Физкультурно-спортивные объединения, федерации по видам спорта, их правовая природа и полномочия

В главе IV настоящего учебного пособия отмечалось, что Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривает возможность создания и деятельности физкультурно-спортивных общественных объединений, в том числе с участием государства.

Особенности создания и деятельности физкультурно-спортивных объединений регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон об общественных объединениях).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона об общественных объединениях под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Конституционное право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом     об общественных объединениях, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Будучи некоммерческими организациями, физкультурно-спортивные объединения в качестве основных уставных целей преследуют  пропаганду здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, проведение спортивных мероприятий, подготовку спортсменов – членов сборных команд.

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.  Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Все основные вопросы деятельности физкультурно-спортивных объединений предусматриваются их уставами.

Устав общественного объединения должен предусматривать:

название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

Общественная организация. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено Федеральным законом об общественных объединениях и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

Общественное учреждение. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица в порядке, установленном ГК РФ.

Орган общественной самодеятельности. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой

формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на

основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как

юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов

(ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом        об общественных объединениях.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона об общественных объединениях в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

Спортивные федерации. Наряду с Олимпийским комитетом России спортивные федерации занимают ведущее место в культивировании и развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Общероссийская спортивная федерация - общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации.

По одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация. Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации установлен  приказом Министерства спорта Российской Федерации от 1 августа 2014 г. № 662 «О Порядке проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации».  Государственная аккредитация осуществляется Министерством спорта Российской Федерации  на срок не более чем четыре года с учетом мнения Олимпийского комитета России и Паралимпийского комитета России.

   Для получения государственной аккредитации и приобретения статуса

общероссийской спортивной федерации соответствующая общественная

организация должна соответствовать следующим условиям:

1) официальное наименование организации должно отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, и содержать указания на организационно-правовую форму (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (общероссийская), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана такая организация;

2) в числе членов и (или) структурных подразделений организации наряду с возможными иными членами общественной организации должны быть региональные спортивные федерации, созданные и осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и аккредитованные соответствующими органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации. В целях определения территориальной сферы деятельности общероссийской спортивной федерации учитываются аккредитованные региональные спортивные федерации, являющиеся членами и (или) структурными подразделениями

общероссийской спортивной федерации;

3) в постоянно действующих руководящих органах организации не должны быть представлены иностранные граждане и лица без гражданства.

 В связи со сложностью и с иными особенностями вида или видов спорта, развитие которых осуществляется общественной организацией, возможны получение ею государственной аккредитации и приобретение ею статуса общероссийской спортивной федерации, если ее членами и (или) структурными подразделениями являются региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем

половины субъектов Российской Федерации. Перечень таких видов спорта

определяется Министерством спорта Российской Федерации  с учетом мнения Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России и утверждается указанным федеральным органом исполнительной власти.

Использовать в наименованиях юридических лиц словосочетание "общероссийская спортивная федерация" вправе только общественные организации после приобретения статуса общероссийской спортивной федерации. Общероссийская спортивная федерация вправе использовать в

своем наименовании слово "союз" или слово "ассоциация", не являющиеся в

этом случае указанием на ее организационно-правовую форму.

Действие государственной аккредитации общероссийской спортивной

федерации приостанавливается Министерством спорта Российской Федерации в случае невыполнения обязанностей общероссийской спортивной федерации, предусмотренных Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

 В случае не устранения общероссийской спортивной федерацией в течение шести месяцев со дня приостановления действия государственной

аккредитации обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления, Министерство спорта Российской Федерации прекращает действие государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации в соответствии с порядком проведения государственной аккредитации общероссийских спортивных федераций.

Уставом общероссийской спортивной федерации может быть исключено

членство в ней физических лиц.

В члены общероссийских спортивных федераций в соответствии с их

уставами могут быть приняты спортивные клубы независимо от организационно-правовых форм и их объединения, осуществляющие свою

деятельность преимущественно в соответствующем виде или видах спорта.

Перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют

общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных

клубов и их объединений утверждается Министерством спорта Российской Федерации с учетом мнения Олимпийского комитета России.

Не менее семидесяти пяти процентов голосов от общего числа голосов

высшего руководящего органа общероссийской спортивной федерации должно принадлежать аккредитованным региональным спортивным федерациям, являющимся членами и (или) структурными подразделениями

общероссийской спортивной федерации

В целях развития и популяризации национальных видов спорта, которые

включены во Всероссийский реестр видов спорта и развитие которых осуществляется общественной организацией, возможны получение ею государственной аккредитации и приобретение ею статуса общероссийской

спортивной федерации, если ее членами и (или) структурными подразделениями являются региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины

субъектов Российской Федерации. Перечень таких видов спорта утверждается федеральным органом исполнительной власти в области

физической культуры и спорта.

Общероссийские спортивные федерации открыты для вступления в них

новых членов.

Для содействия деятельности общероссийских спортивных федераций по развитию видов спорта, в том числе для привлечения дополнительных финансовых ресурсов и осуществления контроля за их использованием, в

общероссийских спортивных федерациях могут создаваться попечительские

(наблюдательные) советы. Порядок формирования попечительского (наблюдательного) совета, срок его полномочий, его компетенция и порядок его деятельности определяются уставом общероссийской спортивной федерации.

Устав общероссийской спортивной федерации должен предусматривать:

1) наименование общероссийской спортивной федерации и ее организационно-правовую форму;

2) цели и задачи общероссийской спортивной федерации;

3) виды спорта, развитие которых осуществляется общероссийской спортивной федерацией;

4) условия и порядок приобретения и утраты членства в общероссийской

спортивной федерации, права и обязанности членов общероссийской

спортивной федерации;

5) структуру общероссийской спортивной федерации, ее руководящие и

контрольно-ревизионный органы;

6) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общероссийской спортивной федерации, сроки их полномочий (для общероссийских спортивных федераций по виду или видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр,  Паралимпийских игр, место

нахождения постоянно действующего руководящего органа общероссийской спортивной федерации;

проведение выборов руководителей и (или) руководящих органов общероссийских спортивных федераций по виду или видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, Паралимпийских игр, не менее чем один раз в четыре года. При этом такие выборы должны быть проведены не позднее шести месяцев после дня окончания соответственно Олимпийских

игр, Паралимпийских игр;

территорию, в пределах которой общероссийская спортивная федерация

осуществляет свою деятельность;

порядок внесения изменений и дополнений в устав общероссийской спортивной федерации;

порядок утверждения критериев отбора спортсменов для включения их в

состав спортивной сборной команды, формируемой общероссийской спортивной федерацией;

порядок утверждения периодичности проведения общероссийской спортивной федерацией официальных спортивных мероприятий;

источники формирования денежных средств и иного имущества, права

общероссийской спортивной федерации и ее структурных подразделений на

управление имуществом общероссийской спортивной федерации;

порядок уплаты вступительных и членских взносов;

порядок реорганизации общероссийской спортивной федерации, прекращения ее деятельности и ликвидации.

Региональные и местные спортивные федерации. Региональная спортивная федерация, являющаяся структурным подразделением (региональным отделением) общероссийской спортивной федерации, может не приобретать прав юридического лица.

  По одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации

соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию. При наличии общероссийской спортивной федерации по соответствующим виду или видам спорта региональная общественная организация, аккредитованная в качестве региональной спортивной федерации по этим же видам спорта, должна быть членом такой общероссийской спортивной федерации.

Порядок проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций установлен приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 20 февраля 2009 г.  № 49 «Об утверждении Порядка государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органами исполнительной власти субъекта российской Федерации».

Государственная аккредитация региональныхспортивных федераций осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на срок не более чем четыре года по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта.

Для получения государственной аккредитации и приобретения статуса региональной спортивной федерации региональная общественная организация или структурное подразделение (региональное отделение) общероссийской спортивной федерации представляет документы, перечень и

срок подачи которых определяются приказом Министерства спорта Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20 февраля 2009 г.  № 49.    

Документ о государственной аккредитации, подтверждающий наличие

статуса региональной спортивной федерации, выдается региональной общественной организации или структурному подразделению (региональному отделению) общероссийской спортивной федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Форма указанного документа утверждается Министерством спорта Российской Федерации.  

Статус региональной спортивной федерации считается приобретенным со дня государственной аккредитации региональной общественной организации или структурного подразделения (регионального отделения) общероссийской спортивной федерации в качестве региональной спортивной федерации.

Официальное наименование региональной спортивной федерации (за

исключением официального наименования региональной спортивной федерации, не являющейся юридическим лицом) должно соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об

общественных объединениях, и содержать указание на ее организационно-

правовую форму (общественная организация), территориальную сферу ее

деятельности (региональная), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана спортивная федерация. Региональная спортивная

федерация вправе использовать в своем наименовании слово "союз" или

слово "ассоциация", не являющиеся в этом случае указанием на ее организационно-правовую форму.

Действие государственной аккредитации региональной спортивной федерации может быть приостановлено органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае невыполнения обязанностей региональной спортивной федерации, предусмотренных Федеральным законом «О физической культуре и спорте в российской Федерации».

  При устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возобновляет действие государственной аккредитации региональной спортивной федерации.

В случае не устранения региональной спортивной федерацией в течение

шести месяцев со дня приостановления действия государственной аккредитации обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации прекращает действие государственной аккредитации региональной спортивной федерации в соответствии с порядком проведения

государственной аккредитации региональных спортивных федераций.

Сведения о государственной аккредитации региональных спортивных

федераций, о приостановлении, возобновлении, прекращении ее действия представляются в Министерство спорта Российской Федерации  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение десяти рабочих дней со дня принятия ими соответствующих решений.

В целях контроля за выполнением установленных законодательством

Российской Федерации требований к региональным спортивным федерациям

орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может направлять своих представителей на спортивные мероприятия, проводимые

региональной спортивной федерацией, и на заседания ее руководящих органов.

Местная спортивная федерация создается и действует в целях развития

определенного вида или определенных видов спорта на территориях муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Официальное наименование местной спортивной федерации должно соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, и содержать указание на ее организационно-правовую форму (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (местная), а также на вид или виды

спорта, в целях развития которых создана спортивная федерация. Местная

спортивная федерация вправе использовать в своем наименовании слово "союз" или слово "ассоциация", не являющиеся в этом случае указанием на ее организационно-правовую форму.

Создание спортивных федераций. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация общероссийских, межрегиональных, региональных и местных спортивных федераций (далее – спортивные федерации) осуществляются в соответствии с Федеральным законом 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Спортивные федерации создаются по инициативе их учредителей - не

менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Решения о создании спортивной федерации, об утверждении ее устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений спортивная федерация считается созданной: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом    об общественных объединениях и Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Правоспособность спортивной федерации как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данной общественной организации.

Учредителями, членами и участниками спортивных федераций могут

быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения. Как уже говорилось выше, уставом общероссийской спортивной федерации может быть исключено членство физических лиц.

Условия и порядок приобретения и утраты членства в спортивных федерациях определяются уставами соответствующих федераций.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками спортивных федераций.

При создании спортивных федераций учредители  данных общественных организаций автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Государственная регистрация спортивных федераций. Для приобретения прав юридического лица спортивная федерация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от   8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации) с учетом установленного Федеральным законом об общественных объединениях  порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной

регистрации) спортивной федерации принимается Министерством юстиции Российской Федерации  или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется Министерством по налогам и сборам Российской Федерации, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона о государственной регистрации  на основании принимаемого Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации общероссийской спортивной федерации принимается Министерством юстиции Российской Федерации.

Решение о государственной регистрации межрегиональной спортивной федерации принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа федерации.

Решение о государственной регистрации региональной или местной спортивной федерации принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для государственной регистрации спортивной федерации в Министерство юстиции Российской Федерации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с

указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) устав спортивной федерации в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании спортивной федерации, об утверждении ее устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для  общероссийской и межрегиональной спортивных федераций;

8) при использовании в наименовании спортивной федерации имени

гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного

наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Изменения, вносимые в уставы спортивных федераций, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация спортивных федераций, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о

государственной регистрации спортивной федерации обязан принять решение о государственной регистрации федерации либо отказать в государственной регистрации и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации спортивной федерации направляет в Министерство по налогам и сборам Российской Федерации или его территориальный орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных Министерством юстиции или его территориальным органом сведений и документов Министерство по налогам и сборам или его территориальный орган в срок не

более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов

вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации спортивной федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от

Министерства по налогам и сборам Российской Федерации или его территориального органа  информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

За государственную регистрацию спортивной федерации, взимается государственная пошлина в размере 4000 рублей, а за государственную регистрацию спортивной федерации инвалидов – 1400 рублей (статья 333_33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Полномочия спортивных федераций. Права и обязанности спортивных федераций определены Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,  другими федеральными законами а также учредительными документами федераций (уставами). На примере Общероссийской спортивной федерации по футболу рассмотрим эти полномочия.

Устав Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» утвержден учредительной конференцией 8 февраля 1992 г.

В соответствии с Уставом Общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз» (далее – РФС», признанный ФИФА и УЕФА и являющийся их членом, является  Общероссийской спортивной федерацией по футболу.

РФС создан и действует на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общественных объединениях», Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», иного законодательства Российской Федерации, настоящего Устава, Уставов ФИФА и УЕФА, а также принципов, целей и задач Олимпийского движения. РФС осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Олимпийским комитетом России, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, сотрудничает с иными лицами, готовыми оказать поддержку развитию российского футбола, признающими статус РФС и соответствующие нормы и правила ФИФА, УЕФА, РФС. В рамках, установленных законодательством Российской Федерации, РФС свободен в определении своей внутренней структуры и методов своей деятельности.

Для достижения уставных целей и решения задач РФС, в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет следующую деятельность:

1) разработка и реализация программ развития футбола (всех его разновидностей), а также программ развития футбола на определенных территориях;

2) участие в разработке и реализации государственных, региональных и муниципальных программ по развитию спорта, в том числе футбола;

3) разработка и утверждение структуры, регламентов и календарей российских соревнований по футболу и контроль за их соблюдением;

4) обеспечение, в том числе материально-техническое и методическое, подготовки и участия спортивных сборных и клубных команд Российской Федерации в официальных международных соревнованиях;

5) организация и проведение российских и международных соревнований по футболу среди клубных и сборных команд на территории Российской Федерации;

6) оказание активной всесторонней помощи региональным и межрегиональным футбольным федерациям, иным объединениям в области футбола и клубам, в том числе в организации и (или) проведении соревнований, подготовке и переподготовке кадров, научно-методическом обеспечении;

7) координация деятельности структурных подразделений РФС;

8) установление в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте обязательных норм для региональных и межрегиональных футбольных федераций, лиг, клубов, иных субъектов футбола, признающих такие нормы, а также контроль за их соблюдением;

9) организация мероприятий по подготовке, переподготовке, повышению квалификации, аттестации и спортивному лицензированию тренеров, судей, иных специалистов, работающих в сфере футбола, осуществление контроля за их деятельностью;

10) осуществление подбора и расстановки тренерских кадров и других специалистов для работы в сборных командах страны по футболу;

11) изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта развития футбола, участие в проведении научных исследований в области футбола, инновационная деятельность в области футбола;

12) материальная и информационная поддержка спортсменов, тренеров, судей и других специалистов, клубов и иных лиц, если это способствует развитию футбола, особенно детско-юношеского;

13) материальная поддержка ветеранов футбола;

14) благотворительная деятельность в области футбола;

15) разработка и представление в уполномоченные государственные органы власти и органы местного самоуправления проектов нормативных правовых актов, в том числе о физической культуре и спорте, о налогообложении физкультурно-спортивных организаций, о социальной защите ветеранов футбола и иных актов, разработка нормативов и требований Единой всероссийской спортивной классификации по футболу и иных нормативных правовых актов;

16) участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

17) организация судейства и инспектирования футбольных соревнований, организация деятельности комиссаров футбольных матчей;

18) спортивное лицензирование клубов и сертификация объектов спорта, в том числе спортивных сооружений;

19) привлечение в установленных случаях и в порядке, определенном уставами, нормами и правилами ФИФА, УЕФА, РФС к ответственности за нарушения в сфере футбола;

20) предупреждение споров, конфликтов и разногласий в области футбола между его субъектами, разрешение споров в области футбола, содействие ФИФА и УЕФА в обеспечении мирного, безопасного и бесконфликтного футбола в мировом масштабе;

21) осуществление контроля за деятельностью агентов игроков и агентов матчей;

22) осуществление деятельности, связанной с национальными переходами (трансферами) игроков;

23) осуществление совместно с уполномоченными органами и официальными лицами процедуры допингового контроля при проведении футбольных соревнований и вне их;

24) организация совместно с уполномоченными лицами контроля за целевым использованием объектов спорта, в том числе спортивных сооружений;

25) делегирование при необходимости, в порядке, установленном Уставом, права проведения всероссийских соревнований по футболу среди клубов на территории Российской Федерации лигам и иным некоммерческим организациям, признающим требования норм и правил ФИФА, УЕФА, РФС;

26) регистрация игроков в качестве футболистов (спортивная паспортизация); регистрация (учет) договоров футболистов-не любителей (профессионалов), тренеров и других должностных лиц, трансферных контрактов и иных договоров согласно нормам и правилам ФИФА, УЕФА, РФС;

27) проведение мероприятий по работе с футбольными болельщиками и их объединениями;

28) разработка и реализация образовательных и обучающих программ в области футбола;

29) свободное распространение информации о своих целях и деятельности;

30) реализация и защита согласно Уставу прав на трансляции футбольных соревнований и других спортивных мероприятий электронными средствами массовой информации, съемки и фотографирование спортивных соревнований и других спортивных мероприятий, производство записи их изображения и их звуковые записи, реализация и защита иных коммерческих прав, возникающих согласно законодательству Российской Федерации и иным нормам и правилам в области футбола;

31) изготовление и использование памятной, официальной, наградной и иной атрибутики с символикой РФС, сувенирной продукции в области футбола, полиграфической продукции и атрибутики, связанной с проведением футбольных соревнований;

32)издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации, создание и издание методических, спортивно-информационных и других печатных материалов по вопросам футбола, публикации в Интернет, создание средств массовой информации и сотрудничество с российскими и иностранными средствами массовой информации;

33) проведение выставок, лекций, семинаров, конференций, совещаний, круглых столов, симпозиумов и иных аналогичных мероприятий;

34) осуществление рекламной, в том числе рекламно-спонсорской деятельности;

35) производство фильмов, телепрограмм и иных аудиовизуальных произведений, иная деятельность в области радиовещания и телевидения;

36) установление и присвоение званий (наград) за заслуги в развитии и высокие достижения в футболе, ходатайство в уполномоченные государственные органы о награждении субъектов футбола государственными наградами и ином поощрении;

37) создание структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств, на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также участие в создании иных организаций для достижения своих уставных целей;

38) представление и защита своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов своих членов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судебных и иных органах, содействие в защите прав и законных интересов иных субъектов футбола;

39) в установленном законом порядке вступление в международные общественные (неправительственные) объединения, установление и поддержка прямых международных контактов и связей, заключение для этих целей соответствующих соглашений;

40) осуществление в установленном законом порядке предпринимательской деятельности для достижения уставных целей;

41) создание хозяйственных товариществ, обществ и иных организаций, в том числе некоммерческих, а также приобретение имущества, предназначенного в том числе для ведения предпринимательской деятельности;

42) осуществление отбора и представления спортсменов, тренеров и спортивных судей по футболу на присвоение международными спортивными организациями званий и квалификаций;

43) утверждение норм, устанавливающих права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта;

44) осуществление формирования и подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по футболу для участия в международных спортивных соревнованиях и направление их для участия в этих соревнованиях;

45) установление ограничений на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях по футболу спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования;

46) принятие участия в формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

47) организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных спортивных мероприятий по футболу, а также прием международных спортивных мероприятий по футболу с учетом требований ФИФА, УЕФА и законодательства Российской Федерации;

48) внесение предложений о включении спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта;

49) получение финансовой и иной поддержки, предоставленной для развития футбола, из различных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников;

50) осуществление для реализации своих уставных целей и задач иной деятельности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При реализации своих целей РФС может взаимодействовать с федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в том случае, если такое взаимодействие не противоречит нормам законодательства Российской Федерации, а также с неправительственными организациями и иными лицами, не допуская оказания на себя политического, юридического, религиозного и экономического давления, несовместимого с обязательствами РФС по выполнению уставов, норм и правил ФИФА, УЕФА, Олимпийской хартии МОК.

Обязанности РФС. РФС обязан:

а) соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные настоящим Уставом;

б) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

в) ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации РФС о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях РФС в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

г) представлять по запросу органа, принявшего решение о государственной регистрации РФС решения руководящих органов и должностных лиц РФС, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

д) допускать представителей органа, принявшего решение о государственной регистрации РФС, на проводимые мероприятия;

е) оказывать содействие представителям органа, принявшего решение о государственной регистрации РФС в ознакомлении с деятельностью РФС в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;

ж) обеспечивать развитие футбола в Российской Федерации;

з) обеспечивать подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации по футболу для участия в международных официальных спортивных мероприятиях, а также участие таких команд в международных официальных спортивных мероприятиях;

и) участвовать в реализации Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, соблюдая международный календарь игр, как того требует ФИФА;

к) разрабатывать в установленном порядке требования и нормы по футболу в целях их включения в Единую всероссийскую спортивную классификацию и квалификационные требования к присвоению соответствующих квалификационных категорий спортивных судей;

л) разрабатывать и представлять в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта программы развития футбола в порядке, установленном этим органом;

м) участвовать в предотвращении допинга в футболе и борьбе с ним, в том числе путем обеспечения неуклонного соблюдения и выполнения антидопинговых правил, а также бороться против любых форм дискриминации и насилия в футболе;

н) обеспечивать, чтобы руководящие органы РФС и определенные в настоящем Уставе должностные лица соблюдали в своей деятельности законодательство Российской Федерации, уставы, нормы, директивы и решения ФИФА, УЕФА и РФС, в том числе Кодекс этики ФИФА и Регламент РФС по этике, и при этом руководящие органы РФС и определенные в Уставе должностные лица избираются либо назначаются без какого-либо противоправного влияния третьей стороны и в соответствии с процедурами, определенными в Уставе и Избирательном регламенте РФС;

о) принимать участие в соревнованиях, организуемых ФИФА и УЕФА;

п) своевременно и в полном размере платить членские взносы, связанные с членством в соответствующих международных спортивных организациях;

р) управлять своими делами независимо и без влияния третьей стороны, гарантировать полную независимость выборов и назначений;

с) полностью следовать решениям соответствующих органов ФИФА и УЕФА, в соответствие с Уставами УЕФА и ФИФА, которые являются окончательными и не подлежат обжалованию (апелляции);

т) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставами ФИФА, УЕФА и с настоящим Уставом.

Государство и спортивные федерации. В соответствии со статьей 17 Федерального закона об общественных объединениях вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений (в том числе в деятельность спортивных федераций), равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом и Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

Собственность спортивных федераций. Спортивные федерации, являющиеся юридическими лицами, наравне с другими общественными объединениями, могут иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, спортивное оборудование и инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности спортивных федераций, указанной в их уставах.

В собственности спортивных федераций могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данных спортивных федераций в соответствии с их уставными целями.

Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации не могут находиться в собственности спортивной федерации или иного общественного объединения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: