Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, их виды и характеристики

Практическая работа №4

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели. Необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем: создание государственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики.

Задача общества – поддержать существование граждан, нуждающихся в помощи. В связи с этим существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

– Пенсионный фонд Российской Федерации;

– Фонд социального страхования Российской Федерации;

– Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды имеют своей целью содействие развитию или материальной поддержки специфических социально – экономических или культурных сфер общественных отношений. Фонды имеют самостоятельное значение, источники их формирования обособлены от источников формирования бюджета РФ и территориальных бюджетов.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на:

– экономические;

– социальные.

В соответствии с уровнем управления внебюджетные фонды делятся на:

– федеральные;

– региональные;

– местные.

Правовой режим Пенсионного фонда определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года (в ред. от 5 августа 2000 года).

Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству Российской Федерации, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Фонда являются государственной собственностью. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

1. целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;

2.  участие на долговременной основе в федеральной и региональных финансовых программах по социальной поддержке населения;

3. расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования;

4. организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в ПФР;

5. развертывание подготовительной работы по организации индивидуального учета поступающих в ПФР от работающих граждан обязательных страховых взносов;

6. осуществление межгосударственного и международного сотрудничества РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

7.  участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

К источникам образования Пенсионного фонда относятся:

1) страховые взносы работодателей;

2) страховые взносы граждан РФ;

3) ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий.

Руководство ПФР осуществляется Правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В состав Правления входят Председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.

На Правление фонда возлагаются:

1. Ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;

2. Определение перспективных и текущих задач фонда;

3. Утверждение бюджета, сметы расходов ПФР и его органов, отчетов об их исполнении, а также утверждение его структуры и штатов.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР. Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным Пенсионного фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года (в ред. от 5 августа 2000 года).

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами федерации.

Основными источниками образования федерального и территориальных фондов являются страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования (ст. 4 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).

Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное (там же).

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие разрешение государственного органа (то есть лицензии) на право заниматься такой деятельностью.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования выступают имеющие лицензии лечебно–профилактические учреждения, научно–исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Страховые медицинские организации наделены комплексом прав и обязанностей.

Страховая медицинская организация имеет право:

I.  свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;

II.  устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;

III.  принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;

IV. предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.

Страховая медицинская организация обязана:

– заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;

– заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Ныне фонд социального страхования представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. ФСС финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Финансовые функции ФСС заключаются в:

1. регулировании финансовых потоков;

2. аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы

3. государственного социального страхования;

4. обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда,

5. нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.

 

 

В состав фонда входят:

1. региональные отделения, управляющие средствами государственного

2. социального страхования на территории субъекта РФ;

3. центральные отраслевые отделения, управляющие средствами

4. государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;

5. филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.

Средства фонда используются на следующие мероприятия:

I. выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим: на учет в ранние сроки беременности;

II. выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

III. оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия;

IV. оплату путевок, проезд и питание работников и их детей в санаторно–курортных учреждениях в пределах РФ или стран СНГ в случае отсутствия на территории России аналогичных учреждений;

V. частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторно–оздоровительных учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности;

VI. создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей деятельности и содержание аппарата управления фонда;

VII. финансирование подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту трудовых прав работников и охрану труда;

VIII. проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

IX. финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и охраны труда;

X. осуществление других мероприятий в соответствии с задачами и планами деятельности фонда.

Отделения ФСС созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

ФСС организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях ФСС перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы.

Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Законодательством РФ предусмотрено образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования и определяются общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти.

Средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности (в дальнейшем – «федеральные дороги»), и управлением дорожным хозяйством, и не облагаются налогами.

Порядок образования и использования дорожных фондов определяется органами власти. Отчеты о расходовании средств дорожных фондов и о планах их использования с указанием основных объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог должны ежегодно опубликовываться в печати с указанием основных объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог.

Распределение средств Фонда по целевым направлениям на предстоящий финансовый год осуществляется последовательным определением размеров нижеперечисленных основных статей расходов и резервных средств Фонда:

1. содержание и ремонт действующей сети федеральных дорог;

2. переходящий остаток средств Фонда на конец предстоящего финансового года;

3. резерв средств Фонда;

4. федеральные расходы;

5. приобретение дорожно–эксплуатационной техники и другого имущества, необходимого для функционирования и содержания, федеральных дорог;

6. реконструкция и строительство федеральных дорог и сооружений на них (переходящие объекты);

7. реконструкция и строительство федеральных дорог и сооружений на них (вновь начинаемые объекты), а также развитие производственной базы дорожных организаций;

8. субвенции и дотации.

В бюджете Фонда не предусматриваются расходы на указанные вновь начинаемые объекты, субвенции и дотации при недостатке средств на содержание и ремонт действующей сети федеральных дорог и обязательные статьи расходов (переходящий остаток, резерв, федеральные расходы).

Средства территориальных дорожных фондов распределяются по следующим направлениям:

1) финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов РФ;

2) затраты на управление дорожным хозяйством.

Целевые внебюджетные средства дорожных фондов образуются за счет:

– налога на пользователей автомобильных дорог;

– налога с владельцев транспортных средств;

– акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

 В дорожные фонды могут направляться также средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добровольных взносов, а также из других источников (включая ассигнования из бюджета Российской Федерации) (ст. 3 Закона РФ «О дорожных фондах», (в ред. от 5 августа 2000 года).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: