(используются при проведении семинарских занятий и подготовке рефератов)
21. Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М., 1989.
22. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1960.
23. Вебер М. Наука как призвание // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
24. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.
25. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000.
26. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
27. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т.6. М.: Мысль, 1966.
28. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.
29. Кант И. К вечному миру // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т.6. М.: Мысль, 1966.
30. Лукреций Кар, Тит О природе вещей / пер. с латин. Ф. Петровского.— М.: Мир книги: Литература, 2006.
31. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42.
32. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13.
33. Маркс К. П.В. Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.27.
34. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, раздел "Фейербах" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.3.
35. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.
36. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.: Издательство "Весь мир", 1997.
37. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.
38. Сартр Ж.П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988.
39. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / пер. с латин. и примеч. С. Ошерова. М.: Мир книги: Литература, 2006.
40. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
41. Тоффлер О. Третья волна. М., 2000.
42. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 31-95.
43. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993.
44. Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое//Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989. С. 38-56.
45. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего//Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989. С. 147-161.
46. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
47. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
с) дополнительная литература:
48. Аль-Ани Н. М. Философия техники: очерки истории и теории: учебное пособие. СПб.: [б. и.], 2004.— 184 с.
49. Аль-Ани Н.М., Быданов В.Е., Новолодская Т.А., Садовников В.Н., Смоленков В.Е. Очерки по истории философии / Под общей ред. В.Н Садовникова. СПб.: СПБГИТМО (ТУ), 2000. – 232 с.
50. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.
51. Бернал Дж. Наука и общество. М., 1962.
52. Бранский, В. П. Глобализация и синергетический историзм. Синергетическая теория глобализации. СПб.: Политехника, 2004.
53. Вильчек, В. М. Алгоритмы истории / В. М. Вильчек.— М.: Аспект Пресс, 2004.
54. Винер Н. Человек управляющий СПб.: Питер, 2001.—
55. Гейзенберг В. Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое (Беседы вокруг атомной физики). СПб.: Наука, 2006.—
56. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., Политиздат, 1973.
57. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987.
58. Гуревич, П. С. Философия: учебник для психологов. М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института: Изд-во НПО "МОДЭК", 2004.
59. Гуревич П.С. Философия человека. Ч.1. М.: ИФ РАН, 1999.
60. Гуревич П.С. Философия человека. Ч.2. М.: ИФ РАН, 2001
61. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 2005.
62. Канке В. А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: учебное пособие [для вузов] / В. А. Канке.— М.: Логос, 2005.
63. Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2001.
64. Келле В.Ж. Соотношение цивилизационного и формационного подходов к анализу исторического процесса // Цивилизации. Выпуск 2. М.: Наука, 1993.
65.Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981.
66. Келле В.Ж. наука как компонент социальной системы. М., 1988.
67. Корольков, А. А. Духовная антропология / А. А. Корольков.— СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005.
68. Лекции лауреатов премии Тьюринга за первые двадцать лет 1966-1985 /Под ред. Р. Эшенхёрста. М., «Мир», 1993.
69. Ленке Х. Размышления о современной технике. М., 1996.
70. Лунман Н. Реальность массмедиа. М., «Праксис», 2005.
71. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997. - http://anthropology.ru/ru/texts/markov/fantr.html
72. Моторина, Л. Е. Философская антропология. М.: Высшая школа, 2003.
73. Новая постидустриальная волна на Западе. М., 1999.
74. Пигров, К. С. Социальная философия. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005.
75. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.: Феникс, Международный фонд "Культурная инициатива", 1992.
76. Проблема человека в западной философии. Отв. ред. П.С. Гуревич. М., 1988.
77. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальньными условиями от Античности до наших дней. — Изд. 5-е, стер.— M.: Академический Проект, 2006
78. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. М.: Политиздат, 1984.
79. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
80. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1982.
81. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.
82. Физика в системе культуры. М., 1996.
83. Философия и методология науки /Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
84. Феномен человека: Антология/ Сост. П.С. Гуревич. М., 1993.
85. Философия техники в ФРГ. М., 1989.
86. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. Фуко М. "Нужно защищать общество": курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 учебном году. СПб.: Наука, 2005.
87. Харт, К. Постмодернизм. М.: ГРАНД: ФАИР-ПРЕСС, 2006.—
88. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология ХХ века. Антология. М., 1995.
89. Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию. Новосибирск: НГУ, 1996.
90. Ярошевский Тадеуш М. Личность и общество. М.: Прогресс, 1973.
d) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:
http://cde.ifmo.ru – Центр дистанционного обучения НИУ ИТМО.
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru
Электронная библиотека философского факультета СПбГУ http://philosophy.pu.ru/
Библиотека Института философии РАН http://iph.ras.ru
Библиотека философского факультета МГУ http://philos.msu.ru
Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика http://ihtik.lib.ru/index.html
Кафедра философской антропологии СПбГУ - http://anthropology.ru/ru/index.html
[1] Стоит отметить, что подобное понимание соотношения души и тела чревато серьезными трудностями, если учитывать христианскую доктрину Воскресения.
[2] Обратим внимание, что структура души оказывается в чем-то подобной божественной Троице. Только, если три лица Бога образуют гармоничное единство, то способностям души у человека в его нынешнем, греховном состоянии присуще рассогласование. То воля желает неодобряемого разумом, то разум мешает направлять волю к Богу.
[3] См. напр.: Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: «Политическая литература», 1988. С.153 – 170.
[4] «Томизм» - философско-религиозная доктрина разработанная Фомой Аквинским (лат.- Thomas Aquinas) и его последователями. Римско-католическая церковь признает философию Аквината наиболее адекватным выражением христианской докрины, А папа Пий XI назвал Фому Аквинского «Вселенским доктором», а его учение – «доктриной церкви»
[5] В средневековой латыни объединение души и тела передавалось с помощью термина compositum – то, что сложно, не сводимо ни к одному из составляющих частей.