Стоики о человеке и свободе

Школа стоиков просуществовала достаточно длительное время. Годы жизни ее основателя Зенона относятся примерно к 333-269 гг. до н.э. Выделяют также периоды «средней Стои» (II – I вв. до н.э.) и «римской» (или «новой» Стои. Последний значительный представитель этого философского направления римский император Марк Аврелий жил в 121 – 180 гг. до н.э.

Хотя различные аспекты стоической доктрины за несколько столетий существования школы претерпели некоторые изменения, общие принципы, в которых отражается понимание стоиками космоса, человека и его судьбы, места человека в Универсуме остались неизменными.

Уже во фрагментах работ ранних стоиков мироздание (Космос) наделяется свойствами разумности, совершенства и добродетели. «Существует природа, которая объемлет в себе все мироздание и оберегает его; она не лишена ни чувства, ни разума».

«В мироздании имеется добродетель, оно мудро, и поэтому оно Бог» [ там же].

Бог в понимании стоиков – это активный жизненный принцип, его нельзя отделить отматерии, поскольку материи без формы не бывает.

Бог – во всем и Бог – все.

Из сказанного видно, что философы рассматриваемой школы придерживаются пантеистической точки зрения.

 

Сенека Луций Анней (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.)

 

Но, если мироздание разумно, значит, есть какой-то замысел, «план» происходящих событий, закон, по которому все осуществляется. Этот замысел, или закон Природы стоики назвали судьбой. «Судьба - это разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании, управляемом провидением и разумом, сообразно с которым ставшее стало, становящееся становится и предстоящее станет». (Сенека)

Человек – это часть Космоса, а потому и в нем можно обнаружить две составляющие природы. Одной из них является тело, которое есть проявление материи; другой – душа, являющаяся фрагментом Космической души. Ранние стоики полагали, что и душа является телесной, она – огонь и пневма. Душой пронизан весь физический организм. Именно душа наполняет тело жизнью.

Обратим внимание и на то, что первоначально стоики выделяли в душе восемь частей: центральную, управляющую или Разум, пять частей, соответствующих органам чувств. Выделялись также части души, ответственные за речь и рождение.

В римском стоицизме представления о душе и ее соотношении с телом меняются. Так, Сенека, фактически воспроизводил дуалистическую формулу Платона, противопоставляя душу и тело. Здесь подчеркивается, что тело тяготит, сковывает душу цепями. Вследствие такого печального положения, душа, согласно Сенеке, должна освободиться, очиститься.

Еще дальше от первоначального стоического понимания человека отходит Марк Аврелий. Он выделял три начала, образующие человека: 1) тело; 2) душа; 3) интеллект. «Тело, душа и дух. Телу принадлежат ощущения, душе – стремления; духу – основоположения».

 

Аврелий Марк (121 – 180 гг. н.э.)

 

Однако, не смотря на отмеченные различия философы стоической школы сходились в том, что жизнь каждого человека, как и всего Космоса в целом, подчиняется закону судьбы. «Закон судьбы совершает свое право … ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни лишения. Он идет своим невозвратным путем, предначертанное вытекает из судьбы…, повинуется цепь событий вечному вращению судьбы, а первый ее закон – соблюдать решения».

Как же жить человеку под властью неумолимого Рока? Мы не можем изменить мир, избежать предначертанных нам Судьбой страданий и лишений. В суровом мире человек может найти опору лишь в самом себе, благодаря наличию разума, который дает нам возможность познания мировой необходимости. А на основе приобретенного знания следует мужественно подчиниться закону Судьбы. «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы…. Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет».

Именно в таком отношении к жизни стоики видели решение проблемы свободы. Основание для свободы обнаруживается в разуме человека, наделенном знанием и правильным отношением к вещам. Правильное понимание происходящего вокруг и сознательное подчинение Судьбе, вот, что делает нас свободными. Не следует предаваться страстям, отдаваться власти аффектов, становиться рабом телесных удовольствий. Бесполезно обращаться с мольбой к Богам, чтобы они изменили ход событий. Не стоит отчаиваться по поводу бедственного положения и радоваться успеху. Изменить происходящее с ним человек не в состоянии. Если к вам пришли посланцы правителя-императора и сказали, что тебе следует покинуть подлунный мир, сделай это мужественно, не ропщи на судьбу. Ведь внешние обстоятельства относятся к нашему телу, и в силу этого не могут оцениваться как благо или зло. Последние имеют отношение лишь к тому, что связано с Логосом. А то, что относится к нашей телесности, характеризуется стоиками, как морально индифферентное, безразличное.

Adiaphoria (адиафория) – этим термином называют поведение в духе всеобщего безразличия к внешним обстоятельствам. Этому принципу должен следовать мудрец перед лицом всех вещей, которые не относятся ни к добродетели, ни к пороку.

Вот, например, допустим, Вас, читатель продали в рабство. Стоит ли огорчаться по этому поводу, лить слезы, проклинать злосчастную судьбу?

«Нет!» - ответил бы Сенека. «Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин. Только судьба тела в руках господина: его он покупает, его продает; то что внутри человека, он не может присвоить с помощью торговой сделки».

Таким образом, правильное понимание того, что есть рабство, избавит Вас, читатель, от волнений и лишних переживаний и сделает Вас свободными.

Справедливости ради, стоит заметить, что стоики не были защитниками института рабовладения. Более того, они полагали, что все люди равны по природе. «Раб есть человек, равный по натуре другим людям; в душе раба заложены те же начала гордости, чести и мужества, великодушия, которые дарованы и другим человеческим существам, каково бы ни было их общественное положение».

Все люди, согласно стоикам, являют собой «единое сообщество». Принадлежность к тому или иному сословию или государству всего лишь «дело случая». Есть единое государство, Космос, которое включает в себя и богов и людей. Именно ему и принадлежит человек, который, обретая статус мудреца, становится «космополитом» - гражданином Космоса.

 

Итак, подводя итог краткого экскурса в античную философию, мы можем сделать вывод, что проблема человека нашла свое выражение в различных, порой прямо противоположных по своим принципам философских учениях, в которых и складываются многие принципы понимания человека. Это идея о внутренней и органической связи человека и мира, принцип понимания отдельного человека как индивидуума, как единого телесно-духовного существа, как социального существа. Уже в рамках античной философии человек характеризуется как существо, творящее культуру, т.е. не только подражающее природе и следующее ее велениям, но и творящее новое. В качестве специфических особенностей человека выделяются сознание (разум) и умение понимать и различать добро и зло. Все эти положения, безусловно, сохраняют значение и для нашего времени. Вместе с тем необходимо отметить и тот факт, что на протяжении многих веков господства христианства, его идеологии во всех формах общественного сознания, сформировалось представление о преобладании объективно-общезначимого в человеческой жизни, о подчиненной роли человека в различных системах отношений, так как христианство опиралось, прежде всего, на объективно-идеалистические стороны античной философии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: