Поднявшись на смотровую площадку

Дисциплина «Технический русский язык»

Тема. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. Сопоставление лексического и грамматического значения слов. Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся.

Практическая работа № 3

Цель: повторение сложных вопросов морфологии: морфологических характеристик, различение частей речи

Задачи:

Повторить грамматические признаки частей речи;

Отрабатывать навыки морфологического разбора;

Продолжать работу по овладению орфографическими умениями и навыками.

Время на выполнение: 2 часа

Обеспеченность занятия

Учебно-методическая литература:

Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. В 2 ч. - [Электронный ресурс]:- 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Златоуст, 2014. - 416 с. – (Эл.учеб.)

Справочная литература:

Немченко, В. H. Грамматическая терминология [Электронный ресурс]: словарь-справочник / В. Н. Немченко. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 592 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53000 сл. / Под ред. Проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд. испр. – М.: ООО Изд – во Оникс, ООО Изд – во Мир и Образование, 2007.

Рабочая тетрадь в линию.Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Морфологи я – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

общее грамматическое значение;морфологические признаки;синтаксические признаки.

Общее грамматическое значение частей речи – это значение слов, одинаковое для одной и той же части речи. Для существительных таким общим грамматическим значением является значение предмета. Так, слова ученик, стол, ветер и др. различны по своим лексическим значениям, но все они обозначают предметы и объединяются в одну часть речи – существительное. Слова прилежный, деревянный, тёплый и др. объединяются в одну часть речи – прилагательное, так как они обозначают признак предмета. Общее грамматическое значение действия отмечаем у глаголов учить, читать, бегать и др.

Морфологические признаки частей речи – это род, число, лицо, падеж и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слов. Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки.

Синтаксические признаки частей речи – это роль слов в словосочетании (главное или зависимое) и предложении (главный или второстепенный член предложения)

 

Тест

1.Какая морфологическая характеристика является неверной?

Вдруг направо от дороги, над виднеющейся издали стеной глухого смешанного леса, появился огромный сноп огненных искр. Тотчас же показались языки пламени. Сомнения не было: горел лес. Вскоре до туристов, расположившихся невдалеке от деревни, дошёл и запах удушливой гари. Увидев багряное зарево, люди, не сговариваясь, бросились на спасение лесного богатства.

1) в тексте 6 наречий                                            3) в тексте 4 причастия

2) в тексте 2 деепричастия                                   4) в тексте 6 глаголов

2.В каких примерах допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?

1) просматривающий – действительное причастие настоящего времени

2) решённый – отглагольное прилагательное

3) нарочно – наречие цели

4) крикнув – деепричастие несовершенного вида

5) сгорбившись – действительное причастие

6) что-нибудь – неопределённое наречие

7) вымытый – страдательное причастие

8) вдоволь – наречие меры и степени

9) лишён – краткое причастие

10) с разбегу - наречие

3. В каком ряду все слова являются причастиями?

1) испёкши, раскидистый, перепрыгнувший, сбежав

2) затемнена, гонимый, нагретая, назначено

3) держащий, мытый, решён, увлекая

4) посаженный, побывав, позволено, несерьёзно

5) проданный, взглянув, нехотя, выполнен

4. Соотнесите данные части речи с соответствующими им суффиксами:

1) страдательные причастия                    А) –а, -о, -и, -ых

2) действительные причастия                  Б) –вш-, -ш-, -ущ-, -ющ-

3) деепричастия                                         В) –ем-, -им-, -нн-, -т-

4) наречия                                                  Г) –вши, -в, -а, -я

5. В каких словах на месте пропуска следует писать И?

1) увид..в                                               6) прикле..нный

2) замет..в                                                   7) движ..мый

3) обид..вшись                                      8) посе..в

4) увид..вший                                           9) постро..вшись

5) зате..вши                                             10) н..куда спешить

6. В каких случаях не следует писать раздельно?

1) (не)построив                                      6) (не)годуя

2) (не)скоро                                            7) (не)когда присесть

3) ещё (не)вспаханное поле                  8) (не)взирая на лица

4) (не)зачем спорить                              9) (не)задумываясь

5) (не)засеяно                                        10)(не)медленно

7. В каких словосочетаниях используется тип связи – ПРИМЫКАНИЕ?

1) опустевший сад                               6) шёл не спеша

2) строящийся на берегу                     7) сверкнув в вышине

3) нечаянно обжечься                          8) чересчур опасный

4) под опавшими листьями                 9) надвигающаяся с запада

5) смотрит нахмурясь                          10) слишком хорошо

8. В каких случаях в причастиях и наречиях пишется -нн-?

1) застеклё..ая веранда                             6) ошибка исправле..а

2) Кваше..ая капуста                                7) избалова..ый ребёнок

3) мужестве..о сражались                        8) медле..о движется

4) печё..й в костре                                    9) отвечает пута..о

5) организова..а комиссия                      10) мороже..ые ягоды

9. В каких примерах выделенные слова являются наречиями?

1) Его слово просто и в то же самое время мощно и несокрушимо.

2) Он был хорош собой, держался просто.

3) Старый пень можно было разломать просто руками.

4) От этого луча солнца всё вокруг посветлело.

5) Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.

6) Утром так сладко спится.

7) Любуюсь каждым весенним утром.

8) Я вспомнил, как четыре года назад уходил на фронт.

9) Не важно – где я странствовал и как добывал средства на жизнь.

10) Как всё-таки хочется счастья!

10. В каких предложениях допущены ошибки в постановке знаков препинания?

1) Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

2) Петров, обидевшись на друга, не захотел с ним разговаривать.

3) Надвигалась гроза, и туча набирая силу, поднималась из-за леса.

4) Мы знали рассказы наизусть, но слушали их по-прежнему охотно.

5) Бойцы шли вперёд держа на весу винтовки.

6) Во-первых, я плохо знал эту местность.

7) Охотники вышли на, заросшую кустами, солнечную поляну.

8) Она стояла, слегка запрокинув голову, и щурясь от яркого солнца.

9) Листок, сорванный ветром, плавно кружась вертелся в воздухе.

10)Он постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал ещё быстрее.

11. Как можно продолжить предложение, не допустив грамматической ошибки? Укажите правильные продолжения предложения:

Поднявшись на смотровую площадку,

1) открывается чудесный вид.

2) можно увидеть весь город.

3) город виден как на ладони.

4) осмотрите окрестности.

5) охватывает волнение при виде открывшихся просторов.

6) туристы достали бинокли.

7) вы сможете увидеть весь город.

8) мною была выбрана точка наблюдения.

9) у туристов был прекрасный обзор всего города.

10) не нарушайте правила безопасности.

12. Какое из утверждений верно объясняет, где в данном предложении допущена ошибка в постановке запятой?

Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

1) не обособлено определение, выраженное причастным оборотом.

2) не нужна запятая перед союзом и, т.к. он связывает однородные сказуемые.

3) не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастием.

4) причастный оборот, стоящий после определяемого слова, не обособляется.

5) все знаки проставлены правильно.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию (письменно отвечать на них не надо):

Что изучает морфология?

С какими другими разделами науки о языке она связана?

Назовите самостоятельные и служебные части речи.

Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи.

 

Фото работы сдавать на мою электронную почту         nadezhda.yusupowa@yandex.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: