные глобальные проблемы:

проблема войны и мира;

сохранения природной среды;

проблема бедности и богатства в мире;

демографические проблемы;

терроризма.

Становление современной цивилизации. Формационный и цивилизационные подходы

Для формационного подхода характерны:

убеждение в существовании объективных законов раз­вития общества, которые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь;

экономика является базисом формации, материальному производству принадлежит решающая роль в развитии общества;

общество развивается прогрессивно, критерием прогрес­са является развитие производительных сил, совершен­ствование производственных отношений;

вера в неизбежность смены одной ОЭФ на другую.

Цивилизации - это крупные социокультурные системы со своими закономерностями.

Признаки цивилизации:

единое пространство;

единая система ценностей;

единые нормы морали;

специфический образ жизни;

психологическое осознание своего цивилизационного единства, единая ментальность;

характерный способ социального развития: эволюция, революция, традиция;

единая экономическая система.

Функции:

реализация единства духовной жизни крупной общно­сти в исторической преемственности и на определенной территории;

дифференциация культурной жизни, преемственность, передача культуры через механизм традиций.

Сторонники цивилизационного подхода исходят из того, что:

человек является единственным творцом истории, изу­чение истории - это познание человека через формы его деятельности;

ценностные установки и мировоззрение играют в разви­тии общества не меньшую, а иногда и большую роль, чем материальные факторы;

равенство цивилизаций, каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс.

Современный мир состоит из множества ци­вилизаций, относящихся к двум общим типам обществ: индустриальному (западному) и традиционному (восточ­ному).

Черты традиционного общества:

«непрерывность», плавность исторического процесса, от­сутствие четких граней между эпохами;

неприменимость европейской концепции прогресса;

стремление общества не к подчинению природы, а к сли­янию с ней, к гармонии;

основа экономики - общинно-государственная собствен­ность на землю, коллективный труд, слабое развитие ча­стной собственности;

низкий уровень социальной мобильности;

общество подчинено государству, личность - обществу;

харизматичность лидера, правителя;

общественная жизнь строится на традициях, обычаях, нормах жизни предшествующих поколений;

важная роль религии в жизни общества.

Западная цивилизация:

скачкообразное неравномерное развитие, часто револю­ционным путем (революции не только политические, но и в экономической, социальной, духовной областях);

общественный прогресс очевиден, существуют критерии его оценки;

общество стремится максимально использовать природу в своих целях;

экономика основана на частной собственности, которая рассматривается как естественное и неотъемлемое право человека;

высокая социальная мобильность;

гражданское общество, правовое государство;

права и свободы граждан закреплены юридическими ак­тами;

способность общества к быстрым и существенным изме­нениям;

наука, образование как важный фактор развития общества.

Индустриальная цивилизация. Постиндустриальное общество. Современные этапы НТР

Черты индустриальной цивилизации:

преобладание промышленного производства над сель­ским хозяйством;

массовый характер производства;

урбанизация;

высокая социальная мобильность, ликвидация сослов­ных привилегий;

правовое государство; права и свободы граждан, закреп­ленные законом;

гражданское общество;

автономия личности, развитие индивидуализма;

рационализм в духовной сфере;

цивилизация техногенная, основанная на машинной тех­нике и машинной технологии.

Научно техническая революция определяет лицо современного мира.

К характерным чертам НТР относятся

универсальность и всеобщность, она проявляется во всех областях человеческой деятельности, во всех регионах мира;

ускоряющиеся темпы научно-технических преобразо­ваний;

изменение роли человека в процессе производства, по­вышение требований к уровню его квалификации, увеличе­ние доли умственного труда;

использование достижений науки и техники в первую очередь в военных целях;

использование военных технологий в народном хозяйстве.

НТР включает в себя:

науку, увеличилась доля занятых в ней, возросли рас­ходы на научные исследования, выросло значение нау­коемких производств;

технику и технологию, созданы технологии, направлен­ные на сбережение ресурсов, новейшие электронные тех­нологии;

производство, которое изменилось коренным образом на основе автоматизации, электронизации, химизации и космизации;

управление, в котором стали использовать компьютер­ные технологии сбора информации, ее обработки и при­нятия решений.

Общество, возникшее под воздействием НТР, называют постиндустриальным (технотронным, информационным).

К постиндустриальной цивилизации человечество нача­ло переходить в последней четверти XX в.

Черты постиндустриального общества:

выдвижение на первый план сферы услуг;

индивидуализация производства и потребления;

развитие мелкосерийного производства;

ведущая роль науки, знаний и информации;

внедрение ЭВМ и информационных технологий;

стирание классовых различий, сближение размеров до­ходов разных слоев населения, рост среднего класса;

цивилизация является антропогенной, главной ценно­стью и целью ее является человек.

Биосоциальная сущность человека. Деятельность и ее виды

Человек появился на Земле в результате длительной эво­люции и является ее вершиной.

Вместе с человеком появилась новая форма существова­ния материи, высшая по сравнению с биологической - соци­альная. Но в то же время человек, являясь существом соци­альным, нормально функционирует, используя, а не нару­шая законы природы. Природа в свою очередь удовлетворяет различные потребности человека.

Бытие - философское понятие, отражающее факт суще­ствования чего-либо вообще.

Обычно выделяют фор­мы бытия:

 

бытие природы, общества, человека;

бытие человека;

материальное, социальное, духовное бытие.

Мотивы деятельности человека определяются необходи­мостью удовлетворения его потребностей. Под потребностью понимается противоречие между наличной ситуацией и необ­ходимыми условиями жизни и развития человека.

Потребности человека делятся на биологические, соци­альные, духовные

 

Личность и личностные отношения

Личность - человеческий индивид, выступаю­щий в качестве субъекта сознательной деятельности и облада­ющий совокупностью черт, свойств и качеств, реализуемых в общественной жизни. Личность обладает социальной индиви­дуальностью, неповторимостью.

Человек рождается индивидом, но личностью ста­новится только в обществе в процессе социализации.

Социализация - это процесс усвоения человеком соци­ального опыта прошлых и современных ему поколений, осу­ществленный под воздействием общества и его структур.

От успешности социализации зависит степень реа­лизации личности в процессе общественной жизни. Социали­зация человека происходит при помощи агентов и институ­тов социализации.

Агенты социализации - это конкретные люди, отвечающие за обучение других людей культурным нор­мам, оказание им помощи в освоении социальных ролей. Аген­ты первичной социализации (родители, родственники, учите­ля) входят в ближайшее окружение человека, оказывая оп­ределяющее воздействие на формирование личности. Агенты вторичной социализации (сотрудники вузов, предприятий, журналисты, телеведущие) играют заметно меньшую роль.Этот раздел имеет ключевое значение для изучения всего курса обществознания. В силу этого необходимо усвоить само понятие общества как сложной, но в тоже время целостной динамической системы.

 

Понятие общества

Выделяют широкий смысл понятия общества:

обособившаяся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанная с ней часть материального мира;

совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений;

продукт совместной деятельности людей;

человечество в целом.

Узкий смысл - разные группы людей обладающих едиными чертами и признаками (рабовладельческое, американское, научно-техническое и д.р.)

 Общество представляет собой целостную систему, способную к саморазвитию, изменениям.

Подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная, правовая.

Социальные институты - устойчивая совокупность людей.

Общественные отношения - многообразные связи, возникающие между социальными общностями в процессе экономической, социальной, политической, духовной жизни и деятельности.

Изменение общественной системы - переход общества из одного состояния в другое.

По направленности изменений - прогресс, регресс.

Факторы общественного развития:

природный;

социальный.

Изменения происходят в форме: эволюции и революции

человек выделился из природы, является ее частью;

тесно взаимодействует с ней, преображая ее.

Изменения во взаимоотношении общества и природы - техногенные революции.

Выделяются:

революция неолитическая - переход от экономики собирательства к производящей экономике;

промышленная революция - переход от ручного труда к машинному;

постиндустриальная революция - наука, знания, человек становится важнейшим фактором развития.

В истории развития общества ученые выделяют качественно отличные этапы.

Этап 1.

Дикость,

варварство,

цивилизация.

(Л.Г. Морган, Ф.Энгельс)

Этап 2.

первобытно-общинная,

рабовладельческая,

феодальная,

капиталистическая,

коммунистическая.

общественно-экономические формации

(К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин)

Этап 3.

доиндустриальная,

индустриальная,

постиндустриальная.

теория стадий

(Д. Белл)

Общественный прогресс - совокупность поступательных изменений в обществе, его развитие, переход с более низкого уровня развития на более высокий.

Регресс - попятное движение.

Стагнация - застой.

Модернизация - переход от отсталых к современным эффективным формам организации всех сторон жи








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: