Часть II «Философский образ человека»

 

Проблема человека в философии относится к числу "вечных проблем", ибо с течением времени, с изменением социальных условий, с развитием науки и техники человек вновь и вновь будет возвращаться к вопросу о смысле собственного бытия, к вопросу об отношении к миру и мира к нему, т.е. будет стремиться выработать определенное жизнепонимание. И в этом помочь ему может только философия (религия – это особый разговор), ибо никакая наука, не может дать человеку целостного жизнепонимания. Частные науки могут помочь человеку понять лишь те или иные отдельные моменты его бытия, но, чтобы из отдельных моментов сложить целостную картину, необходимо теоретическое их обобщение, проведенное на некотором основании, по единому принципу. И подобная рационально-теоретическая целостность относительно человека, безусловно, присуща философии. Теоретически осмысливая и обобщая разнообразные знания, исторический опыт, философия разрабатывает принципы познания и оценки действительности и человека. Философия – это не только вид знания наряду с другими видами, но и форма самосознания общества. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует различные аспекты отношения человека к миру и к самому себе.

На протяжении тысячелетий своего существования человек непрестанно задавался множеством вопросов и наряду с познанием мира он стремился познать и себя самого. На некоторые вопросы (относительно мира) он давал исчерпывающие ответы и никогда к ним больше не возвращался. Ответы на другие вопросы время от времени корректировались, и будут корректироваться еще не раз, пока живет человек. Это, прежде всего, вопросы о добре и зле, о цели, ценности и смысле жизни человека. Человек в отличие от животного никогда не удовлетворен просто фактом своего существования. Ему почему-то необходимо это существование оправдать.

Ответы на эти вопросы, безусловно, важны для человека. Но не менее интересен вот какой вопрос. Отвечая на вопросы о добре и зле, цели, ценности и смысле жизни, корректируя свои ответы на протяжении веков, становился ли человек добрее, становился ли человек умнее? Ф. Ницше с сожалением отмечал, что "зверь" человек на протяжении веков одомашнивался, приручался и стал "домашним животным". Но стал ли от этого человек добрее? Или же – стал ли он лучше? Однако и здесь возникает целый ряд вопросов. По сравнению с кем он стал добрее и лучше? Есть ли вообще критерий различения добра и зла? Что есть добро и что есть зло? А стал ли человек по мере развития науки умнее? Ведь давно известно, что "многознание уму не научает". Обретая знания на протяжении веков, человек одновременно и утрачивал знания. Так на много ли больше знает современный человек по сравнению с античным человеком, например? И если ум определять не через количество или объем знания, а через умение использовать это знание, то стал ли умнее человек?

 Вопросы, которые вставали перед человеком, познающим самого себя, лишь на первый взгляд весьма просты: каковы цели, ценности, идеал человека?; каков долг человека?; каковы возможности человека?; и, в конечном счете, что такое человек? Отвлекаясь от тех или иных философских направлений и течений, попробуем проследить проблему человека в философии, ее решение на различных этапах развития философии, причем сосредоточимся пока лишь на одном вопросе: что такое человек?

В самом общем плане можно сказать, что все философские концепции, пытающиеся понять, что такое человек, можно разделить на две группы – это объективистские и субъективистские. В представлениях первой группы человек понимается как существо, находящееся во всецелой зависимости от объективных сфер – космоса, мировой разумности, вечных идей, божественного провидения или фаталистически понимаемой исторической необходимости. Во второй же группе человек понимается, как бы, из самого человека, как существо полностью или в основном автономное. Но такое разделение философских учений о человеке весьма условно, т.к. в действительности большинство сочетает в себе объективистские положения с субъективистскими, придавая тем или иным решающее значение. Однако именно в этих противоположностях философия развивала и углубляла свои представления о человеке.

 

Античность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: